Взаимодействие дошкольного и дополнительного образования в рамках реализации программ кружковой деятельности
статья (младшая группа)

Сахипгараева Гульсина Сайфельбарисовна

Практика работы детских садов убеждает, что наилучших результатов воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании образовательных занятий с дополнительной  работой. Образовательные занятия и кружковые занятия должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2022g.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

  Взаимодействие дошкольного и дополнительного образования в рамках реализации программ кружковой деятельности

Сахипгараева Гульсина

Сайфельбарисовна

Республика Башкортостан

г. Октябрьский

Педагоги, психологи, методисты убедительно доказали, что процесс формирования и развития личности должен начитаться с первых дней жизни человека, что создает благоприятные условия для раскрытия потенциальных возможностей ребенка. Выявлению и раскрытию этих возможностей значительно способствуют различные виды дополнительной деятельности.

Практика работы детских садов убеждает, что наилучших результатов воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании образовательных занятий с дополнительной работой. Образовательные занятия и кружковые занятия должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.

Кружковая работа - один из важных путей проведения содержательной и интересной работы с дошкольниками. Строгие рамки занятий и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. И тогда на помощь приходят кружковые занятия.

Анализ педагогической и методической литературы, практика работы детских садов позволяют отметить большое образовательное и воспитательное значение дополнительной работы.

Кружковая работа расширяет и углубляет знания обучающихся по образовательным областям, активизирует   деятельность на занятиях, способствует успешному изучению программного материала.

Подготовка и проведение дополнительных мероприятий требуют, чтобы обучающиеся проводили наблюдения, умели рассказать о них, ставили простейшие опыты. Приобретенные в процессе этой деятельности знания оживляют занятия, делают их более интересными и насыщенными по содержанию.

При вовлечении дошкольников в работу появляется больше возможностей для поддержания, развития и закрепления познавательных интересов обучающихся, удовлетворения детской любознательности. Известно, что уже у малышей 3-4 лет имеется определенный интерес к окружающей их природе. Но он еще непрочен и ограничен. Участие дошкольников в кружковой работе, клубных занятиях или других формах дополнительной работы увлекает ребят. Они с удовольствием приходят на занятия, работают с интересом, стремятся своевременно и правильно выполнять каждое задание. Познавательный интерес обучающихся начинает выступать движущей силой в поиске ответов на многие вопросы, появляется желание больше узнать, развивается активность и умственная деятельность ребят.

Работая воспитателем, я осознаю, что дополнительные занятия с обучающимися дают возможность шире и глубже изучать природу, составляющие её компоненты и их отличительные признаки, дети убеждаются в связи организмов с окружающей средой, наглядно видят влияние человека на природу. Это подводит их к пониманию взаимосвязей в природе, материальности её, формируется понятие о научной картине мира. Как известно, научные знания не ограждают человека от религиозных воззрений. На к занятиях представляется больше возможностей и условий для показа антинаучных религиозных толкований так называемых загадочных явлений природы, принимаемых за действие сверхъестественных сил, для своевременного выявления и преодоления бытующих в сознании обучающихся пережитков, а также причин и путей их проникновения в среду дошкольников и включения их в посильную антирелигиозную работу и тем самым успешно решать задачи научно-атеистического воспитания.

В кружковой работе развиваются нравственные чувства и нормы поведения. Это результат целенаправленной и кропотливой работы не только при изучении природы на образовательных занятиях и дополнительных занятиях, но и вовлечения обучающихся в посильное участие охраны природы (озеленение   территории детского сада и дворов, выращивание комнатных растений в группе и дома, заготовка корма для птиц  и т.д.).

Через любовь к природе у детей воспитывается чувство патриотизма, любви и гордости к своей Родине. Эти чувства будут прививаться тем успешнее, чем больше ребят будут знать о своем крае, стране.

Кружковая работа дает широкое поле для воспитания ответственности за порученное дело, проявления инициативы, принципиальной требовательности, взаимопомощи. Особенно эффективны массовые внеклассные мероприятия: утренники, праздники, походы, экскурсии по родному краю. Ребята вместе работают, преодолевают трудности для достижения поставленных целей. Так, при подготовке к празднику на природоведческую тему привлекается широкий круг обучающихся. Каждый ученик или группа отвечают за какой-то участок работы. От вклада каждого в общее дело будет зависеть успех всего мероприятия.

Воспитанию дисциплинированности, настойчивости, аккуратности и других положительных черт личности помогает дополнительная работа   при сборе и коллекционировании растений и животных, изготовлении наглядный пособий, уходе за обитателями уголка живой природы.

Кружковая работа создает благоприятные условия для эстетического воспитания, развития у обучающихся способности воспитания прекрасного в предметах и явлениях природы, эстетических суждений и оценок творчества. При целенаправленном руководстве воспитателя дошкольники учатся видеть и подмечать, понимать, ценить красоту природы, воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру.

В своей работе в эстетическом воспитании я использую экскурсии, наблюдения, работу с природным материалом при изготовлении гербариев, коллекций, панно из засушенных цветов. Особенно благоприятно общение с природой, когда используются средства искусства, которые готовят детей к более глубокому и вдумчивому восприятию красоты.

Экскурсии в природу после знакомства с произведениями живописи, литературы и музыки расширяют видение детей, делают их более наблюдательными. Повторная встреча с произведениями искусства благодаря общению с природой даёт детям возможность тоньше подметить богатство палитры, острее чувствовать настроение художника, писателя, композитора.

Вовлечение обучающихся в общественно полезный труд, работа в уголках живой природы, на учебно-опытом участке, экскурсии на производство расширяют политехнический кругозор, развивают интерес к труду, приобщают и готовят к трудовой деятельности. Они учатся правильно вскапывать почву, сеять семена, сажать саженцы, пользоваться инструментами и инвентарем, ухаживать за растениями и животными.

Кружковая работа позволяет удлинить время организованного и целенаправленного воздействия на обучающихся, разумно организовать и заполнить их внеурочное время, досуг, удовлетворить потребность в деятельности и тем самым оказать благотворное влияние на поведение.

Таким образом, кружковая деятельность, подчиненная учебно-воспитательным задачам детского сада, является одним из средств воспитания подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества".                                ...

Доклад "Интеграция основного и дополнительного образований в рамках реализации ФГОС"

Доклад был составлен на основании  личного опыта работы педагога дополнительного образования  и прочтен на ежегодной учительской конференции...

План работы по экологическому образованию в рамках реализации программы "Эко-школы/Зелёный флаг"

Реализация программы "Эко-школы/Зелёный флаг" на 2017-2018 учебный год...

Статья "Эффективное взаимодействие детского сада с семьей в рамках реализации программы "Миры детства""

Статья "Эффективное взаимодействие детского сада с семьей в рамках реализации программы "Миры детства""...

Реализация дополнительного образования в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»

Платные дополнительные образовательные услуги оказываются в Учреждении на договорной основе: договор с заказчиком услуги в лице родителей (законных представителей) и исполнителем услуги в лице заведую...

Реализация дополнительного образования в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Направления дополнительных образовательных и иных услуг, оказываемых учреждением, определяются в соответствии с запросами родителей (законных представителей) воспитанников, с учетом образовательного п...