Научно-практическая работа
статья (старшая группа)

Статья на тему "Особенности организации театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО

А.А. Саксаева

БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж»

Научный руководитель преподаватель дошкольной педагогики Е.А. Кергилова

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены в ФГОС ДО, ребёнок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности [1].

По мнению исследователей Т.Н. Дороновой, А.И. Бурёниной, Н.Ф. Сорокиной,

Л.Г. Миланович, М.Д. Маханёвой и др., театрализованная деятельность позволяет решать, многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального, художественно-эстетического развития и восприятия детей.

Театрализованная деятельность – это обобщённое понятие, включающее в себя различные виды театрализованных игр, организуемые совместно со взрослыми или самостоятельно детьми. Под театрализованными играми учёные понимают «игры в театр», сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям.

Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей: развивается художественный вкус, творческие и декламационные способности, формируется чувство коллективизма, развиваются психические процессы.

Театрализованные игры делят на две основные группы режиссёрские игры и игры – драматизации.  

К режиссерским играм относят: настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе.  

Ребёнок или взрослый не являются действующим лицом. Он создаёт сцену, ведёт роль игрушечного персонажа объёмного или плоскостного. Он действует за него, изображает его мимикой, интонацией, жестами. Пантомимика ограничена.

На  первый  план  здесь  выступает  речь, её  темпы, интонация  выразительность, дикция.

Вторая группа – игры - драматизации, которые основаны на собственных действиях исполнения роли. При этом могут быть использованы куклы бибабо, шапочки, костюмы. Ребёнок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, пантомимику [2].

Развитие театральной деятельности с использованием театрализованных игр и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует и участия в этом процессе родителей.    

Объединение педагогов, детей  и родителей  в  совместной  работе  по  приобщению  к миру театра позволяет совершенствовать  педагогическую  подготовленность  родителей  в  вопросах воспитания собственных детей.  Проведение досугов, тематических вечеров, в которых родители  и  дети  являются  равноправными  участниками,  бесед, консультаций,  подготовка костюмов, совместные поездки и подготовка к выступлениям, участие в  праздниках и утренниках способствует расширению сотрудничества семьи и детского сада.

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счёт освоения разных видов игры-драматизации и режиссёрской театрализованной игры. Углубление опыта игры - драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески [3].

Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценировки, становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро». Опыт режиссёрской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и ёж»), произведения Л.Н. Толстого, И.А. Крылова, Г.Х. Андерсена, М.М. Зощенко, Н.Н. Носова.

Яркой особенностью игр детей 5 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игра – фантазирование.

Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга.

Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. Достигается средствами стимулирования их интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку понять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определённым уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств, для импровизации и самовыражения.

Исходя из вышесказанного, мы можем выделить особенности организации театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста:

  • создание условий для развития познавательной активности детей в театрализованных играх (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощённо держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.)
  • приобщение детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
  • обеспечение условий для взаимосвязи театрализованной игры с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги и т.д.);
  • создание условий для совместной театрализованной игры детей и взрослых  (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими) [5].

Организованная таким образом деятельность педагогического коллектива и участие в ней родителей будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребёнка в разных видах творчества, самоутверждения его в группе сверстников. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счёт интеграции игры, и разных видов искусства, которые находят своё воплощение в театрально-игровой деятельности. Научит ребенка не только видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное  и  доброе,  но  и    поможет  ребёнку  развиваться  всесторонне  и   подготовиться к успешному обучению в школе.

Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт ДО [Текст] / Министерство образования и науки РФ // Дошкольное воспитание. – 2014. - №2. – С. 4-18.

2.Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]: кн. для воспитателя дет.сада / Л.В. Артемова. – М.: КНОРУС, 2016. – 127 с.

3.Доронова, Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театральной деятельности: Программа «Из детства в отрочество» [Текст] // Ребенок в детском саду. – 2016. – №2. – 56 с.

4.Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М.Д. Маханёва. – М., Творческий центр Сфера, 2016. –128 с.

5.Охорзина, Т.А. Ролевая игра как один из способов развития общих и специальных способностей детей: Ролевая игра «Театр». Опыт проведения в детском саду № 15 г. Бердска [Текст] / Т.А Охорзина // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 10. – 23 с.

6.Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр [Текст] / Н.Ф. Сорокина. – М.: АРКТИ, 2014. – 162 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных форм работы с родителями Детско-родительская научно-практическая овощная конференция для детей старшего дошкольного возраста

Активно используя новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада, мы опробировали одну из интерактивных форм работы с семьёй: детско-родительская научно-практическа...

Научно-практическая статья «Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы»

Данный материал направлен на формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни, на бережное отношение к природе и окружающему миру....

научно-практическая конференция "Первый шаг в науку" работа "Изчего же, из чего же сделаны эти краски?"

      1.Введение. Постановка и  актуальность выбранной темы:           Наш мир прекр...

Игра- радость движения ( сборник материалов Международной заочной научно- практической конференции «Перспективные формы, методы и приемы организации учебно- воспитательного процесса: из опыта работы»)

Методическая разработка «Игра - радость движения»»  предусматривает приобщение детей к традициям чувашского народа через чувашские подвижные игры. В содержание игрового занятия ...

Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях.

Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях...

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (Новосибирск, 15 марта 2019 г.) НОВОСИБИРСК 2019

quot;РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ". В данной статье обсуждается роль организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении. Автор рассматри...