Консультация для педагогов «Технология активизирующего обучения речи О.А. Белобрыкиной»
консультация по развитию речи

Кабалина Татьяна Николаевна

Материал для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «МЕЩЕРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СВЕТЛЯЧОК»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО

                                                                   

                                                                 

                                                         

 

Консультация для педагогов

 «Технология активизирующего обучения речи

О.А. Белобрыкиной»

                                                                                                   

                                                                         

                                                 

                                                           Подготовила:

                                                                                     воспитатель Кабалина Т.Н.

Мещерино –1

2022

          Доказано, что период дошкольного детства – этап активного развития речи. Формирование полноценной личности ребенка напрямую зависит от своевременного овладения им литературными нормами языка. Все дело в том, что человек, не имеющий проблем с речью, легко вступает в контакт с другими людьми, с легкостью выражает свои мысли, правильно задает вопросы, умеет договориться о совместной деятельности. Совершенно противоположно дела обстоят у человека, речь которого несовершенна. Ему весьма затруднительно строить взаимоотношения с окружающими, что нередко сказывается на характере человека.

В современных условиях, предъявляемых Федеральным  государственным образовательным стандартом, правильная, чистая речь становится одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Недостатки развития речи зачастую приводят к неуспеваемости, становятся причиной неуверенности ребенка в себе, а в дальнейшем и к более негативным последствиям. Именно поэтому очень важно не упустить сенситивный момент для развития речи.

            Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника — одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

Без участия речи ребёнок не может осознавать мир. Психология познания такова, что знания об окружающем мире входят в сознание человека в вербальной (словесной) форме.

            Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок - уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребёнка в различных видах его деятельности. Постепенно речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Мыслительная деятельность невозможна без речи.

             Определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые обеспечивают возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.

           В новых условиях развития образования традиционные методы обучения выглядят недостаточно эффективными и не соответствуют современным требованиям нового стандарта. Возникает необходимость внедрения в педагогический процесс новых методов и технологий.

Именно они открывает другие возможности для воспитания и обучения детей, а их результаты нацелены на будущее каждого ребенка.

Рассмотрим одну из современных педагогических технологий - «Технологию активизирующего обучения речи Ольги Афанасьевны Белобрыкиной». Она нацелена на формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.

Как известно, основными видами деятельности ребенка - дошкольника являются игра и общение. Именно поэтому общение на фоне игры становится той необходимой основой, в результате которой происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

          О.А. Белобрыкина считает, что, основной предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей дошкольного возраста является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствовал бы возникновению желания активно участвовать в речевом общении. К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

          Существует множество лингвистических игр, которые не только способствуют расширению словарного запаса ребёнка, но и развивают его воображение, способствуют творческому мышлению. Это игры, правила которых ориентированы не на внешний вид слова и его формальные особенности, а на его смысл и содержание.

           Одна из простейших игр – подбор слов определённой смысловой группы. Ведущий устанавливает количество слов, которые нужно подбирать. Участники выстраиваются в шеренгу, и ведущий бросает одному из них мяч с вопросом типа «Сколько ты знаешь…. (домашних животных, ягод, птиц и т.д.), участник должен поймать мяч и ответить, ударяя мяч об пол соответствующее число раз (5) – я знаю пять и перечисляет.

На обогащение словарного запаса рассчитаны игры с отгадыванием слов. Играют два человека. Лучше, если сначала взрослый загадает несложное слово, а ребёнок попробует его отгадать, задавая вопросы.

Самая творческая разновидность лингвистических игр – те, в которых смысловое условие служит основой для создания новых слов или текстов. Обычно эти игры предназначены для детей младшего и среднего школьного возраста, но могут быть адаптированы и для более младших.

            Среди лингвистических игр, предлагаемых автором, можно выделить следующие:

  • «РАЗНЫЕ СЛОВА» «Что бывает?» (К слову – прилагательному подбирают существительное. Н р, «зелёный» помидор, ель, трава, дом и т.д.) Эмоционально привлекательной основой и стимулом могут служить поэтические произведения:

«КАКИЕ БЫВАЮТ СЛОВА»

Есть сладкое слово – ракета,

Есть быстрое слово – конфета,

Есть кислое слово – вагон,

Есть слово с окошком – лимон.

Есть слово колючее – дождик,

Есть слово промокшее – ежик.

Есть слово упрямое – ель,

Есть слово зеленое – цель.

Есть книжное слово – синица,

Есть слово лесное – страница,

Есть слово веселое – снег,

Есть слово пушистое – смех.

                   (М. Пляцковский)

  • «ДОБАВЛЕНИЕ». «Пропущенные слова». Ведущий произносит предложение, а дети вставляют пропущенное слово. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала»; «Кошка поймала в саду»; «Шерсть у кошки, коготки». В дальнейшем ребёнок и взрослый могут поменяться ролями.
  • «ЗАМЕЩЕНИЕ». «Назови предмет по действию» (ручка – писалка, пчела – жужжалка, собака кусалка, занавеска – затемнялка и т.д.). «Что умеет делать?» (ножницы – резать, свитер – греть и т.д.).
  • «ДИАФИЛЬМ».
  • «КЛАССИФИКАЦИЯ». «Назови одним словом» (клубника и малина; чашка и тарелка и т.д.)
  • «НА ЧТО ПОХОЖЕ?». «Буквы и цифры»
  • «СРАВНЕНИЕ». «Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.). «Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.). «Чем похожи и чем отличаются?» (кит – кот; кот – крот; кот – ток и т.д.).
  •  «РАССКАЗЫ ПО КАРТИНКАМ».
  • «НЕБЫЛИЦЫ».
  • «ВСЁ НАОБОРОТ». «Антидействие» (карандаш – ластик, грязь – вода, дождь – зонт, голод – пища и т.д.).
  • «РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА». Монолог повествование может идти от имени любого лица: предмета, явления, живого или неживого существа и т.д. Н р, рассказчиком будет собака. Рассказать от лица собаки о медали, полученной на выставке собаководства. Перед началом рассказа монолога можно провести беседу: о чём могла бы рассказать собака? Наверное, о сахарной косточке, которой угостил её добрый хозяин; о запахах, которые её окружают.
  •  «ТЕЛЕВИЗОР» Эта игра служит наилучшим средством устранения барьеров в общении детей друг с другом. Содержание телепередачи может быть разнообразным. Допускается и возможность совместного действия актёра и зрителя. Зритель имеет право вмешиваться в ход передачи, выражать своё отношение к происходящему, принять своё участие.
  • «МАГНИТОФОН». Игра «Регулирование». Совместно с ребятами оговорите условные обозначения для каждой речевой характеристики. В процессе этой игры, основная задача детей вовремя и правильно отреагировать на команду ведущего, который каким - либо условным знаком оповещает о характере произведения речевого образца.

«Фонограмма» Игроки делятся на несколько групп, каждая из которых получает задание озвучить (при помощи разных приёмов: звукоподражание, извлечение звуков из настоящих предметов и т.д.) какое - либо слово, фразу без его прямого называния, произнесения. После короткого обсуждения задания одна из групп детей располагается за ширму и демонстрирует «звукозапись». Остальные слушатели. Темы для озвучивания: «Вылет самолёта», «В лесу», «Чаепитие», «Утро в деревне» и т.д.

  • «КТО КЕМ БУДЕТ» (мальчик – мужчиной, жёлудь – дубом, семечка – подсолнухом и т. д.).
  • «КТО КЕМ БЫЛ» (лошадь – жеребёнком, стол – деревом и т. д.).
  • «ЧЕМ БЫЛ, ЧЕМ СТАЛ» (глина – горшок, ткань – платье и т. д.).
  • «ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ» (ножницы – резать, свитер – греть и т. д.).

Предлагаемые автором лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности, что позволяет каждому воспитаннику легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой. 

Использование современных педагогических технологий в ДОУ позволит вывести воспитательно – образовательный процесс на качественно новый уровень. В идеале необходимо использовать несколько технологий одного направления, чтобы достичь максимально высокого результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Технология проектирования как инновационный метод организации обучения дошкольников"

В этой консультации вы можете найти определение метода проектов как педагогическую технологию, что она предполагает, классификацию и виды проектов....

Консультация для педагогов "Технология проблемного обучения"

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противор...

Консультация для педагогов "Технология обучения образной речи".

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способн...

Консультация для педагогов: "Технология синквейна в развитии речи дошкольников".

Синквейн — это нерифмованное стихотворение из пяти строк.В работе с детьми в детском саду применяется дидактический синквейн, в котором чёткое соблюдение правил составления не обязател...

Консультация для педагогов: «Технология синквейна в развитии речи дошкольников.

Консультация для педагогов: «Технология синквейна в развитии речи дошкольников....

Консультация для педагогов технологии деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон

Консультация для педагогов технологии деятельностного метода обученияЛ.Г.Петерсон...

Консультация для педагогов «Технология формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

В настоящее время в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое...