Моя педагогическая находка технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
статья

Cкулганова Елена Николаевна

эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_nahodka_tehnologiya_v.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая находка технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

 ФГОС дошкольного образования в качестве одной из задач ставит обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого  ребёнка в период дошкольного детства . Успешность ребенка в  будущей школьной жизни во многом будет зависеть от того, насколько образование детей в детском саду будет эффективным и качественным. Поэтому проблема формирования у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны образовательного процесса является довольно значимой, а сам познавательный интерес признается одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к   знаниям.            

Поскольку дошкольный возраст это период активного развития познавательной деятельности, где происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения, следовательно, одной из актуальных проблем дошкольной педагогики, в свете современных требований Концепции модернизации российского образования, является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Развить  умение самостоятельно мыслить и рассуждать, проявлять инициативу помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности. Благодаря использованию дидактических или  развивающих  игр процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально - творческого потенциала ребенка. Неслучайно ФГОС дошкольного образования одним из принципов определил принцип «реализации Программы в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры»

Изучив различные развивающие технологии, свой выбор  мы остановили на игровой технологии «Сказочные лабиринты игры»                       В.В. Воскобовича. Вячеслав Вадимович самостоятельно разработал серию развивающих игр и успешно апробировал ее. Он признан одним из первых авторов многофункциональных и креативных развивающих игр, которые в игровой форме формируют творческий потенциал ребенка, развивают его сенсорику и психические процессы, а также предлагают малышам увлекательное путешествие с приключениями в мир обучающих сказок. Интерес к ней вызван прежде всего оригинальностью решения обыкновенных задач, заложенном в играх творческого потенциала, многовариативностью  игровых материалов. Основная идея технологии – создание модели развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности, в основу которой заложены три основных принципа: интерес – познание – творчество.  Использование развивающих игр В.В. Воскобовича, технологии «Сказочные лабиринты игры», дают возможность перейти от привычных занятий с детьми к познавательно – исследовательской игровой деятельности, в которой идет развитие  интеллектуально-творческих способностей дошкольников. Его игры направлены на развитие творческих, познавательных, интеллектуальных  способностей, на развитие у ребенка познавательного интереса, желание и потребности узнать новое. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству. Игры В. В. Воскобовича психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе.

Актуальность состоит в том, что  игры учат детей действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает познавательный интерес к окружающему. Развивающие дидактические  игры помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче, которая воспринимается в этом случае как желанная и лично значимая цель, а не как «обязаловка», навязанная ребёнку педагогом.

Целью нашей работы  является повышение уровня  развития  интеллектуально – творческих способностей у дошкольников через игровую технологию В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Для достижения этой цели  был поставлен ряд задач:

 1.Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.

2.Развитие наблюдательности, любознательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.

3.Развитие воображения, креативности, мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

4.Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.  

5.Развитие мелкой моторики рук. 

6.Создание в группе предметно – пространственной развивающей среды.

7.Разработка конспектов образовательной деятельности, проектов, перспективного планирования с включением развивающих игр технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича.

8.Включение родителей  в образовательный процесс, используя интерактивные формы взаимодействия, направленные на формирование у детей дошкольного возраста познавательного интереса; повышение  родительской компетентности в вопросах развития  у детей творческих, познавательных, интеллектуальных способностей.

Особенности технологии «Сказочные лабиринты игры» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях «взрослый-ребенок» здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.

Технология «Сказочные лабиринты игры» имеет ряд особенностей:

  • Многофункциональность –  благодаря пособиям автор  решает  множество образовательных  и воспитательных задач. Например, главной может быть задача математического плана, но в совместной деятельности взрослого и ребенка могут решаться и ряд других задач: учатся сопереживать ближнему, решают  задачу разными способами, развиваются  чувство эмпатии и креативности.
  • Широкий возрастной диапазон участников игры.
  • Образность и мотивация – игровые задания  педагог  сопровождает сказочными образами: девочка Долька, малыш Гео, пчелка Жужжа, галчонок Каррчик,  что помогает детям постигать азы математики, логики, начала знакомства со звуками и буквами, осваивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, овладевать образностью речи.
  • Сказочность – все игры  сопровождают сказочные сюжеты, путешествия, преодоление трудностей, разрешение сложных проблемных  ситуаций, нахождение верного решения. Построение образовательной деятельности на основе сказочного сюжета является одним их эффективных путей активизации познавательных процессов дошкольников. «Ковровая Полянка» это сказочная область, а на ней обитают главные персонажи – Слон Лип – Лип  и Слоник Ляп – Ляп. Они являются хранителями «Коврографа». Эти герои  любят яркие впечатления, любят приглашать  гостей к себе поиграть. Обязательное условие для создания сказки – внесение в нее проблемной ситуации. Например, девочка Долька пригласила Слона Лип – Лип и Слоника Ляп – Ляп на день рождение. Они решили подарить ей разноцветные шарики, но пути к ней подул сильный ветер и шарики оторвались от веревочек. Что же делать? Мы можем им помочь? Ребенок, слушая сказку, становится действующим лицом событий, погружается в увлекательное путешествие, преодолевает вместе с героем препятствия, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания,  добивается успеха.
  • Вариативность – наличие в каждом игровом задании множество вариаций проигрывания ситуаций, возможностью придумывания все новых и новых ситуаций.
  • Незавершенность игровых действий – использование разнообразных игровых заданий, требующих все новых неоднозначных решений.
  • Творческий потенциал – реализация всех задумок, составление множества образов, соединение их в истории и сказки, обыгрывание. Развивающие игры дают возможность придумать и воплощать задуманное в действительность  и детям и взрослым. Например, обучение счету может проходить с использованием пособия «Разноцветные квадраты», комплекта «Разноцветные веревочки», «Разноцветные кружки», набора карточек «Забавные цифры».

Обязательным условием реализации содержания по формированию интеллектуально  – творческих способностей  у детей дошкольного возраста является создание предметно - пространственной развивающей среды в группе, разнообразия развивающих игр и материалов, обеспечивающих их игровую и познавательную активность, что позволяет организовать интересную, разнообразную работу с детьми. В группе был создан интеллектуально -  игровой центр, в котором разместили все пособия и игры, которые хорошо вписались в развивающую среду, благодаря их хорошему оформлению и многофункциональному применению. В этом центре дети закрепляют знания, полученные в  образовательной деятельности, в виде разминки, в свободное время, что обеспечивает максимальное накопление информации о величине, цвете, пространственном понятии, совершенствуется процесс восприятия, вырабатывается координация руки, глаза. Развивающая среда продумана, таким образом, что весь материал дает возможность каждому ребенку действовать самому, обеспечивает развитие познавательных интересов дошкольников. Организовать собственную деятельность дети могут в любом месте группового помещения.  В группе появился Фиолетовый Лес, «населённый» персонажами сказок - методик к развивающим играм Воскобовича. Фиолетовый Лес имеет свои особенности в каждой группе: у малышей – это, прежде всего, «сенсорный уголок», знакомящий детей с эталонами формы, цвета и размера; в средней группе основное внимание уделяется знакомству с цифрами и в их интеллектуально-игровом центре появляется сказочная область «Цифроцирк» с героями Магноликом и цифрятами – забавными зверушками, главной игрой здесь является «Волшебная восьмёрка» - своего рода конструктор цифр; в группах старшего возраста дети проявляют интерес к чтению, и здесь появляется сказочная область «Город говорящих попугаев» со своими шутами -акробатами и играми, обучающими детей чтению. Так же здесь дети знакомятся с временами года и их последовательностью, закрепляют представления о частях суток, учатся замечать и объяснять происходящие в природе сезонные и суточные изменения. Формируют представления о самых простых природных взаимосвязях (одни животные и растения обитают в лесу, другие – в озерах, третьи на - лугу).

 В старшей группе в учебном центре  расположился Коврограф Ларчик. Автор считает, что комплект  дает возможность для развития самостоятельности, развития навыков самоконтороля, возможность для индивидуализации  процесса обучения. Коврограф позволяет в игровой форме решать самые разнообразные задачи: совершенствовать умение выделять признаки сходства и различия предметов, объединять предметы в группу по общему признаку, выделять части группы, находить «лишние» элементы, выделять в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, размеру, форме. Развивать умение непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; раскладывать по 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними. Формировать представления о геометрических фигурах: квадрате, прямоугольнике, овале, цилиндре, конусе, призме, пирамиде. Развивать умение устанавливать пространственно- временные отношения (впереди – сзади - между, справа – слева, вверху – внизу, раньше – позже и т. д.); совершенствовать умение двигаться в нужном направлении, определять положение того или иного предмета на плоскости.

Созданная,  таким образом, развивающая среда  обеспечивает детей материалами для творчества и даёт возможность в любую минуту действовать с ними.

Мы  с  младшей группы  активно используем в образовательно – воспитательном процессе развивающие игры технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича. В  группе появились пособия  «Двухцветный квадрат Воскобовича», «Черепашки», «Кораблик Плюх-плюх»,  «Лепестки», коврограф «Мини Ларчик» с комплектами разноцветных кружочков, кармашков, дорожек и разноцветными Гномами, Фиолетовый лес. В процессе игры у детей развивается восприятие, моторика рук, сенсорная и пространственная базы для конструирования, дети знакомятся с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, обогащается чувственный опыт детей, совершенствуются разнообразные действия с предметами.   В течение учебного года проводим  образовательную деятельность с включение в нее игр В. В. Воскобовича. На занятии  «Превращения Квадратика», малыши с удовольствием и интересом «превращали» квадрат Воскобовича в домик, конфету, конверт. Эти занятия вызывали у детей множество положительных эмоций, восторга и удивления, а также развивали конструктивные способности, моторику рук, мышление и воображение. Популярными героями у  детей по мнению автора  стали Пчелка Жужа, Капитан Гусь и Лягушки - матросы, гусеница Фифа и Лопушок, галчонок Каррчик, Слон Лип – Лип  и Слоник Ляп – Ляп, девочка Долька, малыш Гео, Радужные  гномы.  Занятия по всем образовательным областям начинались у коврографа, дети приходили в гости к жителям волшебного Фиолетового леса или они приходили к ребятам  в гости и просили  помочь им. Придуманные игровые ситуации  были ясны, понятны и интересны  детям. Например, при изучении темы «Оранжевая история» образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», Кохле и Желе  встретились и решили раскрасить апельсин. Но не знали, где взять такую краску. Гномы с детьми  смешивают краски  и с восторгом замечают, что получился оранжевый цвет. Дети   строили широкие и узкие мосты для жителей Фиолетового леса используя пособие «Черепашки», длинные и короткие дороги из разноцветных веревочек и вдоль этих дорог зажигали разноцветные фонарики, помогали собирать им яблоки и ягоды, используя разноцветные кружочки, помогали разноцветным гномам находить свои дома, используя коврограф «МиниЛарчик». Играя с пособием «Лепестки», дети в игровой форме освоили цвета радуги, пространственное расположение. Отправляясь в путешествие на кораблике «Плюх – Плюх» во главе с капитаном Гусем и Лягушатами Матросами, ребята познакомились с понятиями «много», «мало», «поровну», «высокий», «низкий», научились группировать флажки по цвету.

После внедрения технологии Воскобовича дети стали проявлять интерес, пытливость, игры помогли с помощью сказочных сюжетов освоить сенсорные эталоны. В процессе игровой деятельности у детей развивались  познавательные и творческие способности. Игры Воскобовича способствовали развитию моторики, а соответственно мышления и речи детей. Положительная динамика в речевом развитии наблюдалась у многих малышей.

В средней группе  мы поочередно вносили пособия Воскобовича, называли их, но не объясняли, как с ними играть, предоставляя возможность детям самим придумать правила игры, применить свое творческое воображение. Интересное знакомство произошло у детей с игровым комплексом «Ларчик». При помощи «Волшебных веревочек», дети без труда рисовали различные фигуры на игровом поле, создавали картинки. Ребята обратили внимание на такое свойство «Волшебных веревочек», как липучесть. Дети освоили пространственные и количественные отношения, научились строить различные геометрические формы. Детям предлагались такие задания как: «Осветим Фиолетовый лес фонариками», с помощью которого дети учились ориентироваться на клетчатой основе, конструировали силуэт изображения по замыслу; «Составь узор», с помощью которого ребята научились составлять узор по схеме; «Угадай, что получится»,  задание развивало творческое воображение и стимулировало творческий потенциал детей.

Пособия   «Чудо-крестики», «Чудо–соты» научили воспитанников легко конструировать простые геометрические фигуры, элементарные контуры предметных форм и создавать образы объектов по собственному замыслу. Игры способствовали развитию тактильно–осязательных анализаторов, тренировке мелкой моторики руки.  

 Играя с разноцветными резинками – паутинками пособия «Геоконт», дети в занимательной форме освоили строение геометрических фигур, углов; познакомились с понятием «отрезок», «луч», «прямая». Игра стимулировала развитие речи и интеллекта ребенка.

После презентации каждой игры,  знакомили  детей со сказками, которые сопровождают игры. Это сказки «Фиолетового леса», в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания. «Фиолетовый лес» представляет собой некое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя. На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводилась нам. Мы знакомили детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбирали игровые задания в зависимости от возрастных возможностей и интересов детей средней группы, играли и занимались вместе с ними. Ребята с удовольствием слушали сказки, решали интеллектуальные задачи и выполняли творческие задания вместе с героем и с педагогом.

В старшей группе, кроме игр, которые использовались в средней,  дети познакомились с такими играми как: «Прозрачный квадрат», «Волшебная восьмерка», «Логоформочки», «Геовизор», «Чудо Цветик».

«Прозрачный квадрат» способствовал успешному освоению эталонов формы, понятий части и целого, дети научились считать, отсчитывать необходимые количество. В процессе игры ребята отвечали на занимательные вопросы, решали проблемные задачи, упражнялись в моделировании и преобразовании предметов. У детей развивалась память и воображение, а так же дети реализовывали собственные творческие идеи.

  При помощи «Волшебной восьмерки», автору удалось в доступной форме познакомить детей с цифрами: ребята запомнили текст считалки и сопоставляли его с элементами восьмерки. Это способствовало тому, что дети научились из слов считалки составлять модели  цифр.  

С помощью игры «Геовизор» дети узнали о линиях симметрии, овладели делением целого на равные и неравные части, а также научились воспроизводить нетипичные изображения по точкам на координатной сетке.

Игра «Чудо - цветик» помогла детям освоить состав десяти и соотношение целого и части. В играх с данным пособием развивались психические процессы, математические представления, творческие способности. Предлагались такие задания как: «Сложи из деталей головоломки фигуру», «Определи с закрытыми глазами на ощупь деталь головоломки», «Сложи Пятиглазку на листе бумаги, обведи по контуру. Раскрась и вырежи».

Совершенствование игровых умений и навыков происходило в самостоятельной и совместной с детьми и воспитателем творческой деятельности. Педагог старался побуждать детей к обогащению игрового содержания, придумыванию названий, сказочных сюжетов, конструированию новых фигур, узоров, предметных форм и т. д.

В старшей группе проводилась   образовательная  деятельность с включением большого количества игр с небольшим набором игровых заданий и упражнений для каждой игры. Так, например, при реализации проекта «Школа волшебства», мы использовали развивающие игры В. Воскобовича: «Геовизор», «Чудо-Крестики», «Чудо–соты», «Прозрачый квадрат», шнур «Малыш»,  игровое поле коврографа «Ларчик», «Квадрат Воскобовича», «Волшебная восьмерка», Чудо – цветик», «Геоконт». Данный набор игр способствовал развитию таких процессов, как память,  внимание, логическое и творческое мышление, воображение и речь.

 Таким образом, ребенок в процессе осмысленной деятельности является творцом, автором, способным к самостоятельному принятию решений и имеющим желание действовать, то есть он становится субъектом деятельности. А мы этом увлекательном процессе становимся партнером ребенка и в форме дружеской поддержки передаем ему свой опыт.

 Мы постарались  заинтересовать и привлечь родителей к данной работе через различные виды и формы деятельности. С родителями были проведены беседы: «Игры своими руками», «Развивающая предметная среда дома»; консультации: «Развитие логического мышления как одно из условий успешного обучения в школе»; изготовлен буклет «Игры Воскобовича – гимнастика для ума; проведен  мастер – класс «Сказки Фиолетового леса»;  родительское  собрание «Знакомство с технологией В.В. Воскобовича. Презентация игр В. Воскобовича».

Для педагогов и родителей были показаны  занятия  по образовательной деятельности: в младшей группе  «День рождения  девочки Дольки»; квест – игра по познавательному развитию «Поможем  малышу Гео отыскать Каррчика»; в средней группе: «Путешествие на кораблике «Плюх – Плюх»; в старшей группе: «В гости  к Ворону Метру».

Во всех образовательных мероприятиях, в подготовке к ним активно привлекались родители. Такое содружество в работе приносит свои плоды: помогает закрепить знания детей, поддержать стойкий интерес к познавательно-исследовательской деятельности, укрепить уважение и доброжелательность между детьми, родителями, педагогами.

Использование развивающих игр родителями помогает эффективно развивать интеллект ребенка. Игры не оставили  взрослых равнодушными зрителями и помогли реализовать свой творческий потенциал.

         К 6  годам дошкольники использовали в самостоятельной деятельности большое разнообразие развивающих,  дидактических  игр, умели в определённой последовательности выполнять действия, выявлять составляющие части, планировать характер действий, и осуществлять контроль правильных решений. Находя решение игр - заданий, дети делали свои умозаключения, выбирали нужное решение из множеств вариантов. Реже обращались за помощью, увлечённо находя  новые решения задач.          

Работа по внедрению технологии «Сказочные лабиринты игры» в образовательный процесс показала, что игры В.В. Воскобовича развивают познавательный  интерес, наблюдательность, исследовательский  подход к явлениям и объектам окружающей действительности, желание и потребность узнавать новое. У детей произошло гармоничное, сбалансированное развитие  эмоционально – образного и логического начал. Благодаря развитию воображения,  креативности мышления ребята научились  гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения. Благодаря развитию элементарного самоконтроля и саморегуляции, у детей сформировались  навыки взаимодействия друг с другом, умения согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.

Созданная  нами развивающая  предметно - пространственная   среда и использование  технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в  образовательный процесс ДОУ в соответствии с ФГОС, оказали      эффективное влияние на развитие интеллектуально – творческих способностей у детей. Благодаря разнообразию и постоянству использования развивающих игр В.В. Воскобовича, дети успешнее и быстрее осваивают образовательную программу, у них появляется осознанная заинтересованность, любознательность и, наконец, познавательный  и творческий интерес к занятиям, к развивающим играм технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Таким образом, результативность деятельности по развитию интеллектуально-творческих способностей дошкольников, достигнутая посредством использования игровой технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», оптимальна.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры"

Из опыта использования игр Воскобовича с детьми раннего возраста...

Развивающие игры авторской технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

В совместную  деятельность с детьми раннего возраста включаются комплекты развивающих игр авторской технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» по познавательному развитию: «Лепестки» ...

Мастер-класс для педагогов «Путешествие по сказочным областям технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Цель: - повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательном процессе ДОУ.- знакомство с игровой развивающей технологией ...