Главные вкладки

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Осень спросим».
    план-конспект занятия (развитие речи, средняя группа) по теме

    Литвинова Светлана Алексеевна

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми 4-5 лет с использованием СОТ: мнемотехника, здоровьесбережение, развитие творческого воображения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_dlya_pechati.doc130.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 130 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

    Невского района  Санкт-Петербурга

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в образовательной области «Познание».

    Тема: «Осень спросим».

    Средняя группа (4-5 лет).

     Воспитатель ГБДОУ № 130

                                                                         Литвинова Светлана Алексеевна

    22 ноября 2012 года

    г. Санкт-Петербург

                Цель:

              систематизация  представлений и знаний детей по теме «Осень».

                Задачи:

    1. образовательные: уточнение и обобщение представлений о многообразии явлений живой и неживой природы осенью, установление взаимосвязи между ними и жизнью людей,

    активизация в речи слов и выражений, позволяющих начать и        закончить рассказ об осени.

    1. развивающие: упражнение в умении рассказывать об осени связно, в логической последовательности с использованием наглядной схемы-мнемотаблицы,  формирование умения соотносить знаковые символы с образом.
    2. воспитательные: воспитание  доброго  отношения  к природе, проявления  заботы о ней, пробуждение эмоциональной отзывчивости, привычки к выполнению элементарных правил поведения.

                  Предварительная работа:

    1. чтение стихотворений, рассказов об осени;
    2. рассматривание фото, репродукций картин;
    3. наблюдения на прогулке в ДОУ и  с родителями ;
    4. НОД в ОО «Познание»;
    5. совместная деятельность ( игровая, музыкальная, продуктивная);
    6. составление мнемотаблиц и мнемодорожек по стихотворениям и прозе об осенних явлениях.

                   Материал:

    1. основа  и карточки на липучках для составления мнемотаблицы, осенние листья, корзинки, письмо от зайцев, конверт для ответа.

    Использование   СОТ:

    1. мнемотехника;
    2. здоровьесбережение;
    3. развитие творческого воображения(РТВ).

    Ход совместной деятельности.

    Воспитатель обращает внимание на лежащие на полу осенние листочки:

    --Ребята, посмотрите, сколько здесь красивых листьев, и расположились они не беспорядочно, а как?  По кругу, они нам помогут встать в ровный круг.

    Собрались все дети в круг,

    Я-твой друг(руки к груди),

     и ты мой друг(протянуть руку),

    Крепко за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся.

    --Посмотрите внимательно, с какого дерева листья у нас под ногами? какого они цвета?

    Кленовый, дубовый, осиновый лист

                                   Дружно за руки взялись,

    Закружились, понеслись,

    Пожелтел и лес, и сад,

    Все узнали….листопад!

    Много листьев принёс листопад к нам в группу, давайте их соберём, но не все вместе, а разделим на группы.

    А если листок разноцветный, куда его положим?

    Обращаю внимание на листок, отличающийся от всех — каштановый. В нашем детском саду и поблизости с ним каштаны не растут, но в нашем городе , и у нас в Рыбацком растут каштаны с огромными листьями, похожими на огромные ладошки , да на нём ещё и написано что-то. Это письмо!

    ( Воспитатель читает письмо): На конверте обычно пишут, кому письмо и по какому адресу почтальон должен доставить письмо. Здесь написано:

    «КУДА: детский сад 130,группа «Подсолнушки». Это наш детский сад, наша группа?

    (дети отвечают). Значит, это точно нам.

    ОБРАТНЫЙ АДРЕС. Ой, какой интересный обратный адрес! « Заячья поляна загородного леса». Представляете, нам пришло письмо с заячьей  полянки. От кого это письмо, как вы думаете? (от зайцев).Интересно, что же в письме…Вам тоже интересно? Слушайте внимательно :

    «Здравствуйте! На нашей поляне состоялось собрание . Мы хотим принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина зайцев считали, что пора, а  другие говорили, что ещё рано. Одни говорили, что осень ещё не закончилась, а другие - что зима уже началась. Мы не знаем, что делать. Помогите, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идёт к нам через ваш город. Скоро ли она будет в лесу? Только мы просим - представьте убедительные доказательства. Ведь  менять шубки дело для зайцев очень непростое.» Вот так проблема…

    Ребята, надо помочь зайцам, чтобы они успели сменить шубки до прихода зимы. Мы не умеем пока писать, но можем  составить письмо из рисунков-подсказок, это мы умеем? О чём будут все эти подсказки? (об осени).

    -Как мы узнаём, что наступила осень?

    -Что мы видим во дворе в начале осени? С чего начинается осень?( Листья на деревьях меняют цвет и осыпаются).Есть ли у нас такая карточка? (ребёнок выбирает и крепит на таблицу).

    -Какие ещё перемены происходят осенью?  (солнце светит мало, греет меньше, на небе чаще бывают тучи).

    Прикрепляем карточку.

    -Когда на небе много туч собирается, что может произойти ? (идёт дождь).А дождь, это хорошо или плохо? Почему хорошо? Почему плохо?

    -Как мы спасаемся от дождя? (прячемся под крышу, берём зонтики, надеваем сапоги…). Есть у нас такая карточка? Выставляем карточку.

    -А ещё говорят: « Умный в лужу не пойдёт, умный лужу обойдёт». Почему так говорят? Почему нельзя ходить по лужам? (ответы детей).

    -Ребята, а кто-нибудь из вас был в осеннем лесу? Что вы там видели или делали  интересного?  А какие вы грибы собирали? Все грибы можно собирать? (ответы детей). Скажите, пожалуйста,  как  нужно поступить с ядовитыми грибами?  Можно ли их срывать, сбивать ногами? Почему? (ответы детей).

    -Соберём грибочки в туесок?

    Пальчиковая игра «Что в туеске?»

    Топ-топ, пять шагов,

    В туесочке пять грибов:

    Мухомор красный-

    Это гриб опасный,

    Гриб второй - волнушка,

    Розовое ушко,

    Третий гриб-лисичка,

    Рыжая косичка,

    А четвёртый гриб- сморчок,

    Бородатый старичок,

    Ну а пятый - белый,

    Ешь его смело!

    (поочерёдно загибают пальцы, на последние две строки- показать «во!»).

     

    -Что ещё собирают в лесу осенью? (ягоды).

    На кустах и на кусточках,

      На сухих болотных кочках

                                                Ягоды растут в лесу,

                                                Быстро зреют на вису.

    -Какие ещё подарки приносит осень?  (дети перечисляют названия овощей, фруктов….подвожу к обобщению- «урожай»).

    В магазин вези,

                                               В закрома запасай

      Злаки, овощи, фрукты-

    Большой…..урожай!

    Выставляем карточку-подсказку.

    Ребята, мы сказали, что осенью меняется погода, занятия людей осенью.  А кто ещё меняет свою жизнь осенью ?  (животные,   какие ? как?   Дети перечисляют. )

    -А какие ещё есть обитатели леса и города, которые тоже меняют свою жизнь осенью? (побуждаю назвать птиц).

    Птицы на юг улетают:

    Гуси, грачи, журавли,

    Вот уж последние стаи

    Крыльями машут вдали.

    Ребёнок выставляет карточку.

    -Почему улетают птицы? Как мы с вами можем помочь тем птицам, которые остаются зимовать рядом с нами?  (сделать кормушки и подкармливать их). У нас в детском саду есть кормушки? Что можно в кормушку положить для птиц?

    -Разной бывает осень- тёплой и солнечной в самом начале, сияющей разными красками в середине, про такую осень мы говорим «Золотая», а какой становится осень в конце (поздней), поздняя осень- она какая? (холодная, бывают морозы, вместо дождя или вместе с ним идёт снег).

    Прикрепляем карточку.

    -Вот какое письмо у нас получилось! О чём оно? (об осени, её признаках).

    Ребята, как вы думаете, всё мы с вами про осень вспомнили? Если попробовать составить рассказ по нашим рисункам-подсказкам, можно будет понять, что осень заканчивается? Давайте проверим себя!

     -Как мы можем начать рассказ об осени?   А как закончить?

    2-3 ребёнка составляют рассказ об осени по мнемотаблице.

     Сюрпризный момент. Входит Осень.

    Осень:

    -Вы обо мне? А вот и я!

    Здравствуйте, мои друзья!

    К вам спешила, наряжалась,

    Слышала, как вы старались

    Обо мне всё рассказать,

    Чтобы зайцы точно знали:

    Шубки им ПОРА менять!

    - Ребята, оказывается осень всё это время была поблизости и всё-всё слышала! Уважаемая Осень, помоги нам, пожалуйста, передай наш ответ зайцам на лесную опушку. Тем более что тебе как раз по пути, ведь как написали в своём письме зайцы, осень уходит и зима приходит в лес как раз мимо нашего города, нашего детского сада, а  вслед за осенью по земле зашагает зимушка-зима….торопись, чтобы зайцы успели вовремя сменить летние шубки на зимние.

    Осень берёт «письмо» и уходит.

    Ребята, мы сегодня с вами рассказывали об осени, и тем самым сделали одно  

    важное дело. Какое? (помогли зайчикам). Мы с вами добрые люди? (Да) .     Давайте    такими же и останемся.

                     

     Чтоб погоду описать, с мячом надо  поиграть!

    Этот мячик разноцветный,

    Он волшебный и осенний,

    Будет в руки к вам скакать

    И вопросы задавать .

    Какая погода бывает осенью?

    Когда идёт дождь, погода….дождливая

    Дует ветер, погода…

    Холодно, погода…

    Морозно, погода….

    Хмуро, погода…

    Грустно, погода…..

    Светит солнце, погода….


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в образовательной области "Художественное творчество".Тема ""Подарок маме

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №130 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Невского...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по образовательной области «Физическая культура».

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста  по образовательной области «Физическая культура». Неделина Елена Николаевнаинструктор по ф...

    Совместная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Мы вам рады, гости дорогие!»

    Совместная образовательная деятельность  «Мы вам рады, гости дорогие!» с детьми среднего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое раз...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие»

    Образовательная область: «Познавательное развитие»Возрастная группа: средний дошкольный возраст Тема: «Поговорим о здоровье». Цель: способствовать становлению интерес...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в технике «эбру» - рисование на воде на тему: «В лесу родилась елочка»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в технике «эбру» - ...