Эссе на тему « Эластичность спроса и предложения в социокультурной сфере»
статья

Рябова Татьяна Владимировна

сть области знаний и жизненного опыта, о которых, кажется, может судить любой из нас. Каждый из нас, независимо от подготовки, повседневно сталкивается с экономическими явлениями. Все мы трудимся - создаем ценности или повышаем свою квалификацию, получаем доходы, обращаемся к рынку, следим за ценами, являемся потребителями. Экономика изучает “homo ecoonomics” - экономического человека, его действия и интересы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе на тему:

Эластичность спроса и предложения в социокультурной сфере

Есть области знаний и жизненного опыта, о которых, кажется, может судить любой из нас. Каждый из нас, независимо от подготовки, повседневно сталкивается с экономическими явлениями. Все мы трудимся - создаем ценности или повышаем свою квалификацию, получаем доходы, обращаемся к рынку, следим за ценами, являемся потребителями. Экономика изучает “homo ecoonomics” - экономического человека, его действия и интересы.

В своей работе  рассматриваю  эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.

Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы.

С повышением цен на продукцию фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.

Однако нас интересует не только направление, но и величина изменения спроса. Как изменится величина спроса при повышении (понижении) цены продукции на 1, 10, 100 руб.? Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и соответственно уменьшения сбыта.

Поэтому для фирмы важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.

Коэффициент эластичности является инструментом статистических измерений, активно используемый в маркетинговых исследованиях. Произведём расчёты дуговой эластичности совокупного спроса по цене, дуговой эластичности совокупного предложения по

цене, а также дуговой эластичности совокупного спроса по доходам. Поскольку речь идёт о макроэкономических показателях, то нами рассчитана дуговая эластичность. Денежные расходы населения (услуги учреждений культуры), расходы государственного бюджета, валовый располагаемый доход и т.д. условно считаем ценой услуги.

В сфере культуры на эластичность совокупного спроса по цене влияют следующие факторы:

• удельный вес продукта (товара, услуги) в расходах потребителя (чем больше доля товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

• коррекция потребительских предпочтений: перераспределение бюджета в пользу других товаров (услуг); т.е. высокая эластичность;

• товар (услуга) не первой необходимости и от него можно безболезненно для индивида отказаться;

• влияют особенности культурных благ.

Анализ теоретических работ позволяет зафиксировать следующие отличия культурных благ (2):

• потребительский эффект (впечатления, переживания, смыслы) невозможно гарантировать, исходя из формальных признаков продукта; в культуре сложно выработать критерии, позволяющие прогнозировать полезность потребления;

• продукты культуры не идентичны друг другу; им сопутствует свойство неповторяемости покупок; как следствие правило: качество однократно покупаемых товаров низкое.

• без них можно обойтись; «единого прожиточного антропологического минимума не существует» (2,204); «прожиточный минимум сегодня - это standard package, минимум навязанного потребления»(1, 82).

• ценность культурных благ принимается на веру (2,207).

• низкая формализуемость продукта культуры (его основных параметров качества) не порождает эффективные механизмы контроля качества.

Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов.

В экономике широко распространено использование процентного исчисления для выражения способности одной переменной реагировать на изменение другой.

Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, то есть коэффициент получается отрицательным. «В обыденных, утилитарных вопросах потребитель чётко знает свой интерес и за объективно лучшее мотивирован платить больше. Соответственно, производитель заинтересован это лучшее предоставлять. Однако у культуры как отрасли экономики есть специфическая особенность объективные критерии качества продукции здесь отсутствуют, т.к. работоспособность денег в культуре ограниченная: цены на товары в одной товарной группе могут отличаться незначительно и вовсе быть одинаковыми» (2,14). Из-за того, что деньги не выполняют функцию измерения (кодирования оценок), то деньги «бездельничают» и все потребительские риски приходятся на покупателя»

Главным фактором, влияющим на спрос, является цена. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса)— это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Прямая эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на один процент.

Как измерить эластичность спроса по цене?  Простейший способ проверить, эластичным  или неэластичным  является  спрос, — это определить, что происходит с общей выручкой, или де нежными поступлениями, — совокупными расхода ми, с точки зрения потребителей, — в случае измени цены продукции. Эластичность и общая выручка.

Эластичный спрос. Если спрос эластичен, уменьшенной цены приведет к

увеличению общей выручки. При меньшей цене, уплаченной за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены.  Неэластичный спрос. Если спрос неэластичен, уменьшении   цены приведет уменьшению общей выручки. Небольшое расширение продаж, которое произойдет в этом случае, окажется недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, так что в конечном счете общая выручка уменьшится.

 Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Проиллюстрируем ее применение на конкретных примерах. Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса?

Чтобы ответить на эти вопросы и правильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластичность спроса и предложения на данный товар.

Результаты потребления культурных благ могут быть разнообразны и принимать как денежную, так и не денежную форму; их можно отнести по времени в будущее или получать прямо сейчас; их может получать сам носитель человеческого капитала или же другие лица, а также общество в целом; их часто можно обнаружить в смежной сфере (отрасли); и, как правило, результаты отложены во времени. «Наиболее объективной и разумной, по мнению ученых, является точка зрения, в соответствии с которой важнейшим полезным эффектом функционирования и развития искусства и культуры является социальный эффект»

Анализ эластичности совокупного предложения показывает, что приращение инфраструктуры культуры, а по существу рост социальных инвестиций зависит, прежде всего, от благосостояния экономики, в нашем случае он выражается в зависимости от динамики номинального ВВП.

Рассмотрев тему по данной курсовой работе, мы пришли к выводу, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

Имеющиеся статистические показатели не раскрывают всё многообразие внешних эффектов культуры и не обеспечивают потребности системы управления в актуальной, объективной информации. В статье сделана попытка адаптировать репрезентативные модельные ситуации, на основе которых выстраивается система экономических координат сферы культуры. Одним из таковых показателей является коэффициент эластичности. Индикаторы, в том числе и коэффициент эластичности, способны выполнять как минимум, три функции: выступать теоретической моделью, оборачиваться методом для методических служб ведомств, стать основой для разработки системы мониторинга и оценки государственных программ.

Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.

Рост валового располагаемого дохода отрицательно сказывается на численности зрителей. В данном случае культурные блага являются неполноценными, низшими благами (Е<0); потребитель, как показывает данные по динамике долей денежных расходов домашних хозяйств, увеличивают в разы расходы на образование и услуги связи, в то время как доля расходов на культуру остаётся неизменной на протяжении 20 лет.Если нет прямой зависимости между потреблением этого блага и изменением дохода (Е=0), то это нейтральное благо.

Эластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.

Практическое значение коэффициента эластичности заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте на тему «Придумывания сказки на предложенную тему» в подготовительной группе

План-конспект  занятия по развитию речи и обучение грамоте на тему:  «Придумывания сказки на предложенную тему» ( В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ)   ВОСПИТАТЕЛЬ:За...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Осень спросим».

Непосредственно образовательная деятельность с детьми 4-5 лет с использованием СОТ: мнемотехника, здоровьесбережение, развитие творческого воображения....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Придумывание сказок на предложенную тему".

Данный материал представляет собой конспект  по развитию у детей монологической речи, активизации словаря, умения придумывать сказки на заданную тему....

Эссе на тему: «Картина образовательного маркетинга 2020 года». Прогнозы для образовательной сферы деятельности.

Эссе на тему: «Картина образовательного маркетинга 2020 года». Прогнозы для образовательной сферы деятельности....

Эссе на тему "Судьба моя -я воспитатель" написано на районный конкурс эссе по данной теме

Эссе на тему "Судьба моя -я воспитатель" написано на районный конкурс эссе по данной теме...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе Тема: «Осень спросим»

Программное содержание:       Расширять представления детей о многообразии природных явлений, устанавливать простейшие связи между ними, закреплять представления о сезонн...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте на тему: «Состав слова. Анализ предложения. Виды предложений."

Цели:дать детям общее представление о составе слова и словообразовании;научить детей проводить анализ предложения(сколько слов в предложении, определить последовательность слов в предложении)научить о...