Методическая разработка по теме самообразования
методическая разработка по окружающему миру

Бикташева Ангелина Сергеевна

Методическая разработка

по теме самообразования

«Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biktasheva_a.s._metodichka_po_tvorcheskoy_teme.docx91.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

Методическая разработка

по теме самообразования

«Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»

Воспитатель: Бикташева А. С.

г. Советский, 2022

Содержание

1 Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ………………………...............................3

1.1 Задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ………………………………...3

1.2 Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ…………………...4

1.3 Виды детского экспериментирования……………………………………………………...4

1.4 Виды занятий по экспериментированию………………………………...............................5

1.5 Индивидуализация заданий опытно-экспериментальной направленности…………………………………………………………………………………..5

1.6 Мотивирующее начало занятий…………………………………………………………….6

1.6.1 Варианты мотивирующих начал …………………………………………………………6

2 Опытно-экспериментальное занятие в детском саду……………………..............................7

2.1 Картотека опытов и экспериментов……………………………………...............................7

2.2 Фиксация результатов экспериментальной деятельности воспитанников ДОУ…………………………………………………………………………………………….....9

2.3 Консультация для родителей………………………………………………………………..9

3 Мониторинг и отчёт по экспериментальной деятельности в ДОУ………………………..10

4 Оформление центра экспериментирования………………………………………………...10

5Самообразование по экспериментальной деятельности в детском саду………………………………………………………………………………………………11

 

 

 

 

 


1.     Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ

Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу - это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия.

Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности. Исследовательские качества наблюдаются у детей 1–2 лет. Экспериментирование с объектами происходит при помощи элементарных действий: размазывание краски по листу, попробовать на вкус, испытать на прочность (укусить, бросить), извлечь звук (хлопнуть ладонью, стукнуть о твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и координации движений опытные исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется до достижения 5–6 лет. Средние дошкольники способны к более длительным наблюдениям, они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Воспитанники старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения. Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах.

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Педагог работает в этом направлении во время проведения занятий НОД, на прогулках, тематических досугах, мотивирует к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Для опытных исследований организуется предметно-пространственная среда: создаётся уголок исследований, центр экспериментирования или мини-лаборатория. Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации.

1.1.     Задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

Образовательные задачи

  • Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.
  • Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
  • Формирование умения делать выводы, открытия.

Развивающие

 задачи

  • Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
  • Развитие мелкой моторики и координации движений.
  • Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
  • Развитие внимания и памяти.
  • Развитие речевых способностей.

Воспитательные задачи

  • Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
  • Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
  • Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
  • Воспитание усидчивости и аккуратности.

 

1.2.    Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной деятельности выделим актуальные для использования в дошкольном образовательном учреждении:

  • Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.
  • Наблюдения за объектом. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.

Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

1.3.    Виды детского экспериментирования

По характеру познавательной деятельности

детей

  • иллюстративное (детям известен результат, и опыт подтверждает знакомые факты);
  • поисковое (результат неизвестен, его необходимо получить опытным путём);
  • решение познавательных задач.

По месту в образовательном цикле

  • первичное;
  • повторное;
  • заключительное;
  • итоговое.

По характеру мыслительных операций

  • констатирующее (наблюдение особенностей объекта или явления вне связи с другими объектами или явлениями);
  • сравнительное (есть возможность увидеть изменение свойств или качеств объекта во время какого-либо процесса);
  • обобщающее (есть возможность определить закономерность какого-либо процесса, рассмотренного в виде отдельных этапов в предыдущих экспериментах).

По способу применения

  • демонстрационное;
  • фронтальное.

В опытно-экспериментальной деятельности осуществляется развитие умственных и практических способностей детей. Если в процессе исследования задачей было получение новой информации при помощи совершенствования практических навыков, то опытно-экспериментальная деятельность в этом случае носит познавательный характер. Формирование новых навыков экспериментирования и обучение работать с различными инструментами осуществляется в рамках исследовательской опытно-экспериментальной деятельности.

1.4.    Виды занятий по экспериментированию

  • Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др.).
  • Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние). К моделированию в опытно-экспериментальной деятельности способны дети 3–4 лет (например, моделируют вихрь при мощи кусочков бумаги и создания воздушного потока), педагогу важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и доступной.
  • Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру. Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговорить совместно с воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами. Комплексные виды опытов в детском саду обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха.

1.5.    Индивидуализация заданий опытно-экспериментальной направленности

Организация детского экспериментирования осуществляется в рамках личностного подхода в обучении и воспитании. Реализация этого подхода возможна во время занятия НОД, когда детям даются задания различного уровня сложности на проведение опыта. Например, на занятии «Тонет - не тонет» первой подгруппе воспитатель детей даёт задание провести опыт на определение плавучести кубиков одинакового размера из разных материалов (дерево, пластмасса, стекло, металл, пенопласт, камень), а второй подгруппе - определить плавучесть предметов разного веса и формы, но состоящих из металла (кубик, миска, кораблик). Первое задание предполагает выводы о плавучести более лёгких материалов, второе задание подразумевает сложный вывод о способности предметов плавать в зависимости от их общей плотности и объёма.

Разноуровневые задания даются во время прогулок по проведению экспериментирования с водой, песком, воздухом. Ребята так же делятся на подгруппы, проводят опыты, после проводится совместное обсуждение.

Самостоятельная деятельность воспитанников инициируется педагогом с целью совершенствования навыков проведения экспериментов с учётом личных интересов детей. В различных центрах активности могут быть организованы игры-эксперименты, изучение моделей и макетов, наблюдение за жизнедеятельностью растений, проведение собственно опытов с веществами.

1.6.Мотивирующее начало занятий

У детей дошкольного возраста сильно стремление к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов. Особенно их привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и непривычные материалы для исследования.

Педагогу важно организовать занятие по опытно-экспериментальной деятельности так, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую случается, практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого опыта и эксперимента. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), устраиваются подвижные и дидактические игры, тематические гимнастика и зарядка, проводятся дискуссии, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, привлекаются к участию сказочные персонажи.

1.6.1. Варианты мотивирующих начал

Тема занятия, возрастная группа

Вариант мотивирующего начала

«Домик для ёжика», вторая младшая группа

Создание сюрпризного момента.
В группу приходит сказочный персонаж Ёжик, он фырчит и ничего не говорит, но выглядит очень взволнованным. Он принёс ребятам письмо от лесных жителей, в котором рассказывается о попытках Ёжика сделать себе домик: в коробке было жёстко, на шишках неудобно, в мох он проваливался. Лесные жители просят ребят помочь Ёжику в создании удобного домика.

«Свойства воды», средняя группа

Изучение плаката «Круговорот воды в природе». Проведение познавательной беседы о формах воды в природе.
Проведение подвижной игры «Дождик и солнышко».

«Мусор в землю закопаем», старшая группа

Просмотр презентации о загрязнении почвы и её возможных последствиях.
Проведение дискуссии о том, какой мусор можно закапывать в землю, а какой требует других способов переработки.

«Выращивание кристаллов соли», подготовительная группа

Изучение иллюстраций о способах добычи соли.
Отгадывание загадок о соли и сахаре.

2.   Опытно-экспериментальные занятия в детском саду

Занятия опытно-экспериментальной направленности в детском саду строятся с учётом возрастных особенностей детей в условиях временных рамок по нормам САНПиН:

  • младшая группа — 15 минут;
  • средняя группа — 20 минут;
  • старшая группа — 25 минут;
  • подготовительная группа — 30 минут.

Для профилактики переутомления используются различные формы деятельности: игровая (дидактические игры), физическая (физкультминутки, подвижные игры), развлекательная (пение), познавательная (изучение наглядного материала, проведение беседы).

Практическую работу предваряет повторение правил техники безопасности и проговаривание последовательности выполнения действий во время эксперимента. По завершении опыта каждый воспитанник приводит в порядок своё рабочее место, помогает воспитателю убрать инструменты.

Обязателен этап рефлексии в конце занятия: ребята сообщают результаты эксперимента, делятся эмоциями от процесса открытия.

2.1.     Картотека опытов и экспериментов

Область эксперименти

рования

Тема занятия

Цель экспериментирования

Материалы

Объекты неживой природы

«Свойства»

Знакомство со свойствами песка

Баночки с сухим песком, бутылка с водой, лопатки, оргстекло, магнит

«Очистка воды»

Познакомить со способом фильтрования воды

Стакан с грязной водой, пустой стакан, ватные фильтры для очистки воды

«Ткани»

Формирование представлений о свойствах различных видов ткани

Ёмкости с водой, ножницы, образцы тканей

«Металлы»

Формирование представлений о свойствах металлов

Спиртовка, спички, ножницы, образцы металлов (демонстрационный опыт, проводится педагогом)

«Магнетическое свойство Земли»

Знакомство с магнетическими свойствами Земли

Магнит, стакан, иголки, макет земного шара, намагниченная английская булавка, вода, растительное масло

«Радуга»

Познакомить с механизмом распада света на цветовой спектр

Гранёное стекло (деталь от хрустальной люстры)

«Как достать скрепку?»

Расширение представлений о свойствах магнита и его применении человеком

Ёмкость с водой, скрепки, магнит

«Полярное сияние»

Расширение представления о магнитных силах Земли

Магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги

«Космос в рюмке»

Выяснение факторов, влияющих на форму планет

Рюмка с водой, масло, спирт, пипетка

Объекты живой природы

«Корни тянутся»

Установление связи видоизменения частей растений от влияния внешних факторов

Растения в горшках с поддонами, имитирующими различные внешние факторы воздействия

«Свойство испарять жидкость»

Установление зависимости количества испаряемой жидкости от размера листьев растения

Три комнатных растения: с мелкими листьями (фикус ретуза), со средними листьями (фикус Бенджамина), кактус

«Свет и рост»

Установление взаимосвязи между освещением и ростом растений

Комнатные растения, лист бумаги, карандаши

«Запасливые растения»

Знакомство со свойством некоторых растений накапливать влагу

Ёмкость с водой, пищевые красители, деревянные бруски, губки

«Как цветок пьёт воду»

Формирование представления о движении воды от корня растения по стеблю к листьям и цветку

Стаканы с водой, пищевые красители, белые гвоздики

«Тепло и холод»

Установление влияния температурного режима на рост растений

Веточки с нераспустившимися почками, стаканчики с водой

«Растения дышат»

Установление потребности растения в воздухе

Комнатные растения, трубочки пластиковые, вазелин, лупа

«Живой кусочек»

Установление способности растения питаться и расти за счёт корня

Корнеплоды (морковь, редька, редис, репа, свёкла)

Человеческий организм

«Ухо и носоглотка»

Установление связи уха с носоглоткой

Модель строения уха и носоглотки

«Запах и вдох»

Установление необходимости вдоха для определения запаха

Плотный матерчатый мешочек с различными ароматическими материалами: мыло, апельсиновая цедра, ароматическая свеча, флакон духов.

«Восприятие холода и тепла»

Определить расположение на теле человека воспринимающих тепло и холод точек

Ёмкости с горячей и холодной водой, спица

«Глаза»

Знакомство со строением глаза

Модель человеческого глаза

«Зрачок»

Изучить влияние света на зрачок

Зеркало

«Храп»

Познакомить с причинами появления храпа у человека

Вощёная бумага, ножницы, линейка

 

2.2.    Фиксация результатов экспериментальной деятельности воспитанников ДОУ

Фиксация результатов практического исследования или наблюдения является обязательным этапов опытно-экспериментальной деятельности. Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольников. А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой, двигательной, обонятельной).

Способы фиксация результатов детского экспериментирования:

1.     Графический. Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи. Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми 3–4 лет, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы на текущем занятии. С воспитанниками средней группы используются простые графические схемы или мнемокарты.

2.     Ментальный. Для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического исследования. Ментальный способ применяется в работы с детьми средней группы: воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента, сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и систематизировать знания об объектах.

3.     Практический. Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге - зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки экспериментов. Записывание рассказа о результатах практического исследования в детском саду осуществляет воспитатель со слов детей, например, для закрепления отчёта о проделанной работе в журнале группы, на стенде в уголке познания.

2.3. Консультация для родителей

Рекомендуется несколько раз в течение учебного года проводить собрания с родителями, на которых освещает работа детей в рамках опытно-экспериментальной деятельности. Родителям сообщаются цели и задачи детского экспериментирования, они должны понимать его значимость для становления личности ребёнка. Познавательная активность и стремление к проведению практических исследований необходимо поощрять и в домашних условиях.

Поддержка опытно-экспериментальной деятельности детей осуществляется через реализацию следующих задач:

  • поощрение любознательности ребёнка, инициативности в экспериментировании;
  • проявление интереса к занятиям в детском саду;
  • мотивировать личным примером.

На консультациях для родителей педагог предоставляет примерные темы для совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми в домашних условиях и на прогулках (для инициативных родителей — темы краткосрочных исследовательских проектов): сезонные наблюдение на улице, описание выполнения опытов в ванной комнате, на кухне. Следует указать на важность фиксирования результатов практических исследований: родители совместно с детьми могут вести дневники и журналы, рисовать плакаты, делать коллажи из фотографий и лэпбуки (книжки-раскладушки на тему проведённых опытов — «Три формы воды», «Условия роста растений», «Способы очистки почвы», «Свойства воздуха»). Экспериментирование в кругу семьи (с мамой и папой, братьями и сёстрами, дедушками и бабушками) — это не только приобретение знаний, но и положительные эмоции.

3.     Мониторинг и отчёт по экспериментальной  деятельности в ДОУ

Проведение образовательной деятельности с детьми предполагает отслеживание результатов. Результативность деятельности по развитию познавательной активности у детей представлена в виде достижений по критериям, предложенными Г.П.Тугушевой.

Из предложенных авторами и программой критериями выделила следующие:

  • Ребенок умеет выделять проблему, находить противоречие;
  • Ребенок умеет формулировать вопрос;
  • Ребенок умеет ставить цель исследования;
  • Ребенок умеет осуществлять поиск эффективного решения проблемы;
  • Ребенок умеет выдвигать гипотезу;
  • Ребенок умеет описывать явления и процессы;
  • Ребенок умеет формулировать выводы и умозаключения;
  • Ребенок умеет самостоятельно проводить исследование;
  • Ребенок проявляет интерес к экспериментированию.

4.   Оформление центра экспериментирования

Важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является создание предметно-познавательной среды. Это могут быть уголки для практических исследований в помещении группы, зелёные зоны на подоконниках для наблюдений за растениями. Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В исследовательском уголке или лаборатории должно быть выделено место для демонстрации проектов воспитанников или для тематических выставок. Для хранения познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются стеллажи, доступ к которым будет открыт всем ребятам. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Наглядно должны быть представлены правила техники безопасности при проведении опытов (например, в виде плаката).

Особое внимание в настоящее время уделяется созданию центров воды и песка в группе. Экспериментируя с этими веществами, дети не только получают знания, но и совершенствуют мелкую моторику, а также восстанавливают баланс эмоционального состояния (занятия с водой и песком успокаивают, устраняют симптому переутомления, снимают напряжение мышц).

Материальное оснащение центра экспериментирования:

  • природные материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы древесины, листья, зёрна;
  • приборы: магниты (в т. ч. магнитная стружка), увеличительные линзы, линейки, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы;
  • сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, колбы;
  • медицинские материалы: латексные перчатки, пинцет, одноразовые шприцы без иглы, ватные диски, марля и бант;
  • вещества: соль, сахар, марганцовка, пищевые красители, мука;
  • фартуки, защитные очки, шапочки или косынки, перчатки, нарукавники;
  • листки наблюдений и журналы для фиксирования результатов экспериментирования

 

5.   Самообразование по экспериментальной деятельности в детском саду

Теоретический этап самообразования

  • Изучение нормативных документов и научно-методической литературы, в которых говорится о значимости и способах организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы).
  • Изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: педагогических журналов и газет, информационных интернет-порталов для воспитателей (ознакомление с организацией детского экспериментирования в ДОУ, конспектами занятий, подборками опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста).
  • Разработка календарно-тематического планирования.

Практический этап самообразования

  • Проведение консультации для родителей о необходимости детского экспериментирования в детском саду и дома.
  • Организация занятий в рамках опытно-экспериментальной деятельности, проведение игр-экспериментов на досуге и наблюдений во время прогулок.
  • Привлечение детей к проектной деятельности, в том числе совместно с родителями.
  • Проведение открытых занятий (для администрации ДОУ, воспитанников и педагогов других групп, родителей, методистов).
  • Участие педагога в педагогических семинарах, конференциях, вебинарах с целью предоставления информации о проделанной работе и достигнутых результатах.

 

Результаты работы в рамках опытно-экспериментальной направленности показывают личностные изменения воспитанников. Дети становятся самостоятельнее, расширяется круг их интересов, они инициативны в выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций. Таким образом, занятия по детскому экспериментированию выполняют социальный заказ на воспитание разносторонне развитой личности и закладывают в детях качества успешных исследователей.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Перспективное планирование для детей младшей группы

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

«Есть ли у воды вкус?»

Цель: выявить свойства воды – не имеет запаха и вкуса, развивать любознательность.

«Какого цвета вода?»

Цель: использовать игровую ситуацию для ознакомления детей с такими свойствами воды, как прозрачность, возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью).

«Овощи, фрукты» (в уголке экспериментирования)

Цель: учить детей различать овощи, фрукты, называть их, характеризовать на вкус

«Сухой и мокрый песок»

Цель: выявлять свойства сухого и мокрого песка (показать детям, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить).

Октябрь

«Какие предметы держатся на воде?»

Цель: Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы на воде держатся, другие - тонут.

«Камни» (в уголке экспериментирования)

Цель: предложить детям рассмотреть камни, через лупу; формировать представления о некоторых свойствах камней (твёрдость, прочность).  

«Солнечный зайчик»

Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем; развивать любознательность.

«Что в коробке?»

Цель: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, лампа, свеча); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Ноябрь

«Легкий – тяжелый»

Цель: объяснить детям, что предметы бывают легкие и тяжелые; учить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

«Волшебная кисточка»

Цель:  продолжать знакомить детей с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый).

«Как вода гулять отправилась»

Цель: дать детям представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

«Рыбалка»

Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок; развивать познавательный интерес.

Декабрь

«Тонет – не тонет»

Цель: продолжать  знакомить детей с простейшими способами обследования предметов, учить наблюдать за ходом опыта, рассказывать о происходящем.  

«Лёд и снег»

Цель: предложить детям сравнить свойства льда и снега; рассказать о том, что лед и снег образованы из воды.

«Тает льдинка»

Цель: познакомить детей со свойством замерзания  воды   на морозе и таяния в тепле.

«Свойства снега»

Цель: организовать экспериментирование со снегом; выявит свойства снега (снег тает, может быть липким, рыхлым).

Январь

«Свойства снега»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега, предложить определить, какой снег сегодня, научить лепить из снега шары, складывать из них различные фигуры.

«Изготовление цветных льдинок»

Цель:  продолжать знакомить детей с тем, что в воде  растворяется краска.

что вода замерзает на морозе.

«Экспериментирование со снегом»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега, выявлять их при помощи несложных действий ( в мороз снег не лепится, скрипит под ногами , становится «пушистым»).

Февраль

«Экспериментирование с песком»  (в уголке экспериментирования)

Цель: формировать у детей представления об объектах природы и природных материалах, свойствах песка; активизировать словарный запас детей.

«Экспериментирование со снегом»

Цель: познакомит детей с таким свойством снега, как лёгкость (предложить детям сдуть снег с веточек, со скамейки, с варежки). Развивать любознательность, интерес явлениям и объектам природы.

«Солнце в феврале»

Цель: предложить детям потрогать стену дома на солнечной и на северной стороне, определить, где она теплее. Подвести детей к выводу о том, что солнце греет всё сильнее, приближается весна.

«Музыка или шум?»

Цель: учить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Март

«Бумага, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит.)

«Куда бегут ручейки?»

Цель: предложить детям пустить кораблики, щепки, определить направление движения  воды по движению предметов. Пояснить детям, что талая вода собирается в углублениях и движется под уклон – образуются ручейки.

«Куда делась лужица?»

Цель: показать детям, как губка впитывает воду, предложить рассказать, что произошло, куда исчезла лужица. Активизировать детское любопытство, вызвать желание экспериментировать.

«Что звучит?»

Цель: научить определять по издаваемому звуку предмет. Развивать любознательность, интерес явлениям и объектам природы.

Апрель

«Температура предметов на солнце и в тени»

Цель: учить детей сравнивать температуру предметов в тени и на ярком солнце, дотрагиваясь до них ладоням, устанавливать взаимосвязь между температурой предметов и их расположением.

«Свойства воды»

Цель: расширять представления детей о свойствах воды, в ходе демонстрационных опытов и самостоятельного экспериментирования подвести детей к выявлению такого свойства воды, как способность принимать форму сосуда, в котором она находится.

«Уголь и мел»

Цель: продолжать знакомить детей с различными природными материалами, показать детям, что уголь и мел – твёрдые материалы, но они легко крошатся, от кусочков угля и мела легко отделяются слои, поэтому ими можно рисовать. Мел оставляет белый след, уголь – чёрный.

«Нагревание воды»

Цель: предложить детям потрогать воду, налитую в две одинаковые небольшие ёмкости, одну ёмкость оставить в тени, другую вынести на солнечное место. В конце прогулки предложить снова определить температуру воды, подвести детей к выводу: солнце нагрело воду.  

Май

«Древесина, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины; определять ее качества (твердая, гладкая, шершавая); степень прочности; толщина и свойства (горит, не бьется, не тонет в воде).

«Ткань, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

«Свойства песка»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка, помочь сделать вывод о том, что песок легко впитывает воду. Развивать познавательный интерес детей, учить делать элементарные выводы.

«Свойства глины»

Цель: на основе сенсорного опыта формировать у детей представления о свойствах глины, учиться выявлять и называть свойства сырой глины (мягкая, пластичная, вязкая, липкая, хорошо мнётся, под воздействием усилий рук легко меняет форму).


Перспективное планирование для детей средней группы

Неделя

Тема

Задачи

Материал, оборудование, литература…

(в зависимости от темы)

Сентябрь

1

Путешествие с капелькой

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная ,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

Вода в кружках (на каждого ребенка)

2

Вода прозрачная, но может менять цвет

Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы

Вода,  (горячая холодная)

краситель или гуашь,

сосуд, бумага.

3

Значение воды в жизни растений

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений

Вода, комнатное растение (фикус)

4

Игра « Водяной у нас в гостях»

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и коммуникативность в процессе проведения игры

Емкость с водой,

аквариум с

рыбками, иллюстрации

животных, рыбки

игрушки

( внутри груз, чтобы

держались

в воде).

Октябрь

1

Ветер, ветер ветерок.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Вентилятор, флажок,

пёрышко,

вода, камень.

2

Поиски воздуха

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять   знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей.

3

Летающие семена

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

Семена гороха, фасоли, карточки с изображением листьев деревьев, травянистых растений и семян, прозрачные баночки с крышками, на которых изображены листья растений, лупы по количеству детей.

4

Песочная страна

Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

Песок, песочные часы, маленькие игрушки

Ноябрь

1

В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится)

Карандаш, гвоздь, картинки деревянных и металлических предметов

2

Плавающие и тонущие предметы

Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку: тонет, плавает.

Вода, предметы из разных материалов

3

Плавающее перо

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

Вода на кажого ребенка, перышки

4

Мех. Зачем зайчику другая шуба

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Картинки зайца зимой и летом, кусочки плотного и

редкого

меха, рукавички из

тонкой,

плотной ткани и

меховые.

Декабрь

1

Песок. глина.

Учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду.

Песок и глина

2

Волшебная рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. (магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

Магниты

3

Метал

Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)

Картинки предметов из метала, метал

4

Действие магнита

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Магниты, металлические предметы

Январь

1

Как снег становиться водой.

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

Снег в стаканчиках на каждого ребенка

2

«Льдинка и снежинка»

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

Кусочки льда и снег на каждого ребенка

3

Вода, лед, снег.

Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

Вода, лед, снег в тарелочках

Февраль

1

Волшебная кисточка

Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Альбомные листы, кисти, краски, баночки с водой

2

С водой и без воды

Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений   (вода, свет, тепло)

Комнатные растения, вода

3

Путешествие в мир стеклянных вещей

Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

Картинки стеклянных предметов, обработанное стекло

4

Как достают скрепку из воды.

Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе

Стаканчики с водой, скрепки, магниты на веревочке.

Март

1

Почему растаяла Снегурочка

Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные   причинно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед.

Снег, тепло

2

Освобождение бусинок из ледяного плена .

Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда - тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми

Бусинки во льду на каждого ребенка

3

Теплая капелька

Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Вода

4

Стекло, его качества и свойства

Узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества (структура поверхности: толщина. прозрачность и свойства: хрупкость)

Предметы из стекла

Апрель

1

Чудеса растений

Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений ( черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

Комнатные растения, оборудования для ухаживания за цветами

2

Нужен ли корешкам воздух

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.

Комнатные растения, тряпочки, грабельки

3

Почва ( песок, глина камни)

Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

Земля для растений, песок, глина, камни

4

«Солнечные зайчики»

Формировать представления о свойствах солнечных лучей

Маленькое еркальце на каждого ребенка

Май

2

Зачем растения вертятся

Показать детям, что для роста растениям необходим свет.

Комнатные растения, дневной свет

3

«Растениям – теплую водичку»

Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.

Комнатные растения, вода

4

Передача солнечного зайчика

Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета.

Зеркала


Перспективное планирование для детей старшей группы

№ п/п, раздел

Тема опыта, эксперимента

Цели, задачи опыта, эксперимента

Материалы для опытов, экспериментов

Ход проведения

СЕНТЯБРЬ

1. Опыты с песком и глиной

«Откуда берется песок»

Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.

 

Камни, листы белой бумаги, лупа.

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

Как вы думаете, что это сыплется? Возьмите лупы, рассмотрите это. Как мы получили песок?

Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

«Состав глины и песка»

Определить состав песка, глины.

Песок, глина, лупа

С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите песок. Из чего он состоит? Он состоит из очень мелких песчинок. Как же выглядят песчинки? Они круглые, очень мелкие, полупрозрачные. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к  другу; а глина -  из мелких частичек, которые прилипли друг к другу.

«Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.

 

Поднос с мокрым песком, различные формочки.

 

Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.

Какие фигурки получились?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

«Песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо».

Определить сыпучесть песка и глины.

2 одинаковые воронки, стаканы.

В каждую воронку положите немного ваты. В одну воронку до половины насыпьте песок, а в другую положите истолченную глину. Налейте в обе воронки доверху воду. Наблюдайте. Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо. Песок - сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой. 

«Рисование сухим песком»

Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.

Сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.

Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.

Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.

Вывод: Сухим песком можно рисовать.

ОКТЯБРЬ

2. «Живые камни»

«Какие бывают камни»

Сформировать представление о разнообразности вида камней, свойства камня, учить классифицировать по различным признакам.

Камни (галька)

Закройте глаза и на ощупь выберите самый гладкий, круглый камешек. Внимательно его рассмотрите. Этот камень называется морской галькой. Как вы думаете, почему у него нет острых углов? Вода двигает камни, сталкивает их друг с другом; они трутся и о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся округлыми. Камни бывают маленькие и большие, гладкие и шершавые, цветными и прозрачными, теплыми и холодными.

«Обследование камней: размер, цвет, вес»

Рассказать детям о камнях, учить определять их свойства.

Камни разной формы, цвета, размера, лупа.

Дети рассматривают все камни, определяют, какого они цвета, размера и формы. Приходят к выводу, что камни по цвету и форме и размеру бывают разные, камень может быть гладким и шероховатым; по весу бывают разные – легкие, тяжелые.

«Твердый камень»

Сформировать представление о твердости камня.

Камешки; пластилин; монеты

Возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? Нацарапайте что- нибудь на камешке монеткой. Что получается? Вывод: камни твердые.

«Теплый камешек»

Сформировать представление о свойствах камня.

Лампа; камешки разного цвета (обязательно должен быть камень черного цвета).

Потрогайте разные камни и скажите, они теплые или холодные? Зажмите камешек в кулаке. Стал ли он теплее? Возьмите белый и черный камешки, подержите их под светом лампы. Что изменилось?

Вывод: Черный цвет поглощает солнечные лучи. Поэтому черный камень нагрелся больше, чем белый.

«Легкий-тяжелый»

Сформировать представление о свойствах камня.

Камешки разной плотности и величины; весы.

Возьмите в одну руку пористый камень, в другую – плотный, такого же размера. Какой из них тяжелее? Почему?

Вывод: камни имеют вес. Вес камня не зависит от его размеров.

«Меняют ли камни цвета»

Сформировать представление о свойствах камня.

Пустые емкости; лейки с водой; камни.

Предложите детям положить в емкость камни полить их водой. Затем потрогать их в воде, и вытащить камни из воды.

Воспитатель. Что изменилось?  Сравните камни по цвету: мокрые камешки и сухие.

Вывод: Мокрые камни меняют цвет.

«Рисующие камни»

Сформировать представление о свойствах камня.

Небольшой лист фанеры; мел; уголь.

Каким камнем лучше рисовать на листе фанеры: мелом или углем? Дети рисуют на листе фанеры мелом и углем. Чем рисовать лучше? Вывод: мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а уголек твердый, он царапает.

НОЯБРЬ

3. «Воздух и его свойства»

«Как работает воздух»

Помочь детям увидеть, как  воздух может поддерживать предметы

Лист бумаги, скомканный лист бумаги, стул

Скомкать один лист бумаги. Затем встать на стул и с одинаковой высоты бросить одновременно смятый и ровный листок. Какой листок приземлился раньше?

Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.

«Воздух легче воды»

Доказать, что воздух легче воды

Воздушный шарик, таз с водой

Детям предлагается "утопить" воздушный шарик, наполненный воздухом. Почему он не тонет?

Вывод: Воздух легче воды.

«Движение воздуха»

Познакомить детей со свойствами воздуха – движением воздуха.

Заранее сделанные из цветной бумаги веера.

Воспитатель предлагает детям взять изготовленные из бумаги веера и помахать ими. Поинтересоваться, что вы чувствуют. Сделать вывод, что воздух движется. Спросить детей: А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).

«Воздух в человеке»

Познакомить детей со свойствами воздуха.

Стакан с водой,  трубочки для коктейля

«Ребята, а вы хотите увидеть воздух? Берём стакан с водой и опускаем в него соломинку. Давайте подуем в соломинку, что у вас получилось? Ребята, а откуда же они взялись?»

Вывод: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки, значит внутри нас есть воздух.

ДЕКАБРЬ

4. «Вода и ее превращения»

«Вода не имеет вкуса»

Уточнить представления детей о свойствах воды.

Стакан с водой, соль, сахар

Воспитатель наливает в стаканчики кипяченную воду и дает ее попробовать детям. Имеет ли вода вкус?

Затем растворяет в воде соль, размешивает ее и дает попробовать  детям. Поменялся ли вкус у воды. Затем воспитатель наливает воду в другие стаканчики и кладет в нее сахар и снова предлагает попробовать детям.

Вывод: сама по себе вода безвкусная, она приобретает вкус того, что в нее добавляют.

 

«У воды нет запаха»

Познакомить детей со свойствами воды

Стаканы с водопроводной водой, чеснок.

Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. А потом добавьте в стакан мелко нарезанный чеснок и предложите детям понюхать воду опять.

Вывод: вода сама без запаха, но начинает пахнут теми веществами, которые в нее добавляют.

«Делаем льдинки»

Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде.

Вода, формочки для льда, холод

Дети берут стакан с водой и аккуратно переливают ее в формочки, затем относят на холод или в холодильник. Через время рассматривают льдинки.                        Вывод: лед - это замершая вода.

«Таяние снега»

Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.

Снег

Наблюдать за таянием снега на теплой руке, варежке, на батарее, на грелке и т.д. Снег тает от теплого воздуха, идущего от любой системы.

«Можно ли пить талую воду»

Показать, что даже самый, казалось бы,  чистый снег грязнее водопроводной воды.

Снег, 2 светлые  тарелки.

Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для пить людям. Но, талую  воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.

«Способность воды отражать предметы»

Показать, что вода отражает окружающие предметы.

Таз с водой, игрушки

Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам  рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое отражение.

Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.

ЯНВАРЬ

5. «Чудесные способности магнита»

«Выявление свойств металлов»

Познакомить детей со свойством металлических предметов намагничиваться.

Канцелярские скрепки, монеты, кнопки канцелярские, магнит, ёмкость с водой.

Предложить детям поместить предложенные предметы в сосуд с водой.

Предоставить детям магнит. Дети проверяют на опыте свойства металлов намагничиваться.

Вывод: металлические изделия твёрдые, тонут в воде, способны намагничиваться.

«Взаимодействие двух магнитов»

Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

2 магнита, нитка.

Взрослый ставит перед детьми задачу: определить, как будут вести себя два магнита, если их поднести друг к другу. Предположения проверяют, поднося один магнит к другому, подвешенному на нитке (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся; магниты могут притянуться или оттолкнуться, в зависимости от того, какими полюсами подносить их друг к другу).

Вывод: магниты притягиваются и отталкиваются.

«Магнитное поле вокруг магнитов»

Познакомить детей с наличием вокруг магнита магнитного поля.

Магниты, картон, скрепки.

Дети накрывают магниты картоном, подносят скрепки. Выясняют, как действует магнит: он приводит в движение скрепки, они двигаются под действием магнитных сил. Определяют расстояние, на котором скрепка начинает притягиваться к магниту, медленно, издалека подводя скрепку к магниту.

Вывод: вокруг магнита образуется магнитное поле.

ФЕВРАЛЬ

6. «Почва»

«Из чего состоит почва?»

Определить состав почвы.

Лист бумаги, почва, лупа, микроскоп.

На лист бумаги кладём немного почвы, рассматриваем, определяем цвет, запах, растираем комочки земли, находим остатки растений. Рассматриваем в микроскоп.

Вывод. В почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).

«В почве есть воздух»

Показать, что в почве есть воздух.

Банка с водой, почва.

Напомнить детям, что в ней обитает много жильцов. Чем они дышат? Как и все животные — воздухом.

Опускаем в банку с водой немного почвы и наблюдаем, появятся ли в ней пузырьки воздуха.

Вывод: в почве есть воздух.

«Нужен ли корням растения воздух?»

Показать, что растениям для роста необходима рыхлая почва.

Емкость с водой; почва уплотненная рыхлая;  две прозрачные емкости с черешками герани; пульверизатор; растительное масло;  два горшечных растения одного вида: одно – ухоженное, земля в горшочке влажная,  другое – увядает, земля в горшочке сухая.

Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшочке почва плотная, сухая, в другом – рыхлая, влажная. Почему плотная сухая почва для растения хуже? Доказывают, погружая сухие плотные комочки почвы в воду. То же проделывают с влажными рыхлыми кусочками почвы. Сравнивают. Уточняют, нужен ли воздух корням. Три одинаковых черешка герани помещают а прозрачные емкости с водой. В одну смесь с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корням, вторую оставляют без изменений, в третью на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменением черешков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей растение вянет. Делают выводы о необходимости воздуха для корешков, зарисовывают результат.

 Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

«Загрязнение почвы»

Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

Банка с дождевой водой, банка с грязной мыльной водой, почва.

Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой — грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива.

Вывод: нельзя загрязнять почву.

МАРТ

7. «Солнце – наш друг»

«Театр теней»

Познакомить детей со свойством солнечного света – тенью.

 

Силуэты зверей из бумаги

Рассказать детям, как возникает тень, понаблюдать за движением тени.

Воспитатель показывает детям персонажей сказки, а дети озвучивают героев.

Вывод: у каждого предмета есть тень.

«Эффект радуги»

Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги.

Необходимое условие - ясный солнечный день.  Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

 

Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».

«Какие предметы быстрее нагреваются?»

Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.

Листы бумаги разных цветов (в том числе белого и черного)

Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным?

Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его.

АПРЕЛЬ

8. «Такая интересная бумага»

«Цветы лотоса»

Познакомить со свойством бумаги – становиться тяжелее при намокании.

Цветы из бумаги, таз с водой.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

«Какая бумага сильнее?»

Формировать представления о бумаге и её свойствах

Стаканы с водой, лист бумаги.

Проведём опыт и узнаем, насколько сильной может быть бумага. Берем две опоры, в нашем случае это два стакана с водой. Располагаем сверху лист бумаги, чтобы получился мостик, и посередине ставим какую-нибудь фигурку. Что происходит с фигуркой? Она падает.

Теперь берем бумагу и складываем ее гармошкой. Гармошку кладем на Подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве еще с древних времен. Они позволяют перераспределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку. Какой вывод сделаем?

Вывод: Если бумага сложена гармошкой, то она сильнее.

«Можно ли склеить бумагу водой?»

Познакомить детей со склеивающим эффектом бумаги.

2 листа бумаги, вода.

Возьмём два листа бумаги. Двигаем один в одну сторону, другой в другую. Смачиваем водой, слегка сдавливаем, пробуем сдвинуть - безуспешно. Вывод: вода обладает склеивающим эффектом.

«Веселая полоска»

Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха: развивать любознательность.

Полоска бумаги.

Будем мы сейчас играть И полоску оживлять Раз. два. три - посмотри!

Полоску бумаги надо держать вертикально за один конец и дуть на неё. Почему она движется? (она легкая)

Полоску бумаги держать горизонтально за оба конца, поднести к губам и втянуть воздух. Что произойдёт? Почему? (полоска прилипнет к губам - не неё действует сила воздуха).

Полоску бумаги горизонтально прижать к стене и сильно подуть на неё (руки в этот момент убрать). Почему полоска не упала? (на неё действует сила воздуха).

Положить полоску бумаги на стол, подуть на неё. Что произойдёт? (полоска «запрыгает», как лягушка).

Вывод: полоска бумаги лёгкая, поэтому она реагирует на движение воздуха.

МАЙ

9. «Ткань»

«Из чего состоит ткань?»

Объяснить детям, что ткань состоит из ниточек.

Кусочки ткани.

Детям розданы кусочки ткани, и воспитатель на своей салфетке показывает, что ткань состоит из ниточек, вытягивает несколько, потом предлагает детям сделать то же самое.

«Меняем цвет ткани»

Показать детям, что ткань можно красить.

Белые однотонные кусочки ткани, гуашь

У воспитателя и детей белые или однотонные не яркие салфетки. А кукле нужно сделать красивую салфетку в горошек. Горошинки им можно нарисовать краской, и воспитатель показывает, как это сделать.

«Необычное рисование»

Познакомить детей с природными красителями.

Белые однотонные кусочки ткани, лепестки разных неядовитых цветов

Набросайте эту смесь на ткань, положенную на разделочную доску. Вы можете как непроизвольно насыпать лепестки и листья, так и выстраивать задуманную композицию. Накройте ее полиэтиленовой пленкой, закрепите по бокам кнопками и раскатайте все это скалкой либо постучите по ткани молотком. Стряхните использованные "краски", натяните ткань на тонкую фанерку и вставьте в рамку. Шедевр юного дарования готов!


Перспективное планирование для детей подготовительной к школе группы

МЕСЯЦ

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЬ

Примечания

Сентябрь

Диагностика

1-я и 2-я недели: Диагностика

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе.

«Волшебница – вода»

3-я неделя: «Свойства воды. Плавающая рыбка»

Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.

4-я неделя: «Вода-растворитель. Очищение воды»

Продолжать знакомить со свойствами воды и воздуха, опытным путем, дать возможность увидеть может ли воздух защитить бумагу от воды.

Октябрь

«Горы, камни и песок»

1-я неделя: «Песок – природный фильтр»

Познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду).

Консультация для родителей на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

2-я неделя: «Камни. Какими бывают камни»

Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным путям

3-я неделя: «Почему камни бывают разноцветными»

Объяснить опытным путем, почему некоторые камни могут сочетать в себе несколько цветов.

4-я неделя: «Что такое горы»

Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней.

5-я неделя: «Вулкан»

Систематизировать знания детей о вулкане; показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты; развитие познавательной активности детей.

Ноябрь

«Воздух»

1-я неделя: «Прогулки невидимки»

Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом

Создание памятки для родителей: «Экспериментируем с детьми дома»

2-я неделя: «Воздух невидим»

Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух

3-я неделя: «Воздух есть везде»

Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.

4-я неделя: «Воздух помогает рыбам плавать»

Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.

Декабрь

«Магнит»

1-я неделя: «Магниты»

Дать детям первоначальное представление о магнитах. Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием

Создание фотоальбома:

«Мы экспериментируем».

2-я неделя: «Притягивание через предметы»

Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит.

3-я неделя:

«Как человек использует магниты»

«Когда магнит вреден»

Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.

4-я неделя:«Рисует магнит или нет»

Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. 

Январь

«Снег и лед»

3-я неделя: «Замерзание жидкостей»

Познакомить с разными жидкостями, выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

Пополнение уголка детского экспериментирования.

4-я неделя: «Почему снег греет?»

Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

5-я неделя: «Лед и соль»

Развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей.

Февраль

«Растения»

1-я неделя: «Растения»

Формировать умение различать семена различных растений.

Консультация: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через экспериментирование»

2-я неделя: «Способы размножения растений»

Познакомить с различными способами размножения растений: черенками, листьями, отводами, «детками», делением куста.

3-я неделя: «Хитрые семена»

Познакомить со способами проращивания семян в различных условиях.

4-я неделя: «Лабиринт»

Установить, как растение ищет свет.

Март

 «Дерево»

1-я неделя: «Тонет - не тонет»

Знакомство со свойствами коры дерева.

Консультация для родителей на тему: «Ребенок - исследователь в детском саду»

2-я неделя: «Посадим деревце»

Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему

3-я неделя: «Есть ли у растения органы дыхания?»

Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

4-я неделя: «Почему осенью опадают листья?»

Помочь установить зависимость роста растений от температуры и влаги.

Апрель

«Разное»

1-я неделя: «Исчезающий мелок»

Познакомить со свойствами мела

Оформление наглядной информации в родительском уголке: «Опыты с водой и бумагой».

2-я неделя: «Цветное молоко»

Познакомить со свойствами молока и моющего средства для посуды

3-я неделя: «Секретное письмо»

Выявить с помощью нагревания, как проходит процесс появления слов на бумаге

4-я неделя: «Яйцо утонет или всплывет?»

Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования

Май

«Разное»

1-я неделя: «Тайный похититель варенья»

Объяснить и показать, что на пальцах есть отпечатки пальцев

Совместная опытно – экспериментальная деятельность «Мы волшебники!»

2-я неделя: «Заплесневелый хлеб»

Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия

3-я неделя: «День и ночь»

Объяснить детям, почему бывает день и ночь

4-я неделя: Диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по теме "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"

"Формирование профессиональной компетентности педагога  через самообразование" методические разработки, анкеты и таблицы для анализа...

Методическая разработка на тему: "Самообразование педагогов в ДОУ №8"

В работе отражены подходы к организации самообразования воспитателей в ДОУ №8 "Огонек"...

Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог» для детей старшей и подготовительной группы

Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог»  для детей старшей и подготовительной группы...

Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог» для детей средней группы

Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог»  для детей средней группы...

План по самообразованию Методическая разработка на тему: «Открываем мир водоемов Рязанского края через экспериментальную деятельность»

План по самообразованию. Знакомство детей старшего дошкольного возраста  с водоемами Рязанского края через экспериментальную деятельность....

Методическая разработка реализации плана самообразования в средней группе по теме: «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Методическая разработка представляет из себя полный комплект материалов для реализации в течение учебного года плана самообразования в средней группе ДОУ по теме "Воспитание нравственных качеств ...