Проекты
проект

Каверзина Эля Викторовна

1. Проект "Экология и энергосбережение"

2. Проект "Безопасность"

3. Проект "Мои любимые книги"

4. Проект "Азбука бережливости"

5. Проект "Лесная аптека"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Локотской детский сад № 1

                              Экология и энергосбережение

     Проект в разновозрастной группе № 1

        «Здесь живут Берегоши»

                                     

                                   Воспитатель: Каверзина Э.В.

                        Высшая квалификационная категория  

 Локоть 2020г

Актуальность проекта

Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства на современном этапе.

Основы отношения человека к окружающему миру, в том числе и к энергопотреблению, закладываются в раннем детстве. Как помочь ребёнку дошкольного возраста усвоить азбуку заботливого и бережного отношения к богатствам земли, к тому, что создаёт человек, каким образом экономя электроэнергию, газ, каждый из нас экономит труд многих и многих людей, преумножает богатство страны?

Попробуем выстроить систему воспитания бережливых и экономных малышей не с помощью запретов и нравоучений. А увлекая малыша в сказочный и удивительный мир бережливости и экономии. Реализации этой задачи поможет проектная деятельность. Методика работы в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту использовала разнообразные активные формы, построенные на игре. Дети играя, не подозревали, что усваивали знания, овладевали умениями и навыками, учились культуре общения и поведения. Очень важно приблизить детей к реальной жизни, сформировать у них основы экономического мышления, расширить знания о том, что энергия окружает нас повсюду, воспитать в себе чувство бережного и заботливого отношения к родной природе, её богатствам.

        

Тип проекта: групповой, краткосрочный (12.10.20-16.10.20.), познавательный.

Цель: воспитание культуры энергосбережения и бережного отношения к природе у детей 3-5 лет через эмоционально-чувственное воздействие посредством различных видов деятельности.

Задачи

*дать первоначальные знания детям об экономической культуре;

*формировать навыки рационального использования природных и энергетических ресурсов (воды, тепла, электроэнергии, природы в целом);

*воспитывать бережное отношение к сохранению ресурсов, повышать экономическую грамотность родителей.

Участники: дети 3-5 лет, родители воспитанников.

Предполагаемый результат

  • дети овладевают первоначальными знаниями экономии, понимают необходимость бережного отношения к природным и энергетическим ресурсам, под руководством взрослого умеют правильно поступать в реальных жизненных ситуациях;
  • родители проявляют интерес к содержанию энергосберегающей работы с детьми.

Методы реализации проекта

*наблюдения

*беседы

*игры

* художественное слово

*рассматривание иллюстраций и стенгазеты «Здесь живут Берегоши»

*создание лепбука
*домашние задания для  родителей

Этапы реализации проекта.

1 этап. Подготовительный

Дети

- формирование элементарных знаний из области энергосбережения.

Педагоги

- подбор методической и художественной литературы;

- подбор необходимого оборудования, пособий и материалов по энергосбережению для практического обогащения проекта (игр, раскрасок, иллюстраций и пр.);

- изготовление эмблем Водяши, Электроши, Теплоши, Экоши.

Родители

- проведение бесед о бережливости и необходимости экономии энергоресурсов.

2 этап. Основной

- реализация проекта в соответствии с планом.

План реализации проекта

Число. День недели

Срок реализации, цель

Содержание работы

Ответственные

12.10.20

Понедельник

Тематический день «Вода»

- Наблюдение за водой.

- Рассматривание иллюстраций «Где встречается вода в природе».

- Изготовление эмблемы «Водяша».

- Чтение сказки от Водяши «Есть ли вода на планете Сухоша», обсуждение сказки.

Каверзина Э.В.

13.10.2020

Вторник

Тематический день «Электроэнергия»

- Рассматривание лампочки.

- НОД Рисование «Королева Лампочка».

- Изготовление эмблемы Электроши.

- Чтение сказки от Электроши «Лампочка и Выключатель», обсуждение сказки

- Игры «Где живёт лампочка», «Да или нет»

- домашнее задание для родителей «Как мы бережём энергию в доме».

Каверзина Э.В.

14.10.2020

Тематический день «Тепло»

- Беседа «Экономим тепло».

- НОД Р.Р. «Новые приключения Колобка».

- Рассматривание схемы-иллюстрации «Простые способы экономии тепла в саду».

- Составление правил «Мудрые советы от  Теплоши».

- Изготовление эмблемы Теплоши.

- дид.игры «Тепло-холодно», «Сохраняет- отдает».

- домашнее задание для родителей «Как мы сохраняем тепло в доме».

15.10.2020

Тематический день «Природа и мы»

- Наблюдение за растительным миром.

- НОД П.Р. «Удивительный лес».

- Рассматривание иллюстраций «Бережём природу».

Дид. и экологические игры «С какого дерева лист», «Сад-огород», «Что будет если…».

- Изготовление эмблемы Экоши.

- домашнее задание для родителей «Как мы бережём природу».

- Раскраски из лепбука.

3 этап. Заключительный

  • Рассматривание стенгазеты «Здесь живут Берегоши».
  • Итоговая беседа по темам недели.
  • Беседа с родителями о выполнение домашних заданий.


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Локотской детский сад № 1

Проект по теме:

«Безопасность»

(разновозрастная группа №1)


Выполнила:

воспитатель

                Каверзина Э.В.

        Локоть 2021год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

1. Тема: «Безопасность»

2. Автор проекта: воспитатель разновозрастной группы №1МБДОУ Локотской детский сад № 1, Каверзина Эля Викторовна

3. Вид проекта: познавательно-игровой

- по характеру координации: открытый

- по количеству участников: групповой

4. Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатель группы , родители воспитанников;

5. Срок проекта: краткосрочный – 1 (одна) неделя (27.09 – 1.10.2021)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

С появлением ребёнка на свет мама желает, чтобы он был здоровым и счастливым. Чтобы он мог противостоять неожиданным ситуациям, умел справиться в трудный момент с неожиданностями, подстерегающими его на каждом шагу, когда мамы нет рядом.

Проблема безопасности жизни детей очень важна, так как именно она вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан – маленьких детей.

Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, поэтому является значимым создание условий в дошкольном учреждении и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения. Поэтому я решила помочь приобрести навыки жизнедеятельности нашим детям.

1 ЭТАП: РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

Цель проекта:

- Воспитание у ребенка культуры безопасного поведения в различных ситуациях.

Задачи проекта:

*Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту;

*Научить соблюдать определенные правила поведения дома;

*Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и ответственности;

*Расширить и углубить представления детей о путях охраны своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях;

*Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения.

*Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проектной деятельности.

Предполагаемые результаты проекта:

Воспитанники должны знать определенные правила поведения дома;

Должны уметь вести себя адекватно в опасных ситуациях дома и на улице: при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями.

Должны иметь представления о путях охраны своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях.

Сбор информации: проведение первичного опроса детей и родителей.

Перед проведением проекта проводился опрос воспитанников 2-ой младшей группы для выявления знаний детей о безопасном поведение дома , на улице и в социуме. По окончании проекта проводился повторный (итоговый) опрос для анализа результатов.

По проведенному опросу я сделала следующий вывод: дети не знакомы с понятием «Безопасность»;

Исходя из сделанных выводов, я наметила план работы над проектом:

1. Сбор информации: подборка фотографий, набор игр и упражнений различной направленности (Пожарная безопасность, ПДД, безопасность ребенка дома и т.д.), знакомство с методической литературой по вопросам безопасности.

2. Работа с детьми: упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед по темам «Что такое безопасность», «Спички не тронь- в спичках огонь», «Правила поведения на дороге», «Эти предметы могут быть опасны», «Когда лекарства могут быть вредны».

4. Совместная и самостоятельная деятельность: игры в уголке безопасности, совместные дидактические игры «опасные-безопасные предметы», «съедобное-несъедобное», театрализация «Кошкин Дом», инсценировка «Бозопасный переход», творческие работы в техники рисования и аппликации «Светофор», «Опасные предметы дома».

5. Работа с родителями: изготовление книжек-малышек на тему Безопасности, памятки «Правила перевозки детей», папка-передвижка «Опасные ситуации».

2 ЭТАП: ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

                                       27.09 2021. Понедельник

Беседа: «Что такое безопасность»

Д.игра: «Опасные – безопасные предметы», «Собери машину по частям».

Цель: дать детям элементарные знания по безопасному поведению дома и в детском саду, различать опасные и безопасные предметы в бытовом использование.

Ч.Х.Л. М.Манакова «Правила безопасности для малышей».

Информация для родителей. Папка-передвижка: «Учим ребёнка правилам безопасности».

                                  28.09 2021. Вторник

Рисование.

Тема: «Разноцветные колёса»

Цель: учить детей рисовать круги кончиком кисти, не отрывая кисть от листа бумаги.

Беседа: «Спички не тронь! – В спичках огонь»

Инсценировка: «Кошкин дом»

Цель: дать возможность почувствовать себя в роли героев произведения.

Д. игра: «Собери знак»

Цель: учить детей элементарным знакам дорожного движения.

Консультация для родителей: «Организация безопасности детей 3-5 лет дома и на улице».

                                        29.09 2021. Среда

Развитие речи

Тема: «По секрету мы расскажем вам об этом»

Цель: способствовать созданию комфортной и безопасной атмосферы в группе. Познакомить с основными правилами безопасного поведения дома, на улице и в детском саду.

Ч.Х.Л. «Волк и семеро козлят» русская народная сказка.

Беседа: «Правила поведения при общении с животными»

Цель: познакомить с элементарными правилами обращения с животными.

П. игра: «Воробышки и автомобиль»

Памятка для родителей: «Берегите природу»

                               30.09 2021. Четверг

Ознакомление с социальным миром

Тема: «Добрый доктор Айболит в гостях у детей»

Цель: продолжать формировать представление детей о здоровом образе жизни. Показать оказание первой медицинской помощи при небольших травмах – практикум.

Сюжетно – ролевая игра: «Я - врач»

Цель: формировать представление о понятиях здоровья и оказания первой медицинской помощи.

Беседа: «Когда лекарства вредны»;

Ч.Х.Л. К.Чуковский: «Айболит».

                             1.10. 2021. Пятница

Беседа: «Эти предметы могут быть опасны»

Лепка

Тема: «Светофор»

Цель: вызвать у детей желание создавать в лепке образ светофора. Закреплять умение лепить предмет округлой и прямоугольной формы. Раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями. Воспитывать интерес к занятию.

Инсценировка: «Если в дверь стучится незнакомец»

Цель: Закреплять знания детей про безопасное поведение дома;

Ч.Х.Л. «Кот, петух и лиса»

Рассматривание иллюстраций о безопасности.

3 ЭТАП: Заключительный

*Сформированы у детей начальные представление об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту;

*Начинают соблюдать определенные правила поведения дома;

* У детей наблюдается развитие самостоятельности и ответственности;

*Расширились и углубились представления детей о путях охраны своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях;

*Развивается внимание, память, инстинкт самосохранения.

*Было привлечено внимание родителей к данному вопросу и участию в проектной деятельности.

Воспитанники познакомились с  определенными правилами поведения дома;

Умеют вести себя адекватно в опасных ситуациях дома и на улице: при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями.

Имеют начальные представления о путях охраны своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях.

  



Предварительный просмотр:

МБДОУ Локотской детский сад № 1

Проект «Мои любимые книги»

Разновозрастная группа №2

(5-7 лет)

Воспитатель: высшей квалификационной категории

Каверзина Эля Викторовна

2020г.

п. Локоть

Актуальность. В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. На смену книгам всё чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках, магазинах. Книга постепенно уходит на второй план. Поэтому необходимо обратить внимание на воспитание интереса и любви к книге. А воспитать это невозможно без формирования познавательного интереса к истории создания книги, знакомства с разнообразием материалов, используемых с древних времён для сохранения информации. Ознакомление и общение ребёнка с книгой служит важнейшим фактором для становления и формирования личности.

Цель: Воспитание любви и бережного отношения к книгам. Формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.

Задачи:

Образовательные

-формировать интерес к книге как произведению искусства, источнику познавательной информации;

-знакомить детей с историей появления и развития книги, производством бумаги, переплётным делом;

-знакомить с различными видами книг, их структурой, деятельностью писателя и художника иллюстратора;

-расширять и обогащать знания о возможностях различных художественных материалов и их использования в книгоиздательстве;

Развивающие

-развивать представления о способах изготовления книжек-самоделок;

- развивать творчество, воображение, фантазию;

-формировать умение составлять рассказы разных видов;

-развивать изобразительные умения в процессе оформления книг;

- побуждать детей к сочинительству;

- активизировать речь детей, обогащать и расширять их словарь;

Воспитывающие

- воспитывать любовь и бережное отношение к книге;

-воспитывать уважение к профессиям людей, занимающихся книгоиздательством;

Тип проекта: краткосрочный,

Срок реализации: 23.03 – 27.03.2020

Вид проекта: художественно - творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.

Планируемый результат:

- Вовлечь родителей в совместную с детьми творческую деятельность.

- Пополнить развивающую среду творческими играми «Библиотека»«Книжный магазин».

Этапы проекта:

1этап Подготовительный

-подбор методической и художественной литературы по теме

-создана развивающая среда

-оформлены выставки книг по следующим темам: «Умные книжки»«Книжки – малышки»«Волшебные сказки»«Моя любимая книга»

- проводилась беседа о предстоящих событиях

- Анкетирование по выявлению читательского интереса, кругозора, знания методов и приёмов ознакомления детей с книгой.

Домашнее задание для детей и родителей:

- перечитать любимые книжки,

- изготовить иллюстрации к сказке «Цветик – семицветик».

2 этап Практический

- разработка и проведение ООД, совместной творческой деятельности

- пополнить уголок книги материалами по теме проекта;

- воспитывать аккуратность при работе с книгой.

-Подборка детских произведений

Тематические беседы:

- Ситуативный разговор: «Нужно ли беречь ?»

- Беседа: «Из чего состоит книга?»

- Беседа на тему «Что такое библиотека?»;

- Беседа «Книга-наш друг».

- Беседа «Хочу все знать!»

- Беседа «ИСТОРИЯ КНИГИ» (Рассказ воспитателя о развитии письменности с показом иллюстраций – глиняные таблички, свиток, папирус, пергамент, береста, рукописные книги, первопечатники, печатный станок).

- Знакомство с творчеством К. И. Чуковского.

- Рассматривание иллюстраций к произведениям К. И. Чуковского.

- Опрос детей: «Моя любимая книга».

Изготовление Книжки-самоделки тема: «Весна - идет, весне – дорогу»;

Знакомство с пословицами:

Сказанное слово забудется, написанное в книге запомнится.

Испокон века книга растит человека.

Кто читает, тот много знает

Чтение художественной литературы:

Чтение стихотворения «Доктор Айболит" с использованием звуковых эффектов.

«Муха - цокотуха».

«Цветик – семицветик».

Русских народных сказок, стихов, рассказов, изученных стихов, энциклопедий.

Слушание песен на сказочную тематику.

Художественно – продуктивная деятельность:

- аппликация «Закладка для книг»;

- рисование «Мои любимые книжные герои»»;

- рисование «Обложка любимой книги».

Театрализованная деятельность: Игра – драматизация «Муха-цокотуха»

Интеллектуальная игра-викторина «Путешествие в страну сказок»

Дидактические игры«Собери сказку»«Закончи предложение»,«Доскажи словечко»«Расскажи свою любимую сказку», разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки»; Сложи картинку» игра «Из какой сказки герой?»;

Сюжетно-ролевые игры:

«Библиотека»«Книжный магазин»

Конструирование с использованием математических наборов«Собираем книжную полку, шкаф»;

из конструктора«Строим библиотеку».

Подвижные игры«Путаница»«Кто быстрее»«Найди и промолчи»«Мы веселые ребята»;

Ремонт «заболевших» книг в книжном уголке «Книжкина больница»

Путешествие по выставке «Волшебные сказки» - рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности.

 - Обогатить запас знаний родителей о роли чтения на развитие мыслительных процессов, творческих способностей.

- Повысить компетентность родителей по теме проектной недели.

- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества

Консультации для родителей:

«Как научить ребёнка любить книги»«Почему нужно читать детям вслух».

Анкетирование: «Роль книги в вашем доме».

3 этап Заключительный

 Обобщение результатов работы, анализ Закрепление полученных знаний в игровой форме, пригласить родителей на КВН

В ходе реализации проекта «Любимая книга» были достигнуты следующие результаты:

- дети познакомились с творчеством детских писателей.

- Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов.

- Дети познакомились с иллюстраторами детской книги.

- Были организованы для детей тематические выставки.

- Дети научились ремонтировать книги, делать закладки для книг

- Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.

- Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению

-Повысился интерес детей и родителей к литературе

Продукт

-Выставка книг самоделок

-Выставка детских рисунков и поделок «Мой любимый сказочный герой»

-КВН «В гостях у сказки»

Викторина «Путешествие в Страну сказок»

Задачи:

1. Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам.

2. Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состоянию, настроению героев.

3. Развивать воображение, творческую фантазию детей, умение работать в коллективе.

4. Активизировать в речи детей названия сказок, имена сказочных героев.

5. Воспитывать активный интерес к сказкам.

Оборудование:

Цветик-семицветик (вырезан из ватмана, музыкальное сопровождение, костюм Бабы-Яги, картинки-предметы, пазлы по Р. Н. С.

Предварительная работа:

• Чтение сказок.

• Инсценировка сказок.

• Настольные игры.

• Рисование сказочных героев.

Звучит песня «В гостях у сказки»

Воспитатель: Ребята! А вы любите путешевствовать? (ответы детей). Посмотрите, какой необычный предмет появился в нашей группе (показывает цветик-семицветик). Из какой он сказки? Кому помог цветик-семицветик (дети кратко вспоминают содержание сказки). Этот цветик - не простой. Он может исполнить все, что вы захотите. Сегодня цветик поможет нам совершить путешествие в мир сказок.

Для этого надо только оторвать один из лепестков и сказать:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Свой нам конкурс объяви.

Воспитатель: на каждом лепестке-задание, которое нам с вами нужно будет выполнить.

Дети произносят слова, кружатся вокруг себя и присаживаются на стульчики. Ребёнок отрывает лепесток, воспитатель объявляет конкурс.

1-ый лепесток «Угадай героя сказки»

1. Бабке с дедом повезло: много снегу намело.

И слепили себе дочь, чтобы им могла помочь.

Но весна- красна настала, без следа их дочь пропала (Снегурочка.)

2. Ах ты, Петя – простота сплоховал немножко:

Не послушался кота, выглянул в окошко. (Петушок-золотой гребешок) .

3. Вор пшеницу воровал, а Иван его поймал.

Вор волшебным оказался и Иван на нем катался (Сивка-бурка).

4. Уплетая калачи, ехал парень на печи.

Прокатился по деревне и женился на царевне (Емеля).

5. Летела стрела и попала в болото и в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей, сделался милой, красивой, пригожей (Царевна Лягушка).

6. С ним Малыш знаком давно, он к нему влетел в окно (Карлсон).

7. Много серебра и злата в сундуках своих он прятал.

В мрачном он дворце живет и чужих невест крадет (Кощей Бессмертный).

8. Волшебница из проруби - бывает ли такое?

Ни палочкой волшебною не машет, ни рукою.

Но по ее велению, лишь было бы желание,

Случаются явления, достойные внимания (Щука).

2-ой лепесток «Исправь ошибки»

«Волк и 7 тигрят»

«Петушок Ряба»

«Царевна Индюшка»

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»

«Иван-царевич и зеленый волк»

«Лисичка-сестричка и серая мышь»

«Перышко Финиста – ясна-филина»

«По собачьему веленью»

«Дарьюшкина избушка»

«Сивка-будка»

«Плавучий корабль»

«Пашенька и медведь»

«Гуси-вороны»

«Царевна-индюшка»

«Лисичка с кострюлькой»

Ребёнок отрывает лепесток, на котором картинка Бабы- Яги.

3-ий лепесток -игра «Бабка- Ёжка».

В середине круга встает водящий – Бабка - Ёжка (выбираем по считалке). В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка,

Костяная ножка

С печки упала,

Ногу сломала,

А потом и говорит:

У меня нога болит.

Пошла она на улицу

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

Бабка- Ёжка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот замирает.

4-ый лепесток «Закончи имя сказочного героя»

Кощей … Бессмертный

Царевна…лягушка

Елена … Прекрасная

Василиса … Премудрая

Сестрица… Аленушка

Мальчик…с пальчик

Братец … Иванушка

Финист … Ясный сокол

Крошечка … Хаврошечка

Змей … Горыныч

Сивка…бурка

Мышка…норушка

Жар…птица

5-ый лепесток «Из какой сказки предмет?»

Воспитатель показывает предмет, а дети называют сказку.

Скалочка (Лисичка со скалочкой)

Яблонька и печка (Гуси-лебеди)

Перо Жар-птицы (Иван Царевич и серый волк)

Золотой ключик (Приключения Буратино)

Золотое или простое яичко (Курочка Ряба)

Ледяная избушка (Заюшкина избушка)

Соломенный домик (Три поросёнка)

Берестяной короб (Маша и медведь)

Красная шапочка (Красная шапочка)

6-ой лепесток «Собери сказку»

Дети делятся на три подгруппы и из пазлов собирают иллюстрации к сказкам, а затем называют сказку.

7-ой лепесток «Салат из сказок»

Воспитатель читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а дети отгадывают, из каких сказок эти персонажи?

1. “. Сидит Волк у проруби и приговаривает: “По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”. Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку. ”(“Лисичка – сестричка и Серый волк”, “По щучьему велению”, “Репка”)

2 “. Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает : “Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?”. “Я – мышка – норушка, я - лягушка – квакушка. ” (“Колобок”, “Гуси – лебеди”, “Теремок”).

3. «Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают. «А что, старуха, - говорит старик,- давай мы себе из снега дочку сделаем». А старуха отвечает: «Не тужи, Иван – царевич! Ложись – ка спать – почевать, утро вечера мудренее! («Снегурочка», «Царевна-лягушка»)

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие в мир сказок.

Нам сказки дарят чудо,

А без чудес нельзя!

Они живут повсюду,

И нам они друзья!

Консультация для родителей «Как научить ребенка любить книгу»

Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в жизни человека огромна! Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Она способствует расширению кругозора, помогает усвоить образцы поведения, формирует начальные представления о прекрасном.

Ребенок рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга прочитанная в детстве оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Задача нас, взрослых - открыть ребёнку то необыкновенное наслаждение, которое несёт в себе книга! Книга не только развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.

Книга подает ребенку пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Есть в детской литературе книги разные: веселые и грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге, как празднику. А взрослые должны подготовить эту радость, помочь ребенку понять, почувствовать книгу во всей ее полноте.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как, бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению!

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно переворачивать страницы. После рассматривания убрать книгу на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком: встаньте или сядьте перед детьми так, чтобы они могли видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

5.Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «переборщите». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.

8. Читайте ребёнку вслух каждый день! Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.

12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

И самое главное – помнить, что ребенок сам по себе не получит всей той полноты общения с книгой, если не будет рядом родителей. И ни один компьютер не даст ребенку любви и тепла, которые он получает тогда, когда вы вместе читаете книгу.

Читайте с детьми как можно больше, а главное - говорите, о чем прочитали!

Консультация для родителей «Почему нужно читать детям вслух»

Многие родители читают детям-дошкольникам - это самый простой способ привить ребенку любовь к чтению!

В настоящее время легче поставить ребенку аудиозапись, где профессионал рассказывает сказку, чем читать ему книжку. Однако никакой артист с самой лучшей дикцией не заменит ребенку маму или папу. А все потому, что малыш воспринимает голоса родителей как личное обращение и слушает рассказ или сказку более внимательно. Чтение вслух очень сближает семью. Частенько у родителей нет времени для ребенка, а ему так хочется посидеть в обнимку с мамой, послушать ее голос.

Чтение книги- это способ завязать доверительную беседу. Во время чтения ребенок задает вопросы родителям, они отвечают и получается ненавязчивый разговор. Во время таких вопросов-ответов расширяется кругозор детей: активное слушание увеличивает словарный запас ребенка, учит сопереживать героям книг, понимать и оценивать их поступки. Сейчас много компьютерных программ, но сочиняют музыку, пишут книги не они, а люди.

Можно иногда ставить аудиокниги, чтобы развлечь ребенка, но они не должны и не заменят чтения вслух.

Анкета для родителей «Роль книги в вашем доме»

Уважаемые родители! Просим Вас поделиться своей точкой зрения о роли книги в семейном воспитании ребенка.

1. Какое место в семейном воспитании вашего ребенка занимает чтение книг (нужное подчеркнуть):

* практически все свободное время;

* ежедневно;

* хотелось бы больше, но мало свободного времени;

* дополните при желании

2. Вспомните, пожалуйста, возраст своего ребенка, когда вы впервые раскрыли перед ним детскую книгу (сколько месяцев, лет) 

3. В чем Вам видится воспитательная роль книги (нужное подчеркнуть)

* книга-источник окружающего мира; 

* книга-источник жизненного опыта и отношений между людьми; 

* книга – источник познания окружающего мира; 

* книга – источник жизненного опыта и отношений между людьми; 

* книга – источник эстетической культуры;

* дополните при желании

4. Назовите, пожалуйста, литературные произведения, чтение которых ваш ребенок готов слушать многократно, любит рассматривать в них иллюстрации, пересказывает содержание, подражает героям в играх

5. Вспомните, пожалуйста, из своего детства собственные любимые книги, литературных героев.

6. Какое время дня в вашей семье используется как наиболее удобное для чтения книг (подчеркните нужное):

* перед сном;

* перед едой;

*  на прогулке;

*  редко;

* никогда;

* дополните при желании

7. Кто из членов семьи чаще читает ребенку книги: 

8. Проявляет ли ребенок самостоятельную инициативу в рассматривании книг:

* да,

* нет,

* от случая к случаю;

9. Чем вы руководствуетесь при покупке детских книг (подчеркните нужное):

* красочные иллюстрации;

* познавательная ценность книги;

* яркий литературный язык;

* доступная цена;

* привлекательное оформление;

* выбор, сделанный самим ребенком;

*дополните при желании

10. Аккуратен ли ребенок в обращении с книгами.

11. Приходится ли вам в требовательном тоне усаживать ребенка с книгой

* нет;

* иногда;

* очень часто;

* всегда;

12. Назовите, пожалуйста, любимое литературное произведение вашего ребенка

13. Сколько время вы уделяете в день для совместного чтения книг с вашим ребенком

КВН «В гостях у сказки»

Цель

1. Расширить кругозор и эрудицию детей.

2. Закрепить знания детей о русских народных сказках.

3. Совершенствовать зрительную и слуховую память.

4. Формировать связную речь, обогащать словарь.

5. воспитывать умение играть коллективно.

Предварительная работа

1. Чтение русских народных сказок и рассматривание иллюстраций к ним.

2. Просмотр мультфильмов и обсуждение сюжета.

3. Проведение занятий по расширению словарного запаса.

4. Подготовка домашнего задания: инсценировка сказок «Теремок», «Репка».

Оборудование

Картинки с изображением: перо, яйцо, клубок ниток, стрела, метла, щука.

Ватман – 2 шт., фломастеры – 2 п.

Метла – 2 шт., ведро – 2 шт.

Иллюстрации к русским народным сказкам.

Ведущая. Внимание! Внимание! Начинается состязание. Сегодня сразятся две команды.

Их оружие – знания, находчивость и быстрота реакции. Обе команды в прекрасной сказочной форме и готовы идти к победе. В зале присутствуют болельщики, они готовы волноваться за свои команды. За каждый правильный ответ команда будет получать очко. Победителей ждут подарки.

Итак, поприветствуем наши команды.

Начинаем состязание «Жила-была сказка»

Первый конкурс называется «Отгадай-ка»

Я буду читать отрывок из сказки для каждой команды, а ваша задача – отгадать героев сказки. Кто знает ответ, тот быстро поднимает руку. За каждый правильный ответ команде присуждается очко.

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей?

 (Василиса Прекрасная)

Гуси – лебеди летят, унести детей хотят.

Кто помог сестрице с братцем

От Бабы – Яги домой добраться?

 (Печь, Яблоня, Речка)

Эта скатерть знаменита тем, что кормит всех досыта,

Что сама собой она вкусных кушаний полна.

 (Скатерть-самобранка)

Уплетая калачи, ехал парень на печи.

Прокатился по деревне, и женился на царевне.

 (Емеля)

Какие слова говорил Емеля для исполнения своих желаний?

Как позвать Сивку-Бурку?

Конкурс «Чем больше, тем лучше»

В этом конкурсе каждый участник называет любую сказку, которую он знает, названия не должны повторяться.  Чья команда назовет больше названий сказок, та и получает очко.

(Подведение итогов за 2 конкурса)

Конкурс   «Догадайся сам»

Сейчас команды по очереди покажут представление, команда соперников должна угадать название сказки.

 Конкурс «Совершенно сказочные вещи»

Ребята вы знаете, что в сказках любой предмет может оказаться волшебным. Я вам покажу обычные вещи, а вы скажете, в какой сказке они упоминаются. За каждый правильный ответ команда зарабатывает очко.

Предметы: перо, яйцо, клубок ниток.

(«Конек-Горбунок», «Царевна-лягушка», «Василиса Премудрая»)

Предметы: стрела, метла, щука.

(«Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению»)

 Конкурс «Мультвикторина»

В этом конкурсе вам нужно вспомнить любимых героев из мультфильмов. За правильный ответ, команда получает очко.

Кто из героев любит произносить такие слова: «Ребята, давайте жить дружно!»

(Кот Леопольд)

Что говорили два мышонка коту Леопольду?

 (Прости нас, Леопольд)

Назовите имя мальчика, проживающего в деревне Простоквашино.

(Дядя Федор)

Назовите фамилию кота из деревни Простоквашино.

(Матроскин)

Как звали оригинальную старушку из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»?

 (Шапокляк)

Как звали друга крокодила Гены?

(Чебурашка)

 Наш следующий конкурс «Веселый карандаш»

Каждой команде нужно будет нарисовать сказочное животное, например дракон, Змей-Горыныч, Конек-горбунок, летучая корова. Каждый игрок из команды подходит к столу и рисует на листе только одну деталь животного. Например, голову или хвост, или ногу и т.д. очко получает та команда, которая быстрее нарисует свое сказочное животное. А сейчас капитаны команды подойдут и, выберут, какое животное предстоит нарисовать вашей команде.

А пока команды выполняют задание, а предлагаю игру со зрителями.

Баба-Яга пригласила гостей на день рождения, а что это за гости, вы мне подскажете.

Кащей… Бессмертный ;Елена…Прекрасная;

Василиса… Премудрая; Сестрица - Алёнушка;

Мальчик… с-пальчик; Братец… Кролик;

Змей… Горыныч; Крошечка… Хаврошечка;

Никита… Кожемяка; Марья…Царевна.

 И наш последний конкурс «Баба-Яга»

Игрок одной ногой стоит в ведре, другой – на полу. В руке он держит метлу. Проходит от старта, до финиша и обратно, передает метлу и ведро следующему игроку, сам садится на стул. Побеждает та команда, чья быстрее выполнит это задание.

Подводятся итоги состязания и награждают победителей.



Предварительный просмотр:

МБДОУ Локотской детский сад № 1

Экология и энергосбережение

Проект «Азбука бережливости»

Разновозрастная группа №1

(5-7 лет)

Воспитатель: высшей квалификационной категории

Каверзина Эля Викторовна

2019г.

п. Локоть

Актуальность.

В условиях дефицита топливно-энергетических ресурсов в странах мирового сообщества на первый план выходит проблема энергосбережения. Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства на современном этапе.

Основы отношения человека к окружающему миру, в том числе и к энергопотреблению, закладываются в раннем детстве. Именно в дошкольном возрасте активно развиваются психические процессы, усваиваются правила поведения, формируются привычки. Поэтому одной из задач, стоящих сегодня перед системой дошкольного образования, является воспитание у детей экономного и бережливого отношения к тепловой и электрической энергии, воде и другим природным ресурсам.

Из каких «кирпичиков» выстроить систему работы по воспитанию культуры энергосбережения в дошкольном учреждении? Как помочь ребёнку дошкольного возраста усвоить азбуку заботливого и бережного отношения к богатствам земли, к тому, что создает человек, каким образом экономя электроэнергию, газ, каждый из нас экономит труд многих и многих людей, преумножает богатства страны? Как сделать образовательный процесс не оторванным от практики и реальной жизни? Как вовлечь взрослых в образовательный процесс?

Попробуем выстроить систему воспитания бережливых и экономных малышей не с помощью запретов и нравоучений, а увлекая малыша в сказочный и удивительный мир бережливости и экономии. Реализовать эту задачу поможет проектная деятельность. Методика работы в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту используются разнообразные активные формы, построенные на игре. Дети играют, не подозревая, что усваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Очень важно приблизить детей к реальной жизни, сформировать у них основы экономического мышления, расширить знания о том, что энергия окружает нас повсюду, воспитать в себе чувство бережного и заботливого отношения к родной природе, её богатствам.

 

Тип проекта: группой,

                       краткосрочный,

                       познавательный.

Цель: воспитание культуры энергосбережения у детей дошкольного возраста через эмоционально- чувственное воздействие на детей посредством различных видов деятельности.

Задачи:

  • расширять знания детей об экономической культуре;
  • формировать навыки рационального использования природных и энергетических ресурсов (воды, тепла, электроэнергии, природы в целом);
  • воспитывать ответственное отношение к сохранению ресурсов, повышать экономическую грамотность родителей.

Участники: дети 5-7 лет, родители воспитанников.

Предполагаемый результат:

  • дети владеют элементарными навыками экономии, понимают необходимость бережного отношения к природным и энергетическим ресурсам, под руководством взрослого умеют правильно поступать в реальных жизненных ситуациях;
  • родители проявляют интерес к содержанию энергосберегающей работы с детьми, участвуют в совместных мероприятиях.

Методы реализации проекта:

  • наблюдения;
  • беседы;
  • игры;
  • художественное слово;
  • творческая деятельность;
  • рассматривание проблемных ситуаций;
  • решение логических задач;
  • поисковая деятельность;
  • создание обогащённой развивающей среды в группах;
  • информационно-издательская деятельность;
  • участие родителей в работе по экономическому воспитанию.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

Дети:

- знакомство дошкольников со значением экономических терминов, формирование элементарных знаний из области энергосбережения.

Педагог:

- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы;

- подбор необходимого оборудования, пособий и материалов по энергосбережению для практического обогащения проекта (игр, газет, журналов, раскрасок, иллюстраций, плакатов, моделей, папок-передвижек и пр. );

- изготовление эмблем Теплоши, Электроши, Водяши, Экоши.

Родители:

- совместный с ребёнком сбор материала по теме из периодической печати, Интернета, художественной литературы;

- проведение бесед о бережливости и необходимости экономии энергоресурсов.

2 этап. Основной:

- реализация проекта в соответствии с планом.

План реализации проекта

Число. День недели

Срок реализации, цель.

Содержание работы

14.10.19

Понедельник

Тематический день «Вода»

Цель: создание условий для формирования у детей бережного отношения к использованию водных ресурсов.

Беседа-рассуждение «Вода – источник жизни».

НОД.Р.Р. Тема: Инсценировка «Разговор капелек из неплотно закрытого крана».

ДОП. Тема: Моделирование схем «Превращение воды в природе».

Сказка от Водяши «Есть ли вода на планете Сухоша».

Рассматривание картинок «Откуда в реке берётся вода».

Игра – дискуссия «Хорошо-плохо».

Компонент Рисование. Тема: «Эмблема Водяши».

Викторина «Загадки от Водяши».

15.10.19

Вторник

Тематический день

«Электроэнергия»

Цель: создание условий для формирования у детей основ бережного отношения к использованию электроэнергии.

Сказки от Электроши «Свет и велосипед», «Лампочка и выключатель», «Кукла и свинья-копилка», «Самая нужная вещь».

Решение проблемной ситуации «Что будет, если исчезнет электричество».

НОД Рисование. Тема: «Королева Лампочка».

Исследовательская деятельность: «Где живёт электричество в детском саду».

Настольная игра «Научим героев русских сказок пользоваться электричеством».

16.10.19

Среда

Тематический день

«Тепло»

Цель: создание условий для формирования у детей основ бережного отношения к использованию тепла.

Сказки от Теплоши «Новые приключения колобка», «Казка пра барэю».

Познавательные беседы «Что такое тепло», «Экономим тепло».

Театрально-игровой комплекс «Чтобы в доме было тепло и уютно».

НОД. П-И.Д. Цикл опытов «Теплый - холодный», «Где живёт тепло?», «От чего кружка стала тёплой?».

Исследовательская деятельность «Где живёт Теплоша».

Составление правил «Мудрые советы Теплоши».

17.10.19

Четверг

Тематический день

«Природа просит защиты»

Цель: создание условий для формирования у детей основ бережного отношения к природе, к материальным ценностям, воспитание культуры поведения.

Беседа «Чистая планета – залог здоровья всего живого».

Сказки от Экоши «Удивительный лес», «Планета Земля – наш общий дом».

Экологические игры «Береги природу», «Что будет если…».

Рассматривание слайдов «Бережём природу».

3 этап. Заключительный.

Дети:

  • выставка детско-родительского творчества «Бережём и экономим»;
  • стенгазета совместно с педагогом «Здесь живут Берегоши».

Педагог:

  • предоставление игр, дидактических пособий, слайдов и наглядного материала для работы с детьми и семьёй по энергосбережению;
  • организация выставки методической и детской литературы «Сказки и рассказы про воду, свет и тепло».

Родители:

  • участие в выставке продуктивной деятельности детей «Бережём и экономим»;
  • участие в организации выставки детской литературы по энергосбережению;
  • участие в сборе информации из журналов, Интернета по теме проекта;


Предварительный просмотр:

            МБДОУ Локотской детский сад №1    

             Экологический проект 

                  «Лесная аптека»

      в разновозрастной группе №1

                      (3 – 5 лет)

 Воспитатель

Каверзина Эля Викторовна

1 квалификационная категория

                                              Локоть 2018 г

Цель проекта:

 - уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, выяснить какие из них растут в данной местности;  закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.

Тип проекта: исследовательский.

Длительность проекта: 2 недели (16.04.- 27.04 2018г)

Возрастная группа: 3-5 лет.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Проблема:

     Наблюдая и рассматривая растения на улице, на участке и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебные свойства, правила сбора.

Актуальность:

     Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить лекарственные растения, которые произрастают на участке в детском саду, на лугу, в лесу.

Задачи:

- Развивать поисковую деятельность детей: умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

- Побуждать интерес к предлагаемой деятельности;

- Развивать аналитическое мышление (поисковая деятельность в ходе решения проблемы);

- Приобщать детей к процессу познания;

- Расширить знания о разнообразии и пользе лекарственных растений;

- Вызывать у детей эмоциональный отклик на красоту растений;

-Формировать бережное отношение к природе, желание заботится о растениях;

-Активизировать словарь по теме;

Прогнозируемый результат:

1. Проявление интереса детей и умение оперировать знаниями, работать в коллективе.

2. Сформированность элементарных представлений детей о видах и значении в жизни человека лекарственных растений.

3. Осознание многостороннего значения природы, приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

4. Участие в проектной деятельности как способ удовлетворения познавательной активности, выражения и развития творческих способностей.

5. Освоение родителями некоторых педагогических приёмов, необходимых в семейном воспитании; умение объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

Этапы проекта:

1этап - Подготовительный :

- составление перспективного плана мероприятий проекта на 2 недели;

- подборка стихов художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях;

- подборка иллюстраций лекарственных растений;

- подготовка материала и оборудования:

- оборудование для приготовления чая, посуда для дегустации.

С детьми обсуждались следующие вопросы:

Что знаем?

Что хотим узнать?

Как узнаем?

Растения бывают полезные и не полезные.

Есть ядовитые растения.

Есть лекарственные растения.

Лекарственные растения растут везде: в поле, в лесу, на улице в поселке.

Лекарственные растения помогают людям при многих болезнях.

Необходимо бережно относиться к лекарственным растениям.

Какие болезни могут лечить лекарственные растения?

Какие бывают лекарственные растения?

Как их правильно хранить и собирать?

Когда можно собирать лекарственные растения?

Что такое гербарий?

Прочитать книгу.

Посмотреть фильм, мультфильм о растениях.

Спросить у родителей.

Узнать в интернете.

Сходить с родителями в парк, в лес, в поле, на луг.

2этап - Сбор сведений:

Занятия познавательного цикла (беседы):

«Зелёная аптека»

Цель: Рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

 «Доктора природы»

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения. Воспитывать бережное отношение к природе.

  Виртуальная экскурсия на луг

Цель: познакомить детей с природным окружением нашего края; рассказать о многообразии трав произрастающих в наших лесах, лугах; познакомить детей с лекарственным растением – подорожником, с его внешним строением; рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; какие условия необходимы подорожнику, для того чтобы он рос.

  «Путешествие в мир лекарственных растений».

Цель: Научить отличать лекарственные растения по внешним признакам, запаху, строению; закрепить знания детей о значении лекарственных растений для здоровья человека.

 «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

  "Друг или враг".

Цель: Рассказать детям о многообразии растений, научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению, по запаху). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

3 этап- Выбор проекта.

  Чтение художественной литературы:

    А. Онегов «Тропинка полевая»;

    Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

    Н. Павлова «Загадки цветов»;

    А. Плешаков «Зелёные страницы»

    А. Стрижев «Огород на опушке» (чтение отрывков из рассказа);

    Заучивание загадок и стихов о лекарственных растениях.

  Игровая деятельность:

 Дидактическая игра «Узнай растение»

Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.

 Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное».

Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

  Дидактическая игра «Вершки-корешки»

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу.

  Дидактическая игра - "Узнай растение", «От какого растения часть?», «Что лечит это растение?»

Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.

 Упражнение на дыхание «Одуванчик», «Я цветок»

   Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

 На территории детского сада ищем полезные растения.

 Наблюдение - как растет подорожник.

 Изучение строения растения. Определим, одинаков ли стебель у разных растений.

 Погладим стебли растений, листья. Определим, какие они: твердые, мокрые, сухие, холодные, колючие, мягкие?

 Прилетает ли кто-нибудь к этому растению?

 Есть ли запах у растений?

  Слушание музыки:

Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.

1. Ю. Антонов «Не рвите цветы»

2. В. Моцарт «Цветы»

3. П. И. Чайковский «Цикл времена года».

 Совместная деятельность с детьми и родителями:

 Сбор фотографий и иллюстраций лекарственных растений;

4 этап-Реализация проекта:

План работы над проектом.

1 неделя

Понедельник. 16.04.

Введение в тему «Три вопроса»

Беседа « Значимость лекарственных растений в жизни человека»

Заучивание загадок и стихов о растениях.

Лепка « Чудо- растение»

Д/и « Что лечит это растение?»

Д/И « Узнай по описанию»

П/и « Меткий стрелок»

Рассматривание картинок и иллюстраций с лекарственными растениями.

Вторник. 17.04.

Рассматривание одуванчика на иллюстрации

Заучивание стихотворения «Одуванчик»

Рисование- «Одуванчик»

Рассматривание иллюстраций «Зелёная аптека»

Д/и « Съедобное -несъедобное»

Д/и « Вершки-корешки»

П/и « Цветы и ветерок»

Среда. 18.04

Беседа «Лесная аптека на службе человека»

Слушание музыки: Ю. Антонов «Не рвите цветы»

В. Моцарт «Цветы»

Чтение худ. литературы «Загадки цветов» Н.Павлова

Исследовательско - поисковая деятельность «Ищем лекарственные растения на своём участке»

Наблюдение «Где лучше растёт подорожник?»

Рассматривание гербария с лекарственными растениями.

Художественный труд - « На лугу растут чудо-растения»

Д/и «Узнай по запаху»

Четверг. 19.04.

1.Беседа «Лесная аптека на службе человека»

2. Загадки по теме.

3. Д/и «Что лечит это растение? »

4. Д/и «От какого растения часть».

5. Беседа о пользе подорожника.

6. Экспериментирование –заваривание чая из мяты, брусники, липового цвета.

7. Чтение худ.литературы « Мир растений»

Пятница. 20.04

Беседа о пользе ромашки.

Пластилинография «Ромашка»

Викторина «Лекарственные растения»

Чтение худ.литературы «Тропинка полевая» А. Онегов.

Д/и « Что в мешочке?»

2 неделя.

Понедельник. 23.04.

Беседа «Красная книга-сигнал опасности»

Создание уголка «Зеленая аптека»

Чтение худ.литературы «Луговые травы»

П/и «Солнышко и дождик»

Д/и « К названному растению беги»

Д/и « Узнай растение по описанию»

Д/и « Четвёртый лишний»

Игра-беседа « Если бы ты был лекарственным цветком?»

Строим цветник из кубиков.

Вторник. 24.04.

Беседа «Лекарственные луговые растения»

Д/и « Скажи наоборот»

Рисование «Лекарственные цветы»

Поисково-исследовательская деятельность «Ищем на участке лекарственные растения»

Д/и «Найди лишнее изображение»

Д/и « «Опиши -мы угадаем»

Чтение худ.литературы М. Пляцковского « Мухомор»

Коллективная зарисовка « Поляна здоровья» ( нарисовать лекарственные растения, которые запомнились).

Д/и « Угадай , кто я?»

Беседа «Друг или враг»

П/и « Третий лишний»

Среда. 25.04.

Беседа « Как правильно собирать лекарственные растения. Сроки сбора»

Игра –хоровод «Лекарственные растения»

Чтение и рассматривание энциклопедии «Целебные травы»

П/и « У медведя во бору»

 Художественный труд  - Аппликация «Подорожник»

Слушание музыки: П. И. Чайковский «Цикл времена года».

Беседа «Виртуальная экскурсия на луг»

Загадки от пчёлки Майя.

Четверг. 26.04.

НОД «Путешествие в мир лекарственных растений»

Беседа « Лекарственные растения- кусты смородины и малины»

Д/и « Угадай по описанию»

Игра на координацию речи с движением « Мы весной кусты сажали»

Д/и « Определи по вкусу ягоды»

Игра « Куст смородины»

Д/и « Какого растения не стало?»

Рисование - « Как можно и как нельзя? Правила поведения на природе.

Пятница. 27.04.

Беседа « Когда мы болеем, чем можно лечиться?»

Д/и « Угадай по описанию»

Д/и « Собери цветок»

Д/и « Моё любимое растение»

П/и « В лес идём мы за малиной»

Коллективная аппликация « На поляне цветов»

Экологическая игра «Узнай целебную траву»

Вывод

Лекарственные растения – важнейший источник производства медицинских препаратов. Около половины всех лекарств готовят из растений. Выращивание лекарственных растений на участке детского сада может оказать значительную практическую помощь людям, оно имеет большое познавательное и воспитательное значение для детей.

Вот так постепенно в процессе работы мы старались воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 8. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.

Библиографический список:

1. “Цветы – какие они”. Т.А. Шорыгина.

2. “Как знакомить дошкольников с природой”. П.Г.Саморукова.

3. “Лекарственные растения”. С.Е. Землинский.

4. “Ядовитые растения, их польза и вред”. Л.М.Кречетович.

5. “Травянистые растения”. Е.Я. Люкшенкова.

6. “Зеленые странички”. А. Плешаков.

7. “Зеленая аптека”. Н.Н. Кислова.

8. “Все обо всем.” Энциклопедия. Растения.

9. “Лесная аптека”. З.В. Коробцова.

10. “Красная книга”. Учебное пособие.

                                 Приложение 1

Рассматривали иллюстрации с лекарственными растениями.


Определяли как пахнет растение. Знакомились с чистяком

Узнали, кто опыляет цветы и кто к ним прилетает.

         

Играли в дидактическую игру «Узнай по запаху»

Заваривали и пили чай с мятой, брусникой, липовым цветом, смородиновым листом.

 Обрывная аппликация « Подорожник»

              Лепка «Ромашка»

 Лепка «Чудо-растение»        


 

 

 

Коллективная аппликация «Цветы»

Рисование «Мое любимое лекарственное растение»

         

       

Создали уголок «Зеленая аптека»

Вот так у нас проходили беседы по теме проекта 

   

Узнали, что есть не только лекарственные растения и цветы, но и деревья.

Рассматривали гербарии лекарственных растений.

             

Приложение 2

беседа «Зелёная аптека»

Цель:

   Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения.

Экологическая игра «Узнай целебную траву».

Цель: Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое мышление.

Развивающая среда: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения; отвары трав, картинки зверей или игрушки.

Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений, загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения:

Ах, не трогайте меня, Обожгу я без огня.(Крапива).

Рос шар бел, дунул ветер – Шар улетел. (Одуванчик).

Нарядные платьица, Жёлтые брошки, Ни пятнышка нет На красной одёжке. (Ромашка).

Каждый лист мой любит тропки, У обочины дорог. Он однажды людям добрым Раны вылечить помог. (Подорожник).

Ребята, как называются эти растения? Для чего они нужны человеку? Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях. Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

Посмотрите на это растение (картинки или засушенные растения). Его можно встретить на лугах, лесных опушках, и называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края). Тысячелистник – лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.

Воспитатель предлагает посмотреть на другое растение.

Кто знает, как оно называется?(Подорожник). Почему оно так называется? Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называется зелёным бинтом. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

О каком растении говорят, что оно жжёт? Правильно, это крапива. Но почему же всё-таки крапива обжигает? На листьях и стеблях растения имеют особые волоски. Каждый волосок – как игла шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят щи. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волоски.

Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветёт. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду.

Воспитатель предлагает поиграть в больницу.

Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы. 1. У нашего Мишки болит горло. (Дети советуют). Очень полезен отвар ромашки. 2. А у нашей Лисички простуда – очень полезен отвар мать-и-мачехи, чабреца. 3. У обезьянки нет сил. – Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.

Дидактическая игра «Вершки корешки».

Цель: дать детям представления о том, какие части лекарственных растений используются для лечения.

Укроп – листья и молодые стрелки;

Одуванчик – листья, корень;

Календула – цветы и семена;

Ромашка – цветы;

Мелисса – листья;

Зверобой – цветы, листья;

Мать-и-мачеха – листья;

Пастушья сумка – цветы;

Мята – листья;

Лопух – листья и корни

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир лекарственных растений»

Цель: Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы,

соответствующие выводы, какое значение имеют растения для здоровья.

Ход занятия.

Воспитатель: Луг всегда прекрасен и молод! Всегда был и будет другом человека. Когда выйдешь на луг в любое время года, хочется молчать и слушать тишину, пение птиц. А как приятно побегать по лугу в летнюю пору и подышать полной грудью живительным воздухом, наполненным ароматом трав и цветов. Прогулка на луг в любое время года - это источник радости и здоровья.

- Когда вы заболеете, мама лечит вас микстурой и отварами из лекарственных трав. Эти травы называют зеленой аптекой. Почему? - Потому что, они помогают нам избавиться от болезней. Особую помощь они оказывают человеку в походе, на прогулке вдали от дома. Растительной аптекой пользуются и животные. А теперь познакомимся с вами с некоторыми лекарственными травами.

Путника друг - подорожник,

Скромный, невзрачный листок, -

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лег.

Многим из нас невдомек,

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног

Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре станет легче.

Все эти лекарственные растения произрастают во многих местах нашего города.

Есть много трав полезных,

На земле страны родной,

Могут справиться с болезнью

Ромашка, мята, крапива

Подорожник, ландыш, зверобой.

Физкультминутка «Дождик, лей веселей».

Дождик, дождик, веселей!

Тёплых капель не жалей

Для лесов, для полей.

И для маленьких детей,

И для мам, и для пап.

Кап – кап! Кап – кап!

 - Никто не любит лечиться таблетками, ведь они горькие и неприятные. Но есть и сладкие лекарства, их можно съесть целую тарелку. Ну, конечно же - это ягоды! Летом созревает вкусная ягода черника. Она помогает при расстройствах желудка, нервной системы, малокровии (Показать). Растет ягодный кустарник очень медленно, поэтому собирать ягоды черники нужно осторожно, чтобы не повредить корни, стебли и ветви. А эту ягоду вы, конечно, все знаете.

На проталинке лесной

Земляничка под сосной.

Земляничка - невеличка

Хорошо цвела весной.

Солнце грело много дней

Пушистый кустик у камней.

Становилась земляничка

Все пригожей, да крупней.

Покраснела каждым боком,

Налилась душистым соком. (Е. Трутнева).

Земляника - не только вкусная, но и очень полезная ягода. Ее применяют при простудных заболеваниях, при малокровии. Очень полезны земляничное варенье и чай, заваренный с листьями земляники. Следующая душистая и сладкая ягода, которую очень приятно съесть не только больному, но и здоровому человеку - это лесная малина. Любят ее и лесные животные - насекомые, птицы, звери. Малина хорошо помогает при простуде. Многие растения - настоящие кладовые витаминов. Их употребление в пищу быстро восстанавливает силы человека. Это одуванчик. Из его листьев делают салат. Крапиву используют для салатов и супов. Много витаминаС содержат плоды шиповника. А ягоды этого растения помогают людям, у которых больное сердце.

А вот еще один рецепт:

Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Так говорится об отваре из ромашки аптечной. О лекарственных растениях можно рассказывать очень долго, ведь их в природе очень много - в огороде, в саду, на лугу, у водоема, в лесу. Это еще и деревья, многие кустарники.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться,

Находить в лесу растенья,

Те, что для людей полезны, -

И отступят все болезни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...