Идеи Л. С. Выготского как основа реализации ФГОС ДО
статья

Королева Надежда Алексеевна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме передачи культурного опыта детям дошкольного возраста. Представлено как приобщение к культуре через образование расширяет познавательные возможности маленького исследователя – ребенка. Показана динамика усложнения материала для развития познавательной сферы: от элементарных понятий к целостному восприятию мира. Даётся представление о влиянии концепции Выготского на систему образования в России. Раскрывается содержание важных для практики дошкольного образования идей Выготского. Рассмотрено как его идеи соотносятся с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к проектированию образовательной деятельности в современной дошкольной образовательной организации. Показано, что в основе проектирования образовательной деятельности детей лежат культурные практики. Дается представление о современных тенденциях в области дошкольного образования, где учебно-познавательная деятельность и творчество становятся единым механизмом формирования личности подрастающего поколения. Раскрываются характерные особенности процесса культурного развития. Личная деятельность ребёнка-дошкольника представлена как основа воспитательного процесса в детском саду. Сделан акцент на реализации воспитания детей через педагогику сотрудничества. Социальная ситуация развития рассмотрена как выражение отношения ребёнка к действительности. Раскрываются специфические виды детской деятельности, в которых проявляются все действия ребёнка дошкольного возраста. Определена взаимосвязь видов детской деятельности и культурных практик. Дано представление о сотрудничестве ребёнка со взрослым как одном из центральных факторов детского развития. В результате анализа доказано, что сегодня деятельность дошкольной организации строится на синтезе современных тенденций и идей прошлого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_idei_vygotskogo_kak_osnova_realizatsii_fgos_do.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Идеи Л. С. Выготского как основа реализации ФГОС ДО

Дмитриева Лидия Станиславовна

Королева Надежда Алексеевна

Мень Анастасия Николаевна

Ключевые слова: Выготский, дошкольное образование, культурный опыт, «зона ближайшего развития», ребёнок дошкольного возраста, сотрудничество, социальная ситуация развития, детские виды деятельности

Аннотация

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме передачи культурного опыта детям дошкольного возраста. Представлено как приобщение к культуре через образование расширяет познавательные возможности маленького исследователя – ребенка. Показана динамика усложнения материала для развития познавательной сферы: от элементарных понятий к целостному восприятию мира. Даётся представление о влиянии концепции Выготского на систему образования в России. Раскрывается содержание важных для практики дошкольного образования идей Выготского. Рассмотрено как его идеи соотносятся с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к проектированию образовательной деятельности в современной дошкольной образовательной организации. Показано, что в основе проектирования образовательной деятельности детей лежат культурные практики. Дается представление о современных тенденциях в области дошкольного образования, где учебно-познавательная деятельность и творчество становятся единым механизмом формирования личности подрастающего поколения. Раскрываются характерные особенности процесса культурного развития. Личная деятельность ребёнка-дошкольника представлена как основа воспитательного процесса в детском саду. Сделан акцент на реализации воспитания детей через педагогику сотрудничества. Социальная ситуация развития рассмотрена как выражение отношения ребёнка к действительности. Раскрываются специфические виды детской деятельности, в которых проявляются все действия ребёнка дошкольного возраста. Определена взаимосвязь видов детской деятельности и культурных практик. Дано представление о сотрудничестве ребёнка со взрослым как одном из центральных факторов детского развития. В результате анализа доказано, что сегодня деятельность дошкольной организации строится на синтезе современных тенденций и идей прошлого.

Образование – неотъемлемый аспект нашей жизни, с помощью которого происходит передача культурного опыта от одного поколения к другому.

На сегодняшний день не только в России, но и за рубежом система образования претерпевает серьёзные изменения, модернизируется, чтобы соответствовать, в том числе и запросам современного общества. И главным механизмом изменений в системе образования в России стал введённый в 2014 году Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Этот документ аккумулировал в себе как современные тенденции, так и те идеи, которые были высказаны выдающимися педагогами и психологами прошлого.

Одним из таких людей был Лев Семёнович Выготский. Его культурно-историческая концепция обогатила педагогику как науку и повлияла на образование в целом. Идеи Л. С. Выготского стали основой многих развивающих программ и систем в образовании. Особенно актуальными его идеи видятся сейчас.

Целью данного исследования было изучение идей, высказанных Л. С. Выготским около ста лет назад, и соотнесение их с тенденциями, положенными в основу реализации ФГОС ДО.

Мы выделили три значимых для практики дошкольного образования идеи Л. С. Выготского:

  1. передача культурного опыта от взрослого к ребёнку является путём сохранения содержательности дошкольного образования в современных условиях модернизации образования;
  2. ориентация на «зону ближайшего развития» подразумевает обучение ребёнка, ориентированное на сотрудничество со взрослым, совместное решение задач;
  3. социальная ситуация развития ребёнка является выражением его отношения к действительности в детской деятельности.

Рассмотрим их как основу реализации Федерального образовательного стандарта дошкольного образования.

Перейдём к первой из идей, но для более глубокого понимания проблемы вернёмся в первую треть прошлого столетия. Ещё в 20-х годах в педагогике шла активная дискуссия на тему «Что первично: обучение или творчество?» Как известно из истории, были реализованы оба подхода. Опираясь на идеи Л. С. Выготского, можно сказать, что в образовательном процессе необходимо дать детям основы, элементарные представления и сформировать умения в процессе обучения, что становится основой творческих проявлений, развития ребёнка.

В соответствии с ФГОС ДО, проектируя образовательную деятельность детей, необходимо учитывать, что её основой является система культурных практик.

Культурные практики, по определению О. В. Солнцевой, – это средство организации образовательной деятельности, основанное на интересах и потребностях детей, реализуемое через специфические виды детской деятельности [5].

По утверждению Л. С. Выготского, процесс культурного развития включает в себя:

  • овладение культурно заданными средствами действий с предметами;
  • овладение культурно заданными средствами отношений с другими людьми;
  • овладение культурно заданными средствами владения собой, своей психической деятельностью, своим поведением [1].

Выготский не только обосновал, что психическое развитие ребёнка есть процесс его культурного развития, но и доказал, при каких психологических, педагогических и социальных условиях этот процесс культурного развития происходит [3].

Вторая идея, ориентируя нас на «зону ближайшего развития», подразумевает воспитание и обучение в сотрудничестве со взрослым, совместное решение задач [1].

В соответствии с ФГОС ДО в образовательном процессе детского сада должен быть осуществлён деятельностный подход [4]. Интерпретируя концепцию Выготского и соотнося её с современными требованиями дошкольного образования, можно сказать, что в основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность воспитанника. Искусство воспитателя, по словам О. В. Солнцевой, должно сводиться к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. Воспитатель является, с психологической точки зрения, организатором развивающей среды, регулятором и контролёром ее взаимодействия с воспитанником. Вот почему в процессе воспитания педагог тоже принимает активную роль – сочетает элементы среды самым различным образом, чтобы они осуществляли ту задачу, которая решается.

Таким образом, воспитательный процесс оказывается трёхсторонне активным: активен воспитанник, активен воспитатель, активна заключённая между ними среда. По существу, здесь заложены основы педагогики сотрудничества. Согласно Л. С. Выготскому, педагог может целенаправленно воспитывать детей лишь при постоянном сотрудничестве с ними, с их средой, с их желаниями и готовностью действовать вместе со взрослым.

Возвращаясь к культурным практикам, можно сказать, что в них активнее всего проявляется реальный интерес ребёнка, который служит внутренней мотивацией к деятельности. Эта мотивация помогает ребёнку ставить перед собой задачи и искать пути их решения через различные специфические виды детской деятельности. Ребёнок сам как бы «расширяет» свою «зону ближайшего развития», ставит новые цели, выбирает методы, способы для их решения, достигает результата, а взрослый помогает ему в этом, создаёт условия для «ситуации успеха».

Идея третья раскрывает «социальную ситуацию развития как выражение отношения ребенка к действительности» [1].

Социальная ситуация развития – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений человека к социальной действительности, отражённая в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Л. С. Выготский подчёркивает, что социальная ситуация «определяет целиком и полностью те формы, и тот путь, следуя по которому ребёнок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным» [2]. Ребёнок, вбирая с себя увиденное, услышанное, пережитое, выражает своё отношение к социальной действительности в собственной деятельности, то есть так, как он может и хочет это делать. Все действия ребёнка проявляются в специфических видах детской деятельности:

  • игровой (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры);
  • коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  • изобразительной (рисование, лепка, аппликация);
  • познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);
  • двигательной (овладение основными движениями);
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  • восприятие художественной литературы и фольклора;
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
  • музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) [4].

Именно они, в соответствии с ФГОС ДО, должны стать основой образовательного процесса детского сада.

В культурных практиках, по мнению О. В. Солнцевой [6], ребёнок активно использует различные виды детской деятельности, чередуя их, дополняя одни другими, для создания творческого продукта. В культурных практиках также отражено такое явление как «совместная деятельность с другими людьми». Л.С. Выготский доказал, что одним из центральных факторов детского развития является его сотрудничество со взрослым. Овладение ребёнком культурно заданными действиями и отношениями, любой деятельностью возможно только в общении и сотрудничестве со взрослыми, в их совместном детско-взрослом взаимодействии. Поэтому общение со взрослым – необходимое условие психического и личностного развития ребёнка, его первая социальная потребность [1].

Исходя из вышеперечисленного, можно сказать, что:

  1. в процессе передачи культурного опыта от взрослого к ребёнку проявляется возможность сохранить то значимое содержание дошкольного образования, выработанное годами и десятилетиями за время существования и процветания советского, а затем и российского дошкольного образования;
  2. во ФГОС ДО делается акцент, в том числе, на сохранение разнообразия детства через создание условий социальной ситуации взаимодействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребёнка;
  3. ребёнок-дошкольник выражает своё отношение к социальной действительности через специфические виды детской деятельности, которые, в соответствии с ФГОС ДО, должны быть включены образовательный процесс и которые являются основой его культурных практик – выражения отношения ребёнка к социальной действительности.

Поэтому, сопоставив требования ФГОС ДО с концепцией Выготского можно сделать вывод, что в современных социокультурных условиях идеи Л. С. Выготского становятся особо актуальными, они определяют концептуальную основу образовательного стандарта и являются той базой, на которой должно основываться содержание и деятельность в образовательном процессе детского сада.

Библиография

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Под. ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений [Текст]: в 6-ти т. Т.3. Проблемы развития психики / Под. ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
  3. Дубровина И.В. Идеи Л.С. Выготского о содержании детской практической психологии [Электронный ресурс] / И.В. Дубровина // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». – 2013. - №3. - Режим доступа: - http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2013_3_3432.pdf 25.11.2016, свободный. – Заглавие с экрана. – На рус. яз.
  4. Навигатор по образовательной программе дошкольного образования [Электронный ресурс]: понятийный словарь ФГОС ДО. – Режим доступа: http://opdo-fgosdo.ru/poniatiinyi_slovar/ 10.11.2016, свободный. - Заглавие с экрана. – На рус. яз.
  5. Солнцева О.В. Проектирование игровых культурных практик старших дошкольников в летний период // журнал «Детский сад: теория и практика». – Эдисьон-Пресс, Москва. –  2016, №5 – С. 64-85
  6. Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В., Сабурова С.А. Проектирование социальной ситуации развития ребенка в образовательной программе дошкольного образования // журнал «Детский сад: теория и практика». – Эдисьон-Пресс, Москва. – 2016, №2 – С. 44-54


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Организация образовательного процесса и развивающей среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС »

Статья посвящена организации развивающей среды и образовательного процесса на основе идей личностного развития ребенка....

МИНИПРОЕКТ «Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС»

На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» разработан проект инно...

Организация образовательного процесса и развивающей среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС

       Проблема планирования образовательного процесса является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, открывающими на с...

Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС .

Формирование личности ребенка, как известно, идет одновременно в разных направлениях. Интеллектуальное развитие - это некая сумма знаний и умений, а так же способность эти самые знания усваивать и реш...

Консультация для родителей "Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС ДО"

C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип докумен...