Программа "Развитие у детей самостоятельности и инициативности в познании окружающего мира, через экспериментальную деятельность"
рабочая программа (средняя группа)

Арсентьева Елена Александровна

Программа разработана для работы с детьми 4-5 лет. В программе представлены последовательная работа с детьми направленая на развитие самостоятельности и инициативности в познании окружающего мира, через экспериментальную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие у детей самостоятельности и инициативности в познании окружающего мира, через экспериментальную деятельность.

Актуальность выбранной темы.

        Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».

        Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

        Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

Можно говорить о том, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению (Агеев В. В., 2008). Самостоятельность проявляется в создании сюжетов и организации совместных игр, в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов), способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение, деятельность других детей.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.

Развитие инициативности происходит, если соблюдаются следующие условия:

1. Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь", развивать у детей инициативу).

2. Давать задания интересные или такие, в которых у человека есть личный интерес что-то делать.

3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи).

4. Научить грамотно, реагировать на собственные ошибки.

Формирование самостоятельности происходит, если созданы следующие условия:

- у детей поддерживается стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей;

- детям формируют умение ставить цель деятельности;

- детей знакомят с элементарным планированием своей деятельности;

- дети активно реализуют задуманное и получают результат, адекватный поставленной цели.

        Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада - идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия детства.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

        На этапе завершения этого дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

а) проявляют инициативу и самостоятельность в экспериментальной деятельности, выдвигая свои гипотезы и проверяя ее в самостоятельных практических действиях;

е) самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;

ж) проявляют способность к принятию собственных решений.

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

        Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее затем у него возникает потребность в совместной деятельности с взрослым. В этой фазе ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого - носителя знаний, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Именно на основе собственной активности у дошкольников возникает ряд специфических видов детской деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности.

        Специфические виды деятельности развиваются, порой, без помощи взрослого и даже вопреки его запретам. В этом и заключается их истинно детская сущность. К таким видам деятельности относится экспериментирование и игра - важнейший вид поисковой деятельности. Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского познания и пронизывает все сферы детской жизни.

Поэтому, что бы такая «стихийная» познавательная деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития самостоятельности и инициативности.         Создан центр экспериментирования, в котором подобраны все необходимые материалы и инструменты. Было решено, проводить познавательно – экспериментальную деятельность в двух аспектах: на организованных  играх – занятиях и в самостоятельной экспериментальной  деятельности в центре вне занятия, где ребенок самостоятельно выбирает объект эксперимента, материалы и оборудования.

        При организации работы в этом направлении придерживаюсь следующих принципов:

• Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.

• Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.

• Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Особенности развития познавательно – исследовательской деятельности детей 4-5 лет

        Познавательное развитие дошкольников 4-5 лет становится более целенаправленным: развивается умение принимать и правильно понимать информацию. Познавательная деятельность усложняется: дети активно реагируют на зрительную и осязательную информацию, могут оперировать ею. Благодаря накоплению личного опыта действия становятся более обдуманными, проявляются попытки работать самостоятельно.

Дошкольникам средней группы можно давать 2-3 указания сразу, если действия просты и знакомы им. В этой возрастной группе следует начинать проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. При фиксации экспериментов рекомендуется использовать готовые формы, но в конце года постепенно начать применять простые карточки – схемы.

        В познавательно – исследовательской деятельности дошкольников 4-5 лет выделяются следующие основные направления познавательного развития:

- знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами, непосредственного восприятия и опыта детей;

- установление связей и зависимостей между предметами и явлениями и событиями, приводящие к формированию в сознании ребенка целостной системы представлений; развитие наблюдательности и формирование положительного отношения к явлениям окружающей действительности.

        

Цель: способствовать развитию у детей инициативности, самостоятельному познанию и размышлению. 

Задачи:

  1. Создать условия для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту, желания самостоятельно находить решения в проблемной ситуации; обеспечить безопасность детей в ходе экспериментальной деятельности.
  2. Способствовать у детей наблюдательности, как необходимого условия исследовательской деятельности. Поощрять самостоятельные наблюдения ребенка, умение подмечать в предмете новые стороны и специфические особенности, не просто фиксировать объект, а формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и средой обитания.
  3. Поддерживать самостоятельный поиск проблемы и выдвижение гипотезы, а также поиск путей решения проблемы в ходе исследований, способствовать развитию мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнения, обобщение); формировать способы познания путем сенсорного анализа.  
  4. Социально – личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции  своих действий.
  5. Развитие у детей умений пользовать приборами - помощниками при проведении игр- экспериментов (увеличительное стекло).
  6. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

- развитие у детей представление о химических свойствах веществ (растворение различных веществ; взаимодействие различных веществ, при соединении, и их влияние на свойство других  веществ);

- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды).

- развитие представлений о свойствах (воды, песка, глины, воздуха, камня).

- развитие ЭМП (упражнять в количественном счете).

Совместная деятельность воспитателя с детьми проводится еженедельно 15- 20 минут, по плану педагога, а так же самостоятельная деятельность детей в центре экспериментирования по запросам детей в свободное время.

Для поддержания интереса к  экспериментированию игру объединить общей историей: дети сыщики, которые «расследуют дело» - выявляют свойство, качества того или иного явления, вещества, материала. «Сыщики изучают объект исследования в соответствии с темой. Тема подбирается с учетом сезона и темой недели.

Структура проведения игры – экспериментирования:

- постановка, формулирование проблемы (познавательная задача);

- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

- проверка гипотез;

- подведение итогов вывод;

- фиксация результатов;

- вопросы детей.

Оснащение центра экспериментирования:

  1. Разнообразные материалы: песок, глина, почва, крупы, соль, сахар, красители пищевые, краски, камни;
  2. Разнообразные инструменты: мерные ложки, сито, лупы, воронки, баночки для наблюдения за насекомыми; прозрачные и матовые стаканчики, весы, зеркала, фонарики.
  3. Дидактические игры;
  4. Книги;
  5. Карточки схемы к экспериментам.

Перспективное планирование по теме

на год

месяц

Раздел познавательно - исследовательской деятельности

Тема, цель

октябрь

Что мы знаем о себе (организм человека)

Тема: Что может нос?

Цели: развивать интерес к опытно – экспериментальной деятельности; умение выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы.

Что на поверхности ( Свойства песка, почвы, глины)

Тема: Почему осенью бывает грязно?

Цели:  формировать представление о свойстве почвы впитывать воду; продолжать обучать способам исследования; развивать мыслительные процессы (анализ, обобщение, сравнение).

История воды и воздуха

Тема: Испарение

Цели: расширять представление о свойствах  воды (испарение), совершенствовать умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес.

Тайна живой природы (мир растений и животных)

Тема:  Для чего растениям плоды?

Цели: формировать представление о развитии растений; привлекать к совместным  со взрослыми практическим познавательным действиям экспериментального характера; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования.

Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Магнитная задачка.

Цели: познакомить с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы, учить обобщенным способам исследования различных объектов; развивать  интерес к исследованиям.

ноябрь

История воды и воздуха

Тема: Чем пахнет вода?

Цели: познакомить со свойствами воды ( в чистом виде не имеет запаха, но может приобретать его в результате растворения ароматных веществ); привлекать к совместным  со взрослыми практическим познавательным действиям экспериментального характера.

Что на поверхности

(Свойства песка, почвы, глины)

Тема: Превращение песка и глины

Цели: познакомить некоторыми свойствами песка и глины в сравнении (водонепроницаемость песка и водонепроницаемость глины); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования.

Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Картон

Цели: познакомить со свойствами картона; совершенствовать умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес.

Четыре сезона (природные явления)

Тема: Спокойной ночи, солнышко!

Цели: формировать начальное представление о вращении Земли; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования.

Тайна живой природы (мир растений и животных)

Тема: Почему животным тепло зимой?

Цели: познакомить с особенностями приспособления животных к зиме (теплая шерсть); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий.

декабрь

История воды и воздуха

Тема: Гололедица.

Цели: закреплять знания детей о свойствах различных состояний воды (жидкое, твердое), продолжать устанавливать взаимосвязь между объектами неживой природы; способствовать умению формировать вывод в ходе совершения практических действий.

Тема: Как «растет вода?»

Цели: формировать у детей представление о том, что уровень воды повышается при помещении в емкость с водой посторонних предметов; развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Что на поверхности

Тема: Камни.

Цели: продолжать выявлять свойства веществ и материалов (камней); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать интерес к практическим действиям

Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Деревянный мир

Цели: продолжать знакомить со свойствами древесины, учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта, самостоятельно осуществлять  практические действия; развивать познавательный интерес.

Тайна живой природы (мир растений и животных)

Тема: Как корень «служит»?

Цели: формировать у детей понятие о значении корня для роста и развития растений; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования.

Что мы знаем о себе (организм человека)

Тема: Что «умеет» язычок?

Цели: продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией языка); закреплять умение выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания; развивать интерес к опытно – экспериментальной деятельности.

январь

История воды и воздуха

Тема: Где прячется воздух?

Цели: продолжать знакомить детей  со свойствами воздуха, выявить его повсеместное присутствие; продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес.

Тема: Какой бывает вода?

Цели: закреплять знания детей о свойствах воды; формировать понятие «чистая вода –прозрачная». «грязная – непрозрачная», «фильтрация», продолжать учить самостоятельно осуществлять практические познавательные действия; развивать любознательность.

Что на поверхности

Тема: Мерзнет ли песок?

Цели: продолжать знакомить детей  со свойствами сухого и влажного песка (при его замораживании); обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать любознательность.

Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Стеклянный мир.

Цели: познакомить детей  со свойствами стекла, продолжать учить детей обобщенным способам обследования объектов; развивать интерес к исследовательской деятельности.

Тайна живой природы (мир растений и животных)

Тема: Чем полезен холодный снег для растений?

Цели: формировать у детей понятие о взаимосвязи живой и неживой природы (польза снега для растений); закреплять устанавливать взаимосвязь между объектами исследования.

февраль

История воды и воздуха

Тема: Помощница вода

Цели: продолжать знакомить детей о свойствах воды (обладает очищающим свойством); продолжать включать детей в совместные практические познавательные действия экспериментального характера.

Что на поверхности

Тема: Сравнение свойств песка, глины и почвы.

Цели: продолжать учить детей выявлять свойства и качества материалов в сравнении, обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать интерес к объектам исследования.

Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Какие разные игрушки!

Цели: продолжать учить выявлять свойства и качества материалов в сравнении, продолжать самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес.

Тема: Поплаваем?

Цели: учить выделять определенные свойства предметов (тонет – не тонет в воде), используя практические действия; развивать интерес к объектам исследования.

Тайна живой природы (мир растений и животных)

Тема: Расти, семечко, расти!

Цели: формировать у детей понятие о необходимости влаги на этапе роста и развития растений; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий.

март

История воды и воздуха

Тема: Водяные переливы

Цели: продолжать учить детей знакомить со свойствами воды, формировать понятие о том, что вода принимает форму сосуда, в который она налита; учить детей формировать вывод в ходе совершения практических действий.              

Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Мыльные сказки.

Цели: учить детей выявлять свойства исследуемого объекта(мыла), закреплять умение устанавливать взаимосвязи между объектами исследования(мыло и вода); развивать интерес к практическим действиям.

Тема: Сравнение свойства резины и древесины.

Цели: закрепить знания детей о свойствах резины и древесины в сравнении; учить выделять и обобщать свойства исследуемых объектов, продолжать учить самостоятельно,  осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес.

Четыре сезона (природные явления)

Тема: Почему тает снег?

Цели: формировать у детей понятие о зависимости смены сезонов от солнца; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы, развивать познавательный интерес.

Тайна живой природы (мир растений и животных)

Тема: Сажаем лук.

Цели: продолжать формировать у детей понятие о том, что растения для роста необходимы вода и свет; закреплять знания о росте и развитии растений, учить устанавливать взаимосвязи между объектами исследования.

Что мы знаем о себе (организм человека)

Тема: Ушки  - «подслушки»

Цели: продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией органа слуха); закреплять умение выделять особенности объекта исследования, обобщать полученные знания; развивать познавательный интерес.

апрель

История воды и воздуха

Тема: На поиски воды

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды (впитываемостью ); продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий, развивать познавательный интерес.

Тема: Где прячется воздух.

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха заполнять все окружающее пространство; обучать способам исследования, развивать мыслительные процессы (анализ, обобщение, сравнение).

Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Магнитная сила.

Цели: продолжать знакомить детей с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы на расстоянии, учить обобщенным способам исследования  объектов; развивать  интерес к исследованиям.

Предметы с секретом. Тайна живой природы.

Тема: Что природа создала? Что сделал человек.

Цели: продолжать знакомить детей с объектами природы и предметами, созданными человеком, учить отличать эти объекты друг от друга; развивать интерес к познавательно - исследовательской деятельности.

Тайна живой природы (мир растений и животных)

Тема: Птичьи дома.

Цели: формировать у детей понятия об особенностях жизни птиц весной (постройка гнезда); включить детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, развивать любознательность.

май

История воды и воздуха

Тема: Чистая вода.

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, способами ее очистки; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические познавательные действия экспериментального характера.

Тема: Из чего сделаны облака?  (на прогулке)

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; включать их в совместную  со взрослым практические  познавательные  действия экспериментального характера, развивать любознательность.

Что на поверхности

Тема: Ищем клад (на прогулке).

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами песка; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования.

Тема: Что быстрее осядет (на прогулке)

Цели:  закреплять знания детей о свойствах песка, глины, почвы, камня; продолжать учить детей выявлять свойства веществ с помощью опытно – экспериментальной деятельности.

Что мы знаем о себе (организм человека)

Тема: Видимые и не видимые отпечатки.

Цели: продолжать учить детей самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес.

Диагностика экспериментальной деятельности детей.

  1. Методика предпочтения деятельности.

Цель: исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

Детям предлагается выбрать ситуацию, в какой бы он хотел оказаться. Последовательно делается 3 выбора. За 1 зачисляется 3 балла, за 2 -2 балла, за 3- 1 балл. Вывод делается в целом по группе.

  1. Игровая
  2. Чтение книг.
  3. Изобразительная.
  4. Детское экспериментирование.
  5. Труд
  6. Конструирование.

Ф,И. ребенка

1

2

3

4

5

6

Методика «Радости и огорчения» (Цветкова И.В.)

Цель: выявить место исследовательской деятельности в системе ценностных ориентаций дошкольников.

После организованного занятия с элементами экспериментирования ребенка спрашивают:

  1. Что тебя больше всего радовало во время занятия?
  2. Что тебя больше всего огорчило во время занятия?
  3. Когда ты во время занятия чувствовал радость?
  4. Когда ты во время занятия огорчился?

Анализ фиксируется в схеме. Опрос целесообразнее проводить не сразу после занятия, а отсрочкой во времени.

Ф.И. ребенка

Радость и огорчения связанные

Познавательного характера связанного с исследовательской деятельностью

С самим собой

С другими людьми, общением

С процессом

С результатом

Дидактическая проектная методика «Сахар».

Цель: выявить умение детей анализировать объект или явление, выделить существенные признаки и стороны. Сопоставить различные факты (предоставления о свойствах веществ растворяться в воде и изменять ее вкусовые качества), умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.

Детям предлагается следующая ситуация: Один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Мама налила ему чай в чашку, положила туда два кусочка сахара. Мальчик не захотел пить чай, он захотел достать сахар из чашки и съесть его. Однако в чашке сахара не оказалось. Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел мой сахар?»

Вопросы:

-Кто съел сахар?

- Куда делся сахар?

Если ребенок отвечает , что сахар растворился, следует спросить, а как это проверить?

Проводится качественный и количественный анализ ответов. Результаты фиксируются в таблице:

Ф,И. ребенка

Качественный анализ ответов

Полный ответ с аргументацией

Правильный ответ без аргументации

Ответ с ошибкой

Отсутствие ответа

Количественный анализ ответов

Правильных ответов

количество

%

Способ проверки

Нет ответа

Не правильный ответ

Анкета для родителей

Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

  1. В чем проявляется исследовательская деятельность вашего ребенка?
  2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать ваш ребенок?
  3. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто?
  4. Какое участие вы принимаете в экспериментальной деятельности вашего ребенка?
  5. Делится ли ребенок с вами результатами эксперимента (открытиями).

Литература:

  1. Веракса. Н.Е. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников/ Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. – М.:Мозаика – Синтез, 2013.
  2. Иванова. А. И.Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений /А.И. Иванова. – М. : Сфера, 2014.
  3. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей  2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2013.
  4. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Л.И. Прохорова. М.: Аркти, 2008
  5. Тугушева  Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: метод. Пособие / Тугушева  Г.П., А.Е. Чистякова. – СПБ. : Детство- Пресс, 2009.
  6. Технологические карты «опыты и эксперименты с веществами и материалами»

Составитель: И.С. Батова  ООО «Издательство учитель»

Чему учат в школе" - Детские рамки для фото. PSD (PNG) архив.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12»

Программа

    Развитие у детей 4-5 лет самостоятельности и

    инициативности в познании окружающего мира,

    через экспериментальную деятельность.

Составила:

 Арсентьева Елена Александровна

                                        Боготол

                                        2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема опыта "Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему миру через изобразительную деятельность детей"

Для своей работы я выбрала тему: «Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему через изобразительную деятельность детей» Основная цель-формирование творческой...

«Ознакомление дошкольников с окружающим миром через экспериментальную деятельность»

в материале представлен план работы по экспериментированию...

Педагогический проект: «Познание окружающего мира через экспериментальную деятельность»

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш у...

Перспективный план работы с детьми младшего, старшего дошкольного возраста по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"

Перспективный план работы с детьми по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"...

Презентация на тему: "Познание окружающего мира через игру и экспериментальную деятельность"

Познание окружающего мира через игру и экспериментальную деятельность...

«Формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире через экспериментальную деятельность»

Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную ...