Система работы по сюжетно-роливой игре
материал

Бикташева Ангелина Сергеевна

Система работы по сюжетно-роливой игре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы   по сюжетно - ролевой игре в младшей группе.

Сюжетно-ролевые игры. Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни; способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами; в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку.

Показывать способы ролевого взаимодействия, используя обучающие игры.

Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для игр; дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками.

Усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счёт использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек. Учить детей использовать в играх строительный материал, простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы, природный материал; разнообразно действовать с ними.

Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.

Перспективный план по сюжетно-ролевой игре в младшей группе.

Сентябрь

Мы пришли в детский сад

Учить детей подбирать атрибуты для игры, брать на себя роль, обыгрывать определенные ситуации, применять в игре накопленный опыт

Атрибуты для игры, игрушки – заместители, куклы, машинки.

Детский сад                                                                      

Наши куклы

Знакомство с куклами, запоминание имен кукол, придумывание имен куклам

Куклы.

С новосельем

Вызвать у детей интерес к совместной со взрослым игровой деятельности и формировать умение принимать воображаемую ситуацию.

Кукла Вера, шкаф игрушечный, машина, одежда куклы.

Старшая сестра

кукла просыпается,  встает, умывается, идет на прогулку

Кукла, одежда для куклы

Наводим чистоту в комнате у куклы.

 Вызвать у детей интерес к игровому уголку, желание действовать с игрушками.

Игрушка – кукла, посуда, плита, мойка. Игрушечный
Инвентарь для уборки: ведро,
Мыло, ветошь, щетка.

Перед сном

Укладывать куклу спать, петь колыбельную, качать, рассказывать сказки

Н.Ф.Губанова стр12

У куклы вари день рождения

Встречать гостей, провожать гостей, накрывать стол для гостей.

Н.Ф.Губанова стр.13

                                 Октябрь

Семья

Мама пришла с работы

Что у нас на обед

 Учить детей расставлять посуду для обеда; обогащать речь детей; воспитывать желание заботиться о кукле; правильно расставить посуду на столе,  постелить скатерть, поставить тарелки, чашки

Игрушечная посуда, кукла, скатерть, стулья

Н.Ф.Губанова стр.18

Мама вызвала доктора. Дочка заболела,

Учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, Расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура»

куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Мама купает  дочку

Учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать, одеть, уложить спать,  правильно называть предметы и их назначение; закреплять разнообразные игровые действия; развивать игровые умения и навыки; обогащать словарный запас

ванночка, мыло (кирпичик), мыльница, полотенце, ковшик (все предметы в 2-3 экземплярах); кукла Катя (у неё «испачканы» руки)

Мама стирает одежду дочке.

Учить игровым действиям , стирать, вешать одежду.

Н.Ф.Губанова стр.15

Готовим обед для дочек

Учить детей называть столовую посуду, активизировать их речь, воспитывать культуру поведения во время еды, учить заботливо относиться к кукле. 
правильно находить и отбирать посуду для обеда, правильно показывать предметы..

Столовая посуда, предметы заместители

 Мама укладывает детей спать.

.Учить последовательно раздевать , укладывать спать, спеть колыбельную.

Кукла, постельное белье, кровать.

Н.Ф. Губанова стр1

Мама покупает продукты в магазине

Учить  принимать на себя роль мамы, ходить в магазин, покупать продукты, называть названия  продуктов.

корзинки, муляжи овощей и фруктов, предметы заместители.

Ноябрь

Шофер

«Кто шофер?»

Знакомить детей с профессией шофера и правилами безопасного проезда на транспорте;

Различные машинки

Н.Ф. Губанова стр.20

Мы шоферы

учить детей объединяться по 2-3 ребёнка для самостоятельных игр, подводить  детей к самостоятельному замыслу игровых сюжетов;

На стройке

Развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр, пассажир);

Машина грузовая, строительный материал.

Н.Ф. Губанова стр.

Мы водители  автобуса

 воспитывать интерес и уважение к профессии водителя,  желание соблюдать нормы поведения в общественном транспорте.

Автобус везет пассажиров в парк

Учить играть вместе, распределять роли, кто пассажир, кто водитель, строить автобус из стульчиков.

стулья, руль.

Машина едет по улице

Учить детей катать машинку объезжая преграды, учить говорить «Я еду в гараж» или  на дачу

Губанова стр.16

Шофер возит кукол на дачу

.  Ознакомление детей с профессией шофера. Научить детей устанавливать взаимоотношения в игре.  

Куклы, различные машинки, стулья

Дети едут  на экскурсию через город.

 Стихотворения А.Барто «Грузовик» Образно-пластический этюд «Едем на автомобиле» Игровые упражнения «Водитель объявляет остановки», «Пассажиры садятся в автобус»,

«Кондуктор продает билеты»

Куклы, различные машинки, стулья

Автобус везет детей   на елку

 Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер—пассажир). Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.

стулья, руль.

Декабрь

Больница

Мы врачи

Знакомство детей с атрибутами больнички, для чего они нужны, что можно с ними делать, зачем нужны доктора.

куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик

Прием в кабинете врача.

 Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; знакомить детей с профессией врача;  учить детей игровым действиям ,их выполнению в определенной последовательности: осмотр , послушать трубкой (фонендоскопом) грудку, спинку, измерение температуры градусником, лечение таблетками;

 

куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик

Процедурный кабинет.

Воспитывать заботливое отношение к заболевшей кукле, интерес и уважение к профессии врача; закреплять умение выполнять игровые действия.

Н.Ф,Губанова стр.30

Мама пошла покупать лекарства в аптеку

Учить играть по ролям, кто больной, кто мама, кто фармацевт, мама покупает лекарства в аптеке.

У зубного врача

Закрепление названий медицинских инструментов. Обучение детей реализации игрового замысла. в индивид. играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку.

Н.Ф,Губанова стр.30

Вызов врача на дом

Привлечь внимание детей на куклу, которая не просыпается, вызвать врача, сделать укол, выздоровить куклу.

Н.Ф,Губанова стр.29

Лесная больница

Чтение Чуковского «Айболит», лечение зверушек – игрушек, распределение ролей

Мама вызывает доктора домой

Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (врач — больной);

термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик

Куклы пришли на прием

Учить детей игровым действиям ,их выполнению в определенной последовательности: осмотр , послушать трубкой

медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик

Январь

Семья

Мама  и дочка наряжаются в гости.

Показать действия: как одевать сарафанчики, косынки, приводить себя в порядок.

Кукла, сарафаны, косынки, шляпы,

предметы заместители.

Мама отводит дочку в парикмахерскую.

Показать действия: мыть голову шампунем, вытирать, причесываться, смотреться в зеркало.

Расчески.

Мама и дочка выступают перед гостями

Учить выступать перед детьми, гостями, рассказывать стихи, петь песенки.

косынки, сарафаны

Папа – хороший хозяин

Учить провожать папу на работу, покормить его, говорить «Пока»

Мама стирает, гладит белье.

 Подражать трудовым и бытовым действиям, Учить выбирать и брать на себя определенную роль. Называть ее словами.

 Папа и мама убирают в комнате

Поощрять самостоятельное распределение ролей, подчиняться установленным правилам.

Мама и дочка покупают продукты

Учить детей говорить названия овощей и фруктов в магазине.

Февраль

Шофер

Шофер возит кукол по городу

 Закрепление с профессией шофера. Научить детей устанавливать взаимоотношения в игре.  

Куклы, различные машинки, стулья

Дети едут  на экскурсию через город.

 Стихотворения А.Барто «Грузовик» Образно-пластический этюд «Едем на автомобиле» Игровые упражнения «Водитель объявляет остановки», «Пассажиры садятся в автобус»,

«Кондуктор продает билеты»

Автобус везет детей   в зоопарк

 Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер—пассажир). Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.

Грузовая машина везет строительный материал

Учить переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации:  для постройки большого дома.

Автобус везет пассажиров в парк

Учить играть вместе, распределять роли, кто пассажир, кто водитель, строить автобус из стульчиков.

Покатаем кукол на машине

Учить называть части машины

Постройка гаража для машин (автопарк)

Учить называть названия материала, определить величину и цвет материала. Учить строить большой гараж

Мы едем в цирк на автобусе

Учить играть вместе, вместе строить автобус из стульев, учить говорить, кто куда едет.

Март

Больница

.Игрушки у врача

Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (врач — больной); в индивид. играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку.

Игрушки, кукла, зверушки. шапочка врача, халат врача, медицинские инструменты.

Кукла заболела

Привлечь внимание детей на куклу, которая не просыпается, вызвать врача, сделать укол, выздоровить куклу.

 Лесная больница

Чтение Чуковского «Айболит», лечение зверушек – игрушек, распределение ролей

Я доктор- лечу больных

Учить играть с детьми, открывать и закрывать больницу, ставить градусник.

игрушечный фонендоскоп,  шпатель, зеркало ЛОРа, градусник, зелёнка,  стол,  2  белых  халата для врача и медсестры,  2 белых шапочки,  вата,  бинт,  шприц.

Я- медсестра, делаю прививки

Знакомить детей с профессией  медсестры.

Катя заболела

Учить принимать участие  в игре с куклой; развивать речь детей и обогащать словарный запас;

Заболел  медвежонок

Учить  вести диалог с медвежонком

К нам приехал доктор

Учить принимать больных по очереди, греть ушки, носик в кабинете

Апрель

Семья

Я- папа шофер

 Учить детей объединяться по 2-3 ребёнка для самостоятельных игр, подводить  детей к самостоятельному замыслу игровых сюжетов

Машинки, столовая посуда, кукла

Мама готовит обед

 Учить детей называть столовую посуду, активизировать их речь, воспитывать культуру поведения во время еды, учить заботливо относиться к маме, распределять роли.

Дочка простудилась

 Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (дочка— мама); в индивид. играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за дочку куклу

У куклы день рождения

Учить правильно находить и отбирать посуду для чаепития;

.Печем пирожки для кукол

Знакомить детей с процессом приготовления пирожков и правилами безопасности на кухне

Построим куклам дом

Продолжать развивать интерес к играм с куклами и строительным материалом

Готовим  обед для кукол

Учить находить в группе необходимые атрибуты для действий.

Мама –парикмахер

Учить детей играть вместе. Дать понять, зачем нужно ходить в парикмахерскую.

Построим куклам дом

Учить брать роль строителя, подбирать строительный материал по просьбе воспитателя

Май

Шофер

Постройка гаража для машин (автопарк)

 Учить возить на машине строительный материал для постройки гаража, называть названия материала, определить величину и цвет материала.

Водитель везет мебель в новый дом

Научить детей устанавливать взаимоотношения в игре.

Н.Ф.Губанова стр.19(Р.в)

Веселый автобус, прокатим лисичку  в автобусе

Вовлечь в игру, дать представление  о темпе  движения, учить изображать голосом  разные интонации.

Н.Ф.Губанова стр.47(Р.в)

Едем все в магазин

Учить играть вместе, брать на себя роль водителя, пассажира.

Губанова стр.23(Р.в)

Мы построим  машину, мост для проезда

Учить детей собирать различные конструкции из крупного строительного материала.

Различные машинки, кепка водителя, стулья, строительный материал

Гараж для машины

Учить обыгрывать постройки, играть вместе, не  мешать другим, не ломать постройки других детей

Мы едем в цирк на автобусе

 Водитель проверяет исправность транспорта, следит за приборами, сообщает об опасности.

Учить играть вместе, вместе строить автобус из стульев, учить говорить, кто куда едет

Шофер (машинист) возит кукол

 Учить строить железную дорогу, мост, платформу, обыгрывание поездки с игрушками.

Медвежонок и зайка моют машину

Учить включиться в игровую ситуацию, в разговор с воспитателем Учить быть заботливым водителем.

Н.Ф.Губанова стр.20



Предварительный просмотр:

Система работы   по сюжетно - ролевой игре в средней группе.

Развитие игровой деятельности

Сюжетно-ролевые игры. Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. В совместных с воспитателем играх, содержащих 2–3 роли, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Учить подбирать предметы и атрибуты для игры. Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Побуждать детей создавать постройки разной конструктивной сложности (например, гараж для нескольких автомашин, дом в 2–3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в двух направлениях, и др.). Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей. Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.

Сюжетно – ролевые игры организуются во время НОД, прогулки, в первую и вторую половину дня в совместной со взрослым деятельности и индивидуальной деятельности.

План сюжетно – ролевых игр

Название игр.

Содержание игровых навыков  и умений.

Методические приемы.

Сентябрь

  «Детский сад»

Воспитатель встречает детей, играет с ними в подвижные игры.

Беседа «Наша группа»

 «Д\и «Что есть в нашей группе»

Игра –ситуация « Детский сад встречает детей»

«Семья»

Мама готовит еду, идет с дочкой в кукольный театр.

Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Кто дома ухаживает за детьми»  

Д\и «Угостим куклу чаем» «Накормим Карлсона обедом» Чтение  «»

Игра-ситуация «Вежливые соседи»

Октябрь

«Транспорт, строительство»

Шоферы берут машину, заправляют бензином, ездят осторожно, чтобы не наехать на людей ,возят материалы на строительство .Строители строят гараж

Целевая прогулка по улице, наблюдение за транспортом Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Что возят и как работают разные  машины» Чтение В.Берестов «Про машину»

 Д\и «На чем люди ездят» «Опиши и назови» Продуктивная деятельность  «Построим большой автомобиль» «Грузовик для кота»

«Семья»

В гости приехала бабушка на день рождения внучки. В семье отмечают день рождения дочки: накрывают праздничный стол, дарят подарки, читают стихи

Беседы: «Мой день рождения» «У меня есть бабушка»

Д\и «Расскажем Вини-Пуху .как надо встречать гостей»

Продуктивная деятельность «Печенье к чаю»

Игра-ситуация «Печем каравай»

«Кукольный театр»

Показ детьми знакомой сказки в д/ саду.

Беседа  «Как мы были в кукольном театре»  

Чтение сказок для подготовки и показу детьми, работа над выразительностью речи и техникой показа. Продуктивная деятельность «Билеты в кукольный театр»

Игра –ситуация «Сыграем в театр» .

Ноябрь

Магазин «Детский мир»

Открылся новый магазин для детей.

Игра-ситуация «Где живут игрушки»

«Парикмахерская»

Работают мужской и женский залы. Мастера стригут, бреют, моют голову ,причесывают клиентов. Они вежливы и внимательны

Показ приемов работы.

Беседа «Как вы ходили в парикмахерскую»Д\и «Красивые прически для куклы» «Поучимся завязывать бантики» «Подбери бант для куклы»

Продуктивная деятельность «Расческа для Шарика»

 «Семья»

 Дочка заболела. Папа везет дочку с мамой в поликлинику.

Рассматривание иллюстраций. «Моя семья» Игра – ситуация «Что полезно для здоровья»

Декабрь

 Поликлиника

Врач  принимает больных в поликлинике :осматривает горло, прослушивает .выписывает рецепт. Медсестра делает уколы

Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как мы ходили в кабинет медсестры»Продуктивная деятельность «Рецепты врача»

«Семья»

Мама с дочкой наряжают елку. Мама отводит дочку в парикмахерскую, покупает в магазине еду, готовит обед, встречает гостей.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Как мы готовимся к Новому году» «Как надо встречать гостей» Продуктивная деятельность «Новогодние сувениры »Игра-ситуация «Новогодний концерт»

Мастерская

Сломались детские лопатки понесли в мастерскую д\с

Игра-ситуация «Мелкий ремонт»

Январь

«Транспорт, строительство»

Водители ездят на разных машинах: легковых, грузовых, такси, скорой помощи .пожарных, соблюдают правила дорожного движения. Водитель автобуса объявляет остановки. Пассажиры заходят в автобус ,оплачивают проезд.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа: «Разные машины ездят по городу» «Наш друг светофор»
Д\и «Объявляем остановку» «На чем ездят люди». Продуктивная деятельность «Пожарная машина»

«Семья»

Фото выставка «Моя семья»

Д\и «Какая твоя мама»ЧтениеЕ.Благинина «Аленушка»

Февраль

«Магазин посуды »

В магазине продаются кухонная, чайная, столовая посуда и столовые приборы. Покупатели покупают посуду, платят деньги

Беседа «Какая бывает посуда».

Д\и «Для чего такая посуда»

Продуктивная деятельность «Чайный сервиз»

«Детский сад»

Воспитатель встречает детей

«К нам гости пришли »

Беседа «Мы умеем вежливо разговаривать »

Чтение В.Осеева «Волшебное слово»

 «Театр»

Артисты репетируют концерт Билетер проверяет билеты, рассаживает зрителей .Артисты читают стихи ,поют песни, танцуют.

Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя  «Как я  ходила в театр»Разучивание стихов ,повторение песен .Продуктивная деятельность «Билеты в театр»

Март.

 «Скорая помощь»

Врач приезжает на машине скорой помощи ,осматривает прослушивает, делает укол, выписывает рецепт на лекарство .

Рассматривание иллюстраций Рассказ воспитателя «Скорая помощь» Продуктивная деятельность «Машина скорой помощи»

«Семья»

Праздник 8 марта. Дети готовят подарки, поздравляют маму и бабушку. Мама накрывает праздничный стол. Дети читают стихи

Беседа «Как мы отмечали мамин праздник в д \саду» «Как вы поздравляли маму дома»Чтение стихов о маме и бабушке .Продуктивная  деятельность «Подарки »

« Почта»

Мама с дочкой встречают почтальона.

Рассматривание иллюстраций  «Почта» Рассказ воспитателя, для чего нужна почта. Д\и «Как отправить посылку»

Игра –драматизация «На почте»

Апрель

«Детский сад»

Дети, родители и воспитатели убирают участок, потом играют в подвижные игры

Беседа «Наш красивый участок»

«Поликлиника»

Родители приводят детей к врачу, он осматривает детей .измеряет рост.

Беседа «Как нам измеряли рост и вес», «Что делать если поранился» Чтение :А .Барто «Мы с Тамарой»

 «Аптека»

Родители и дети приходят в аптеку, покупают лекарства. В аптеке продают мази,микстуру,таблетки

Рассматривание иллюстраций «Аптека» Рассказ воспитателя «Что продают в аптеке».

 Д\и «Что лишнее»

«Магазины разные»

Продавцы предлагают разные товары .Покупатели приобретают продукты ,игрушки ,посуду.

Беседа : «В новом магазине много нового» Д\и «Поучим зайку правильно разговаривать с продавцом»

Май  

«Детский сад»

Весенний праздник. Дети поют песни, читают стихи .танцуют

Беседа : «Наш весенний праздник»Продуктивная деятельность «Весенние цветы для праздничного оформления».

«Больница для зверей»

Люди приводят и приносят больных животных в лечебницу .Ветеринар лечит животных.

Беседа «Больница Айболита»

Чтение :К.Чуковского «Айболит»Продуктивная деятельность «мое любимое животное»

«Семья»

Экскурсия в парк ,родители и дети готовят бутерброды, любуются природой

Беседа «Как мы ходили в парк»

Д\и «Мой друг светофор» «Правила движения».



Предварительный просмотр:

Система работы   по сюжетно - ролевой игре в старшей группе. группе.

Развитие игровой деятельности

Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.  Поощрять выбор темы для игры; учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телевизионных передач, экскурсий, выставок, путешествий, походов. Учить детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д. Учить самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений. Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами. Учить усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий. Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями (участие взрослого, изменение атрибутики, внесение предметов-заместителей или введение новой роли). Создавать условия для творческого самовыражения; для возникновения новых игр и их развития. Учить детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное. Учить применять конструктивные умения, полученные на занятиях. Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место.

сентябрь

Название игры

Задачи

Предварительная работа

Игровой материал

1

«Семья»

Формировать умение творчески развивать сюжет игры; раскрыть смысл деятельности медицинского персонала;

Рассматривание иллюстраций с режимными процессами.

Оформление совместно с воспитателем игрового уголка для игры «Семья».

Беседа: «Как мы играем с куклами»

Чтение

«Колыбельная» Ю.Горей; «Спать пора» П.Воронько;

Куклы, игрушечная посуда, мебель, постель для кукол, предметы – заместители.

2

«Поликлиника» + «Аптека»

Формировать умение творчески развивать сюжет игры; раскрыть смысл деятельности медицинского персонала; познакомить с ролью врача, медсестры, аптекаря, их обязанностями, трудовыми действиями, соблюдать последовательность игровых действий; учить весть ролевые диалоги, закрепить правила поведения больных в кабинете у врача.

Беседа с детьми: «Как мы с мамой посещали поликлинику».

Экскурсия в медицинский кабинет, где медсестра знакомит детей с медицинскими инструментами.

Экскурсия в аптеку.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Чтение произведений:

«Лечу куклу» П,Образцов;

«Врач»И.Драг

 Изготовление атрибутов к игре.

Игровой набор «Кукольный доктор»: термометры, шприц, стетоскоп, пипетка, вата, бинт, предметы-заместители и др.

Касса, деньги, рецепты.

Белые халаты для врача, медсестры и аптекаря.

3

«Детский сад»

Учить детей распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с взятой ролью, не выходить из взятой роли до конца игры; учить вести ролевые диалоги.

Экскурсия по детскому саду.

Наблюдение за работой воспитателя, няни и др. работников детского сада.

Беседа: «Кто и как работает в нашем саду».

Игра «Режим дня».

Чтение рассказов и стихов о детском саде:

«Про себя и про ребят»,

«Зазвонил будильник» Г.Ладонщиков;

«Как Антон полюбил ходить в детский сад» В.Зернова.

«За обедом»

Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», телефон, муз.инструменты, спортивный инвентарь, телефон, предметы – заместители.

4

«Магазин» (овощной)

Учить детей оформлять овощной магазин, брать на себя роли, выполнять цепочку последовательных действий в соответствии с ролью; учить проявлять творчество, приучать детей к правилам общения в магазине.

Рассматривание иллюстраций и картин по теме.

Занятие по развитию речи: составление рассказа по картине «В магазине»

Чтение:

«Овощи» Ю.Тувим;

«Весёлый магазин» Э.Мошковская.

Лепка: Овощи.

Аппликация: «Овощи на тарелке»

Изготовление атрибутов к игре (лепка овощей из теста).

Деньги, чеки, кошельки, сумки для покупателей, прилавок, муляжи овощей, касса, счётная машинка, весы, пакеты, предметы – заместители.

Октябрь

1

«Лётчики»

Формирование умения творчески развивать сюжет игры; расширить знания о работе лётчиков; знакомство с работой аэропорта.

Чтение произведения «На аэродроме», «Кто водит самолёты»,  И.Винокурова.

Рассматривание иллюстраций самолётов.

Рисование самолёта.

Лепка самолёта.

Конструирование самолётов.

Изготовление атрибутов для игры.

Беседа «

Подвижная игра «Самолёты»

Строительный материал, штурвал, фуражка лётчика, одежда для стюардессы (пилотка, воротничок), куклы, игрушки, поднос, журналы, предметы – заместители.

2

«Водители»

Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли; закреплять знания детей о правилах дорожного движения, учить ориентироваться по дорожным знакам; познакомить с новой ролью – регулировщик, инспектор ГИБДД.

Занятия на темы: «Городская улица», «Дорожные знаки».

Чтение произведения  М.Ильина, Е.Сегала  «Машины на нашей улице»,

Н.А.Кнушевицкая «Шофёр»;

Б.Житков «Светофор».

Конструирование автобус, мосты.

Изготовление атрибутов: дорожные знаки, вывески.

Рули, дородные знаки, светофоры, жезл, свисток, флажки для регулировщика,  различные документы (права, технические паспорта автомобилей).

3

«Автомастерская»

Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли; учить проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин.

Рассматривание иллюстраций автомобилей.

Конструирование: гаражи, бензоколонка.

Чтение произведений:

«Моя улица» С.Михалков

То же, что для игры «водители» + строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраске автомобилей, предметы – заместители.

4

«Магазин» (игрушек)

Учить детей оформлять магазин игрушек, брать на себя роли, выполнять цепочку последовательных действий; учить проявлять творчество.

Изготовление игрушек – самоделок для магазина.

Дид. игра «Опиши – мы отгадаем»,

Чтение:

«Андрюшка» С.Михалков,

«Три копейки на покупки».

Изготовление атрибутов к игре – чеки, деньги, кошельки.

Деньги, чеки, кошельки, сумки для покупателей, прилавок, игрушки, касса, счётная машинка.

Ноябрь

1

«Магазин» (супермаркет)

Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, развивать диалогическую речь.

Беседа на тему: «Как я с мамой ходил в супермаркет».

Чтение:

«Ниночкины покупки» Ю.Д.Владимиров.

Изготовление атрибутов к игре: ценники, чеки, деньги и др.

Касса, наборы продуктов, спецодежда для продавца, чеки, сумки, кошельки, деньги, ценники, упаковка, предметы – заместители.

2

Кафе «Сластёна»  + «Семья» + «Такси»

Учить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, формировать навыки доброжелательного отношения детей; побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.

Чтение:

«Обедать!» Н.Саконская

Изготовление совместно с детьми атрибутов к игре:

вывеска кафе, создание меню, блокнотов для офицантов,  рисование  и лепка (из теста) продуктов.

Фартуки, наборы посуды, подносы, меню, салфетки, наборы продуктов, предметы – заместители.

3

«Скорая помощь» + «Больница» + «Аптека»

Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом; отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины.

Чтение произведения «Человек заболел» И.Турчинина

«Наш доктор» А.Кардашова

«Едет, спешит мальчик» М.Коршунов

Беседа о деятельности медицинского персонала, показать взаимодействие всех служб по оказанию помощи больным людям: поликлиника – аптека, скорая помощь – больница (аптека) – санаторий.

Подготовка атрибутов для игры: чемоданчик с необходимыми инструментами, специальная машина «Скорая помощь», карточки больных.

Халаты, шапочки врачей, карточки больных, рецепты, чемоданчик для врача скорой помощи, наборы «Маленький доктор», «лекарства», телефон.

4

«Стоматология»

Познакомить детей с новыми ролями: дантист, хирург; учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, соблюдать последовательность ролевых действий; учить адекватно пользоваться атрибутами игры, закрепить их назначение, развивать диалогическую речь.

Беседа с детьми по теме: «Как ухаживать за зубами»

Рассматривание иллюстраций по теме.

Рассказы из личного опыта.

Изготовление карточек для больных, талонов на приём.

Халаты, шапочки, инструменты (щипцы, свёрла, шприцы и др).

Декабрь

1

«Почта»

Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры; продолжать ознакомление с трудом работников связи, учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми.

Рассматривание и чтение книги: С.Я.Маршака «Почта»,

Рассматривание иллюстраций по теме.

Изготовление новогодних открыток на аппликации.

Изготовление атрибутов к игре: конверты, марки, почтовый ящик, деньги и др.

Сумка почтальона, конверты, открытки, газеты, журналы, посылки, печати, штампы, почтовый ящик, деньги, кошельки, телефоны.

2

«Ателье»

Формировать представления дошкольников о том, что такое ателье и для чего оно нужно; учить развивать сюжет; познакомить с новыми ролями(заказчик, приёмщица,  закройщик, портниха, заведующая ателье) и ролевыми действиями; развивать диалогическую речь.

Экскурсия в кабинет кастелянши.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры.

Рисование образцов одежды.

Швейные машинки, журнал мод, швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани и др); выкройки, бланки заказов и др.

3

«Зоолечебница»

Продолжать учить распределять роли, договариваться о сюжете.

Знакомство с новой ролью – ветеринар, учить выполнять игровые действия, соблюдать из последовательность;

Чтение произведения К.И.Чуковского «Айболит» и рассматривание иллюстраций.

Беседа с детьми на тему:

Изготовление атрибутов к игре: вывески зоолечебницы.

Игрушки – зверята, халаты, шапочки врачей, набор «Маленький доктор», «лекарства», телефон.

4

«Зоопарк»

Закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках; формирование умения творчески развивать сюжет игры; воспитывать доброе отношение к животным.

Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Детки в клетке», «Где обедал воробей?».

Изготовление альбома «Зоопарк».

Рассматривание иллюстраций по теме.

Конструирование клеток для зверей в зависимости от их размеров (из конструктора и коробок).

Дид игра «Кого везут в зоопарк?»

Лепка животных.

Изготовление атрибутов для игры: билеты, табличка «Зоопарк»

Строительный материал, коробки (клетки), билеты, касса,  игрушки – животные.

Январь

1

«Семья»

(праздник Новый год) + «Почта»

Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт детей; совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; формировать ценные нравственные чувства.

Беседы: «Как мы встречали Новый год».

Рисование на тему: «Новый год».

Изготовление новогодних открыток и приглашений на ёлку, ёлочных украшений, подарков.

Куклы, игрушечная посуда, ёлка, ёлочные украшения, сумка почтальона, новогодние открытки, посылки, телефон.

2

«Путешествие»

(в тёплые страны на корабле)

Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет игры; договариваться о сюжете, распределять роли; познакомить с новыми ролями – капитан, боцман, матрос, кок, судовой врач; учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, соблюдать их последовательность.

Рассматривание иллюстраций по теме (различные суда, природный и животный мир тёплых стран и др).

Конструирование корабля.

Чтение произведений:

«Великие путешественники» М.Зощенко,

«Путешествие в жаркую страну» Л.Станчев,

«про жаркую пустыню» Г.Ганейзер.

Беседы на тему: «Кто главный на корабле?»

«Как построить корабль»

Строительный материал, штурвал, одежда для моряков и капитана и др членов команды, фотоаппараты, иллюстрации животных жарких стран, игрушки, билеты, карта путешествия, предметы – заместители.

3

«Мы - спортсмены»

Формировать умение детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом; направлять внимание детей на качество исполняемых ролей, их социальную значимость; познакомить с новыми ролями (судьи, спортсмены) и ролевыми действиями.

ОБЖ: «Если хочешь быть здоров»

Рассматривание иллюстраций по теме.

Беседы по теме: «Зимние виды спорта»

«Каким должен быть спортсмен»

Изготовление атрибутов к игре: медали, эмблемы, баллы для судей.

Медали, свистки, эмблемы команд, стартовый пистолет, спортивный инвентарь, конструктор и предметы – заместители.

4

«Аэропорт» + «Мы – спортсмены»

Учить детей творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов; учить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с нами; отображать в игре события общественной жизни.

Изготовление альбома с зимними видами спорта.

Беседа: «Как мы играли в спортсменов».

Строительный материал, штурвал, фуражка лётчика, одежда для стюардессы (пилотка, воротничок), куклы, игрушки, поднос, журналы, предметы – заместители, медали, свистки, эмблемы команд, стартовый пистолет, спортивный инвентарь.

Февраль

1

«Путешествие»

( на север на вертолёте)

Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет игры; договариваться о сюжете, распределять роли; делиться на группы для реализации сюжета, учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, соблюдать их последовательность.

Рассматривание иллюстраций воздушного транспорта.

Изготовление атрибутов для игры.

Чтение:

«Про пингвинов» Г.Снегирёв

Строительный материал, штурвал, фуражка лётчика, одежда для стюардессы (пилотка, воротничок), куклы, игрушки, поднос, журналы, фотоаппараты, иллюстрации животных севера, игрушки, билеты, карта путешествия, предметы – заместители.

2

«Зоопарк» + «Зоолечебница»

Продолжать закреплять и обогащать знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках; формирование умения творчески развивать сюжет игры; распределять самостоятельно роли; воспитывать доброе отношение к животным.

Рассматривание иллюстраций

Изготовление альбома с животными севера.

Составление с детьми плана зоопарка.

Чтение:

«Слон» С.Чёрный,

«Сколько?» И.П.Токмакова

Строительный материал, коробки (клетки), билеты, касса,  игрушки – животные, халаты, шапочки врачей, набор «Маленький доктор», «лекарства», телефон.

3

«Ателье»

Продолжать формировать представления дошкольников о том, что такое ателье и для чего оно нужно; учить развивать сюжет; продолжать знакомить с новыми ролями(заказчик, приёмщица,  закройщик, портниха, заведующая ателье) и ролевыми действиями; развивать диалогическую речь.

Швейные машинки, журнал мод, швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани и др); выкройки женской, мужской и детской одежды, бланки заказов и др.

4

«Армия» + «Почта»

Продолжать учить детей творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов; уточнить военные профессии и распорядок дня военнослужащих, в чём заключается их служба и др; познакомить с новыми ролями: командир, солдаты, с ролевыми действиями командира, солдат; учить отображать в игре события общественной жизни.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Чтение художественной

Литературы:

Я. Длуголенского «Миша едет к солдатам», «Что могут солдаты?»

Б. Никольский «Препятствие».

Л.Кассиль «Главное войско».

Изготовление атрибутов для игры (пилотки, значки, флажки).

Беседы с детьми на тему:

«День Защитника Отечества»

« Что должны уметь солдаты».

Разучивание песен:

 «Мы – солдаты» (В.Малкова, Ю.Слонова),

«Будем в Армии служить» (В.Малкова, Ю.Чичкова)

Развлечение(муз-физкультурное)

Тема: «Слава Армии родной»

Сумка почтальона, конверты, открытки, газеты, журналы, посылки, печати, штампы, почтовый ящик, листы чистой бумаги, карандаши, деньги, кошельки, телефоны,

Строительный материал, фуражки, пилотки, каски, сумочка для медсестры, предметы – заместители.

Март

1

 «Парикмахерская» + «Семья»

Продолжать учить детей распределять роли, действовать в соответствии с ролью, соблюдать последовательность ролевых действий, их логичность; учить моделировать ролевой диалог, воспитывать дружеское отношение друг к другу; отображать в игре явления общественной жизни.

Чтение произведений о парикмахере.

«Моя улица» С.Михалков

Рассматривание картины «Парикмахер» и других иллюстраций по теме.

Изготовление альбома «Модели причёсок»

Изготовление атрибутов к игре.

Туалетный столик с зеркалом, умывальник, полотенце, фен, пелерина, халат для парикмахера, набор «Парикмахер», альбомы с причёсками, журналы, предметы – заместители  и др.

2

«Рыбаки»

Продолжать учить детей творчески развивать сюжет, самостоятельно распределять роли, договариваться о содержании игры, выполнять игровые действия в соответствии с ролью, закрепить представления о рыбной ловле.

Чтение:

 Пермяк «Первая рыбка»,

«Это книжечка моя про моря и про маяк» В.Маяковский

Подготовка атрибутов к игре: изготовление удочек, лепка рыбок.

Беседа на тему: «Как нужно ловить рыбу»

Конструктор, прутики, нитки, удочки, вёдра, игрушечные рыбки, предметы заместители.

3

«Цирк»

Продолжать учить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью; закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о назначении цирка и его работниках, для чего они это делают; расширить словарный запас «цирковые артисты», «акробаты», «дрессировщики», «клоуны», «фокусники», «конферансье».

ОБЖ «Правила поведения с животными»

Беседа с детьми на тему: «Цирк»

Рассматривание иллюстраций по теме.

Чтение стихотворения «Дрессировщик» С.Махотин

Изготовление атрибутов к игре: афиша, билеты, программки.

Куклы, игрушки, афиша, билеты, программки, элементы костюмов, атрибуты: носики, колпаки, свистульки, «ушки», флажки, гирлянды, атрибуты для цирковых артистов: канаты, обручи, шары, булавы; фотоаппараты, деньги, кошельки, предметы – заместители.

4

«Зоопарк» + «Детский сад» + «Пиццерия»

Продолжать формировать умения творчески развивать сюжет игры; объединять несколько сюжетов; самостоятельно распределять роли; вносить в содержание игры сюжеты из личных впечатлений; воспитывать доброе отношение к животным, закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках.

Чтение литературы по теме:

«Тигр вышел погулять» Э.Успенский,

«Слонёнок» Киплинг.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Изготовление атрибутов к игре: внести в план зоопарка пиццерию, изготовить меню.

Строительный материал, коробки (клетки), билеты, касса,  игрушки – животные,

фартуки, наборы посуды, подносы, меню, салфетки, наборы продуктов, «пиццы», предметы – заместители.

Апрель

1

«Дом моды»

Продолжать формировать умения творчески развивать сюжет игры, самостоятельно распределять роли, договариваться о содержание игры, познакомить с новой ролью – модель.

1

«Дом моды»

Продолжать формировать умения творчески развивать сюжет игры, самостоятельно распределять роли, договариваться о содержание игры, познакомить с новой ролью – модель.

2

«Цирк» (на автобусе) + «Детский сад»

Продолжать учить детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, учить создавать необходимые постройки; выполнять игровые действия в соответствии с ситуацией; закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах.

2

«Цирк» (на автобусе) + «Детский сад»

Продолжать учить детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, учить создавать необходимые постройки; выполнять игровые действия в соответствии с ситуацией; закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах.

3

Кафе «Сластёна»  + «Семья»+

«Скорая помощь»

Продолжать учить детей объединять в игре несколько сюжетов; самостоятельно распределять роли, делиться на подгруппы в зависимости от сюжета и от взятой роли, отображать в игре знания об окружающей жизни, формировать навыки позитивного общения детей.

3

Кафе «Сластёна»  + «Семья»+

«Скорая помощь»

Продолжать учить детей объединять в игре несколько сюжетов; самостоятельно распределять роли, делиться на подгруппы в зависимости от сюжета и от взятой роли, отображать в игре знания об окружающей жизни, формировать навыки позитивного общения детей.

4

«Экскурсия в оранжерею» + «Детский сад» +«Автобус»

Продолжать учить детей творчески развивать сюжет игры, объединять несколько сюжетов;  закрепить знания о росте и развитии растений, о способах ухода за ними, познакомить с новой ролью – садовник, с игровыми действиями, соответствующие роли садовника и роли экскурсовода, воспитывать любовь и стремление заботиться о растениях.

4

«Экскурсия в оранжерею» + «Детский сад» +«Автобус»

Продолжать учить детей творчески развивать сюжет игры, объединять несколько сюжетов;  закрепить знания о росте и развитии растений, о способах ухода за ними, познакомить с новой ролью – садовник, с игровыми действиями, соответствующие роли садовника и роли экскурсовода, воспитывать любовь и стремление заботиться о растениях.

Май

1

«Строители»

Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, справедливо разрешать споры, действовать в соответствии с планом игры; отражать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Чтение:

«Каменщик», «Маляр», «Плотник»  С.Баруздин,

«Строители» Г.Люнцин

«Строитель» Н.А.Кнушевицкая.

Строительный материал, планы строительства, инструменты, строительная техника, журналы по дизайну.

2

«Пограничники»

Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом; расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод» и др.

Чтение стихов и рассказов о пограничниках:

«На заставе» А.Барто,

«Пограничник» С.Маршак.

Разучивание песен о пограничнике.

Изготовление атрибутов для игры.

Военные фуражки, пилотки, автоматы, погоны, санитарные сумки, бинт, вата, фляжка, телефон, рации, бинокли, пограничная собака, пограничный столб и др.

3

«Транспорт» - ГИБДД

Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли; закреплять знания детей о правилах дорожного движения, учить ориентироваться по дорожным знакам.

Беседы на тему: «Знай и выполняй правила уличного движения»

«Зачем нужны дорожные знаки»

Чтение:

«Автоинспектор», «Шофёр» Н.А.Кнушевицкая.

Рули, дородные знаки, светофоры, жезл, свисток, флажки для регулировщика,  различные документы (права, технические паспорта автомобилей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"

Современное  состояние  общества,  высочайшие  темпы  его  развития    представляют  всё  новые,   более  высокие  требования...

Система работы по технологии «Маленькие ручки играем, развиваем через пальчиковые игры» в рамках реализации программы «Здоровье».

Система работы по развитию мелкой моторики. Предлагаю конспект "Лесные чудеса"                           ...

Статья на тему: Роль сюжетно роливых игр в жизни дошкольника

       Роль сюжетно роливых игр в жизни дошкольникаИгра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физиче...

Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)....

Система работы по сюжетно - ролевой игре в младшей группе.

Система работы   по сюжетно - ролевой игре в младшей группе....

Система работы с родителями "Развивающие игры для детей раннего возраста"

Предполагаемая система работы должна способствовать повышению  педагогической компетентности родителей. Эффективно организованное взаимодействие с родителями в ДОУ, как один из методов развития и...