Финансовая грамотность
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ольга Вячеславовна Архипкина

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.  Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Новомичуринский детский сад №2»

«Финансовая грамотность»

Информационно-исследовательский проект

Подготовительная группа

Подготовила воспитатель:

О. В. Архипкина

2021

Тема проекта «Маленький финансист»

Тип проекта:

Краткосрочный, групповой, информационно- исследовательский

Участники проекта:

воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.

Возраст участников:

Воспитанники старшего подготовительного возраста (6 – 7 лет)

Сроки реализации:

апрель 2021г. – май 2021г.

Проблема:

Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам, не как к «не нужной вещи» или, наоборот, как к чему-то всесильному и главному в жизни, закладывается именно в детстве.

Изучение основ финансовой грамотности дошкольниками позволяет решать

задачи зафиксированные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Актуальность:

Проект по формированию финансовой грамотности  «Маленький финансист» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей  современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Гипотеза:

В настоящее время в дошкольной практике появилось новое направление: «Финансовая грамотность детей». Следуя данному направлению, необходимо финансовое просвещение и воспитание дошкольников. Как показывает практика, дети, рано или поздно, встречаются с миром финансов, включаются в экономическую жизнь семьи. Например, ходят с родителями в магазин, сталкиваются с разнообразной и многочисленной рекламой, деньгами. То есть, они на бытовом уровне овладевают первичными экономическими знаниями, у них появляются первичные экономические навыки. Считаем, что, если в детском возрасте ребенок научится грамотно относиться к деньгам, если у него будет опыт пользования финансовыми продуктами, то у него появятся хорошие возможности финансового благополучия во взрослой самостоятельной жизни. Следует отметить и то, что изучение финансовой грамотности обусловлено необходимостью преемственности в изучении экономики между начальными ступенями образовательной системы – дошкольным обучением и школой.

Цель:

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:


 познакомить дошкольника с первичными финансовыми и экономическими

представлениями;

обогатить словарный запас дошкольника основными финансовоэкономическими понятиями, соответствующими их возрасту;  

 стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

 заложить начало формированию финансово-экономического мышления;

 сформировать умение рационально организовывать свою трудовую

деятельность;

 содействовать формированию позитивной социализации и личностному

развитию дошкольника.

 побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов;

 воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия,

деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтролю, уверенности в себе, находить наилучший выход в ситуации;

 побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости, прийти на помощь ближнему.

Принципы реализации проекта:

  • принцип наглядности;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип прочности;
  • принцип целенаправленности;
  • принцип новизны;
  • принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка

Новизна:

Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования

Условия реализации:

Проект реализуется в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.

Риск проекта:

•        Сопротивление родителей участию в проекте, вызванное высокой загруженностью;

•        Неактивная позиция детей

Предупреждение рисков:

•        Организация мероприятий на базе ДОУ;

•        распределение сфер ответственности в сотрудничестве между воспитателями и родителями;

•        разработка стратегий и тактики привлечения родителей;

•        оперативный обмен необходимой информацией посредством использования информационно – коммуникативных технологий (электронная почта и т.д.);

•        высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей;

•        добровольность участия в проектной деятельности

Этапы реализации проекта:

  • Подготовительный

  1. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
  2. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
  3. Подбор методического материала по данной теме;
  4. Создание развивающей среды для работы;
  5. Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький финансист».

  • Основной (практический – в результате чего был реализован проект)

Формы и методы реализации проекта:  

В процессе организации образовательного процесса по изучению основ

финансовой грамотности использованы как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

1. Игры по изучению основ финансовой грамотности дошкольников: «Что нельзя купить?», «Сделал дело – гуляй смело», «Наши цели», «Занять и

одолжить», «Копим и сберегаем», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Денежкин домик», «Что создаётся трудом», «Супермаркет», «Кому, что нужно для работы», «Что можно купить за деньги?», «Что быстрее купят?», «Купи другу подарок», «Салон красоты» и пр.

2. Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы),

художественные приемы (загадки) использованы при реализации всех

образовательных областей.

3. Тематические стенды, фотовыставки с наглядным материалом по различным вопросам. Например, «Торговые предприятия», «Поход в магазин», «Учимся бережливости», «Деньги: какие они были и какие стали», «Путешествие денежки» и др.  

4. Викторины и конкурсы с использованием информационно-развлекательного содержания: «Угадай профессию», «Угадай вид труда», «Дом, в котором «живут» деньги» и пр.

5. Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад»

6. Экспериментирование: опыт: «Что мы знаем о деньгах», « Из чего сделаны деньги?»

5. Рисование на тему: «Деньги будущего», «Путешествие денежки» и пр.

6. Консультации и рекомендации для родителей:

«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность», «Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным». Создание тематических стендов, библиотеки. Личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросов родителей. Родительский клуб: «Экскурсия в магазин».

  • Заключительный

Продукты проекта:

Лэпбук «Финансовая грамотность»

Игротека «Финансовая грамотность дошкольников»

Альбом «Деньги разных стран»

Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме

проекта;

Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций. Обобщение и анализ результатов работы.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г., п.2.1.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогических работников

дошкольных образовательных организаций по организации изучения образовательной

области «Основы финансовой грамотности в дошкольных образовательных

организациях» - Москва,2018 г.

3. Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа

«Азы финансовой культуры для дошкольников», ВИТА-ПРЕСС, 2019



Предварительный просмотр:

Цель: познакомить детей с работой банка.

Задачи:

 Познакомить детей с новыми словами, встречающимися в современной

жизни и объяснить их значение;

 Дать представление о работе банка;

 С помощью наглядного материала (банковская карта, сберегательная

книжка), дать представление детям как пользоваться виртуальными

деньгами.

 Познакомить детей с современными профессиями (кассир,

консультант, финансовый менеджер, охранник, специалист по

кредитам, инкассатор).

Новые слова:

Банк

Банковский служащий

Банковская карточка

Банковский автомат

Банковский счѐт

виртуальные деньги

Наглядный материал:

Банковская карта, Сберегательная книжка

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию

в банк.

Вы знаете, что называется банком?

Дети: ответы.

Воспитатель: Правильно банк это- то место, где охраняться деньги.

Воспитатель: А какие банки расположены на территории нашего поселка?

Дети: Сбербанк.

Педагог: А, какие отличия, есть у банков?

Обучающие: Эмблемы.

Воспитатель: Молодцы. А для чего люди ходят в банк?

Обучающиеся: Заплатить, получить пенсию, снять деньги с карточки,

оплатить кредит …

Воспитатель: Сейчас мы узнаем, для чего люди ходят в банк.

В банках производят платежи: оплата за д.сад, музыкальную школу, штрафы,

коммунальные услуги, налоги, переводы.

Банк дает деньги в кредит на неотложные нужды (покупка жилья,

автомобиля, бытовой техники, и т.п). Кредит дается на время и под проценты,

то есть в долг на время, но отдавать будут больше сумму взятой в кредит.

Вклады (сберегательная книжка).

Воспитатель: А какие профессии есть в банке?

Дети: ответы

Воспитатель: В закрытых кабинках сидят кассиры операционисты. Они

работают с наличными деньгами. В операционном зале работают

консультанты по обслуживанию частных, то есть физических лиц. Кроме

операционного зала, есть отделы по работе с юридическими лицами

есть и другие помещения, где работают сотрудники разных специальностей.

Воспитатель: Ребята, а если у нас с вами нет наличных денег. Как и с

помощью чего можно оплатить квитанции или пополнить счет на телефоне.

Дети: Пластиковых карт, при помощи банкоматов.

Воспитатель: Там где стоят банкоматы эта зона 24 часа. Посетители в

любое удобное время, могут воспользоваться услугой банкомата. Банкоматы

позволяют снять деньги, или наоборот, пополнить счет, получить

банковскую выписку. Все операции можно провести при помощи

пластиковой карты. Если возникают трудности, то можно обратиться за

помощью к консультанту.

Вы слышали такое выражение виртуальные деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: Виртуальные деньги это условные единицы, которыми можно

распоряжаться при помощи интернета. Однако теперь операции с

отдельными видами электронной валюты выполняют и через мобильные

телефоны.

По оформлению кредита обращаются, к специалисту по кредитам.

Чем занимается финансовый менеджер? Уже из названия профессии

вытекает, что финансовый менеджер — это специалист, который участвует в

управлении финансами предприятия. Рост капитала — забота об увеличении

доходов, оптимизации расходов и своевременном поступлении финансов.

Покрытие затрат — грамотное распределение денежных поступлений на

приоритетные и наиболее выгодные вложения. Контроль результативности

Инкассатор (от итальянского incassare – класть в ящик) - сотрудник банка

или специализированной сторонней организации, в обязанности которого

входит сбор и перевозка наличных денежных средств. Инкассаторы

перевозят наличные денежные средства между различными банками ,другие

материальные ценности — особо важные документы, драгметаллы,

банковские карты и пр. Наполнение банкоматов наличными (и выемка

приѐмных кассет в банкоматах и терминалах оплаты) также относится к

инкассаторской деятельности.

Охранник – одна из древнейших профессий. Он осуществляет охрану

помещений и территорий объектов. Охрану имущества. Обеспечение

пропускного и внутри объектового режимов персонала и посетителей на

объектах. Осуществляет контроль за средствами охранно-пожарной

сигнализации. Обеспечивает сопровождение инкассаторов. Обеспечение

защиты жизни и здоровья граждан.

Люди, которые обращаются в банк, являются клиентами банка.

Человек, который управляет работой банка – это управляющий.

Воспитатель: Как вам ребята понравилось в банке? А кто- нибудь хотел бы

работать в банке?

Ответы детей.

Воспитатель: Я хотела бы вам прочитать стихотворение «Работа в банке»

Работа в банке

Работать в банке я хочу,

Эта работа не всем по плечу!

Нужно очень много знать:

Нужно деньги выдавать,

Нужно деньги принимать,

Оформлять кредиты,

С людьми не быть сердитым.

Нужно хорошо учиться,

Чтоб ни в чем не ошибиться.

Нет на работе свободной минутки —

Работа в банке — это не шутка!

Воспитатель: Ребята понравилась вам наша виртуальная экскурсия в банк.

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь давайте проверим, что вы теперь знаете о банках.

Викторина:

Что такое банк? Банк-это место, где хранят, дают в долг и обменивают

деньги

-Чем занимаются, работающие там люди?

-Кто принимает и выдаѐт деньги в банке? Кассир

-Кто охраняет банк? Охранник

-Кто управляет работой банка? Управляющий или президент

-Кто является клиентом банка? Организации, компании, фирмы,

отдельные люди

-Какие услуги оказывает банк? Хранение денег, выдача в долг, обмен

денег

-Из какого аппарата выдаются деньги? Банкомат

-Кто перевозит деньги для терминалов? Инкассаторы

Воспитатель: Ребята вы уже поняли, что в банке работают люди разных

профессий. Работа у них совсем не скучная. Думаю, что знания, которые они

приобрели, заглянув в банк, не раз пригодится вам в будущем, ведь

современного человека трудно представить без банка...

Теперь всякий раз, когда вы увидите эмблему Сбербанка и других банков,

вы будете знать что банк – дом, где живут деньги.

МДОУ «Новомичуринский детский сад»

Конспект по НОД

Игра – викторина

«Дом, в котором «живут» деньги»

Подготовительная группа

Подготовила воспитатель:

О. В. Архипкина

2021



Предварительный просмотр:

МДОУ «Новомичуринский детский сад №2»

     

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по финансовой грамотности

«Что такое деньги?»

для детей подготовительной группы

Подготовила воспитатель:

О. В. Архипкина

2021

Цель: создать условия для знакомства с деньгами, их историей.

Программные задачи:

Образовательная: познакомить с деньгами.

Развивающие:

 расширять представление об элементах экономики (деньги их история);

формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы);

 уделять внимание эффективности источников информации; (самостоятельно находить источник информации);

Воспитательные:

 воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение

распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;

 воспитывать уважение к труду;

 бережное отношение к деньгам.

Ход занятия

Воспитатель: Дети здравствуйте! А я вам предлагаю встать в круг. (Дети встают). А вы хотите поиграть?

Воспитатель: Замечательно. Тогда я предлагаю поздороваться ладошками. Кладём ладошку на ладошку. Это нужно для нашего хорошего настроения. А чтобы день был удачный и чтобы все наши мечты осуществились, повторяйте волшебные слова: «Мы ребята просто класс, Всё получится у нас!»

Воспитатель: Я пришла сегодня не с пустыми руками. Принесла для вас отличный сюрприз. (Коробочка)

Воспитатель: Послушайте звуки и отгадайте, что здесь? (трясу коробочку, дать детям потрясти)

Воспитатель: Надо проверить. Открываю. И правда, денежки.

Дети: Деньги, ура!

Воспитатель: Какие у нас тут деньги? И ракушка ещё есть.

Воспитатель: А вы когда-нибудь сталкивались в жизни с деньгами?

Дети: Да.

Воспитатель: А где вы сталкивались? Ребята, почему среди денег оказалась ракушка?

Воспитатель: Подумайте. Может потому, что она почти круглая? Вам интересно?

Дети: Да.

Воспитатель: Мне тоже интересно - почему ракушка здесь? А как насчёт того, чтобы

побыть настоящими исследователями, больше узнать о деньгах и может узнать, почему ракушка оказалась среди денег. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Согласны. Тогда первый вопрос к исследователям. Что такое деньги?

Трудный вопрос, правда?

Дети: размышляют.

Воспитатель: А где мы можем найти точное определение деньгам? Где можно узнать? Из чего узнать?

Дети: Размышляют.

Воспитатель: Если что - то вас заинтересовало, где вы это узнаёте

Воспитатель: Правильно. Вот у нас есть энциклопедия. Давайте прочитаем, что же такое деньги.

«Деньги - это средство обмена. Люди меняют деньги на товары, которые им

необходимы»

Воспитатель: Деньги – это средство обмена. Как вы понимаете это?

Дети: Размышляют.

Воспитатель: Ребята мы так привыкли к деньгам, что мне стало интересно. А были ли деньги у древнего человека?

Дети: Нет.

Воспитатель: А я слышала, что были. А знаете, какие? А где мы можем узнать?

Дети: Из интернета.

Воспитатель: Мы отправляемся в информационный центр наших исследований,

посмотрим, какие деньги были у древнего человека. Усаживаемся удобно у ноутбука. Всем удобно.

Мы сюда пришли, чтобы узнать были ли деньги у древних людей. Давайте посмотрим.

(слайд 1) Перед нами - первобытный человек.

(слайд 2) У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.

(слайд 3) Двигаемся во времени дальше. Люди научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое.

(слайд 4) Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары.

(слайд 5) Но обменивать товары было очень сложно. Например, за одного барана можно было получить два топора, четыре кувшина.

(слайд 6) Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу.

(слайд 7) Такие деньги были не удобны. Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся. Одними из первых денег были раковины каури моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. Чем же были они удобны? Не портились, не теряли вида, легко носить с собой. За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин.

(слайд 8) Прошло много времени, прежде чем появились металлические деньги. Затем появились металлические деньги – это были не такие деньги, которые есть сейчас. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков.

(слайд 9) Затем появились деньги похожие на современные.

(слайд 10) После металлических появились бумажные деньги. Вот такая история

Воспитатель: Так были ли у древних людей деньги?

Дети: Да.

Воспитатель: Какие они были?

Дети: Кости, брусочки, ракушки.

Воспитатель: А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Почему в коробочке оказалась ракушка?

Дети: Это древняя денежка.

Воспитатель: Совершенно верно. Ракушку использовали как средство обмена. Ребята,

а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?

Дети: Металлические.

Воспитатель: А вы знаете, как называют металлические деньги по-другому?

Дети: Нет.

Воспитатель: Металлические деньги называют монетами. А бумажные деньги называются купюры. (Закрепление)

Физминутка

Ты давай-ка, не ленись!

Руки вверх и руки вниз.

Ты давай-ка, не ленись!

Взмахи делай чётче, резче,

Тренируй получше плечи. (Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять — вверх-назад.)

Корпус вправо, корпус влево —

Надо спинку нам размять.

Повороты будем делать

И руками помогать. (Повороты корпуса в стороны.)

На одной ноге стою,

А другую подогну.

И теперь попеременно

Буду поднимать колени. (По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)

Отдохнули, посвежели и на место снова сели. (Дети садятся.)

Воспитатель: А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?

Дети: Высказывают своё мнение.

Воспитатель: Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте? А может, мы это проверим? У меня для вас открыта лаборатория. Мы же с вами исследователи. Правило – вести себя спокойно. Пройдемте. Встаньте так, чтобы было удобно всем. Мы пришли, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры. И как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карты. И на доске у нас карта (карта на мольберте)

Воспитатель: Посмотрите на оборудование. Не перечислять, что есть в лаборатории. Как вы думаете, что будут символизировать бумага?

Дети: Бумага – купюры.

1 эксперимент - бумага мнётся, рвется; монета нет.

ВЫВОД.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.

Воспитатель: На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

2 эксперимент:

Дети: Намочим бумагу.

Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?

Дети: Она намокает.

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?

Дети: Она развалится.

Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает?

Дети: бумага намокает, а монета нет.

А теперь разбейтесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.

3 эксперимент:

Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.

Дети: Предполагают.

Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее? Может, подуем? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче? ВЫВОД: что выигрывает? Ставим плюсик.

4 эксперимент:

Я приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?

Дети: Проверяют. ВЫВОД.

Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?

Дети: Ничья.

Воспитатель: А что значит ничья?

Дети: Одинаковое количество плюсиков.

Воспитатель: совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?

Дети: Размышляют.

Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты, и купюры.

Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?

Дети: Банковская карта

Воспитатель: Ребята я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Что можно купить?» Перед вами картинки, отберите те из них, на которых изображено, что можно купить за деньги. Дети рассматривают картинки, вместе с воспитателем, рассуждают, что можно купить.

Воспитатель: А почему 4 картинки остались?  Что нельзя купить за деньги?

Дети: Ответы. (Дружбу, любовь, жизнь)

Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?

Дети: Нисколько.

Воспитатель: Она бесценна, совершенно верно.

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю снова встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал…»

Мне очень понравилось с вами играть. Вы были самые настоящие исследователи. Давайте снова положим ладошки друг на друга и скажем:

«Мы ребята просто класс, получилось всё у нас! »

Воспитатель: Благодарю за работу, до новых встреч!



Предварительный просмотр:

                   

                           Картотека дидактических игр

                              для детей старшего дошкольного возраста

                            по формированию финансовой грамотности

  1.    ИГРА «Не ошибитесь»

Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.

Ход игры

Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.

Задание 1.  Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них.

Задание 2.  Составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.

  1. ИГРА «Что важнее?»

Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.

Ход игры

В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных  ситуациях.

Задание 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши. Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.

Задание 2. Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.

  1.  ИГРА «Мы - художники»

Цель: закрепить знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».

Ход игры

Каждому участнику игры, «художнику-оформителю» (их может быть 2-3), дается задание

— сделать рекламу своей лавки. Остальные дети оценивают работу тех, кто играет, в конце определяют победителей.

Вариант 1. Каждый участник игры получает определенное количество цветных силуэтов различных предметов, которые могут быть товаром магазинов определенного вида («Игрушки», «Цветы», «Хлеб», «Молоко» и др.).

Вариант 2. Из общего количества силуэтов необходимо выбрать только те, которые нужны для составления рекламы «своего» магазина.

  1.  ИГРА «Чей труд важнее?»

Цель: закрепить знания детей об источниках денежных доходов; учить дифференцировать виды трудовой деятельности человека в соответствии с их целевой направленности.

Ход игры

Ребенку предлагается несколько картинок с изображением различных действий взрослых людей: муж спит; врач слушает больного; продавец обслуживает покупателя; женщина стирает белье; мужчина копает яму для посадки дерева.

Задание 1. Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия, которые объясняются как общественно полезный труд и оплачиваются (врач слушает пациента, продавец отпускает товар покупателю).

Задание 2. Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия человека, которые имеют двойную функцию. Например, женщина стирает белье — это может быть и мама, и сотрудница прачечной; человек копает землю — это может быть и папа,                                   и садовник.

  1. Игра «Дополни предложение»

Цель. В игре развивать речевую активность, быстроту мышления.

Игровое задание. Воспитатель произносит несколько слов, а дети должны дополнить их новыми, чтобы получилось законченное предложение.

Например: Мама купила… книжки (тетради, игрушку, конфеты).  Мама купила в каком магазине продукты....

Игра проводится с детьми индивидуально, группами или по рядам. Побеждает ребенок (ряд, группа), составивший больше предложений.

ТСО. Фишки.

  1.  Игра «День рождения куклы Тани»

Цель. В игре закреплять навыки культурного поведения, навыки эффективного управления личными деньгами, формировать умение экономить денежные средства

Игровые задания.

Кукла Таня приглашает детей на день рождения. Детям предлагается подумать о том будет ли подарок куплен, либо сделан своими руками. Далее каждый ребенок рекламирует свой подарок. Дети вместе обсуждают, какой подарок они подарят имениннице (игрушку- самоделку, представление и др.)

Кукла Таня принимает гостей. Вручение подарка.

Угощение. Совместные игры.

ТСО. Кукла, деньги, игрушки-самоделки, костюмы.

  1. Игра «Школа банкиров»

Цель: продолжать закреплять знание цифр, умение соотносить цифру и количество, упражнять в понятиях больше, меньше, продолжать работу по воспитанию элементарных знаний об экономике, активизировать словарь словами банк, банкир, купюра, расходный и приходный ордер, закрепить знание названий дней недели.

В. Сегодня мы с вами продолжим занятия в школе банкиров, мы будем работать с деньгами или, как их еще называют, денежными знаками. У нас лежат несколько купюр разного достоинства: 10, 50, 100 рублей. Какие купюры у вас на столе лежат? Какая из купюр большего достоинства, какая — меньшего, и почему? Сколько всего у вас купюр?

Покажите купюру самого высокого достоинства, самого низкого достоинства. Как вы узнали? Купюры какого достоинства у вас нет? Какие купюры можно сложить, чтоб                     получить 80, 90, 40 и т. д.

Первое задание: в один ряд положите все купюры достоинством в 10 рублей; в другой — в 50 рублей; в третий — в 100 рублей.

Второе задание: на столе оставить только 40 рублей (1+ 1+1+1).

Третье задание: оставить на столе 50 рублей, но не одной купюрой, а несколькими (1+1+1+1+1).

Четвертое задание: оставить на столе 100 рублей, но разными купюрами. Правильные ответы поощряются звездочками.

Воспитатель раздает детям бланки квитанций оплаты за электроэнергию, квартиру, выполняет роль работника банка. Одна группа детей получает деньги, другая платит за электроэнергию, третья — за квартиру и т. д.

В. Наш банк работает в течение всей недели с одним выходным днем.

  1.  Игра «Чья это продукция?»

Цель: продолжать знакомить детей с элементарными понятиями об экономике; вводить в активный словарь детей слова производство, продукция, производитель. Дать детям знания о том, что все, что мы имеем, не само собой получается, все добыто трудом людей и каждую вещь надо беречь; воспитывать чувство бережливости, уважение к труду.

Ход    дидактической игры

В. Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. Эта экскурсия будет необычная, потому что мы с вами сможем побывать на многих предприятиях. А кто знает, что такое предприятие? Да, правильно, это место, где работают люди, в том числе и ваши родители. А знаете, как ещё можно назвать предприятие? Каким словом можно заменить? Слово предприятие можно заменить словом производство. А почему? Как вы думаете? А потому что заводы, фабрики производят, т. е. выпускают продукцию. А что такое продукция? Это то, что изготавливается на производстве. (Желательно неоднократно уточнить эти термины с детьми, т. е. попросить одного, другого, третьего ребёнка повторить и объяснить сказанное.)

Воспитатель предлагает детям сесть в заранее построенный трамвай, где один ребёнок и кондуктор. Воспитатель вновь упражняет детей в закреплении слов продажа, покупка. Кондуктор продаёт билеты, мы покупаем билеты, он производит продажу билетов, а мы — покупку. Кондуктор объявляет остановку «Швейная фабрика». Дети и воспитатель выходят из трамвая и идут на фабрику.

На столах разложены изделия, детская одежда: платье, майка, пальто, брюки и т. д.) Детей встречает кукла-экскурсовод. Воспитатель от имени экскурсовода рассказывает и показывает детям изделия, изготовленные на фабрике и говорит: «Дети, это продукция нашей фабрики».

Показывает изделия и уточняет у детей их название, говорит: «Наша продукция поступает в магазин детских товаров, и там ваши мамы могут купить её для вас». Дети ещё раз рассматривают изделия, благодарят экскурсовода за интересную экскурсию и отправляются с воспитателем на трамвае на другую фабрику. В трамвае вновь покупают билеты. Уточняются термины: покупка, продажа.

Кондуктор объявляет остановку: «Трикотажная фабрика». Дети выходят из трамвая и идут на фабрику. Здесь все также, как и на первой экскурсии, с той лишь разницей, что разложены изделия вязаные: шапочки, брючки, кофточки, колготки и т. д.

После экскурсии дети приезжают в детский сад, и воспитатель предлагает им поиграть в игру «Узнай, чья это продукция». Детям предлагается рассмотреть предметы на столе у воспитателя: ткани, изделия из ткани, вязаные изделия, чайный сервиз, стеклянная посуда. Если дети не могут назвать, чья это продукция, воспитатель им подсказывает и закрепляет неоднократным повторением название производства. Далее детям предлагаются карточки с изображением разных видов продукции. Дети должны их рассортировать.

   

  1. Экономическая игра «Магазин»

    Задачи:

- расширять представление детей о том, что такое магазин;

-                                   дать новое понятие «товар», продовольственные и промышленные товары, цена; разновидности магазинов;

- закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги;

- воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

Ход  экономической  игры

В. Ребята, мы с вами знаем об истории возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах.

Воспитатель повторяет и закрепляет с детьми уже знакомый материал на тему:

«Деньги и история их возникновения».

В. А что же такое магазин? (Ответы детей.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? (Ответы детей.) Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар — это все то, что продается в магазине.

Отгадайте загадку: Угадай, как то зовется, Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто-напросто… (Товар.)

Назовите продовольственные товары, т.е. товары, которые можно купить в магазине и употреблять в пищу. (Хлеб, молоко, яйца, конфеты и т. д.)

А теперь попробуйте назвать промышленные товары (одежда, обувь, головные уборы и т. д.). (Ответы детей.)

Значит, товары у нас бывают какие? (Продовольственные и промышленные.)

Подумайте, ребята, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. (Иметь деньги, знать цену.) А что же такое цена? (Это то, сколько стоит товар.) Всегда ли цена на товар одинаковая? (Нет.) Значит, товары бывают дешевые и дорогие.

Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар?

Значит, цена влияет на то, сколько можно купить товара. (Дешевой продукции — много, дорогой — мало.)

Какой товар покупали бы вы — дешевый или дорогой? Почему?

Ребята, с одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо.

Но может ведь быть и такая ситуация. Например, в магазине продается обувь.

  • Одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить долго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров.
  • Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой, из качественных материалов ее качество гарантировано.

Какую бы обувь вы купили — ту, что дешевле, но низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? (Ответы детей.)

Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукции. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь.

В. Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары. А какие у нас бывают магазины? (Овощной, хлебный, колбасный, рыбный — магазины продовольственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т. д.

— магазины промышленных товаров.)

Как же называются люди,  которые  работают  в магазине  и продают товары? (Продавцы.) А те, кто покупают эти товары? (Покупатели.)

В чем заключается работа продавца в магазине? Например, в продовольственном магазине? А в магазине, где продают ленты,

пуговицы, ткани? А в обувном магазине? (Ответы детей.) Хотели бы вы стать продавцом в магазине? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин».

Обращает внимание на культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

  1.  Дидактическая игра «Разложи монетки в кошельки»

                   Цель игры: продолжать уточнять представления о монетах достоинством 1,2,5,10 рублей, их  наборе и размене.

             

                                                                     Ход игры:

Воспитатель предлагает детям выбрать кошельки. Затем предлагает разложить монеты достоинством 1, 2, 5, 10 по кошелькам.

  1.    Игра «Что кому нужно?»

Цель: В процессе игры упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям сельских профессий. Воспитывать любовь и уважение к труду, желание оказывать посильную помощь взрослым.

Правила: Ведущий (воспитатель или ребенок) называет человека по профессии (полевод, тракторист, пчеловод, агроном и др.)- Дети называют, что кому из них нужно для работы. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

ТСО: Иллюстративный материал на тему «Труд в колхозе», предметные картинки, фишки для награждения.

  1. Игра «Хочу и надо»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между « хочу» и « надо».

Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

ТСО: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.

  1. Игра «Магазин игрушек»

Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

ТСО: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Ход игры:

Прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

  1.  Игра «Что быстрее купят?»

Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

ТСО: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).

Ход игры:

Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

  1. Игра: «Что лежит в черном ящике»

        Цель: Сформировать через сюжетно-дидактическую игру экономическое мышление; развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел замыслами сверстников; активизировать использование в речи детей экономических терминов: «товар», «бизнес», «банкир», «банк», «акция», «рекламодатель»; воспитывать культуру речевого общения.

Ход игры:

Воспитатель берет роль ведущего на себя. Предлагает детям выбрать команду из 6 человек, которые будут играть за игровым столом. На игровом поле расположены сектора. Предлагаются правила игры: крутишь барабан стрелка указывает на вопрос. Ведущий задает

команде вопрос, команда обсуждает его. Если ответ неправильный, или его нет, вопрос переходит к зрителям. За каждый правильный ответ команда, или зритель получает фишку. (Вопросы для игр подбираются из книг).

Вопрос: Во многих русских народных сказках герой получает награду за свои подвиги (полцарства, дворец, кота). Что это на языке экономики? (Доход).

  • Угадай, как оно зовется Что за деньги продается Это не чудесный дар

А просто-напросто…(товар).

  • Я есть особый институт,

Где деньгам строгий счет ведут, Кредиты фирмам предоставляют     Финансами там управляют.

Вклады ваши разместят

Их очень строго сохранят. «Банк»

Сектор «Загадка». Нужно отгадать сказку. Читается отрывок: «Возвращалась старикова дочь с большой прибылью, отправилась за богатством и мачехина дочь, но вернулась с одними убытками». («Морозко»).

Сектор «Черный ящик»: то, что лежит в черном ящике можно купить и затем продать с прибылью. Если у вас их будет много вы сможете стать владельцем магазина, фабрики, предприятия. Что это? (Акция).

Кроме того, на поле есть еще сектора «Музыкальна пауза», «Подвижная игра».

В конце игры победители награждаются заранее приготовленными «акциями», которые можно вложить в дело по своему усмотрению. В группе стоят три стола. На первом — конфеты, на втором – игрушка, на третьем – более ценный приз. Ребенок может вложить в свою «акцию» в «предприятие» первого стола, получив за неё сразу же конфеты. Если он хочет приобрести игрушку, то должен вложить «акцию» в «предприятие» второго стола, но владельцем он сможет стать только через месяц. Более ценный приз ребенок может получить только через год. Дети самостоятельно выбирают варианты

  1.  Игра «Какие бывают доходы»

Цель: учить детей правильно распределять доходы (основные и неосновные), развивать знания о дополнительных доходах семьи и воспитывать бережное отношение к деньгам.

ТСО: карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, швеи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.

Содержание игры: дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

  1.   Игра «Что и когда лучше продать?»

Цель: закрепить знания детей о спросе на товар, развивать знания о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. Воспитывать понимания значимости профессии продавец.

ТСО: карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой, осенью, весной); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.

Содержание игры: дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном.  Например, панамки, сланцы, футболки – в «летний» магазин, а шубу, валенки, варежки – в «зимний».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....