Занятие в подготовительной группе "Знакомство с русской обереговой куклой"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Рыбалкина Оксана Михайловна

 Конспект занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста. Цель занятия: познакомить детей с русской обереговой куклой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_russkoy_oberegovoy_kukloy.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

               «Знакомство с русской обереговой куклой»

Цель занятия: Познакомить детей с историей русской народной тряпичной куклы, обрядами и традициями русского народа. 

Задачи:

 - Знакомить детей с историей русской народной тряпичной куклы, обрядами и традициями русского народа. 

- Формировать нравственные и патриотические ценности через изучение традиций народной культуры, обычаев и традиций.  

    -  Развивать внимание, память, речь через русский народный фольклор.

    -  Развивать мелкую моторику посредством изготовления тряпичной куклы Кувадки.

 - Воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа.  

 Атрибуты:

Тряпичные кулы-обереги:   Подорожница, Крупеничка, Неразлучники, Кубышка травница, Ловушка для снов, Желанница, кукла-Колокольчик, домики с названием деревень, белая и красная фасоль, цветок для игры, отрезы ткани, нитки, ленты.

Ход занятия:

Муз.рук . Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро, солнцу и птицам!»

  Доброе утро, улыбчивым лицам!»

  И каждый становиться добрым, доверчивым,

  И доброе утро длится до вечера.

Муз.рук.  Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей?

(ответы детей: здравствуйте, мы рады вас видеть, проходите, пожалуйста, добро пожаловать)

Муз.рук.  Как много добрых и хороших слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает его в ответ». И я вам говорю: «Здравствуйте! Добро пожаловать!» (дети садятся на стульчики)

В записи слышен шорох и грохот. Выходит Домовой.

Муз.рук.  Ой, ребята, кто это? 

Домовой. Здравствуйте, люди добрые! Я – Домовой. Живу в детском саду и охраняю его от злых людей.

Муз.рук.   Приятно познакомиться! А что это у вас в руках?

Домовой. Это сундук моей бабушки, он не простой, а волшебный. Чтобы узнать, что в нем лежит, вам нужно  отгадать загадку:

Ей меняю я наряды.

Спать кладу, гулять вожу.

Расчешу, и если надо,

Бант красивый повяжу.

С чем же так играю я,

Подскажите-ка, друзья? (Кукла)

 

 Молодцы, правильно, это кукла (достает из сундука красивую современную куклу). Мне ее подарил домовой из соседнего детского сада.

Муз.рук.  Скажите, ребята, а для чего нужны куклы (Ответы детей)?

- Посмотрите внимательно, что есть у этих кукол? (глаза, волосы, руки, ноги, платье)

- А из какого материала они сделаны?  (Ответы детей)

  А вы знаете, что давным - давно, когда нас с вами еще не было на свете, кукол делали из отрезов ткани.  А предназначались они не только для игры, но и являлись оберегом для маленьких детей и даже взрослых.

                     Звучит спокойная народная мелодия.

Муз.рук.  Сегодня я хочу пригласить вас  в мир наших предков, которые жили задолго до нас и познакомить с необычными куклами.

Домовой. В моем сундучке есть одна необычная кукла. Она поможет нам в дороге, ее так и зовут - Подорожница.

Муз.рук. Считалось, что те, у кого есть в кармане или суме кукла Подорожница, никогда не заблудятся, и им будет сопутствовать удача.

Воспитатель. А как же мы окажемся в прошлом?  (Ответы детей)

Домовой. Очень просто!  У меня же есть бабушкин волшебный зонт!

         Домовой крутит зонт, звучит волшебная музыка.

Муз.рук.  Первая остановка  -  деревня  «Веселушкино».  (Дети подходят к домику, на котором написано: «Веселушкино».  На столике стоит кукла  -Колокольчик).

 Ребята, это игровая кукла – Колокольчик.  Считалось, если в доме есть такая куколка, там всегда будет царить веселье и радость.

Воспитатель.  Наши дети тоже любят веселиться и играть.

Домовой.  Я тоже люблю играть! Давайте поиграем в русскую народную игру.

                Домовой проводит игру.

Домовой. Вы так здорово играли, что я решил подарить вам свой волшебный зонт, пусть он поможет вам в дороге. А я не могу с вами дальше идти. Мне нужно остаться, какой дом без домового! До свидания!

                Домовой  отдает зон воспитателю и уходит.

               Воспитатель крутит зонт, звучит волшебная музыка.

Муз. рук.  Следующая остановка -  деревня «Кашкино» (дети подходят к домику с вывеской «Кашкино»). В этой деревне живет кукла  Зерновушка.

 Раньше в деревнях в конце лета, когда на полях собирали урожай, лучшую, отборную часть зерна прятали в специальный мешочек, наряжали его куколкой и бережно хранили до посева следующего года. Особенно ценной была капризная гречиха, поэтому кукла считалась оберегом, залогом будущего плодородия и ставилась в Красном углу избы. А весной торжественно изымали зерна из мешочка и сеяли в поле с пожеланиями богатого урожая.

 Наполняли  Зерновушку  пшеницей, горохом, пшеном.  Ее можно было дарить с пожеланиями добра, богатства, достатка в доме.  

Воспитатель.  Ребята, у Зерновушки очень много дел, давайте поможем ей разобрать фасоль, отделить белую от красной.

Проводится игра-соревнование « Кто быстрее разберет фасоль»

Муз.рук. Молодцы, ребята! Зерновушка очень благодарна вам и угощает овсяным печеньем. Она пекла его из отборного полезного овса. Ну, а нам пора отправляться дальше.

           Воспитатель крутит зонт. Звучит волшебная мелодия.

    Воспитатель. Следующая остановка -  село Малышкино.

                В аудиозаписи звучит плач младенца.

    Муз рук.  Ребята, мне кажется, мы кого – то разбудили?! Кто же это у нас плачет?

    Воспитатель (Подходит к люльке с младенцем) Да это же кукла – малыш! Он только сегодня родился, поэтому и плачет. Давайте его покачаем.

           Одна девочка качает колыбельку. Плач не стихает.

Муз. Рук. Что же нам делать, как успокоить малыша? Ребята, а вы знаете, как называются песенки, которые поют малышам, чтобы они не плакали и засыпали? (Ответы детей)  Правильно, колыбельная.  А ваши мамы пели вам колыбельные песни?  (Ответы детей) Давайте вместе споем колыбельную малышу, он успокоится и уснет.

Дети вместе с музыкальным руководителем и воспитателем поют колыбельную,  кукла – малыш успокаивается и засыпает.

Воспитатель. У нашего малыша сегодня первый день рождения. Раньше, пока ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они ему дарили?  (Ответы детей)

Муз.Рук.  Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Ребята, давайте и мы с вами сделаем подарок для малыша! Только подарок этот будет не простой, а настоящий оберег. Послушайте, как звучит слово -  оберег – оберегает, значит. Когда малыш рождался, куколку – оберег клали рядом с ним, приговаривая: «Сонница – бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с этой куколкой». Куколки обереги бывали разные: куколку Пеленашку (показывает) клали в колыбельку еще до рождения ребенка. Люди верили, что она согревает своим теплом постельку малыша, охраняет ее от злых духов и дурного глаза. Пеленашка была не только оберегом, но и служила игрушкой ребенку до его крещения. Когда ребенка крестили, ему дарили куколку Кувадку. Я предлагаю вам сделать для нашего малыша именно такую куколку.

  Дети садятся за столы. Перед ними лежат лоскуты белой и красной ткани.

Муз.рук. Вы, наверно, обратили внимание, что у всех куколок – оберегов нет лица? Это потому, что считалось, если нарисовать кукле лицо, в нее могут вселиться злые силы. Поэтому лица оставались белыми, чистыми. Все куклы обереги делались без ножниц и иголки, способом скрутки. А закрепляли их веревочками, тесьмой, нитками.

Воспитатель показывает, как правильно выполнять скрутку, закреплять нитками головы и туловища. Затем выполняют скрутку рук и соединяют обе детали вместе. Взрослые выполняют работу вместе с детьми.

Муз.рук. Какие молодцы, ребята!  Давайте  куколок Кувадок , которых делали взрослые, подвесим к колыбельке, а те, которых делали вы, заберете с собой. Пусть они вас оберегают, ведь вы их делали с чистой душой, любовью и хорошим настроением!

- ну вот, ребята, настало время возвращаться в группу!

          Воспитатель крутит зонтик, звучит волшебная мелодия.

Воспитатель. Ребята, что нового и интересного вы узнали сегодня ?

                         Что вам больше всего понравилось?

                         Название каких куколок – оберегов вы запомнили?

Муз.рук. Ну, а я с вами прощаюсь, но ненадолго. Мы обязательно продолжим наше путешествие в мир старины и узнаем еще много интересного. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по русской народной сказке "Гуси - лебеди" с использованием здоровьезберегающих технологий.

Занятие включает в себя несколько образовательных областей, таких как "Чтение художественной литературы", "Здоровье", "Художественное творчество"...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. по русской народной сказке «Царевна - лягушка»

Закрепляет знания детей о сказке, формирует  умение правильно употреблять в речи слова близкие по значению (синонимы) и слова с противоположным значением (антонимы)....

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста по теме *Знакомство с русской обереговой куклой*

Образовательная область познание, знакомство детей с русскими народными традициями, обереговыми куклами...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Калейдоскоп русских народных сказок»

Цель:Создание условий для поддержания интереса дошкольников к книге и любви к чтению.Задачи:Формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным приз...

Конспект занятия на тему "Ознакомление с русской народной куклой"

Расширить представление детей о русской народной кукле....

Творческий проект "Русская обереговая кукла - источник приобщения детей к русской культуре и традициям"

Проект приобщен к году народного единства и нематериального культурного наследия народов России...

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с русской обереговой куклой"

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с русской обереговой куклой"...