Индивидуальный маршрут развития одарённого ребёнка в подготовительной группе по области "Художественно-эстетическое развитие"
методическая разработка (подготовительная группа)

Усова Наталия Витальевна

По результатам диагностики нередко мы видим , что некоторые дети требуют индивидуального подхода. Задача педагога - создание условий для развития потенциала дошкольника. Создать условия можно с помощью индивидуального образовательного маршрута, реализуя, тем самым, личностный потенциал ребёнка в образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут

на воспитанника подготовительной к школе группе

Полины Г.

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Гордеева Полина – 6 лет.

По результатам диагностики , проведённой в сентябре 2020 года были выявлены высокие показатели у одной из воспитанниц – Полины Г. по области «Художественно-эстетическое развитие». Девочка очень активна, любознательна. Часто ставит перед собой цели, проявляя упорство и настойчивость в достижении результата. Воспроизводит рисунки и поделки не только по шаблону, но и придумывает всегда что-то своё. Адекватно реагирует на замечания взрослого, старается исправить ошибки. Обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением, у девочки богатый словарный запас. Создаёт живописные образы, передаёт яркие эмоциональные состояния с помощью цветовых тонов.

Вывод:  необходимо разработать индивидуальный маршрут по данной области.

Цель: Создание оптимальных условий для развития и реализации театральных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.

Задачи индивидуального маршрута:

1. Создание условий для творческого потенциала ребёнка.

2. Совершенствование художественных навыков , развитие  интереса к нетрадиционным техникам, воспитание «эстетического чувства», «чувства прекрасного».

Занятия разработаны на 8 месяцев. По одному занятию в неделю.

Продолжительность каждого занятия 30-40 минут.

Октябрь

1 неделя

«Ёжик»

Техника: витражные краски.

Оборудование: витражные краски, файл, картинка с рисунком.

Задачи: научить приему работы по готовому эскизу, нанесению контура по поверхности , заливке краски. Развитие мелкой моторики рук и стимулирование фантазии.
Воспитание терпения, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

2 неделя

«Времена года»

Оборудование: портреты композитора в разном возрасте, аудиофайлы.

Задачи: познакомить с историей создания музыкального календаря природы П.И.Чайковским. , с биографией композитора,  музыкальными инструментами, создание ситуации для возникновения желания узнать новые произведения из этого цикла.

Способствовать формированию музыкально-ритмических движений, художественно-эстетических представлений, развитию эмоциональной отзывчивости на музыку (художественно-эстетическое развитие).

3 неделя

«Виноград»

Техника: квиллинг.

Оборудование: линейки, фиолетовая бумага, зелёная бумага, клей ПВА, клей-карандаш, образец, цветной картон.

Задачи: познакомить с искусством квиллинга (бумагокручения), научить выполнять основные элементы, используемые в технике. развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук через практическую работу с материалом;

развивать эстетический вкус, воображение, творческие возможности, фантазию;

 воспитание любви к природе, развитие интереса к окружающему миру;

воспитывать усидчивость, умение довести начатую работу до конца.

4 неделя

«Кляксография с трубочкой»

Техника: кляксография.

Оборудование: бумага,  жидко разведенная гуашь в мисочке , пластиковая ложечка, трубочка.

Задачи:  познакомить одной из нетрадиционных техник рисования кляксографией, показать её выразительные возможности;

 показать  возможность получения изображения с помощью воздуха и трубочки;

 учить дорисовывать детали объектов (клякс, для придания им законченности и сходства с реальными образами;

учить видеть необычное в обычном;

развивать образное мышление, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

 развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы.

Ноябрь

1 неделя

Рассматривание альбома «Жанры изобразительного искусства. Натюрморт.»

Оборудование : репродукции П. Кончаловский «Персики», И. Репин «Яблоки»,И. Левитан «Сирень»,И. Машков «Снедь московская. Хлебы», П. Кончаловский «Сухие краски», И. Машков «Натюрморт с самоваром»

Задачи: развивать активный интерес и понимание содержания картин, видение эстетической красоты в натюрморте, развивать чувства композиции.

Формировать представления о жанре изобразительного искусства натюрморт, развивать умения отличать от других жанров, соотносить пропорции предметов.

Познакомить с репродукциями.

Прочитать отрывок из произведения Г.Гладкова:

"Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это натюрморт".

2 неделя

Натюрморт «Букет из осенних листьев»

Техника: печатание листьями.

Оборудование: гуашевые краски, листья, шаблон «ваза», кисть №5, баночка с водой, палитра.

Задачи: познакомить с нетрадиционной техникой – печать листьями; учить смешивать краски прямо на листьях; развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы; учить подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для осеннего сезона.

3 неделя

«Нарисуй музыку. Осень» по пьесам из цикла «Времена года» П.И.Чайковского .

Техника : рисование «по-мокрому».

Оборудование: бумага  для акварели, акварельные краски 18 цветов, кисть №5, стаканчик с водой, салфетка, аудиофайлы.

Задачи: развивать музыкальные и творческие способности, учить импровизировать , давать эмоционально-образную характеристику музыки.

Приобщать к классической музыке, воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Формировать умение отражать свои впечатления в рисунке.

Закреплять понятия о «тёплых» и «холодных» тонах.

Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования.

4 неделя

ТРИЗ «Несуществующее животное»

Задачи: развивать воображение, творчество, мыслительную и речевую активность.

Оборудование: распечатанные чёрно-белые картинки животных, карандаши, ножницы, клей, альбомный лист.

Декабрь

1 неделя

«Щелкунчик».

Задачи: познакомить с сюжетом сказки Э.Гофмана и музыкой, для этого произведения ,которую сочинил П.И. Чайковский;

чувствовать характер музыки, различать средства музыкальной выразительности;

передавать характер музыки мимикой и движением в импровизациях;

пополнять знания ребёнка о балете.

2 неделя

«Ёлочная игрушка».

Техника: папье-маше.

Оборудование: салфетки белые, клей ПВА, ленточка 15 см, бусинка, воздушный шарик, салфетки с рисунком.

Задачи: познакомить с техникой папье-маше, воспитывать аккуратность и самостоятельность при выполнении работы, выполнить первый этап работы – изготовление заготовки.

3 неделя

«Ёлочная игрушка».

Техника: папье-маше.

Оборудование: салфетки белые, клей ПВА, ленточка 15 см, бусинка, воздушный шарик, салфетки с рисунком.

Задачи:  продолжать знакомить с техникой папье-маше, воспитывать аккуратность и самостоятельность при выполнении работы, выполнить заключительный этап работы – украшение заготовки.

Январь

2 неделя

«Морозные узоры».

Техника: рисование нитью.

Оборудование: альбомный лист, шаблон окна , кисть №5, белая гуашь, нитки, баночка с водой.

Задачи: Познакомить с нетрадиционной техникой -  рисованием ниточками .

Развивать воображение, образное мышление, цветовосприятие, творческие способности.

Вызвать интерес к творческой деятельности.

 Воспитывать аккуратность и усердие при выполнении работы.

3 неделя

Рассматривание работ известных художников-иллюстраторов.

Оборудование: книги с иллюстрациями.

Задачи: познакомить с творчеством В.Г.Сутеева и В.В. Лебедева ;

обобщать и закреплять знания о профессии художника-иллюстратора: чем занимаются люди этой профессии, какими инструментами пользуются в своей работе;

 Развивать познавательную активность, прививать бережное и аккуратное отношение к книге;

 Воспитывать интерес к книжной графике; поддерживать у ребёнка  интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах.

4 неделя

Рассматривание альбома «Жанры изобразительного искусства. Пейзаж.»

Оборудование: репродукции И. Левитан «Осенний день», И. Грабарь «Февральская лазурь», «Зимний пейзаж», М. Сарьян «Апрельский пейзаж», В. Яценко «Весна», П. Фомин «Начало мая»,  картины художников -«маринистов».

Задачи: развивать активный интерес и понимание содержания картин, видение эстетической красоты в пейзаже, развивать чувства композиции.

Формировать представления о жанре изобразительного искусства пейзаж , развивать умения отличать от других жанров, соотносить пропорции предметов.

Познакомить с репродукциями.

Прочитать отрывок из произведения Г.Гладкова:

Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж.

Февраль

1 неделя

«Зимний пейзаж».

Техника: акварель.

Оборудование:  акварель, альбомный лист, кисть №5, баночка с водой.

Задачи:  продолжать закреплять понятия «пейзаж», «передний план», «дальний план», «холодные» цвета;
учить правильно работать акварелью: класть мазки в один слой, легкими, плавными движениями, сохраняя акварельную прозрачность;
 учить создавать зимний пейзаж одной краской;
способствовать развитию фантазии, образной памяти, чувства цвета;
 воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности, желание создавать красивые работы.

2 неделя

Фоторамка «Подарок для папы»

Техника: солёное тесто.

Оборудование: подготовленное заранее тесто ( мука 2 ст., соль (мелкая) 1ст,  вода 1ст.), стека, доска для лепки, краски гуашевые, кисточки, клеевой пистолет.

Задачи:  познакомить  с солёным тестом, его свойствами и приёмами лепки,

 развивать тонкую моторику рук,

 способствовать развитию творчества и воображения дошкольника через занятия лепкой из солёного теста,

воспитывать чувства патриотизма.

3 неделя

Фоторамка «Подарок для папы»

Техника: солёное тесто.

Оборудование: готовая форма фоторамки, доска для лепки, краски гуашевые, кисточки, клеевой пистолет.

Задачи: продолжать знакомить  с солёным тестом, его свойствами и приёмами лепки,

 развивать тонкую моторику рук,

 способствовать развитию творчества и воображения дошкольника через занятия лепкой из солёного теста,

воспитывать чувства патриотизма.

4 неделя

«Нарисуй музыку. Зима» по пьесам из цикла «Времена года» П.И.Чайковского .

Техника : рисование «по-мокрому».

Оборудование: бумага  для акварели, акварельные краски 18 цветов, кисть №5, стаканчик с водой, салфетка, аудиофайлы.

Задачи: развивать музыкальные и творческие способности, учить импровизировать , давать эмоционально-образную характеристику музыки.

 Развивать способность видеть чувствовать состояние зимней природы.

Приобщать к классической музыке, воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Формировать умение отражать свои впечатления в рисунке.

Закреплять понятия о «тёплых» и «холодных» тонах.

Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования.

Март

1 неделя

Рассматривание альбома «Жанры изобразительного искусства. Портрет.»

Оборудование: репродукции В.Суриков «Мика Морозов», В.Тропинин «Портрет сына художника», В.А.Серов “Дети. Саша и Юра Серовы”, “Портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова”, «Девочка с персиками».

Задачи: развивать активный интерес и понимание содержания картин, видение эстетической красоты портрета, развивать чувства композиции.

Формировать представления о жанре изобразительного искусства портретная живопись , развивать умения отличать от других жанров, соотносить пропорции предметов.

Познакомить с репродукциями.

Прочитать отрывок из произведения Г.Гладкова:

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас, -
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина
Называется портрет.

2 неделя

«Мамочкин портрет».

Техника: пластилинография.

Оборудование: картон А4, пластилин, стека, украшения в виде бусин.

Задачи: учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях,

учить составлять портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Обратить внимание на симметричность лица человека и пропорции, на схожесть портрета с натурой,

совершенствовать навык работы с пластилином, развивать моторику рук.

3 неделя

Рассматривание работ известных художников-анималистов.

Оборудование: книги с иллюстрациями художников «Про Томку»«Волчишко и другие»«Никитка и его друзья» русские сказки про зверей, басни.

Задачи: познакомить с творчеством художников-анималистов

Евгения Михайловича Рачева и Евгения Ивановича Чарушина,

Обобщать и закреплять знания о профессии художника-иллюстратора: чем занимаются люди этой профессии, какими инструментами пользуются в своей работе;

 Развивать познавательную активность, прививать бережное и аккуратное отношение к книге;

 Воспитывать интерес к книжной графике; поддерживать у ребёнка  интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах.

4 неделя

Украшение для зеркала «Рыбка»

Техника: витражные краски.

Оборудование: витражные краски, файл, картинка с рисунком.

Задачи: продолжать учить приему работы по готовому эскизу, нанесению контура по поверхности , заливке краски,

развитие мелкой моторики рук и стимулирование фантазии
воспитание терпения, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Апрель

1 неделя

«Нарисуй музыку. Весна.» по пьесам из цикла «Времена года» П.И.Чайковского .

Техника : рисование «по-мокрому».

Оборудование: бумага  для акварели, акварельные краски 18 цветов, кисть №5, стаканчик с водой, салфетка, аудиофайлы.

Задачи: развивать музыкальные и творческие способности, учить импровизировать , давать эмоционально-образную характеристику музыки.

 Развивать способность видеть чувствовать состояние весенней природы.

Приобщать к классической музыке, воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Формировать умение отражать свои впечатления в рисунке.

Закреплять понятия о «тёплых» и «холодных» тонах.

Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования.

2 неделя

«Сатурн» .

Техника: роспись шара из пенопласта.

Оборудование: две полусферы из пенопласта, акриловые краски, кисть № 4, глиттерные блёстки, шпажка, клеевой пистолет, диск.

Задачи: познакомить с особенностями внешнего вида планеты Сатурн, способствовать развитию творчества и воображения дошкольника через нетрадиционные занятия, воспитывать аккуратность и усердие при выполнении работы.

3 неделя

Рассматривание альбома «Жанры изобразительного искусства. Сказочно-былинная живопись.»

Оборудование: репродукции И. Я. Билибин «Иван Царевич и жар-птица», «Баба-Яга»; В. М. Васнецов « Спящая царевна», «Царевна лягушка», «Кащей бессмертный», «Царевна Несмеяна», «Богатыри», «Алёнушка».

Задачи: познакомить с работами художников-сказочников Виктором  Михайловичем  Васнецовым и Иваном Яковлевичем Билибиным,

 отметить особенности  внутреннего мира героев сказок, погрузиться в то время и атмосферу, в которой жили сказочные персонажи,

развивать активный интерес и понимание содержания картин, видение эстетической красоты , развивать чувства композиции.

Формировать представления об этом жанре изобразительного искусства  , развивать умения отличать от других жанров

 

4 неделя

«Сирень». Участие в социальной акции «Открытка для ветерана».

Техника: оттиск смятой бумагой.

Оборудование: иллюстрации с изображением сирени; ваза с веткой сирени,  бумага для рисования формата А4;  гуашь, кисти, простые карандаши, мятая бумага, поддоны для мусора, вода в стаканчиках,  салфетки.

Задачи: учить рисовать сирень, передавая характерные особенности - пышные соцветия, применяя печатание мятой бумагой.

 Развивать художественный вкус, пространственное воображение, фантазию, трудолюбие, способствовать развитию мелкой моторики рук, координации движений.

Выявить уровень творческого потенциала с помощью нетрадиционной техники работы с бумагой.

Май

3 неделя

«Ромашка».

Техника: квиллинг.

Оборудование:  3 бумажные 3-х мм полосы зеленого цвета (для создания чашелистника),15-ти мм полоса (для сердцевины) желтого цвета; 35-ти мм полоса (для цветка) белого цвета;

- зеленая бумага для листочков;

- шаблон листочка;

- инструмент для квиллинга, ножницы, карандаш;

- проволока + гофробумага;

-  клей ПВА/клей-карандаш/термоклей.

 Задачи: познакомить с новым элементом квиллинга – «капелька»;

 развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук через практическую работу с материалом;

развивать эстетический вкус, воображение, творческие возможности, фантазию;

 воспитание любви к природе, развитие интереса к окружающему миру;

воспитывать усидчивость, умение довести начатую работу до конца.

4 неделя

«Петушок» по мотивам сказки А.С.Пушкина .

Техника: акварель+ восковой мелок.

Оборудование:  иллюстрации с изображением сказочных петушков и декоративных, портрет А. С. Пушкина, книга«Сказка о золотом петушке», лист А3 – белый  , краски гуашевые, палитры, кисти 2-х разных размеров, подставка для кисточек, восковые мелки, баночка с водой, салфетки бумажные и матерчатые.

Задачи:  развитие навыков комбинирования в декоративном изображении;
 развитие воображения, фантазии, творческого потенциала;
развитие ассоциативного, образного мышления, способности к воображению;
развитие глазомера, воображения, способности к созданию образа;

применение в работе различных технических приёмов.

Ожидаемый результат:

В результате проведённой индивидуальной работы с Полиной должно отмечаться следующее:

- развит устойчивый интерес к нетрадиционным техникам в изобразительном искусстве, к работам известных художников и художников-иллюстраторов, композиторам.

- свободно экспериментирует в создании образа, проявляет самостоятельность в ходе работы, продумывает художественный образ.

- умело организует рабочее место, проявляет аккуратность , организованность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Занятие-прогулка в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес»

Конспект требует хорошей подготовки. Но я считаю что нужно вносить какое-то разнообразие в занятия с дошкольниками. Результат будет положительным....

Индивидуальный маршрут сопровождения одарённого ребёнка

Индивидуальный маршрут сопровождения одарённого ребёнка...

Индивидуальный маршрут сопровождения одарённого ребёнка

Индивидуальный маршрут сопровождения одарённого ребёнка...

Анализ результатов анкетирования родителей детей подготовительной группы на тему «Значение развитие речи ребёнка»

Выяснить проблемы, возникающие у родителей по данной тематике, а также проанализировать знания родителей о развитии речи детей, проанализировать работу детского сада и семьи по данной проблеме....

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребенка подготовительной группы ДОУ

индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка подготовительной группы...

Индивидуальный маршрут коррекционно- развивающей деятельности ребенка подготовительной группы - III уровень ОНР

Индивидуальный маршрут  коррекционно- развивающей деятельности   ребенка подготовительной группы  -  III уровень  ОНР...

Конспект физкультурного занятия по бадминтону с моторно-одарённым ребёнком в подготовительной группе.

Конспект физкультурного занятия по бадминтону с моторно-одарённым ребёнком в подготовительной группе....