Проект "Хлеб - всему голова"
проект (старшая, подготовительная группа)

Афоничева Светлана Александровна

Что считалось главным богатством на Руси? Что самое вкусное на земле? Без чего нет обеда? Какой продукт употребляют все народы мира? Хлеб!!!

О том, как появился главный продукт, как к нему относились наши предки, какие обычаи с ним связаны и о многом другом можно рассказать детям старшей и подготовительной к школе группе в рамках проекта "Хлеб - всему голова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hleb-vsemu_golova.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по познавательному и нравственному воспитанию "Хлеб – всему голова"

Что считалось главным богатством на Руси? Что самое вкусное на земле? Без чего нет обеда? Какой продукт употребляют все народы мира? Хлеб!!!

О том, как появился главный продут, как к нему относились наши предки, какие обычаи с ним связаны и о многом другом можно рассказать дошкольникам в рамках проекта “Хлеб – всему голова”.

Участники: воспитанники старшей - подготовительной группы, воспитатели.

Цель: приобщить детей к истории русского народа.

Задачи:

1

Развивающие

1.1. Развивать сенсорные навыки.

1.2. Помочь увидеть необыкновенное в обычном.

1.3. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

1.4. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.

2

Воспитательные

2.1. Воспитать уважение к труду хлебороба, пекаря.

2.2. Научить доводить порученное дело до конца.

2.3. Воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие.

2.4. Учить получать радость от факта бескорыстного труда.

2.5. Учить сотрудничать, уважать чужой труд.

3

Образовательные

3.1. Установить характер влияния факторов внешней среды на рост и развитие злаков.

3.2. Расширить представления детей о мире растений.

3.3. Обогатить кругозор детей.

4

Практические

4.1. Опытным путём установить влияние факторов внешней среды на жизнь растений.

4.2. Закрепить навыки по посадке и уходу за злаками.

4.3. Испечь с детьми печенье.

4.4. Изготовить фигурки из солёного теста.

4.5. Изготовить коллекцию забавных человечков с растительными причёсками.

4.6. Подготовить Праздник труда.

Этапы работы

1. Подготовительный:

- определение объектов изучения;
- подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста, ручной мельницы;
- подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе.

2. Исследовательский:

- посадка семян, выращивание рассады;
- ведение наблюдений и фиксация их в альбоме;
- получение муки из зерна;
- изучение свойств муки, теста.

3. Этап создания продукта по проекту:

- фигурок из солёного теста;
- печенья;
- изготовление коллекции забавных человечков с растительными причёсками.

4. Заключительный:

- обобщение результатов работы;
- оформление экспозиции поделок из теста.

Защита проекта:

-- в виде собеседования с участниками проекта;
- в виде Праздника труда или праздника “Хлеб – всему голова!”.

Способы организации работы:

- принцип добровольности участия;
- работа проводится в организованное время и на занятиях кружка (во второй половине дня);
- воспитанники работают под руководством педагога.

Практический выход:

- приобретение детьми практических агротехнических навыков;
- оформление экспозиции поделок из теста, коллекции забавных человечков;
- проведение фольклорного праздника “Хлеб – всему голова!”.

Рабочая программа к проекту “Хлеб – всему голова”

Тема занятия

Краткое содержание

1

Что нужно для жизни растений.

Установление характера влияния факторов внешней среды (свет, воздух, вода, качество почвы) на рост и развитие растений.

2

Знакомство с миром злаков.

Рассматривание злаков. Получение муки из зерна. Изучение свойств муки. Экскурсия семьёй на сельскохозяйственную выставку “Балтик-Экспо” (ноябрь).

3

Как хлеб на стол пришёл. Знакомство с предметами домашней утвари.

Рассматривание иллюстраций картин И.Васнецова “Полдень”. Рисунок “Мельница”.

4

Истории о хлебе.

Обычаи и легенды народов мира, связанные с хлебом.

5

Народное слово.

Чтение сказки “Девочка – припевочка”. Слушание в записи русской народной сказки “Петушок и меленка”.

6

Кто хлебушек растит.

Рассказ о труде хлебороба. Рассматривание иллюстраций, плакатов. Чтение стихотворения “

7

Труд в огороде.

Посев озимой пшеницы.

8

Меткое слово.

Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.

9

Чтение сказки Н.Одоевского “Мороз Иванович”.

Наблюдение за пшеничкой зимой.

Посев ржи для подкормки птички. Уход за проростками ржи.

10

Разучивание стихотворения.

Разучивание стихотворения “Вот он хлебушек душистый…”

11

Беседа о труде повара, пекаря.

Экскурсия на кухню ДОУ. Д/ игра “Поварята”. Заучивание пословиц и поговорок о труде.

12

Печём печенье.

Самостоятельно печём печенье.

13

Обсуждение рассказа Ю. Кона “Как хлеб растёт”.

Рассказ Ю. Кона “Как хлеб растёт”.

14

Чтение рассказов о труде хлебороба. Рассказ о подвиге Анатолия Мерзлова.

Воспитывать уважение к труду, подвигу.

15

Фиксация наблюдений в альбоме.

Фиксация наблюдений в альбоме.

16

“Я леплю из солёного теста…”

Чтение стихотворения Л. Кочергиной. Изготовление фигурок из солёного теста.

17

Фольклорный праздник.

Проведение фольклорного праздника “Хлеб – всему голова!”

Приложение

Приложение 1

Я леплю из солёного теста

 (Люба Кочергина, 12 лет,  1997 г.)

Я леплю из солёного теста

яркий мир: жениха и невесту;

колдуна и шута, Бабку – Ёжку

да избушку на курьих  ножках.

На печи развалился Емеля,

а лиса Колобок чуть не съела,

превратилась царевна в лягушку, -

но не прячу я их под подушку:

ведь леплю я их для ребятишек,

пусть играют с героями книжек!

Я леплю из солёного теста,

Сомневаясь, слегка, если честно.

Налепила и стало мне грустно:

я бы лучше пирог пекла вкусный,

я бы лучше в снежки наигралась

и на санках с друзьями каталась…

Так обидно, что в этот год тоже

Дед Мороз появился в галошах!

Вместо бабы из снега – ох, вместо –

я леплю из солёного теста.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Хлеб — всему голова»

Цели:

1. Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол;

2. Совершенствовать грамматический строй речи. Учить разгадывать загадки

3. Развивать графические умения и навыки.

Словарная работа:

Пахота, сев, борона, плуг, жатва, нива, комбайнер, закваска, солома, амбар, элеватор чана.

Оборудование:

Картинки, стихи, колоски пшеницы, хлеб пшеничный и ржаной, сушки, печенье.

Ход занятия

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Послушайте загадку:

Бываю я черным,

Бываю я белым,

Румяным бываю,

И чуть подгорелым – иногда,

Да ведь это не беда!

Что это? (Хлеб)

II. Артикуляционная гимнастика.

а) гимнастика для язычка

1. Чашечка.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

2. Иголочка (Стрелочка. Жало).

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

3. Горка (Киска сердится).

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

4. Трубочка.

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

5. Грибок.

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

б) чистоговорки

жу-жу-жу – зернышко я посажу; но-но-но – прополю пшено; ай-ай-ай – соберем мы урожай.

III. Упражнение

Поле с рожью – ржаное. Поле с пшеницей – пшеничное. Поле с овсом – овсяное. Поле с ячменем – ячменное. Поле с кукурузой – кукурузное. Поле с гречихой – гречишное. Поле с просом – просяное.

IV. Назовите (на картинке) хлебобулочные изделия;

V. Физкультминутка

Дружат в нашей группе (Пальцы рук соединяются в замок) Девочки и мальчики Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять- (Пальцы с мизинчика поочередно соединяют друг с другом. Начинаем мы считать. Раз, два, три, четыре, пять- (Руки вниз, встряхивают кистями) Мы закончили считать.

VI. Расскажи по картине. Составить рассказ по плану.

VII. Работа в тетради

Дети рисуют колосок по образцу.

Конспект
интегрированной нестандартно- организованной образовательной деятельности по развитию речи ФГОС
в старшей группе
Тема: «Хлеб- всему голова»

Интеграция образовательных областей: Социально-комуникативное и познавательное развитие, коммуникативное и трудовое развитие.

Виды детской деятельности: Социализация, труд, коммуникация, чтение художественной литературы, познание.

Цель занятия:

— расширять представления о родном крае, воспитывать патриотические чувства у детей дошкольного возраста;

-формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, быть доброжелательным и корректным собеседником, воспитывать культуру речевого общения.

— воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результатам;

— пополнять литературный багаж стихотворениями, пословицами;

-расширять представления о профессии людей(хлеборобы, пекарь, комбайнер, тракторист)

Оборудование: круглый хлеб; 5-6 слайдов-поля Ставрополья; три салфетки; картинки-лото по количеству детей с изображением мучных изделий; картинки транспорта, мельницы и пекарни; солнышко; 5 лучиков; зерно; колосья; ватрушки по количеству детей; проектор; поднос; доска-печь; стихотворение; пословица; музыка-народная, волшебная.

Ход: (На экране изображено солнышко, которое улыбается)

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте поприветствует гостей и поздороваемся.

Посмотрите, какое теплое и ласковое солнышко сегодня нас встречает. Давайте мы возьмемся за руки и подарим нашему солнышку и друг другу свое тепло и улыбки. (дети берутся за руки и улыбаться друг другу). Какие вы теперь светлые, добрые и улыбчивые.

Воспитатель: Солнышко, неспроста сегодня к нам пришло. Оно подарит нам свои лучики, которые расскажут нам о нашей малой Родине-Ставрополье много интересного. Ребята, а чем богато наше Ставрополье? (дети отвечают)

Воспитатель: Ставрополье край богатый, а прославился он своими колосистыми полями. Посмотрите, теперь чем богат наш край.

(появляются слайды с полями колосистых полей Ставрополья под музыку, воспитатель одновременно со слайдами читает стихотворение)

Ставрополье мое, ты на Юге России

Пролегло среди двух синеоких морей.

Улыбаясь, глядишь в небеса голубые,

И добреет душа от улыбки твоей.

Эту землю еще наши деды пахали.

Словно мать от врагов защищали ее.

И потомкам беречь край родной завещали,

И храним мы тебя, Ставрополье мое!

Понравилось вам стихотворение? Написал его поэт из Ставрополья-Владимир Авдеев.(звучит волшебная музыка)

Воспитатель : А вот лучики наши засверкали, приглашают нас с вами в путешествие. Давайте подойдет с вами к первому лучику и узнаем какой сюрприз он нам приготовил.(дети подходят к столу, на котором находится хлеб, накрытый салфеткой)

Воспитатель: Если отгадаете загадку, то узнаете, что лежит под салфеткой

«Рос сперва на воле в поле,

летом цвел и колосился,

Из зерна — в муку и тесто.

В магазине превратился.

Вырос он под синим небом,

А пришел к нам вкусным? (хлебом)»

(Воспитатель открывает салфетку) Правильно это хлеб. Выращен он на наших полях Ставрополья.

Воспитатель: А вы знаете, откуда берется хлеб?

Дети: Его пекут, выращивают на полях, сеют, убирают и т.д

Воспитатель: Следующий лучик поможет нам ответить на этот вопрос. Давайте пойдем по его направлению. (дети подходят ко второму лучику, где стоит стол на котором стоят колосья и зерно пшеницы)

Воспитатель: (открывает салфетку, показывает на зерно) Что это?

Дети: Это зерно пшеницы

Воспитатель: Правильно, зерно пшеницы нам необходимо для того, чтобы сеять. Одно зернышко посеешь- колосок возьмешь, гласит русская поговорка.(берет в руки колосок)

А чтобы взять этот колосок много людей работают на полях. Сейчас мы с вами поиграем в игру » Угадай профессию»(воспитатель показывает транспорт, а дети должны угадать профессию человека, который работает на этом транспорте). Кто работает на этом транспорте? предлагаются картинки -трактор, машина, комбайн, трактор-тракторист, машина-шофер, комбайн-комбайнер.

Воспитатель: Ребята всех людей, которые занимаются уборкой хлеба называют хлеборобами. Как называют людей, которые занимаются уборкой хлеба?

Дети: хлеборобами

Воспитатель: А как вы думаете. Что нужно сделать с колоском, чтобы получилась мука?

Дети: отвечают(перемолоть)

Воспитатель: показывает картинку мельницу) А как называется профессия человека , который работает на мельнице?

Дети: мельник

Воспитатель: Чтобы узнать, что происходит с мукой дальше нам нужно использовать еще один лучик. Давайте пройдем туда, куда показывает лучик. Лучик показывает на лужок-полянку (проводится физминутка).

Мы ребята хлеборобы, трактористы, комбайнеры (шагают на месте)

Мы пшеницу уберем, и на мельницу пошлем ( махи руками из стороны в сторону)

Мельник мелит, мелит, мелит и в муку все перемелет (круговые вращения руками)

Пекарь булочку спечет и на стол к нам принесет (лепят руками и кланяются)

Воспитатель: Ребята, подойдите туда, куда показывает лучик. (дети подходят до столов, на которых расположены карты-лото) мы сейчас представим с вами. Что мы с вами на пекарне. А карточки-лото, это наше тесто. Нам нужно с вами быстро спечь из муки вкусное блюда, которые пекут вам мамы и бабушки и назвать их. Собирать мы будем по цифрам в последовательности от 1 до 4. Давайте приступим к работе.

Дети выполняют работу и показывают, называя блюда.

Воспитатель: Так кто мне ответит, как называется наша малая Родина?

Дети: Ставрополье

Воспитатель: Чем богата земля Ставрополья?

Дети: Колосистыми полями, хлебом, людьми и т.д.

Воспитатель: Кого мы называем хлеборобами?

Дети: тракториста, шофера, комбайнера

Воспитатель: Как называют профессии людей, которые работают на мельнице и на пекарне?

Дети: Пекарь, мельник

Воспитатель: Лучики солнышка были для нас сегодня волшебниками, они много интересного нам рассказали, а теперь мы с вами побудем волшебниками. Положите ваши картинки-лото мне на поднос, закройте глаза и произнесите волшебные слова, «Раз, два, три, блюдо волшебное нам испеки»1-2 раза.(дети открывают глаза, а воспитатель открывает салфетку с подноса, и угощает детей ватрушками).

Воспитатель: Мне очень было интересно с вами ребята общаться возьмите от меня вот этот хлеб. Он ароматный вкусный хлеб, который всему голова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Здоровье всему голова»

Консультации для родителей «Здоровье всему голова» - как повысить имунитет детей ...

Хлеб всему голова

Дети сами работают с тестом....

"Хлеб- всему голова"

Интегрированное занятие....

проект "Хлеб-всему голова"

прект "Хлеб-всему голова проходил в подготовительной группе МАДОУ д\с д.Дубовицы....

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...