Проектная деятельность
проект
Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Развитие мелкой моторики рук посредством применения здоровьесберегающих технологий"" | 45.06 КБ |
Проект "Животные ХМАО-Югры" | 39.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия имени Ф.К.Салманова дошкольное отделение
«Солнечный город» город Сургут
Проект на тему: ««Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам применения здоровьесберегающих технологий»
Содержание:
- Введение
- Паспорт проекта.
- Реализация проекта:
Подготовительный этап:
Основной этап:
Заключительный этап.
- Список литературы.
«Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».
В.А. Сухомлинский
Актуальность.
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, а следовательно, и мышление. Так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее.
От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь.
Начиная работу в группе младшего дошкольного возраста, я обратила внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Большая группа детей быстро утомлялась.
Исходя из актуальности выбранной темы, мною определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики.
Паспорт проекта:
Тип проекта: исследовательский.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Сроки проекта: долгосрочный (сентябрь 2017 – май 2019г.)
Объектом исследования является мелкая моторика кисти рук у детей.
Предметом – комплекс мер по организации процесса развития мелкой моторики.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа будет способствовать развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Цель: создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам применения здровьесберегающих технологий.
Задачи:
Максимально использовать разные виды здровьесберегающих технологий, создать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Развивать мелкую моторику у детей дошкольного возраста, психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, речь, восприятие)
Воспитывать умение работать в коллективе
Привлекать родителей к совместной деятельности.
Практическая значимость: создание в группе предметно – развивающей среды для развития мелкой моторики, методических рекомендаций для родителей по развитию мелкой моторики у детей, картотеки пальчиковых игр.
Прогнозируемый результат:
1. Разработать комплекс игровых материалов по развитию мелкой моторики, включающие различные виды детской деятельности.
2. Систематизировать материал по развитию мелкой моторики (игры, упражнения).
3. Формировать навыки самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями.
4. Обогатить предметно – пространственную, развивающую среду по данной проблеме.
Реализация проекта.
I этап – подготовительный.
Изучение:
- психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования.
- Подобрать, изготовить наглядный, дидактический, раздаточный материал.
- Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;
- Изучение анализа полученных результатов, выводы.
- Создание предметно-развивающей среды;
- Изучить мнение родителей по данной проблеме.
II этап – основной.
Работа выстраивается в следующих направлениях:
- с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;
- с родителями – посредством проведения консультаций, родительских собраний.
III этап – заключительный.
- Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики руки.
- Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
План на 2017-2018 учебный год.
месяц | № | Тематика работы |
Январь | 1 | НОД «Путешествие в Подводный мир»; Лего-конструктор «Дом будущего», «Робот». Игры со штриховкой. |
2 | Игры со шнуровкой «Застегни сапог», «Одень куклу на прогулку», «Помоги мышке найти сыр». Пальчиковая игра. | |
3 | Раскрасим силуэт, картинку. Пальчиковый театр. | |
Февраль | 1 | Игра с мозаикой «Собери по образцу», «Цветы», «Белка». Самомассаж с использованием массажных мячиков. |
2 | Игры с бусами «Одень бусинку», «Ожерелье для Золушки». Пальчиковая гимнастика. Игры со скрепками «Ежик», «Солнышко». | |
3 | Штриховка «Кто спрятался?». Игры с мозаикой. Игры с прищепками «Цветочек», «Зайка», «Ежата». | |
4 | Игры с камешками «Выложи дорожку», «Составь рисунок». Игры с крупами: «Дорожка», «Подсолнух». | |
март | 1 | Рисование крупами. Конструирование из бумаги «Змея», «Солнышко». Лего-конструктор «Автомобиль»», «Мебель». |
2 | Игры со штриховкой. Графические упражнения «Море», «Космос». | |
3 | Игры со шнуровкой «Зашнуруй ботинок», «Путь автомобиля», «Помоги мышке найти сыр». Раскрасим силуэт, картинку. Создание объемных фруктов. | |
4 | Пальчиковый театр. Конструирование «Зоопарк». | |
Апрель | 1 | Игра с мозаикой «Собери по образцу», «Дом», «Овощи». Самомассаж с использованием массажных мячиков. |
2 | Игры с камешками «Чудесный цветок», «Составь рисунок». Игры с крупами: «Мы рисуем», «Я-художник». | |
3 | Аппликация «Подснежник». Игра «Я-портной». Игры с крупой. | |
4 | Игры с пуговицами. Рисование пальцами «Весна пришла». | |
май | 1 | Игры с пуговицами, камешками; Игры со штриховкой. Графические упражнения «Подводный мир», «В лесу». |
2 | Пальчиковый театр Конструирование «Строим город». | |
3 | Игры со шнуровкой «Зашнуруй ботинок», «Путь автомобиля», «Помоги мышке найти сыр». Раскрасим силуэт, картинку. |
План на 2018-2019 учебный год.
месяц | № | Тематика работы |
сентябрь | 1 | Дидактическая игра «Волшебное превращение верёвочки». Аппликация «Подсолнух». Массаж грецкими орехами. |
2 | Рисование фасолью «В лесу», «На лугу»; Игры со скрепками. Пальчиковая гимнастика. | |
3 | Игры с лего-конструктором «Вертолет», «Грузовая машина». Пальчиковый театр | |
4 | Игры с грецкими орехами «Однажды пошел гулять орех». Игры с мозаикой. | |
октябрь | 1 | Аппликация способом обрывания «Осень наступила». Игры с бусами «Одень бусы на нитку по схеме». Пальчикового театр. |
2 | Игры со штриховкой. Пальчиковые игры. | |
3 | Игры с прищепками. Конструирование поделок из природного материала | |
4 | Штриховка «Грибок», «Рыбка», «Белочка» Аппликация из бумаги «Цветок». | |
Ноябрь | 1 | Игры со скрепками. Пальчиковый театр |
2 | Игры с крупами «Выложи по образцу», «Подводный мир». Аппликация «Матрешка». | |
3 | Вырезание ножницами силуэтов сказок. Пальчиковый театр. | |
4 | Игры с пуговицами. Графические упражнения «На реке», «На небе». | |
Декабрь | 1 | Игра с мозаикой «Собери по образцу», «Дом», «Овощи». Самомассаж с использованием массажных мячиков. |
2 | Игры с бусами. Пальчиковый театр. | |
3 | Игры с крупами: «Мы рисуем», «Я-художник». Игры с прищепками. | |
4 | Выкладывание из крупы снеговика, деда Мороза. Аппликация «Открытка». | |
Январь | 1 | Самомассаж рук. Пальчиковый театр. |
2 | Изготовление пальчикового театра «Теремок». Лего-конструктор «Дом будущего», «Робот». | |
3 | Конструирование из бумаги «Осьминог», «Медуза». Дидактические игры с прищепками «Художник», «Одень дерево». Лего-конструктор «Автомобиль»», «Мебель». | |
Февраль | 1 | Игры с крупами «Выложи по образцу», «Подводный мир». Пальчиковый театр. |
2 | Игра с мозаикой «Собери по образцу», «Цветы», «Лиса». Лепка «Животные нашей страны». Игры с шишками «Собери в корзинку». | |
3 | Игры с семенами: «Зима», «Дорога в лесу». Игры с прищепками. | |
4 | Рисование фасолью «В лесу», «На лугу»; Игры со скрепками. | |
март | 1 | Аппликация «Открытка маме». Игры со скрепками. |
2 | Игры с пуговицами. Рисование пальцами «Птицы прилетели». | |
3 | Игры со штриховкой. Рисование «Весна пришла». | |
4 | Поделка из ватных дисков «Первоцветы». Игры с прищепками. | |
Апрель | 1 | Игры с пуговицами. Дидактические игры с прищепками «Художник», «Одень дерево». |
2 | Игры с прищепками. Игры с крупами: «Мы рисуем», «Я-художник». | |
3 | Выкладывание из крупы «Любимый цветок». Аппликация «Открытка». | |
4 | Дидактические игры с прищепками «Художник», «Одень дерево». Пальчиковый театр. | |
май | 1 | Создание работы из листьев «Осень». Игры со штриховкой. Графические упражнения «Море», «Космос». |
2 | Игры со шнуровкой «Зашнуруй ботинок», «Путь автомобиля», «Помоги мышке найти сыр». Раскрасим силуэт, картинку. Пальчиковая игра. | |
3 | Игры с бусами. Создание объемных фруктов. | |
4 | Игры со штриховкой. Графические упражнения «Дерево-куст», «Комета». |
План работы с родителями.
Период | Мероприятия | Дата проведения |
2017-2018 учебный год |
| Январь Февраль Март Апрель Май |
2018-2019 учебный год |
| Сентябрь Октябрь Декабрь Январь Март Апрель |
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Консультация для родителей
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Ещё лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками – стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду др. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторике рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, лопатки и др., застегивание и расстегивание и т.д.) в дошкольном возрасти является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развивать недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка.
В настоящем пособии представлены упражнения массажа рук и игры, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук.
Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Простой массаж рук можно делать даже новорожденному ребёнку.
Несколько интересных занятий для развития моторики:
1. Например, переливание жидкостей из одной емкости в другую.
2. Играйте с мозаиками и пазлами.
3. Займитесь переборкой пуговичек или других предметов по размеру.
4. Собирайте конструкторы. Подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка.
5. Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.
6. Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.
7. Учитесь одеваться сами. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.
8. Лепите вместе из пластилина.
9. Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках - отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.
10. Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых - круг, квадрат или треугольник, потом можете вырезать сложные картинки.
11. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – плетение косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.
12. На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.
13. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству - лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод - отличная альтернатива играм.
14. Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук. В специализированных магазинах и отделах вы сможете найти и другие развивающие игры.
15. Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.
Никогда не ругайте ребёнка, если у него не получается хорошо работать ручками. Не отступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребенка. Больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики – неотъемлемая часть общего развития ребенка. Помимо развития речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребенка к школе.
Пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:
1. Упражнения для кистей рук.
Примеры таких игр – это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди».
Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:
- учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;
- учит напрягать и расслаблять мышцы;
-развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;
- учит переключаться с одного движения на другое.
2. Упражнения для пальцев условно статические.
Эти игры – совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения (после их усвоения), можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.
3. Упражнения для пальцев динамические.
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Умение работать пальчиками к малышу приходит не сразу.
Что поможет развить мелкую моторику рук? Для этого нужно следующее:
- Учить ребенка отвинчивать крышки, нанизывать предметы на веревочку, наливать воду в емкость, переворачивать страницы книги, разрывать бумагу.
- Учить малыша навыкам самообслуживания: пользоваться вилкой и ложкой, снимать и одевать колготки и носки.
- Игрушки должны быть разнообразными, и среди них должны быть такие, которые можно было бы раскручивать, перекручивать, детали которых можно было бы вращать по кругу.
-У ребенка обязательно должны быть конструктор и пирамидки
Как играть в пальчиковые игры.
Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Работа по проекту позволяет увидеть, что использование с детьми дошкольного возраста разных видов деятельности способствует развитию мелкой моторики руки.
Систематическая и планомерная работа, использование разных приемов и средств, форм работы, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие познавательных процессов и связной речи, что способствует формированию навыка овладения письмом.
На основе использования игр, заданий, упражнений у дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности
Используемая литература
- Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики, Т.А. Ткаченко - М: Эксмо, 2011
- Весёлые пальчики. Т.А. Ткаченко- Эксмо 2006
- Разговорчивые пальчики «Для самых-самых маленьких», Т.Ю. Бардышева. –М., 2001
- Гениальность на кончиках пальцев Кислинская Г.А. - Генезис, М – 2008
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М., 1999
- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Интернет ресурсы
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
№ 26 ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
ПРОЕКТ
«ЖИВОТНЫЕ ХМАО-ЮГРЫ»
Автор проекта: Кабеева Оксана Михайловна, воспитатель | |
г. Сургут
2021 г.
Содержание
1 | Титульный лист……………………………………………………………………………… | 1 |
2 | Пояснительная записка……………………………………………………………………… | 2 |
3 | Проблема проекта…………………………………………………………………………… | 2 |
4 | Актуальность………………………………………………………………………………… | 3 |
5 | Цели проекта ………………………………………………………………………………… | 3 |
6 | Основное содержание проекта……………………………………………………………… | 5 |
7 | План проведения мероприятий в рамках реализации педагогического проекта……….. | 6 |
Мониторинг уровня знаний и умений воспитанников……………………………………. | 8 | |
8 | Предполагаемые результаты и перспектива……………………………………………….. | 8 |
9 | Список литературы…………………………………………………………………………... | 10 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - активным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма.
Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств и активную позицию в этом вопросе должны занимать педагоги и родители. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к окружающему миру, передавать его в рассказах, рисунках и т.д.
Мы должны не только обучать дошкольников, но и предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладевать нормами культуры, вовлекать в поисковую, краеведческую деятельность по ознакомлению с родным краем. Формирование представлений о родном крае предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать поисково-исследовательскую деятельность. Эти качества в настоящее время являются чрезвычайно важными для успешного обучения детей в школе.
Характер проекта: практико-ориентированный, творческий; групповой;
Вид проекта: Творческий, исследовательский
Участники проекта: Дети младшей группы 3-4 года, педагоги, социальные партнеры.
Срок реализации: краткосрочный - 1 месяц
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Проблема проекта: Мы живем в Ханты- Мансийском округе, это наша родина, мы должны знать, что кроме людей, есть еще и братья наши меньшие- животные, которые нуждаются в нашей любви и заботе о них. Поэтому знакомить детей с разнообразной фауной нашего региона и воспитывать любовь к животным необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Характеризуя особенности представлений дошкольников о животном мире, следует сказать, что их знания не всегда бывают конкретны, зачастую они носят общий или неопределенный характер: дети недостаточно понимают или имеют неверные представления о животном мире, обитающем на территории нашего края, а также об особенностях их внешнего строения и приспособлении животных к условиям жизни и среде обитания; не знают о пользе многих животных.
В процессе проведения беседы с детьми, было выявлено, что многие дети не знают животных нашего края, путаются в названиях и местообитании животных.
Наш проект может являться учебным пособием при изучении животного мира лесов нашего округа, творческим при проведении игр и викторин на знание природы нашего края.
В связи с этим представляют особый интерес изучение детской творческой и исследовательской деятельности и внедрение проекта в практику работы детского дошкольного учреждения.
Актуальность темы.
Дети дошкольного возраста по своей природе - пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
В основе исследовательской деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача - удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Именно поэтому экологическое воспитание, в основе которого лежит оказание помощи ребенку в осознании себя как части природы, пробуждении у него стремления к пониманию, преобразованию, сохранению окружающей природы в дошкольном образовательном учреждении наиболее актуальны.
Работа по экологическому образованию направлена на накопление у детей знаний в процессе общения с природой в непринужденной атмосфере творчества, игре, радостных открытиях, способствующих ознакомлению детей с животным миром, со взаимосвязями в природе, формированию представлений об экологически сообразном поведении в природе.
Таким образом, актуальность обусловлена выбором исследовательской деятельности как эффективным средством формирования познавательной активности дошкольника при ознакомлении детей с животным миром.
Новизна данного проекта заключается в реализации задач гармоничного существования человека с природой, местной Югорской фауной, развития познавательной активности детей через практическую, исследовательскую и творческую деятельность с объектами живой природы.
Цель проекта:
Педагогическая: Формирование знаний у детей младшей дошкольной группы (3-4 лет) о животных ХМАО-Югры через творческую и исследовательскую деятельность.
Практическая цель: Получение знаний о животных ХМАО-Югры через викторины и музейные занятия, презентации; посредством работы с интерактивной картой, создания коллажа разными техниками, театрализации; посещение культурно-образовательных учреждений – зоопарки (МАОУ ДО «ЭБЦ», библиотеки, Краеведческий музей (экспозиции и диорамы).
Задачи: 1. Познакомить с разнообразием животного мира ХМАО-Югры, а также рассказать об исчезающих и занесенными в Красную книгу видах.
2. Развитие творческих способностей, а также исследовательских умений дошкольников при знакомстве с животным миром нашего округа, а также прививать интерес к посещению культурно-досуговых учреждений. Учить: отвечать на поставленные вопросы, строить предложения и проводить исследования объекта. Познакомить со способами правильного взаимодействия с окружающей природной и ее обитателями.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, заботу и ответственное отношение к лесным обитателям, прививать воспитанникам чувство любви.
В основу педагогического проекта положены следующие принципы:
Принцип научности. Усвоение знаний детьми правильно отражает действительность с помощью экспериментирования.
Принцип наглядности предусматривает непосредственное наблюдение окружающей действительности.
Принцип доступности. Содержание, характер и объем учебного материала соотносятся с уровнем развития и подготовленности детей.
Принцип развивающего обучения. В основе лежит закономерность, согласно которой обучение - движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей.
Принцип последовательности. Новые знания опираются на ранее полученные, с последующим усложнением.
Принцип стимуляции любознательности ребенка. В работе используются материалы, которые могут вызвать интерес, удивление.
Принцип практичности. Знания и умения, приобретенные детьми в ходе реализации проекта, необходимы будут для понимания и углубленного формирования понятийного аппарата во всех последующих возрастных группах дошкольного отделения
Принцип поддержки детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Необходимо стремиться не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, т.е. помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали свою деятельность, им предлагается (но не настаивается) вместе завершить то, что было задумано ребенком.
Методы и приемы реализации проекта:
При ознакомлении детей с животным миром, особое внимание следует уделить использованию разнообразных методов, позволяющих активизировать поиск новой информации – это: исследования, моделирование, наблюдение, объяснение, показ презентаций, наблюдение, сравнение, дидактические и подвижные игры, наглядный - просмотр учебных кинофильмов, беседы познавательного характера и др.
Виды занятий: экскурсии (посещение библиотеки, краеведческого музея, походы в зоологические станции и зоопарк), литературная гостиная (чтение познавательной и художественной литературы), сюжетно-ролевая игра (проведение детских игровых упражнений)
Ресурсы:
- информационные (мультимедийные презентации, учебная литература, дидактический материал, Интернет-ресурсы и т.д);
организационные (взаимодействие с социальными партнерами, родителями, организация совместных мероприятий);
- материально-технические (принтер, ноутбук, бумага для печати, краски, кисти, картинки, животных, маски для театра, домик для театра, пальчиковый театр, медиатеки, музыкальный центр, музыкальные треки про животных, сюжетно-ролевые картинки, организация уголка).
В группе в период проведения проекта совместными усилиями с детьми, будет организован центр краеведения, где располагаются: пособия по патриотическому воспитанию; материалы дидактические, демонстрационные и раздаточные по экологическому воспитанию, сюжетные и предметные картинки, иллюстрации и картины про животных; методическая литература по патриотическому, экологическому воспитанию и краеведению, детская художественная литература по экологическому воспитанию и краеведческого характера, медиатека - как источники необходимой информации; музыкальный центр и музыкальные треки песен про животных ХМАО и др.
Партнеры: педагоги, родители, социальные партнеры: МБУК «Сургутский краеведческий музей», МКУК Городская библиотека, ТРЦ Сити Молл, «Зеленая станция», МАОУ ДО «Эколого-биологический центр», ТКГ База отдыха «Парус», сайт «Моя Югра»; Катание на оленях
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
План реализации проекта
Этап реализации проекта | Содержание | Сроки реализации проекта |
Подготовительный этап | -сбор информации из печатных изданий, интернет- источников; -организация встречи с представителями МБУК «Сургутский краеведческий музей» МКУК Городская библиотека №16- разработка плана реализации проекта; - разработка плана мероприятий и назначение ответственных | 9.01-31.01.2021 |
Основной этап | -реализация плана мероприятий | 3.02.-3.03.2021 |
Заключительный | - подведение итогов проекта; - мониторинг; -презентация результата проекта. | 3.03.2021-31.03.2021 |
План-график подготовки проекта
с социальными партнерами | с родителями | с воспитанниками | с воспитателями |
-приглашение сотрудников МБУК «Сургутский краеведческий музей» и составление музейного занятия -знакомство с Красной книгой животных МКУ Городская библиотека №16
- посещение диорамы и знакомство с интерактивной картой. МБУК «Сургутский краеведческий музей» - регистрация и оформление результатов региональной викторины о животных на сайте «Моя Югра»; | -организация региональной викторины о животных на сайте «Моя Югра»; -посещение ТРЦ Сити Молл, «Зеленая станция» МАОУ ДО «Эколого-биологический центр», ТКГ База отдыха «Парус» - открытый зоопарк -знакомство с художественной литературой про животных. -консультации для родителей («Научите ребенка беречь и охранять родную природу», «Ребенок открывает мир природы») -оформление выставки совместных работ детей и родителей «Животные ХМАО-Югры». -посещение экспозиции и диорамы Животные ХМАО-Югры -просмотр и работа с интерактивной картой в МБУК «Сургутский краеведческий музей» | -проведение НОД по теме «Животные Югры» (рисование, аппликация, окружающий мир) -проведение комплекса утренних зарядок на протяжении всего срока реализации проекта; -организация Викторин, КВЕСТ-игр, литературных гостиных; - разучивание стихотворений; - чтение сказок о животных; -организация подвижных игр на тему «Животные нашего края»; -посещение библиотеки и знакомство с Красной книгой; - посещение зоопарка «Парус», МАОУ ДО «Эколого-биологический центр», - создание коллажа «Животные Югры» разными техниками; -театрализация сказки «Теремок» с животными нашего региона; - пальчиковый театр «Заячья избушка» - просмотр презентаций; -беседы о бережном отношении к братьям нашим меньшим. -прохождение викторины о животных на сайте «Моя Югра»; -исследовательская деятельность, - дидактические и логические игры, | -диссеминация педагогического опыта в рамках работы методического объединения «команда вокруг возраста» (литературные гостиные, мастер-класс «Коллаж животных разными техниками») |
План проведения мероприятий
в рамках реализации педагогического проекта «Животный мир ХМАО-Югры»
Наименование мероприятия | Срок проведения |
Мероприятия для воспитанников | |
НОД «Как звери в тайге к зиме готовятся» а) Рассматривание иллюстраций о животных и птицах ХМАО-Югры б) внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характер движения, питания). б) среда обитания, характер приспособления к условиям жизни. в) приносимая польза; | 3.02.2021 7.02.2021 |
НОД «Для чего нужна Красная книга?» | 5.02.2021 |
Цикл НОД «Животные нашего Югорского края» (олень, белка, бобер, соболь, лиса, куница и др.). | 10.02, 14.02.2021 |
Презентации «Животные ХМАО-Югры», «Сезонные изменения в природе Югры»», «Кто хозяин в тайге?» | 4.02.2021 |
Проведение региональной викторины «Моя Югра», выставление на сайт результатов | 7.02.2021 и 10.02.2021 |
«Безопасность». Расширить знания детей о волке, его повадках, образе жизни, внешнем виде. Узнать какую опасность таит в себе встреча ним. | 21.02.2021 |
Знакомство с художественной литературой Е. Чарушин «Про зайчат», «Воробей», русская народная сказка «Лисичка со скалочкой», В. Золотов «Лесная мозайка» (рассказы о диких зверях): русская народная сказка «Лиса и журавль», Е. Чарушин «Страшный рассказ», Е. Благинина «Улетают, улетают..». С. Козлова «Зимняя сказка», Е.Чарушин «Волчишко», В. Золотов «Лесная мозайка» (рассказы о диких зверях), И. Токмакова «Как на горке снег, снег..», А. Прокофьев «Снегири». Загадывание загадок про животных и птиц ХМАО-Югры. | 3.02.2021-3.03.2021 |
Познавательные беседы: «Изменения в жизни животных Югры», «Прогулка в зимний лес»; «Знакомство с Красной книгой ХМАО-Югры», «Питание животных в разные сезоны». «Как мы можем помочь пережить холодный сезон нашим лесным обитателям» | 3.02.2021-3.03.2021 |
Исследовательская деятельность: «Зачем зайчику белая шубка, а белочке серая?», «Какие животные спят зимой, а как они едят?» | 13.02.2021 19.02.2021 |
Папки-передвижки: «Исследовательская деятельность дошкольников в природе», «Воспитание любви к родному краю через ознакомление детей с природой»; памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к исследованию». «Развитие творческих способностей у детей 3-4 лет». | 3.02.2021-3.03.2021 |
Дидактические игры: «Заселим таежный лес», «Зайка беленький сидит», «Кто в домике живет?»: «Кто позвал?», «Третий лишний», «Угадай, чей хвост». «Птички и кошка». «Чьи детки?», «Чьи следы?». | 3.02.2021-3.03.2021 |
Настольно-печатные игры: «Я живу в Югре», «Сложи картинку». «Соседи по планете». | 5.02-10.02.2021 |
Игры на развитие сенсомоторных координаций: -Хлопни в ладоши, если услышишь название животного из Красной книги. - «Учимся рисовать линии» Нарисуй прямую линию, соединив пищевую цепочку. - «Кто нарисован» -Рассмотри картинку. Скажи, кто нарисован в правом, левом верхнем углу, в правом, левом нижнем углу? Кто в середине листа? -Сравни картинки и найди между ними (пять) отличий. | 17.02-21.02.2021 |
Логические игры: «Найди лишний рисунок в каждом ряду», «Помоги добраться до дома», «Четвёртый лишний». Лабиринт: «Найди дорогу к домику». | 10.02-20.02.2021 |
Работа с пазлами «Теремок», «Мышка-норушка», и т.д | 3.02-7.02.2021 |
Хороводная игра: «Олени и волк», «Отважные оленеводы». | 17.02-20.02.2021 |
Психологические этюды - превращение в животных (передача движений и эмоций – злой волк, трусливый заяц…) | 17.02.-21.02.2021 |
Рассматривание книжных иллюстраций: художников-анималистов Бахтина, Чарушина, Сутеева Лаптева, репродукций картин И.Шишкина «Березовый лес», «Утро в сосновом бору», «Туманное утро». | 3.02.2021-3.03.2021 |
Раскраски «Животные ХМАО- Югры» | 3.02.2021-28.02.2021 |
Акция «Принеси книгу о животных». | 3.02.2021-25.02.2021 |
Пальчиковая гимнастика «Животные зимой», «Колючий шарик», «У кого какая шуба», «Заячьи прятки», «Лесное население», «Белочки», «Зайка», «Серый волк», «Кто в лесочке живет». «Голодная мышка», «У кого, какая шубка», «Заячьи прятки» | 3.02.2021-3.03.2021 |
Подвижные игры: «Лиса и цыплята», «Медведь и добрые зайчата», «Воробышки и кот», «У медведя во бору». «Лиса в курятнике», «Бездомный заяц», «Охотники и зайцы». | 3.02.2021-3.03.2021 |
Подготовка животных и составление коллажа: «Животные ХМАО-Югры». | 10.02.2021-24.02.2021 |
Составление коллажа разными техниками рисования с элементами аппликации «Животные ХМАО-Югры». | 17.02-28.02.2021 |
Совместные мероприятия с социальными партнерами | |
МБУК «Сургутский краеведческий музей: музейное занятие- «Лесное путешествие мышки Сони.» | 5.02.2021 |
Посещение МКУК Городская библиотека №16: Красная книга ХМАО-Югры | 8,9.02.2021 и 15,16.02.2021 |
Посещение диорамы и исследование интерактивной карты в МБУК «Сургутском краеведческом музее. И оформление фото | Все выходные дни февраля |
Катание на оленьих упряжках | индивидуально3.02.2021-3.03.2021, а также сейчас определяемся со временем с социальными партнерами для организации на территории сада |
Совместно с родителями | |
оформление выставки совместных работ детей и родителей «Животные ХМАО-Югры» | 14.02-28.02.2021 |
консультации для родителей («Научите ребенка беречь и охранять родную природу», «Ребенок открывает мир природы») | 10.02.2021-24.02.2021 |
Посещение зоопарков, библиотеки, выставок и подготовка фотоотчета | 3.02.2021-3.03.2021 |
Мониторинг уровня знаний и умений детей
При оценке результативности опыта я использую следующие критерии.
Высокий. Ребенок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество животных, их характерные признаки. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду; обнаруживает стремление оказывать помощь. Отношение к животным достаточно осознанное. Ребенок видит признаки объектов природы, делающие их красивыми.
Средний. Ребенок узнает и называет некоторых зверей, опираясь на отдельные признаки и яркие особенности поведения: движения, голосовые реакции животных, называет все части тела
Интерес и желание ухаживать за животными неустойчивы, избирательны. Самостоятельные наблюдения за ними редки. Ребенок эмоционально откликается на красоту природы.
Низкий. Объем представлений о животных незначителен. Ребенок выделяет совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения, особенности поведения: голосовые реакции животных, отдельные части тела. Наблюдает за животными только по предложению взрослого. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо выражены.
Ожидаемый результат:
Дети проявляют познавательную активность. Мониторинг покажет высокий и средний уровень знаний и умений детей.
Имеют знания и представления о животных ХМАО.
Родители активно участвуют в обогащении знаний детей о животных.
У большинства родителей сформировалась активная позиция в воспитании и образовании своих детей.
Предполагаемые результаты: Дети будут знать животных Югры, научатся разным техникам рисования и аппликации, сами смогут организовывать или играть совместно с педагогом в дидактические и подвижные игры, узнают о новых формах проведения досуга квест-играх.
Продукт проектной деятельности: Наш проект получился красочным, интересным, познавательным. Мы познакомились и узнали, какие животные обитают в лесах нашего округа. Мы расширили свои знания и представления о нашем округе.
-знакомство с разными техниками рисования животных при составлении коллажа
- посещение зоопарков, зеленых станция для привития чувства любви и бережного отношения, а также позитивных эмоций.
- ознакомление с натуральными объектами при просмотре диорамы: чучелами основных групп животных (горностай, соболь, колонок, куница и т.д) и животных Красной книги ХМАО-Югры
- интерактивное ознакомление с фауной ХМАО-Югры
- воспитание культурного самосознания и эмоциональное развитие благодаря посещению МКУК Городской библиотеки
Перспективы: продолжать работу с детьми группы по развитию познавательной активности дошкольников через исследовательскую и проектную деятельность;
усовершенствовать предметно-развивающую среду с учетом требований ФГТ ДО;
активизировать участие родителей в развитии познавательной активности дошкольников в рамках требований ФГТ ДО;
транслировать проект на методическом объединении воспитателей ДОУ, в сети интернет на образовательных сайтах. Продолжим расширять свои знания и представления о нашем округе и будем планировать следующий экологический проект, который будет посвящен всей фауне ХМАО- Югры в целом их взаимосвязи и зависимости ее компонентов друг от друга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью. Средняя группа. ЦГЛ Москва 2004г.
Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! СПб.: ООО "Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2012. -426 с.
Горькова, Л.Г. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: ВАКО, 2007. - 204 с.
Дыбина, О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина, В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192 с.
Зеленова, Н.Г., Осипова, Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 104 с.
Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Из опыта работы. / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
Марудова, Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром
Развитие познавательно-исследовательских умений у дошкольников. Авторы-составитель: З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева Л.М. Кларина, З.А. Серова – СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 160 с.
Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образование, СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 78 с.
Сайт инфоурок://www.myshared.ru/slide/459687/ http://www.myshared.ru/slide/948280/
Сайт http://les-skazka.86.i-schools.ru пгт. Талинка Октябрьский район ХМАО – Югра 2018 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...