Конспект занятия " Путешествие в шахматную страну"
план-конспект занятия (старшая группа)

Бараусова Елена Николаевна

Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_shahmaty.docx184.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский  сад комбинированного вида п. Чагода»

Конспект занятия в подготовительной группе.

Тема: « Путешествие в шахматную страну  »

                                                                                                   Составила: Бараусова Е.Н..

Воспитатель первой

квалификационной категории

2019

Цель: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

Задачи:

- образовательные: формировать умение играть в шахматы;

- развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность;

- воспитательные: воспитывать усидчивость, терпение, партнерские отношения между детьми и взрослыми.

Словарная работа: шахматная доска, белые поля, черные поля, противник, партнеры, вертикаль, диагональ, горизонталь, шахматные фигуры : король, ферзь,  конь, слон, ладья, пешка.

Виды деятельности: Игровая; коммуникативная; познавательно – исследовательская; двигательная; восприятие художественное культуры.

Методические приемы:

Игровые: организационный момент, использование сюрпризных моментов, игровой упражнение.

Наглядные: ИКТ,  демонстрационный материал, рефлексия.

Словесные: вопросы, указание, поощрение, решение проблемных ситуаций, беседа, рефлексия.

 

Ход организованной образовательной  деятельности

 

Воспитатель: Ребята, сегодня в нашу группу пришло письмо. Нас приглашают в гости, в одну  страну. А что это за страна, отгадайте?

« Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

Знаю я одну игру,-

Сказал ребятам Миша –

Где бы ни был я, везде

В неё играют дети.

В игре той есть Ладья и Ферзь,

 Слон, Конь и пешек ряд,

А возглавляет всех  - Король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!

Воспитатель: Правильно, это шахматы. Куда же нас с вами пригласили?

 ( ответы детей)  Молодцы!  в «Шахматную страну».  Но в  этой стране случилась беда, злой волшебник спрятал фигуры, которые обещали нас встретить. Вы согласны отправиться со мной в шахматную страну и помочь им ?  (ответы детей). Дети: Да ( Дети переходят из группы в музыкальный зал.)

Воспитатель:  Вот мы с вами и попали в шахматную страну. (Дети здороваются с гостями.)  Вы готовы, к выполнению заданий? (ответы детей).

Воспитатель: для того, чтобы было интереснее, мы сейчас поделимся на команды: белые и черные. (дети садятся на скамейку)

Воспитатель: Первое испытание, которое нам, приготовил злой волшебник называется « Загадки из тетрадки». За каждый правильный ответ вы будете получать фишку.

Воспитатель:  (открывает тетрадку,  а там лягушонок)  Ой, кто-то тут поселился? Показывает лягушонка.

Чтобы мы с вами правильно отвечали, мы выполним гимнастику для язычка.

 « Весёлый лягушонок».

Итак, первый вопрос для команды белых.

        1.( Б) В шахматы начали играть:

  а)  в России,     б) в Америке,   в) во Франции,   с)  в Индии.

       2.(Ч) Сколько лет шахматам?

       а) 333 года,   б) 1000 лет,   в) много лет, с) 2000лет.

     

       3.(Б)Это: (картинка шахматной доски)                                               

       а) стиральная доска

\      б) доска для рисования,                                          

        в) доска в клеточку,    с) шахматная доска.          

4.(Ч) Какого цвета должно быть ближнее к вам левое поле?

        а) белого,  б)  чёрного,  в) любого.

        5. ( Б)  В комплекте шахматных фигур больше:

        а) копыт у коней, б) носов у слонов, в) корон у королей, с) головешек у пешек.

       6. (Ч)Как появились шахматы в России?

       а) пришли пешком,

       б) прискакали в ступе Бабы- Яги,

       в) прилетели на ковре самолёте,

        с) приплыли на кораблях- ладьях.

7 -8 .(Б-Ч) В шахматном войске у каждого играющего имеется:( 3 черным, 3 белым)

       http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/9/19649_086ed0a241133829d903db67365f8669.png.jpg  (Б)  а) 6     б) 4    в) 8      с) 2    

      http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/9/19649_086ed0a241133829d903db67365f8669.png.jpg  (Ч)   а) 0     б) 1    в) 2     с) 3

       http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/9/19649_086ed0a241133829d903db67365f8669.png.jpg   (Б) а) 4     б) 1    в) 2     с) 8

       http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/9/19649_086ed0a241133829d903db67365f8669.png.jpg   (Ч) а) 1     б) 3   в) 2    с) 4

      http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/9/19649_086ed0a241133829d903db67365f8669.png.jpg   (Б) а) 4    б) 1    в) 2     с) 3

      http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/9/19649_086ed0a241133829d903db67365f8669.png.jpg   (Ч) а) 2     б) 1    в) 4     с) 3

9  (Б)Какие поля больше: белые или чёрные?

10 (Ч)Что меньше: шахматная доска  или шахматное поле?

11 (Б)В каких клетках не держат зверей?

12 (Ч)Без какой фигуры не бывает игры? (король)

13 (Б)Что такое шах?

14  (Ч) Что такое мат?

15  (Б)Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)

16  (Ч) Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)

Воспитатель: - Молодцы! С первым заданием справились. И у нас победила команда ( подводит итог , пересчитывают фишки за правильные ответы.)

Воспитатель:   А вот и наша вторая остановка. Ребята, посмотрите у меня в руках волшебный мешочек, что же там внутри? ( ответы детей)

 Правило игры: Нужно в мешочке определить, какая фигура. (в мешочке находятся фигуры, а дети на ощупь определяют фигуру). И ставят фигуру на шахматную доску.

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились отлично. 

Физминутка

Воспитатель:   Вижу вы друзья устали все ребята быстро встали.

А сейчас мы свами превратимся в пешек:

Ну-ка, пешки, встаньте в круг.

Головой мы повращаем

Вправо, влево, а потом

3-4 приседаем.

Наши ножки мы размяли,

И на месте зашагали.

Мы размялись от души,

 В путь мы снова все спешим.

Воспитатель:  Ребята, а вот и следующее испытание. Посмотрите у меня Кубик.

Игра «Кубик». Кубик бросается по очереди. Бросивший должен назвать фигуру, которая выпадает на верхней грани кубика и рассказать, как эта фигура может ходить. И с этим заданием вы справились. Молодцы!

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/02/05/k_5a789cec9c8f0/454984_2.jpeg

Воспитатель:  Ребята посмотрите на экран,  злой волшебник ,что здесь зашифровал какие то следы. ( на экране слайды, нужно отгадать какая фигура  оставила следы. На последнем слайде,  следы короля, дети угадывают и на слайде появляются два короля.)

Воспитатель:  Ура! Ура! Мы расколдовали фигуры, которые нас пригласили в шахматную страну. Давайте все улыбнёмся. И порадуемся за наших королей.

 Воспитатель:  Ну а теперь главное сражение.

Шахматные войска готовы. Пора приступить к сражению.

Вы уже узнали и поняли,  как передвигаются фигуры и пешки. И сейчас я предлагаю вам попробовать свои силы, сыграть самую простую партию в шахматы. Как начинающие игроки мы с вами сыграем только пешками. Вам нужно довести одну из своих пешек до противоположного края доски, до поля превращения и превратить ее в ферзя.

Воспитатель:   Молодцы ребята, вот и победители  нашего сражения. Поздравляем вас. ( воспитатель благодарит команду партнёров)

Рефлексия. 

  Воспитатель: В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно.

Уважаемые участники, прошу вас, посмотрите на «Лесенку успеха»  и оцените наше путешествие в мир шахмат.

На этом наши приключения  подошли к концу. Всем спасибо!

 

.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия ПУТЕШЕСТВИЕ В ЖАРКИЕ СТРАНЫ

занятие для подготовительной группы...

Конспект занятия "Путешествие в огородную страну"

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи для детей 6-7 лет по теме "Сад, огород"...

конспект занятия «Путешествие в волшебную страну Фокусляндия».

Цель: Развитие познавательного интереса через исследовательскую деятельность.Задачи:1. Познакомить детей со свойствами стекла (прозрачное, твердое, гладкое, хрупкое, бьющиеся)2. Показать детям, что ок...

Конспект - занятия "Путешествие в апельсиновую страну"

Конспект - занятия "Путешествие в апельсиновую страну"...

конспект занятия "Путешествие в волшебную страну"

Цель: способствовать развитию спонтанности детей;развивать рефлексию эмоциональных состояний.способствовать повышению самооценки детей.способствовать формированию у детей умения любить окружающих...

Конспект занятия "Путешествие в волшебную страну сказок К.И.Чуковского"

Конспект занятия с использованием элементов логоритмики для старшей группы детского сада...