ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ- ОСНОВА ДОСТОЙНОГО БУДУЩЕГО ОБЩЕСТВА
статья

Горина Дарья Александровна

Когда  думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.(В. А. Сухомлинский)                                                                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorina_da-statya.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  Горина Дарья Александровна

ГОУ ВО МО "Государственный социально-

гуманитарный университет» г.о. Коломна

darya_gorina@mail.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ- ОСНОВА ДОСТОЙНОГО БУДУЩЕГО ОБЩЕСТВА

Когда  думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.(В. А. Сухомлинский)                                                                                

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о необходимости духовно-нравственного воспитания детей в ДОО, говорится о готовности  ДОО к этой работе, о созданных условиях.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, добро.

   Маленький человек приходит в мир. Сколько возможностей открывается у родителей, потом у детского сада воспитать малыша добрым, чутким, здоровым ребенком. Развивать его таланты и воспитывать достойным гражданином общества.

  Сегодня государством создаются условия для реализации этих возможностей, с 1 января 2014 года введен новый федеральный государственный стандарт дошкольного образования, в котором содержится один из важнейших принципов - поддержки разнообразия детства.[1] Асмолов А.Г. доктор психологических наук, академик РАО один из авторов ФГОС говорит, что программа дошкольного детства- это программа психолого – педагогической поддержки развития индивидуальности ребенка, поддержка сложнейшего процесса социализации.[2] Смысл стандарта, говорит Асмолов, в словах «Развиваться, развиваться и еще раз развиваться.[3]

 На мой взгляд, одним из основных направлений воспитания детей дошкольного возраста является духовно-нравственное. Исходя из последних  трагических событий, которые произошли  в учебных заведениях Керчи, Казани и Пермском университете, становится ясной проблема нашего общества. На встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с учителями, реализующими предметные области «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которая состоялась 19 октября 2021 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве и Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «По мнению ряда авторитетных экспертов и на основании уже проведенных экспертиз, можно утверждать, что проблемы суицидальных «групп смерти» и проблемы страшной молодежной субкультуры, которая получила название «скулшутинга», или «колумбайна», лежат в псевдорелигиозной сфере. Речь идет об одной из форм сатанизма, новой интерпретации одного из старых языческих культов. Я не случайно употребляю термин «псевдорелигиозный». Религия — это то, что должно очищать человеческое сердце и возвышать душу, а участие такого рода группах не возвышает, а губит душу». [4]

 Мне думается, что эту проблему нужно начинать решать , воспитывая ребенка с младшего возраста в любви к родителям, сверстникам, окружающим их людям и если хотите, к Богу. Конечно, прежде всего духовно-нравственным  направлением воспитательной деятельности, как впрочем, и другими, должны заниматься профессионально подготовленные воспитатели, которые сами обладают четкой  системой ценностей, которые могут говорить не только словами учебного пособия, но и от собственного жизненного опыта.

Я  думаю, что уместно будет вспомнить слова Зеньковского Василия Васильевича (1881-1962), русского философа, богослова, педагога: «Личность не может абсолютизирована, она не развивается сама из себя, но приобретает свое содержание в общении с миром ценностей, в живом социальном опыте и, в конечном итоге, в обращении к Богу». В детских садах Подмосковья есть программа Шевченко Л.Л. по духовно- нравственному воспитанию « Добрый мир», которая способна помочь воспитателю построить игровую деятельность в рамках ФГОС ДО и решать проблему духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Эта программа была апробирована в 55 регионах Российской Федерации. Она является дополнением основных общеобразовательных программ дошкольного образования и ориентирована на детей 5-7летнего возраста с целью воспитания духовно-нравственной культуры. Особенностью комплекта является объединение всех видов деятельности дошкольников на основе традиционных ценностей православной отечественной культуры. Программа «Добрый мир» носит культурологический характер, что позволяет всем детям независимо от конфессиональной принадлежности познакомиться с религиозной культурной традицией России. Важно, что есть преемственность этой программы при переходе в начальную и среднюю школу.

29 сентября 2021 года в Новодевичьем ставропигиальном женском монастыре города Москвы состоялось торжественное подписание Соглашения о сотрудничестве между Министерством образования Московской области и епархиями Московской митрополии. Рассматривались вопросы взаимодействия региональной системы образования с епархиями Московской митрополии по реализации программ духовно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.

Мы живем в старинном городе с богатой православной культурой. Где? Если не в Коломне бросать семя, чтобы оно проросло добротой, любовью к родителям, людям, живущим в этом городе, к природе, к малой родине и к России.

Для того чтобы говорить о методике реализации программы духовно-нравственного воспитания необходим более долгий разговор, но нескольких аспектов этой деятельности хотелось бы коснуться.

Нормативная база для осуществления этой деятельности есть  (изложена выше).

Подготовка воспитателей, желающих реализовывать программу духовно-нравственного воспитания на базе программы «Добрый мир», предоставляется возможным. Многие воспитатели Коломенского городского округа окончили на базе ГОУ МГОУ курсы по теме: «Добрый мир. Основы духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательном учреждении».

В каждом детском саду есть не только программа «Добрый мир», но и методические пособия.

На территории Коломенского городского округа многие годы идет сотрудничество между управлением образования и Коломенским благочинием, священнослужители охотно приходят в детские сады на беседы с родителями, на праздники. С радостью дают воспитателям ответы на различные вопросы.

Необходима поддержка администрации детского сада, т.к. нет специально отведенного времени в режиме образовательного учреждения для этой деятельности, приходится занимать другие области общеобразовательной программы.

В этой статье мне хотелось поднять вопрос о первостепенной задаче духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, призвать дорогих коллег не бояться реализовывать программу «Добрый мир», посеять доброе семя, чтобы … «иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во стократ, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать». [5]

Счастлив тот, кто для червя и розы

Равную в себе хранит любовь,

Кто ничьи не вызвал в мире слезы,

И ничью не пролил в мире кровь[6]

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ (в соответствии с ГОСТ)

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155.
  2. Видео выступление Асмолова А.Г. перед педагогическим сообществом на Пленарном заседании, Республика Саха (Якутия), август 2015г. 
  3. Выступление доктора психологических наук, академика РАО Асмолова А.Г. на Первом Всероссийском съезде работников дошкольного образования 2014г.
  4. Материалы встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с учителями, реализующими предметные области «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
  5. Евангелие от Матфея (гл.13 стих 8).
  6. Программа «Добрый мир» Шевченко Л.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».

Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...

Доклад «Организация образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения с детьми младшего дошкольного возраста».

Как организовать образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения с детьми младшего дошкольного возраста. С чего начать ...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Мастер-класс для педагогов «Формирование семейных ценностей в процессе духовно- нравственного воспитания дошкольников в условиях современного общества»

laquo;В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Ни какие уставы и программы, ни какой и...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...