В пространстве досугового мероприятия Ожидания ребенка
статья (старшая группа)

Хабарова Надежда Алексеевна

Ребенком  называют  человека  в  специфический  период  жизненного  цикла  —  период  детства.  Временные  рамки  детства  весьма  вариативны  в  разных  цивилизациях,  культурах,  государствах.
Детство является первым этапом жизненного цикла человека, предшествуя  взрослости.  Старт  человеческой  жизни  сопряжен  с

началом  познания  окружающего  мира,  его  правил  и  норм,  поиском  и  пробой  себя  в  различных  ролях,  сферах  и  областях  общественной  и  культурной  жизни. Ребенком  называют  человека  в  специфический  период  жизненного  цикла  —  период  детства.  Временные  рамки  детства  весьма  вариативны  в  разных  цивилизациях,  культурах,  государствах.

Детство является первым этапом жизненного цикла человека, предшествуя  взрослости.  Старт  человеческой  жизни  сопряжен  с

началом  познания  окружающего  мира,  его  правил  и  норм,  поиском  и  пробой  себя  в  различных  ролях,  сферах  и  областях  общественной  и  культурной  жизни. Ребенком  называют  человека  в  специфический  период  жизненного  цикла  —  период  детства.  Временные  рамки  детства  весьма  вариативны  в  разных  цивилизациях,  культурах,  государствах.
Детство является первым этапом жизненного цикла человека, предшествуя  взрослости.  Старт  человеческой  жизни  сопряжен  с
началом  познания  окружающего  мира,  его  правил  и  норм,  поиском  и  пробой  себя  в  различных  ролях,  сферах  и  областях  общественной  и  культурной  жизни.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dou.odt24.75 КБ

Предварительный просмотр:

В пространстве досугового мероприятия

Ожидания ребенка

Ребенком  называют  человека  в  специфический  период  жизненного  цикла  —  период  детства.  Временные  рамки  детства  весьма  вариативны  в  разных  цивилизациях,  культурах,  государствах.
Детство является первым этапом жизненного цикла человека, предшествуя  взрослости.  Старт  человеческой  жизни  сопряжен  с
началом  познания  окружающего  мира,  его  правил  и  норм,  поиском  и  пробой  себя  в  различных  ролях,  сферах  и  областях  общественной  и  культурной  жизни.  Необходимость  освоения  и  присвоения социального опыта предыдущих поколений привела к тому,  что  общество  стало  содержать  ребенка,  в  той  или  иной  степени освободив его от труда, и целенаправленно воспитывать (учить). Освобождение, пусть даже частичное, от участия в производстве  средств  к  существованию  и  дискретность  воспитания  создали  особое  явление  —  досуг  ребенка,  сферу  его  самостоятельного  приобщения  к  окружающему  миру.  К  этим  обстоятельствам  в конце  XIX  в.  добавился  распад  патриархальной  семьи,  вследствие которого  возникла  общественная  потребность  в  организации  свободного  времени  детей  и  подростков.

Специфика  детства  состоит  и  в  том,  что  в  этот  период  человек еще  не  в  полной  мере  управляет  собой,  своими  психическими  состояниями и не усвоил способы соотнесения собственных интересов  с  интересами  окружающих  его  людей.  Для  ребенка  характерно стремление к непосредственному удовлетворению желаний и потребностей. В то же время ребенок является источником творчества,  неожиданных,  нетривиальных  решений.  Таким  образом, детскость (инфантильность) — это с одной стороны безответственность,  несерьезность,  эгоизм,  а  с  другой  —  спонтанность  и  креативность.  Инфантильность  ребенка  в  определенной  степени  поддерживается  взрослыми,  их  снисходительностью  по  отношению  к промахам и ошибкам еще неопытного, мало знающего и умеющего маленького (юного, молодого) человека. Данное обстоятельство отражается  в  сфере  детского  досуга  —  именно  в  пространстве  досуга  ребенок  и  может  быть  в  полной  мере  ребенком,  т. е.  проявлять самопроизвольность (поведение, вызываемое не внешними, а внутренними  причинами),  самодеятельность  (активные  действия под  влиянием  внутренних  побуждений),  творчество  (готовность принимать  и  продуцировать  принципиально  новые  идеи,  преодолевающие  общепринятые  схемы  мышления).
Досуговое  поведение  детей,  подростков  и  учащейся  молодежи определяется совокупностью источников активности, а именно потребностью  в  общении,  новой  информации,  освоении  новых действий,  реализации  собственных  способностей,  повышении  социального  статуса  (признании),  осуществлении  общественно  полезных  действий.
Потребность  ребенка  в  общении  может  быть  представлена  в виде  группы  потребностей:  в  афилиации  (потребность  в  эмоциональном контакте с другим человеком, которая проявляется в стремлении общаться с другими людьми, взаимодействовать с окружающими,  оказывать  и  принимать  помощь  и  поддержку);  во внешней поддержке (в эмоциональном плане  — потребность ощущать  заботу  со  стороны  других  людей;  в  оценочном  плане  —  потребность  в  поддержке  оценочных  суждений  и  мнений;  в  информационном плане — потребность в информации о том, как воспринимать те или иные явления; в инструментальном пла не — потребность  в  помощи  как  действии);  в  аттракции  (стремление  находиться в обществе привлекательного человека, т. е. лица, по отношению к которому субъект испытывает положительные чувства).
Потребность  в  получении,  обработке  и  усвоении  новой  информации,  или  любознательность,  по  мнению  А. И. Савенкова,  берет  свое  начало  от  поисковой  активности.  В  обыденных  представлениях  она  именуется  любопытством  (жажда  новизны,  интеллектуальной стимуляции, потребность в «умственных впечатлениях»).
Потребность  в  освоении  новых  действий  и  способов  решения задач представляет собой особую заинтересованность в практическом  обучении.  Сюда  могут  входить  как  потребность  в  овла-дении  предметно-практическими  действиями  (выпиливать,  сверлить,  строгать),  так  и  стремление  играть  на  музыкальных  инструментах,  конструировать,  писать  стихи  и  др.
Потребность в самостоятельности и реализации собственных  способностей  согласно  гуманистической  психологии включает  стремление  человека  реализовать  свои  задатки  и  потенциал.  Осуществление  этих  потребностей  предполагает  выявление скрытых  резервов  личности,  перевода  знаний,  умений  и  социального  опыта  личности  из  потенциального  состояния  в  конкретное действие. Нацеленность на реализацию собственных способностей  связана  с  потребностью  в  саморазвитии,  личностном  росте, обретении  смысла  собственного  существования.  Следует,  однако,
понимать, что наличие потребности в самостоятельности у детей и подростков не гарантирует успешности выполнения ими действий.
Потребность в повышении своего социального статуса (признании)  включает  потребность  преуспевать  в  том,  что  считается  важным  (в  учебе,  спорте,  работе,  увлечении,  умении  хорошо выглядеть и др.). К этой группе также относится потребность иметь  определенные  социально-экономический  статус  и  степень личного  престижа.  Данная  потребность  играет  важную  роль  в  досуговых  занятиях  и  практиках,  предполагающих  публичное  выражение  оценки  (музыкальное  или  танцевальное  исполнительство, самодеятельный  театр  и  др.).
Потребность в осуществлении общественно полезных действий  связана  с  желанием  личности  быть  полезной  для  других людей;  готовностью  участвовать  в  любом  общественно  необходимом труде; чувством долга, взаимопомощи, ответственности перед коллективом, удовлетворенности от приносимой людям пользы (Д. И. Фельдштейн).
Досуг  подростков  и  юношества  существенно  отличается  от  досуга  других  возрастных  групп  в  силу  их  специфических  духовных и физических потребностей и присущих им социально-психологических  особенностей.  Обычно  подростковый  и  юношеский  досуг характеризуется  следующими  чертами:

  • преобладание  поисковой  и  творческо-экспериментальной  активности;
  • повышенная  эмоциональная  и  физическая  подвижность,  динамичная  смена  настроений,  зрительная  и  интеллектуальная  восприимчивость;
  • предпочтение  проводить  свободное  время  вне  дома,  в  компании  сверстников,  в  коммуникативно  насыщенной  среде;
  • обостренное  стремление  к  самостоятельности  и  индивидуальности  в  выборе  форм  поведения,  друзей,  книг,  одежды;
  • самоопределение в сфере любительских занятий, досуговых интересов,  стиля  самопрезентации;
  • формирование  юношеских  и  молодежных  субкультур,  предполагающих особый стиль проведения свободного времени и специфический  образ  жизни.

В числе факторов, определяющих характер занятий подростков и юношества в свободное время, специалисты чаще всего называют  средства  массовой  информации  (СМИ).  Это  Интернет,  формирующий  новые  досуговые  увлечения  учащейся  молодежи  (компьютерная  живопись,  графика,  игры  и  пр.);  периодические  издания  и  телевидение,  оказывающие,  наряду  с  кинематографом,  влияние на выбор приоритетов в ценностях молодого поколения, формирование  его  духовного  мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурно -досуговое мероприятие "Кулинарный поединок"

Досуг для детей старшего дошкольного возраста, побуждает детей к активному творчеству.Интересно, поучительно, актуально....

Совместное досуговое мероприятие посвященное Дню матери.

Совместное мероприятие с родителями воспитанников группы....

«Технологическое обеспечение досуговой деятельности В ДОУ» Досуговое мероприятие «Прощай Масленица» Уличное гуляние для детей старшего возраста

Методическая разработка досугового мероприятия для дошкольников по фольклору "Прощай, Масленица"....

Досуговое мероприятие для детей и родителей 2 группы раннего возраста на тему: «Правильное питание – залог здоровья ребенка».

 В связи с популяризацией в обществе здорового образа жизни, воспитателем 2 группы раннего возраста  Борисовой Г.В. было разработано досуговое мероприятие «Правильное питание ...

Досуговое мероприятие к празднику День Ребенка "Путешествие в цирк"

Данное мероприятие проходило в рамках проекта "Веселый цирк", которое называется "Путешестаие в цирк"...

Досуговое мероприятие для детей и родителей на тему: «Правильное питание – залог здоровья ребенка».

пропаганда здорового образа жизни, а также  формирование у родителей представлений о значимости правильного питания детей как составной части культуры человека....