Развитие познавательной активности у дошкольников.
статья

Зорина Наталья Владимировна

На современном этапе развития дошкольного образования федеральные государственные образовательные стандарты определяют познавательное развитие детей как одно из приоритетных. Одним из направлений познавательного развития дошкольников является формирование элементарных математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_u_doshkolnikov.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал №3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад»

Развитие познавательной активности у дошкольников.

Автор:

Зорина Наталья Владимировна-

воспитатель

 «Актуальность»

На современном этапе развития дошкольного образования федеральные государственные образовательные стандарты определяют познавательное развитие детей как одно из приоритетных. Одним из направлений познавательного развития дошкольников является формирование элементарных математических представлений.

Математическое развитие детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов, любознательности, а так же для дальнейшего успешного обучения в школе. Однако процесс освоение математических понятий у детей происходит довольно длительно. Необходимо многократное повторение в разных видах деятельности. Решающую роль в этом процессе играют активные формы работы, основанные на деятельностном подходе. В соответствии с нормативными требованиями математические знания должны даваться детям не только в определенной последовательности, но и на основе детских видов деятельности. Деятельностный подход – является основным в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

Хочу Вас познакомить с технологией «Математические сказки».

Для формирования математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе сказку и проблемную ситуацию. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Освоение детьми математических понятий происходит непроизвольно. Методика работы на основе математических сказок позволяет вырабатывать у детей исследовательский, творческий подход, настойчивость, терпение, аккуратность и логичность суждений; умение выделять главное и не брать во внимание второстепенное.

Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как быть становиться ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность ребенка: он стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на нее. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений. Живой интерес, который возникает у ребенка, способствует повышению эффективности обучения основам математики. Познавательный материал включается в сказочную ситуацию и делает его восприятие непринужденным и доступным для детей.

Работа с детьми основана на практических заданиях по сюжету математических сказок.

Однако, несмотря на эффективность такого метода работы, необходимо учитывать, чтобы математическое содержание сказок было доступным и интересным, соответствовало возрасту детей, познавательным потребностям и направляло их поисковую деятельность.

Я хочу вам сейчас представить одну из математических сказок.

Лесные музыканты

Купил медведь на базаре барабан. Сел на поляну в лесочке и начал стучать: бум-бум! Услышал заяц его музыку и прибежал с балалайкой:

- Можно с тобой поиграть?

- Конечно, можно! – ответил медведь.

Затем лиса с бубном прибежала. И стали они все вместе играть. И все у них складно получалось.

Скажите, а сколько всего зверей-музыкантов стало? Каким по счету пришел заяц, а лиса?

И решили музыканты ходить по лесу, играть и лесных жителей развлекать, да на жизнь зарабатывать. А лесные звери им орешками да ягодами платили. Вот встретили они белочку, она каждому зверю по 2 яблочка дала.

Скажите, сколько всего яблок дала белочка?

Вдруг налетел сильный ветер и забрал у зверей инструменты: бубен, барабан, балалайку. Пригорюнились звери, и в лесу стало скучно. Но ничего не поделаешь, решили они найти свои инструменты. Пошли они в ту сторону, откуда ветер дул. Долго шли: 3 дня и 3 ночи.

Сколько всего суток они прошли?

И пришли музыканты к большому старому дубу. Подошли и спрашивают:

- Не видел ли, дуб, куда наши музыкальные инструменты пропали?

А дуб отвечает:

- Я здесь постоянно стою и все вижу. Ну, как же, видел и ваши инструменты. Ветер-озорник унес их в свой дом. Я вам дорогу покажу, но сначала отгадайте мои ЗАГАДКИ:

- Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может, ночь разделяет).

- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (Два)

- Назовите три дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами: (Сегодня, завтра, после завтра или вчера, сегодня, завтра).

Отгадали звери загадки, и пошли прямо по дороге, которую им показал старый дуб. Пришли они к дому ветра. Говорит им ветер, расскажите, сколько у вас было инструментов, тогда отдам.

Помогите зверям сосчитать инструменты: у медведь – барабан. У зайца – балалайка. У лесы – бубен.

- Вижу я, что вы умные. Считать умеете. Отдам вам инструменты. Обрадовались звери, и пошли домой. По дороге они пели и плясали.

Тексты таких сказок можно найти в интернете, можно воспользоваться нашим пособием в электронном варианте, а можно придумать самим.

И помните, без нашей помощи ребёнку очень трудно. Следует приложить все свои силы и знания для развития малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования

В статье раскрывается взаимосвязь детского жкспериментирования и познавательной деятельности дошкольников....

Материал из опыта работы по теме:"Использование метода ТРИЗ в развитии познавательной активности старших дошкольников"

Творческие способности подразумевают   наличие подвижности мышления, быстрые ориентировки нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является  умение перено...

Доклад из опыта работы: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Актуальность избранной  мною темы на современном этапе очевидна.Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исс...

Развитие познавательной активности старших дошкольников на занятиях по ФЭМП

Развитие познавательной  активности старших дошкольников на занятиях по ФЭМП Познавательная активность детей до­школьного возраста выражается в за­интересованном принятии информа­ции...

Использование эксперимента в развитии познавательной активности детей-дошкольников

В выступлении раскрывается значение экспериментальной деятельности для познавательного развития ребёнка-дошкольника. Также описывается алгоритм проведения эксперимента, оборудование зоны экспериментир...

Проект «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Исследовательская активность помогает становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Именно в старшем дошкольном возрасте создаются ...

Статья"Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников."

Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников...