Самоанализ работы учителя-логопеда за 2017 - 2018 учебный год
материал

Лисечко Наталья Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Незабудка» корпус №3.

 

 

 

 

 

 

 

Анализ работы

учителя – логопеда Лисечко Натальи Николаевны

разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей

с ТНР от 5 до 6 лет

за 2017 – 2018 учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ  работы учителя-логопеда  Лисечко Натальи Николаевны

за 2017 - 2018 учебный год

 Организационное, диагностическое и коррекционно-развивающее направления.

        Группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи была сформирована 1 сентября 2017 года на основании заседания ТПМПК.  

 В период с 1 по 15 сентября 2017 г. было  проведено логопедическое обследование 15 детей старшей группы  с ТНР с целью выявления речевых  нарушений, психофизиологический  отклонений от нормы (согласно таблицы  «Развитие речи ребенка»  Гвоздева и дальнейшем оказании коррекционной помощи воспитанникам и родителям в развитии ребенка.  На основании результатов углубленного логопедического обследования всех компонентов речи необходимо организовать коррекционную работу по всем разделам развития речи (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи. Способствовать развитию связной речи, посредством сюжетных игр.

Коррекционно-логопедическая работа строилась на основе  «Адаптированной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи», которая была разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

 Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что достигалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов.

Для реализации поставленной цели в ходе работы я решала следующие задачи:

Задачи коррекционного обучения.

       1. Изучение уровня и динамики речевого развития и недостатков неречевого характера, проявляющихся в недоразвитии психофизических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы.

       2. Осуществление коррекционного процесса в соответствии с индивидуальными программами коррекции речевого развития.

       3.Организация продуктивного взаимодействия  по коррекции и профилактике нарушений речи у детей.

       4.Организация продуктивного взаимодействия с родителями, поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей к участию в коррекционной и профилактической работе. 

 Коллектив дошкольного учреждения строил свою работу по годовым задачам  на 2017-2018 учебный год:

 1.Развитие художественно-творческих способностей детей в системе дополнительного образования.

 2.Формирование у дошкольников психологической базы речи посредством использования дидактических игр.

3.Развитие познавательного интереса дошкольников посредством использования в совместной деятельности игр-экспериментирований.

Для решения первой годовой задачи совместно с воспитателями компенсирующей группы  обновили  предметно-развивающую среду: наглядный материал, дидактические пособия и игры. Приобрели методическую литературу по художественно-эстетическому развитию.

Реализуя  годовую задачу  по формированию психологической базы речи у дошкольников   созданы картотеки речевых игр и пособий, подобраны и изготовлены игры  и упражнения по совершенствованию  психических процессов.  

По реализации третьей годовой задачи Учреждения «Развитие познавательного интереса дошкольников посредством использования в совместной деятельности игр-экспериментирований». Совместно с педагогами группы оформили картотеку.

Нормативное обеспечение.

Коррекционная работа с детьми-логопатами проводилась в соответствии с календарно-тематическим планированием, на основе  «Адаптированной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи», которая была разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.  и с учётом «Программы логопедической работы по преодолению общего  недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной и «Примерной адаптированной основной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В.Нищевой. Исходя из образовательных потребностей детей, а также имеющихся в ДОУ условий, в своей практической деятельности я использую следующие современные образовательные технологии. Для  развития мелкой моторики, координация речи с движением разработки:  Н. В. Рыжовой, Е. А. Пожиленко, Н. В. Нищевой, О. И. Крупенчук. В работе над звукопроизношением  - И. О. Лазаренко, А. И. Богомоловой, Е. А. Азовой, В. В. Коноваленко, Л. А. Комаровой, Л. Н. Павловой, Н. В. Новотворцевой, Е. И. Шаблыко. При работе над лексико – грамматическим строем речи использую разработки Н.Э. Теремковой, Г. А. Киселёвой. По формированию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте пользуюсь технологиями Е.В. Кузнецовой , И.А.Тихоновой, Е.О. Астафьевой,  Е.В. Пожиленко, О. С. Гомзяк . По развитию связной речи  - О. И. Крупенчук, О. С. Гомзяк, Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищевой, Т. А. Воробьёвой.

Проводилась работа в течении всего учебного года по дополнительной образовательной программе по развитию речи для детей дошкольного возраста  от 5 до 7 лет «Звуковая мозаика».

Результаты мониторинга

Дата комплектования группы              1 сентября 2017 года

  1. Количество детей поступивших в группу    15 детей

                  -     ОНР – 3 уровня                                      12

  • ОНР – 4 уровня                                        3

Количество детей, продолжающих курс обучения:   15

Рекомендовать родителям  Руслана С., Артемия М. и Егора С. посетить врача невролога, с целью оказания медицинской помощи.

   По результатам логопедического обследования были сформированы 2 подгруппы по 7-8 человек  для фронтальных  занятий.  Подгрупповые занятия проводились 2 раза в неделю.

  1. Количество детей, выбывших по разным причинам в течение года       нет
  2. Выполнение в процентах:

      Начало 1-го года обучения:                                   Конец 1-го года обучения:

      Высокий уровень -  0 %                                       Высокий уровень -0 %                                      

      Средний уровень -  7 %                                        Средний уровень - 73 %

      Низкий уровень -    93  %                                       Низкий уровень   - 27 %

Результаты освоения воспитанниками рабочей программы по итогам мониторинга, позволяют судить о положительной динамике, что подтверждают следующие показатели: сентябрь 2017 года из 15 воспитанников:

на высоком уровне  речевого развития- 0% ,

на среднем уровне речевого развития -  7% ,

на низком уровне речевого развития-93%.   

Май -2018 года (15 воспитанников):

на высоком уровне  речевого развития- 0% ,

на среднем уровне речевого развития -  73 % ,

на низком уровне речевого развития 27 %.  

        Итоговая  диагностика в конце учебного года (май) для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей.

 

 Динамично развивающаяся система образования требует от педагогов непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции.

Этому способствуют следующие формы организации работы:

- самообразование (изучаю новинки педагогической литературы, периодические издания для педагогов и детей, вопросы психологии, слежу за теле-радио передачами для детей);

- прошла курсы повышения квалификации:

*АУ ДПО ХМАО-Югра «Институт развития образования» по теме «Современные подходы к проведению комплексного психолого-медико-педагогического

обследования детей», 36 часов, 2017 год.

*АНО «Логопед плюс» Учебный центр «Логопед-мастер» по темам «Логопедическая работа при моторной алалии в соответствии с требованиями ФГОС», 36 часов, 2017 год;

«Актуальные проблемы логопедии в соответствии с требованиями ФГОС», 144 часа, 2017 год. при ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»:

- использую обобщенный опыт педагогов МБДОУ.

- принимаю участие в семинарах и педагогических советах МБДОУ;

- принимаю участие в городских методических объединениях учителей-логопедов.

Анализ образовательной среды.

В текущем 2017-2018 учебном году для пополнения образовательной среды  мною были оформлены информационный уголок для родителей «Советы логопеда», подобран ряд консультаций для оформления стенда; уголок для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми по постановке, автоматизации и дифференциации  звуков в группе.

Оформила картотеки коррекционно-развивающих и компьютерных игр и наглядных пособий для коррекции звукопроизношения детей на индивидуальных занятиях, а так же для развития связной речи, профилактики дисграфии и дислексии, пополнения словарного запаса детей, обучения слоговому и звуковому анализу, обучения составлению сложных слов, развития внимания, памяти и мышления. Пополнила копилку наглядных пособий по следующим лексическим темам: «Деревья», «Инструменты», «День Защитника Отечества», «Человек», «Обитатели морей и океанов», «День Победы», приобрела игры на липучках для развивающей игровой зоны коврограф «Мой дом», «Овощи», «Времена года», «Планеты», «Ферма», «Профессии», для магнитной доски наборы по лексическим темам  «Овощи и Фрукты», «Транспорт», « Животные». Оформила игры на развитие дыхания («Сдуй снежинку», «Лягушка»), игры на автоматизацию и дифференциацию звуков («Улитки», «Космос», «Бродилки»).  

Тема по самообразованию «« Использование информационно - коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ, в условиях введения ФГОС ДО».

В соответствии с темой по самообразованию активно участвовала в вебинарах и мастер-классах интерактивного педагогического портала «Мерсибо». Разработаны презентации фронтальных занятий по обучению грамоте и формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с применением ИКТ  на два года обучения. 

Информационно-компьютерные технологии –  это комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией; внедрение в образовательный процесс средств, основанных на микропроцессорной технике.

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями мероприятий.

3. Знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4. Оформление документации, отчетов. (Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения).

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, мастер-классов, «Круглых столов».

6. Обмен опытом: создание собственных мини-сайтов на популярных порталах, публикации материалов педагогической деятельности на различных сайтах.

В своей практике я активно пользуюсь интернет-ресурсами, как основным источником самообразования. В практической деятельности использую презентации для детей и их родителей, коллег в рамках открытых мероприятий (занятий, совместной проектной деятельности с педагогами ДОУ); использую электронную почту; для размещения материала, который могут использовать в своей работе коллеги. С помощью ИКТ работаю над созданием блога на maam.ru, электронного портфолио на сайте ДОУ.

У детей ИКТ вызывает большой интерес применение на наших занятиях мультимедийных презентаций. Очень легко и интересно проходит логопедическое обследование детей именно с использованием презентаций.  Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Мною были подготовлены различные презентации с играми для занятий и презентация для логопедического обследования детей. В соответствии с темой по самообразованию активно участвовала в вебинарах и мастер-классах интерактивного педагогического портала «Мерсибо», были созданы занятия с применением ИКТ: Фонетическое занятие на все группы звуков: «Звуки Ф, Фь», «Звуки Н, Нь. Буква Н» и т.д.; занятия по  формированию лексико – грамматических категорий с учётом лексических тем.  В своей работе с детьми-логопатами активно использую  мультимедийный проект по проведению артикуляционной гимнастики,  игровые диски (« Звуковой калейдоскоп», «Работа над ошибками, «Раз, два, три, говори!», Речевой экспресс», «ЛогоБлиц», «Конструктор картинок-2», игровой комплекс «Логомер», «Мерсибо плюс»), использую пособия и игры из «Мерситеки».

Приоритетной задачей педагогов в современном дошкольном учреждении является сохранение и укрепление здоровья детей. Полноценное и качественное образование дошкольников возможно только с использованием здоровьесберегающих технологий. Мною реализуется проект «В поиске ради здоровья». Использование фитбол -   упражнений   на логопедических занятиях   для повышения эффективности и увеличения интереса к процессу автоматизации звуков и повышение физической активности  детей - логопатов.

Анализ работы с родителями.

Для пропаганды логопедических знаний и создания партнерских взаимоотношений с родителями детского сада проводились консультации по темам: «Время появления звуков», « Язычок-путешественник»,  «Развитие речи дошкольников в играх», «Зачем логопед задаёт домашнее задание?»,«Разговор по душам». (Влияние мелкой моторики рук на речь ребёнка), «Дидактические игры для развития психологической базы речи», «Оригинальные игры для развития  мелкой моторики», в «Школе первые шаги» проведено практическое занятие  «Играем пальчиками – развиваем речь», в школе будущего первоклассника поговорили о  речевой готовности детей к школе. Проводились индивидуальные консультации «Как выполнять артикуляционную гимнастику в домашних условиях». Подготовлена и оформлена стендовая информация: «Время появления звуков», « Путешествие язычка», «Что такое дисграфия и как своевременно выявить предпосылки этого недуга?», «Формирование ручной умелости и моторной ловкости в домашних условиях», «Домашняя игротека».  «Индивидуальное консультирование по результатам итоговой работы за первое полугодие. Анализ трудностей». «Индивидуальное консультирование по автоматизации и дифференциации звуков». Организовала и провела экспресс-выступление  «Родителям на карандаш», подготовила памятки - буклеты: «Как сохранить звуки на лето».   Провела открытое занятие для родителей, на котором они имели возможность увидеть трудности и следить за успехами своих детей: « Звуки Н, Нь. Буква Н» с использованием ИКТ. Таким образом, участвуя в образовательно-воспитательном процессе родители постепенно становятся более активными, начинают ответственней относиться к выполнению заданий. В результате сотрудничества с родителями удалось решить ряд проблем: контроль речевой деятельности детей; помощь детям в автоматизации поставленных звуков; повышение активности детей в конкурсах; выполнение рекомендаций родителями в части посещения узких медицинских специалистов.

Анализ методической работы с педагогами и специалистами.

Свою методическую работу я провожу на основании годового плана и вопросов,  возникающих в ходе работы с детьми, воспитателями и специалистами. Как бы я не стремилась помочь ребенку, но если при этом не будет встречной активности воспитателей, логопедическая работа окажется мало продуктивной, поскольку именно они закрепляют навыки и умения, полученные на коррекционных занятиях.

Коллектив нашей группы постоянен. Работаем в тесном контакте, в обстановке взаимопонимания и творчества. В начале учебного года знакомлю воспитателей с результатами обследования, объясняю цели и задачи программы работы с каждым ребенком. Воспитатели проводят предшествующие логопедическим занятия по накоплению и расширению словаря. Также применяем такой вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют материал логопедических занятий. Важным моментом являются вечерние занятия по заданию логопеда. В группе организован логопедический уголок, в котором подобранны настольные игры по закреплению правильного произношения для развития дыхания, неречевых процессов. Материал обновляется по мере прохождения. Мною оформлена тетрадь «Взаимосвязь логопеда и воспитателей».

             Взаимодействие специалистов и воспитателей в дошкольном учреждении является необходимым условием для полноценной и  эффективной  работы, направленной на достижение положительных результатов.  Для педагогов и специалистов проведен практикум: «Развитие речевого творчества  у дошкольников»;  круглый стол: «Психологическая база речи»; семинар – практикум: «Всё о звуковой культуре речи»; аукцион: «Формирование познавательного интереса дошкольников к речевой деятельности через внедрение инновационных технологий в образовательный процесс»; гостиная: «Слово – эстафета». (по теме речевое развитие); практикум: «Комплекс упражнений с массажным мячом в летний период».Так же в течение учебного года я принимала участие в методической работе детского сада, обменивалась опытом с педагогами, участвовала в педагогических и методических советах, в работе оргкомитета по проведению конкурсов в ДОУ детского сада. Тесная взаимосвязь воспитателей, учителя-логопеда, специалистов детского сада способствует формированию и воспитанию правильной грамотной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Результат инновационной деятельности.

Реализуется дополнительная образовательная программа по развитию речи для детей дошкольного возраста  от 5 до 7 лет «Речевой калейдоскоп». 

Информация об участии в мероприятиях учителя – логопеда в 2017 - 2018 уч. г.

Год

Свидетельства, грамоты, дипломы, полученные за публикацию и участие в конкурсах

Название опубликованного материала, результат

2017

Свидетельство о публикации Логопедического развлечения в сети Интернет «Педагогический ресурс»

https://nsportal.ru/lisichko-natalya-nikolaevna

 

Логопедического развлечения по автоматизации и дифференциации звуков с использованием фитбол – мяча. Тема «В поисках острова сокровищ»

 

Свидетельство о публикации Презентации в сети Интернет «Педагогический ресурс»

https://nsportal.ru/lisichko-natalya-nikolaevna

 

Презентация ООД «Автоматизация звука Р» Тема: «В гости к Белоснежке»

2018

Диплом международного профессионального конкурса на педагогическом портале «Солнечный свет»

https://nsportal.ru/lisichko-natalya-nikolaevna

 

Презентация «Отчёт по самообразованию»

Тема: «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности учителя – логопеда»

I место

Информация об участии в мероприятиях воспитанников в 2017 - 2018 уч. г.

Год

Название конкурса и номинация

 

Количество детей

Занятое место

2017

Грамота за активное участие в совместном мероприятии МАОУ №5 «Гимназия» и МБДОУ ДС №7 «Незабудка» в конкурсе чтецов, посвящённому Великой Отечественной войне.

https://nsportal.ru/lisichko-natalya-nikolaevna

 

1

участник

2017

Сертификат участника Регионального конкурса «Голоса книг писателей Югры 2017»

https://nsportal.ru/lisichko-natalya-nikolaevna

 

1

участник

2017

Сертификат участника Регионального конкурса «Голоса книг писателей Югры 2017»

https://nsportal.ru/lisichko-natalya-nikolaevna

 

1

участник

2018

Диплом. Всероссийская олимпиада «Подари знание» (викторина к Новому году для дошкольников).

https://nsportal.ru/lisichko-natalya-nikolaevna

 

1

1 место

 

Выводы:  Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2017-2018 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что поставленные задачи в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.

На сегодняшний день проблема установления партнерских отношений  учителя-логопеда с родителями  становится более актуальной и имеет приоритетное направление.  Считаю, что необходимо использование новых, не традиционных, более интересных и доступных форм работы с родителями в целях создания единого коррекционного пространства и наиболее качественных условий для коррекции речевых нарушения детей.

Исходя из стратегии развития Учреждения, системы образования автономного округа, государственной программы Ханты – Мансийского автономного округа – Югра «Развитие образования в Ханты- Мансийском автономном округе – Югра на 2014 – 2020 годы» планирую продолжать  выявлять, сопровождать детей с речевыми нарушениями, развивать у детей  творческие способности, вовлекать детей в дополнительное образование (логопедические кружки). Участвовать с детьми в творческих мероприятиях, с целью выявления юных талантов, активно участвовать в культурно – досуговых мероприятиях, продолжать активно сотрудничать с социальными партнерами. Планируемое мною повышение образования преследует главную цель - саморазвитие в новых условиях развития образования. При этом ставлю перед собой следующие задачи: продолжать работу по развитию творческого потенциала воспитанников  в речевом развитии, участвовать в конкурсах городского, регионального и федерального значения; распространять опыт работы на методических объединениях учителей-логопедов, семинарах, других педагогических сообществах.

Рекомендации о дальнейших перспективах работы: применение  информационных – коммуникативных,  здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе;

продолжить внедрение современных образовательных технологий в логокоррекционную работу ( активное введение в работу интерактивной доски); осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс; продолжать работу по самообразованию по теме: «Инновационные  образовательные технологии в работе учителя – логопеда».

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ  работы учителя-логопеда  Лисечко Натальи Николаевны

МБДОУ ДС №7 «Незабудка»

за 2017 - 2018 учебный год

 Организационное, диагностическое и коррекционно-развивающее направления.

        Группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи была сформирована 1 сентября 2017 года на основании заседания ТПМПК.  

 В период с 1 по 15 сентября 2017 г. было  проведено логопедическое обследование 15 детей старшей группы  с ТНР с целью выявления речевых  нарушений, психофизиологический  отклонений от нормы (согласно таблицы  «Развитие речи ребенка»  Гвоздева и дальнейшем оказании коррекционной помощи воспитанникам и родителям в развитии ребенка.  На основании результатов углубленного логопедического обследования всех компонентов речи необходимо организовать коррекционную работу по всем разделам развития речи (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи. Способствовать развитию связной речи, посредством сюжетных игр.

Рекомендовать родителям  Руслана С., Артемия М. и Егора С. посетить врача невролога, с целью оказания медицинской помощи.

   По результатам логопедического обследования были сформированы 2 подгруппы по 7-8 человек  для фронтальных  занятий.  Подгрупповые занятия проводились 2 раза в неделю.

Коррекционно-логопедическая работа строилась на основе  «Адаптированной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи», которая была разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

 Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что достигалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов.

Для реализации поставленной цели в ходе работы я решала следующие задачи:

Задачи коррекционного обучения.

       1. Изучение уровня и динамики речевого развития и недостатков неречевого характера, проявляющихся в недоразвитии психофизических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы.

       2. Осуществление коррекционного процесса в соответствии с индивидуальными программами коррекции речевого развития.

       3.Организация продуктивного взаимодействия  по коррекции и профилактике нарушений речи у детей.

       4.Организация продуктивного взаимодействия с родителями, поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей к участию в коррекционной и профилактической работе. 

 Коллектив дошкольного учреждения строил свою работу по годовым задачам  на 2017-2018 учебный год:

 1.Развитие художественно-творческих способностей детей в системе дополнительного образования.

 2.Формирование у дошкольников психологической базы речи посредством использования дидактических игр.

3.Развитие познавательного интереса дошкольников посредством использования в совместной деятельности игр-экспериментирований.

Для решения первой годовой задачи совместно с воспитателями компенсирующей группы  обновили  предметно-развивающую среду: наглядный материал, дидактические пособия и игры. Приобрели методическую литературу по художественно-эстетическому развитию.

Реализуя  годовую задачу  по формированию психологической базы речи у дошкольников   созданы картотеки речевых игр и пособий, подобраны и изготовлены игры  и упражнения по совершенствованию  психических процессов.  

По реализации третьей годовой задачи Учреждения «Развитие познавательного интереса дошкольников посредством использования в совместной деятельности игр-экспериментирований». Совместно с педагогами группы оформили картотеку.

Нормативное обеспечение.

Коррекционная работа с детьми-логопатами проводилась в соответствии с календарно-тематическим планированием, на основе  «Адаптированной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи», которая была разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.  и с учётом «Программы логопедической работы по преодолению общего  недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной и «Примерной адаптированной основной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В.Нищевой. Исходя из образовательных потребностей детей, а также имеющихся в ДОУ условий, в своей практической деятельности я использую следующие современные образовательные технологии. Для  развития мелкой моторики, координация речи с движением разработки:  Н. В. Рыжовой, Е. А. Пожиленко, Н. В. Нищевой, О. И. Крупенчук. В работе над звукопроизношением  - И. О. Лазаренко, А. И. Богомоловой, Е. А. Азовой, В. В. Коноваленко, Л. А. Комаровой, Л. Н. Павловой, Н. В. Новотворцевой, Е. И. Шаблыко. При работе над лексико – грамматическим строем речи использую разработки Н.Э. Теремковой, Г. А. Киселёвой. По формированию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте пользуюсь технологиями Е.В. Кузнецовой , И.А.Тихоновой, Е.О. Астафьевой,  Е.В. Пожиленко, О. С. Гомзяк . По развитию связной речи  - О. И. Крупенчук, О. С. Гомзяк, Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищевой, Т. А. Воробьёвой.

Дата комплектования группы              1 сентября 2017 года

  1. Количество детей поступивших в группу    15 детей

                     -       ОНР – 3 уровня                                      12

  • ОНР – 4 уровня                                        3

Количество детей, продолжающих курс обучения:   15

  1. Количество детей, выбывших по разным причинам в течение года       нет
  2. Выполнение в процентах:

      Начало 1-го года обучения:                                   Конец 1-го года обучения:

      Высокий уровень -  0 %                                       Высокий уровень -0 %                                      

      Средний уровень -  7 %                                        Средний уровень - 73 %

      Низкий уровень -    93  %                                       Низкий уровень   - 27 %

Результаты мониторинга.

Результаты освоения воспитанниками рабочей программы по итогам мониторинга, позволяют судить о положительной динамике, что подтверждают следующие показатели: сентябрь 2017  года из 15 воспитанников  на высоком уровне  речевого развития- 0% , на среднем уровне речевого развития -  7% , на низком уровне речевого развития-93% .   Май -2018 года(15 воспитанников)- на высоком уровне  речевого развития- 0% , на среднем уровне речевого развития -  73 % , на низком уровне речевого развития 27 %.  

        Итоговая  диагностика в конце учебного года (май) для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей. Результаты отражены в мониторинге.

 Динамично развивающаяся система образования требует от педагогов непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции. Этому способствуют следующие формы организации работы:

- самообразование (изучаю новинки педагогической литературы, периодические издания для педагогов и детей, вопросы психологии, слежу за теле-радио передачами для детей);

- прошла курсы повышения квалификации:

*АУ ДПО ХМАО-Югра «Институт развития образования» по теме «Современные подходы к проведению комплексного психолого-медико-педагогического

обследования детей», 36 часов, 2017 год.

*АНО «Логопед плюс» Учебный центр «Логопед-мастер» по темам «Логопедическая работа при моторной алалии в соответствии с требованиями ФГОС», 36 часов, 2017 год;

«Актуальные проблемы логопедии в соответствии с требованиями ФГОС», 144 часа, 2017 год. при ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»:

- использую обобщенный опыт педагогов МБДОУ.

- принимаю участие в семинарах и педагогических советах МБДОУ;

- принимаю участие в городских методических объединениях учителей-логопедов.

   Тема по самообразованию «« Использование информационно -коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ, в условиях введения ФГОС ДО».

Анализ образовательной среды.

Оформила картотеки коррекционно-развивающих и компьютерных игр и наглядных пособий для коррекции звукопроизношения детей на индивидуальных занятиях, а так же для развития связной речи, профилактики дисграфии и дислексии, пополнения словарного запаса детей, обучения слоговому и звуковому анализу, обучения составлению сложных слов, развития внимания, памяти и мышления. Пополнила копилку наглядных пособий по следующим лексическим темам: «Деревья», «Инструменты», «День Защитника Отечества», «Человек», «Обитатели морей и океанов», «День Победы», приобрела игры на липучках для развивающей игровой зоны коврограф «Мой дом», «Овощи», «Времена года», «Планеты», «Ферма», «Профессии», для магнитной доски наборы по лексическим темам  «Овощи и Фрукты», «Транспорт», « Животные». Оформила игры на развитие дыхания («Сдуй снежинку», «Лягушка»), игры на автоматизацию и дифференциацию звуков («Улитки», «Космос», «Бродилки»).

В соответствии с темой по самообразованию активно участвовала в вебинарах и мастер-классах интерактивного педагогического портала «Мерсибо». Разработаны презентации фронтальных занятий по обучению грамоте и формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с применением ИКТ  на два года обучения.  

Анализ работы с родителями.

 Одним из основных направлений в работе логопеда в ДОУ является взаимодействие с семьей ребенка-логопата. Половина успеха в достижении хороших результатов коррекции зависит от того насколько грамотно и тесно построена эта работа. Работу с родителями я проводила в соответствии с годовым планом, который составляется на начало года, использовала различные способы и методы взаимодействия. С целью расширения контакта между логопедом и родителями в начале учебного года провела встречу с родителями, где все вместе моделировали перспективы взаимодействия на учебный год, познакомила родителей с планом и организацией работы группы компенсирующей направленности на учебный год. Уголок учителя-логопеда так же является одним из способов подачи информации, где еженедельно менялась информация для родителей по всем лексическим темам. Для пропаганды логопедических знаний и создания партнерских взаимоотношений с родителями детского сада проводились консультации по темам: «Зачем логопед задаёт домашнее задание?», «Разговор по душам». (Влияние мелкой моторики рук на речь ребёнка),  «Дидактические игры для развития психологической базы речи», «Оригинальные игры для развития  мелкой моторики», в « Школе первые шаги» проведено практическое занятие  «Играем пальчиками – развиваем речь», проводились индивидуальные беседы «Успехи вашего ребёнка». В семейной гостиной родителям была предложена домашняя игротека на тему «Речевые игры по дороге в детский сад»  Подготовлена и оформлена стендовая информация: «Время появления звуков», « Язычок-путешественник», «Формирование ручной умелости и моторной ловкости в домашних условиях», «Домашняя игротека», «Индивидуальное консультирование по результатам итоговой работы за первое полугодие. Анализ трудностей», «Индивидуальное консультирование по автоматизации и дифференциации звуков». Подготовила памятки - буклеты: «Как сохранить звуки на лето».   Показала видео -занятие для родителей  «Звуки Н, Нь. Буква Н» с использованием ИКТ.  В результате сотрудничества с родителями удалось решить ряд проблем: контроль речевой деятельности детей; помощь детям в автоматизации поставленных звуков; выполнение рекомендаций родителями в части посещения узких медицинских специалистов.

Анализ методической работы с педагогами и специалистами.

Свою методическую работу я провожу на основании годового плана и вопросов,  возникающих в ходе работы с детьми, воспитателями и специалистами. Взаимодействие специалистов и воспитателей в дошкольном учреждении является необходимым условием для полноценной и  эффективной  работы, направленной на достижение положительных результатов.  Для педагогов и специалистов проведен  практикум: «Развитие речевого творчества  у дошкольников», Круглый стол: «Психологическая база речи», семинар – практикум: «Всё о звуковой культуре речи», Аукцион: «Формирование познавательного интереса дошкольников к речевой деятельности через внедрение инновационных технологий в образовательный процесс», Гостиная: «Слово – эстафета» (по теме речевое развитие), практикум: «Комплекс упражнений с массажным мячом в летний период». Так же в течение учебного года я принимала участие в методической работе детского сада, обменивалась опытом с педагогами, участвовала в педагогических и методических советах.  Тесная взаимосвязь воспитателей, учителя-логопеда, специалистов детского сада способствует формированию и воспитанию правильной грамотной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Результат инновационной деятельности.

Реализуется дополнительная образовательная программа по развитию речи для детей дошкольного возраста  от 5 до 7 лет «Речевой калейдоскоп».  

Выводы: большое значение имеет комплексный подход всех специалистов в коррекционно-образовательном процессе и тесное сотрудничество с родителями и их действенная заинтересованность в оказании помощи своему ребенку в развитии правильной, грамотной, красивой речи.  На сегодняшний день проблема установления партнерских отношений  учителя-логопеда с родителями  становится более актуальной и имеет приоритетное направление.  Считаю, что необходимо использование новых, не традиционных, более интересных и доступных форм работы с родителями в целях создания единого коррекционного пространства и наиболее качественных условий для коррекции речевых нарушения детей.

      Начиная заниматься с ребенком, начинаешь эксперимент, но не в лаборатории, а в реальной жизни. У меня живой материал, и здесь не может быть ошибок, так как дети, повзрослев, никогда не станут детьми для того, чтобы можно было все исправить.

 Перспектива.

  • применение инновационных технологий в коррекционной работе;
  • продолжить внедрение современных образовательных технологий в лого коррекционную работу ( активное введение в работу интерактивной доски);
  • осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс;
  • продолжать работу по самообразованию по теме: «Инновационные  образовательные технологии в работе учителя – логопеда».
  • Продолжать внедрять ИКТ в свою практику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (С.Г.Шевченко, М.А.Васильевой) для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности (6 л – 7 л) на 2017 – 2018 учебный год.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих со...

Рабочая учебная программа на 2017-2018 учебный год Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Дисциплины: рисование, лепка, аппликация Возрастная группа: старшая/подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природ...

Проект рабочей учебной программы группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет 2/3 на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей от 6-7 лет  № 2/3 по реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2017-2018 учебный год (далее Програ...

Учебный план на 2017-2018 учебный год

Учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения «Веневский центр образования №1» структурного подразделения «Детский сад №5» - далее «Детский сад №5» на...

Годовой план МБДОУ "Чебурашка" на 2017-2018 учебный год, 2018-2019, 2019-2020 учебный год

Годовой план детского сада на 2017-2018 учебный год.Годовой план муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Чебурашка» (далее по тексту-ДОУ...