"Культура речевого общения".
консультация

Рекомендации воспитателям. (Речь воспитателя, который находится в постоянном общении со своими воспитанниками,  является образцом родного языка для детей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechevogo_obshcheniya.docx15.23 КБ

Предварительный просмотр:

Культура  речевого  общения.

(рекомендации воспитателям)

   Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения своих воспитанников, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка. Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем.

  Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.  Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание.

  Однако нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений. Важно шире использовать сложносочиненные и  сложноподчиненные предложения. Рассказывая детям о проведенной экскурсии, о природе и т. д., необходимо выделять и давать им только главное, то, что относится к данной теме. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя трудной для восприятия. Доступность, понятность речи воспитателя достигается, прежде всего, благодаря правильному и точному использованию слов. В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы доступны для понимания и легки для усвоения. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче и  насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

  В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катюша, убери чашечку со стола и т. п.), засоренность лишними словами (ну, вот, значит, так), в общении с более старшими детьми подлаживание под речь малышей. К использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. С одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой – постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их значение.

  В целом рассказ педагога должен быть полным, красочным, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена логическая связь. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки).

  Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

  Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

  1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
  2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию.
  3. Использовать в своей речи литературное произношение.
  4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.
  5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
  6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с  учетом  возраста детей.
  7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

    Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Основы речевой культуры и стилистики: Пособие для учителя. Пастухова Л. С.,  Нижняя Орианда,   2013 г.
  2. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина, 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры речевого общения

Формирование культуры речевого общения. В общении с детьми современные родители испытывают определённые трудности, а отсюда и серьёзные недостатки речевого этикета. Причины: 1 родители ...

"Культура речевого общения"

Вашему вниманию предлагаются методические рекомендации по формированию культуры речи дошкольников....

Каталог художественных произведений о культуре речевого общения для чтения и рассказывания детям в разных возрастных группах.

Каталог художественных произведений о культуре речевого общения предназначен для совместного прочтения а так же для самостоятельного ознакомления детьми разных возрастных групп...

Культура речевого общения детей

«Дефи­цит общения в дошкольном воз­расте накладывает роковую печать на последующую судьбу личнос­ти», — отмечал В.В. Давыдов....

"Организация педагогического процесса и особенности культуры речевого общения в разновозрастной группе детского сада".

В статье раскрываются особенности организации педагогического процесса и специфика формирования культуры общения в разновозрастной группе детского сада....

Воспитание культуры речевого общения.

Воспитание культуры речевого общения – одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка, которая предполагает не только овладение языковыми нормами (фонет...

Реализация речевых ситуаций, направленных на развитие культуры речевого общения

Цель данной разработки: развитие культуры речевого общения у старших дошкольников при помощи речевых ситуации, данные ситуации проводились на вербальной основе, а похожие на них на  не вербальной...