Картотеки. На развитие мышления ,памяти ,сенсорного развития и другое.
картотека (младшая группа)

Балезина Анжела Леонидовна

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ для детей 3-4 лет

ОСЯЗАНИЕ

Игра «Назови свойства материалов»

Цель: Учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.

Демонстрационный материал к игре: образцы различных на ощупь материалов (глад-кий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель), наклеенные на картон.

Перед игрой познакомьте детей с различными на ощупь материалами. Для этого надо приготовить по паре образчиков материалов, явно отличающихся на ощупь. Это может быть гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель. Наклейте образчики на квадратные листы картона. Дайте каждому ребенку поиграть с квадратика-ми, ощупать их. Поговорите с детьми о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые... Когда дети запомнят свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте каждому ребенку по одному образцу. Смогут ли они подобрать пару для этого образца? Конечно, дети смогут ориентироваться не только с помощью осязательных ощущений, но и с помощью зрения. Но на начальном этапе это не помешает, так как дети смогут обрести уверенность в своих силах.

Затем можно усложнить задачу. Пусть дети попробуют подобрать «двойников» вслепую. В данном случае они будут ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие. Давая это задание, попросите детей называть свойства материалов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый.

Игра «Найди одинаковые»

Цель: Работать над умением определять название различных осязательных ощущений, опираясь на тактильные ощущения, то есть формировать осязательное восприятие.

Приготовьте несколько разных лоскутков ткани, среди которых есть несколько пар одинаковых. Завяжите глаза ребятишкам льняным платком. Пусть малыши из 4—5 лоскутков ткани попробуют на ощупь определить, какие из них одинаковые.

Игра «Моем посуду»

Цель: Работать над умением определять название различных тепловых ощущений, опираясь на тактильные ощущения, то есть развивать осязательное восприятие.

Демонстрационный материал: тазы с теплой и холодной водой, наборы игрушечной посуды, сушилка для вымытой посуды

Раздаточный материал: несколько предметов из набора кукольной посуды для мытья каждому ребенку,

Приготовьте заранее наборы кукольной посуды, которую нужно будет помыть, губки для мытья посуды и два таза с водой (в одном теплая вода для мытья посуды, в другом — холодная для ополаскивания), а также сушилку для вымытой посуды. Малыши будут помогать куклам мыть и ополаскивать посуду, а затем класть ее на сушилку. Дайте ребенку почувствовать контраст температур: используйте для мытья теплую воду, а для ополаскивания холодную воду. Обязательно дайте возможность каждому ребенку назвать, какой водой он моет, а какой ополаскивает посуду. Вариантом этой игры может быть мытье не посуды, а купание кукол и мытье разных игрушек. Мыть посуду в основном нравится девочкам, купание же разных игрушек может заинтересовать и мальчиков.

Игра «Стирка белья»

Цель: Учить определять название различных влажностных свойств материала, устанавливать отношения между предметом или веществом и ощущением сухости или влажности этого предмета.

Для этой игры понадобится таз с водой, мыло и различная кукольная одежда, а также веревки для просушки белья и прищепки. Соберите кукольную одежду и постирайте ее вместе с детьми (стирка для них, естественно, будет чисто символической, в данном случае не ставится цель научить детей стирать). Конечно, для детей это будет самая настоящая стирка со всеми присущими ей атрибутами — от мыла до прищепок, которыми будем прикреплять к веревкам мокрое белье. Перед стиркой спрашиваем детей, какое белье сейчас: мокрое или сухое. Во время стирки, положив кукольную одежду в таз, снова спрашиваем, какое теперь стало белье. А теперь развешиваем мокрое белье. Потом дети снимают просушенное белье. Поговорите с детьми о том, к а к можно просушить белье (повесить на веревку, положить в сушилку и т.д.).

— Какое теперь стало белье? (Сухое.) -Как мы это сделали? (Высушили его.)

 

 

ФОРМА И РАЗМЕР ПРЕДМЕТОВ

Игра «Собери игрушку»

Цель: Работать над умением дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.

Для этой игры необходимо изготовить из фанеры, поролона или картона силуэт какой-нибудь игрушки (зайца, мишки или куклы), вырезать глаза, нос, рот так, чтобы эти детали потом можно было вложить на места. Вкладыши можно раскрасить в соответствующие цвета. Дети должны самостоятельно найти место для каждой из вырезанных деталей, вложить их в прорези для недостающих глаз, рта и носа. Постепенно добавляйте новые геометрические формы, которые сложнее различить (можно, например, вырезать узоры на платье у куклы или на одежде у игрушечных зверят). Пусть дети вставят вырезанные кусочки в отверстия.

Игра «Картинка из фигур»

Цель: Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.

Для этой игры нужны наборы геометрических фигур разной формы (круги, треугольники и квадраты) и двух размеров (большие и маленькие) для каждого ребенка: всего 12 или 24 фигуры (по 2 или 4 фигуры каждого вида). Эти фигуры можно изготовить из картона или тонкой пластмассы. Для воспитателя нужны такие же фигуры большего размера для закрепления их на фланелеграфе.

Эта игра направлена на развитие воображения и творческих способностей детей. В начале игры педагог показывает детям на фланелеграфе, какие рисунки могут получиться, если положить рядом те или иные фигуры. Воспитатель демонстрирует детям способ и порядок построения несложных конструкций. После этого он предлагает детям из своих фигур выложить другие рисунки, которые они придумают сами. Картинка на фланелеграфе убирается, чтобы дети не копировали уже готовое изображение.

Игра «Чередование флажков» (по форме)

Цель: Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.

Для этой игры нужно приготовить по 4 - 5 флажков треугольной и прямоугольной формы для каждого ребенка и столько же флажков, обклеенных с обратной стороны бархатной бумагой, чтобы прикреплять их на фланелеграф, для воспитателя. Флажки для детей можно изготовить из картона. Педагог говорит, что улицы на праздники украшают флажками, но развешивают их не как попало, а в виде гирлянды, где чередуются флажки разной формы. Например, вот так (взрослый прикрепляет флажки на фланелеграф таким образом, чтобы прямоугольные флажки чередовались с треугольными). Воспитатель просит подсказать ему, какой флажок теперь нужно прикрепить: прямоугольный или треугольный, а теперь и т.д. После того как дети хорошо усвоят порядок чередования флажков, педагог предлагает дошкольникам самим смастерить такую же гирлянду из флажков, которые лежат у них на столах. Во время работы детей воспитатель подходит к каждому ребенку и при необходимости помогает ему правильно разложить флажки.

Игра «Спрячь мышку»

Цель: Учить определять название различных геометрических форм, соотносить по форме и размеру прорези и вкладыши.

Вариант 1.

Для этой игры нужны силуэты домиков, сделанные из картона. В окошках домиков нарисованы мышки. Окошки на домиках разной формы: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Также понадобятся крышки для окошек (фигуры той же формы и размера, что и окошки в домиках). Таких домиков и крышек должно быть по одному набору для каждого ребенка. Воспитатель показывает детям, в каких домиках поселились мышки.

— Они сейчас глядят в окошки. Окошки у всех разные: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Возьмите крышечки и закройте окошки так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, то есть чтобы окна были плотно закрыты. (Педагог помогает детям подобрать к окошкам нужные крышки.)

- Хорошо, теперь наступило утро, окошки нужно открыть.

Наступил день.

Вдруг, посмотрите, кто появился (воспитатель достает игрушечную кошку)?! Нужно быстро спрятать бедных мышек, чтобы кошка их не съела!

Малыши снова закрывают окошки домиков, но теперь стараются сделать это как можно быстрее.

— Кошка ушла, потому что не нашла ни одной мышки. Можно открыть окошки домиков, пусть мышки полюбуются на вечернюю зарю. Но вот снова наступает ночь, мышки ложатся спать, нужно закрыть окошки

Игра «Спрячь мышку»

Вариант 2.

Для игры нужно приготовить следующий материал: картонные домики шести цветов (20x15 см), посередине белый квадрат (8x8 см), на котором нарисована мышка (домик мышки), квадраты тех же шести цветов— дверцы (10x10 см), большая мягкая игрушка — кошка. Раздаточный материал: такой же материал меньшего размера — цветные листы 10x8 см, белые квадраты на них (5x5 см), цветные квадраты (6x6 см).

Воспитатель говорит детям, что они будут играть в игру «Спрячь мышку».

— Сначала мы вместе научимся в нее играть. У меня мышиные домики (расставляет три домика на демонстрационной доске, рядом кладет шесть квадратов всех цветов). Видите, в окошки  выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей-квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка, увидит, где окошко, откроет его и съест мышку.

Вызывает по очереди трех детей и предлагает им «закрыть окошко» (прикалывает булавками цветные квадраты), выясняет, все ли окошки хорошо закрыты. Если кто-либо допустил ошибку, вызывает ребенка для ее исправления.

— Теперь никто не видит окошки?

Достает спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей»:

— Пойду поищу, где здесь живет мышка. Дети, вы не видели мышку?

Кошка уходит, не найдя мышку.

Детям раздается по одному листочку — «мышиному домику» (сидящим рядом следует давать листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов.

А теперь вы спрячете своих мышек, пока кошка спит.

Выберите из квадратов, которые лежат на ваших подносах, квадрат такого же цвета, как домик вашей мышки.

Когда все дети выполнят задание, кошка снова «идет на охоту». Воспитатель крадущимся шагом с кошкой в руках проходит по рядам и смотрит, у кого мышка «плохо спряталась». При этом надо дать возможность детям, которые ошиблись, исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

В конце игры подводится итог:

— Все сегодня очень хорошо играли, все спрятали своих мышек, только некоторые ребята (называет имена) ошиблись (указывает, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз все обязательно хорошо спрячут мышек.

Игра «Нельзя»

Цель: Развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться;

стимулировать внимание; развивать волевое внимание.

Приготовьте для этой игры различные игрушки (несколько каждого вида).

Воспитатель называет не ту игрушку, которую должен взять ребенок, а наоборот, он называет игрушки, которые брать нельзя. Например: «Саша, возьми любую игрушку, но кубики брать нельзя» или: «Оля, возьми любую игрушку, но зверей и кукол брать нельзя». С каждым разом увеличивается число запрещенных игрушек. После этого игрушки возвращаются на место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не возьмут игрушку при запрещении четырех-пяти категорий игрушек.

 

 

Игра «Один - много»

Цель: Развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться; стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы; развивать волевое внимание, а также внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Для этой игры необходимы картинки, на которых нарисованы единичные и множественные изображения различных предметов. Картинки раскладываются на ковре, в хаотическом порядке.

Играет музыка. Дети бегают по комнате. Когда музыка умолкает, воспитатель произносит слово «один или слово «много». Дети должны быстро найти картинку, на которой изображено столько предметов, столько названо воспитателем (один или много). Игра пройдет интереснее, если картинок с единичной или множественной совокупностью предметов будет на одну меньше, чем детей. Тогда ребенок, который не успевает взять нужную картинку, должен выполнить какое-нибудь шуточное задание. Лучше не удалять детей из игры при неправильном ответе, а дополнительно попросить пока

Цель: Учить обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов; учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные», названия цветов.

Для этой игры нужно приготовить кубики восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого.

Для группы из восьми детей необходимо иметь 80 кубиков (по 10 каждого цвета). Используются следующие цветовые сочетания:

красный— синий,

желтый — фиолетовый,

оранжевый— зеленый,

синий — белый,

черный — желтый.

Воспитатель показывает детям пять кубиков черного цвета и пять кубиков желтого цвета, перемешанных произвольно, объясняя при этом, что они разного цвета. Продемонстрировав кубик одного (черного) цвета, откладывает его в сторону. Затем показывает предмет другого цвета (желтого), откладывает его в другую сторону. Слово — название цвета воспитатель не произносит, а говорит только слова «цвет», «такой», «разные». Взяв в руки еще черный кубик, взрослый показывает его детям и спрашивает, куда его положить. Вначале он прикладывает черный кубик вплотную к желтому и говорит, что они разные. Затем прикладывает черный кубик к черному и поясняет, что они одинаковые. Воспитатель раскладывает первые две пары кубиков сам. При сортировке третьей пары предметов взрослый предлагает кому-либо из детей подойти к его столу, взять любой кубик, посмотреть, где лежат кубики такого же цвета, и положить туда свой кубик. Затем предлагает ребенку выполнить аналогичное задание с кубиком другого цвета.

Дети поочередно раскладывают по одной паре кубиков на столе воспитателя. Для того чтобы все были обеспечены материалом, можно брать другое цветовое сочетание предметов.

После объяснения и показа, малышам раздают индивидуальный материал для группировки (кубики разного цвета в разнообразных сочетаниях): каждому ребенку по пять предметов одного и по пять другого цвета, перемешанных произвольно.

Чтобы дети не подражали друг другу при выполнении задания, малышам, сидящим рядом, дают кубики разного цвета. Тем, кто быстро справился с заданием, можно дать для группировки еще десять кубиков нового цветового сочетания.

Игра «Раскладывание однородных предметов близких цветовых тонов на две группы»

Цель: Учить обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов, учить понимать слова «цвет», «такой», «нетакой», «разные», названия цветов; продолжать формирование простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Для этой игры нужно приготовить жучков, вырезанных из плотного картона, надкрылья которых раскрашены в восемь разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный, оранжевый, фиолетовый). Жучков каждого цвета должно быть по 10 штук на каждого ребенка, то есть по пять жуков двух цветов на каждого ребенка.

Детям предлагают цветовые сочетания: красный — оранжевый, оранжевый — желтый, синий — фиолетовый, желтый — белый, черный — фиолетовый, зеленый — синий, фиолетовый — красный.

Воспитатель показывает детям красных и оранжевых жуков, перемешанных произвольно, объясняет, что они разного цвета: такого (показывает красного жука) и такого (показывает оранжевого жука). Первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая жуков одного (красного) цвета в одну сторону, а жуков другого (оранжевого) цвета в другую сторону. Начиная с третьей пары воспитатель привлекает к группировке детей и предлагает вначале жука одного цвета приложить к соответствующей группе, а затем жука другого цвета приложить к другой цветовой группе. После того как все дети поочередно разложат по паре жучков на столе педагога, присоединяя их к соответствующим по цвету группам, им предлагают индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания.

Желательно, чтобы каждый малыш группировал жуков разного цвета в разнообразных сочетаниях. Как и раньше, детям, затрудняющимся в группировке, предлагается прием прикладывания предметов вплотную.

Каждый ребенок группирует двадцать-тридцать жуков, оперируя объектами четырех-шести цветов. Дети, быстро справившиеся с работой, наблюдают за тем, как выполняют работу рядом сидящие товарищи. Воспитатель может спросить ребенка «Правильно разложил жуков Коля или нет? Какого жука он положил неправильно?»

 

 

Игра «Размещение бабочек двух заданных цветов при выборе из четырех»

Цель: Учить обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов; учить понимать слова «цвет», «такой», «нетакой», «разные», названия цветов; фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. Обучать выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных, закреплять умение сопоставлять разнородные предметы по цвету.

Для игры необходимы четырехцветные игровые поля – совмещенные квадраты или прямоугольники, изготовленные из картона, двадцать бабочек, вырезанных из картона тех же цветов, перемешанных произвольно.

Для выполнения задания дети объединяются по двое. Воспитатель предлагает каждому ребенку посадить на свои поля бабочек двух цветов. То есть на четырехцветный столик ребенок должен положить, например, красных и синих бабочек, размещая их на части поля, соответствующего по цвету этим бабочкам (то есть в данном случае на красное и на синее поля).

Дети по три-четыре раза выполняют задание с разными сочетаниями цветов. После выполнения задания с одним из сочетаний цветов воспитатель поворачивает поля на 90 градусов, а затем дает задание разместить бабочек другого цвета. Например, первому ребенку сначала предлагают разместить синих и красных бабочек. После того как он выполнил задание, воспитатель поворачивает игровое поле на 90 градусов и дает задание отобрать и разместить красных и зеленых бабочек. После очередного поворота игрового поля еще на 90 градусов перед ребенком ставится задача отобрать и разложить на места бабочек желтого и зеленого цвета. И наконец, последний поворот дает ребенку возможность упражняться в группировке и размещении бабочек желтого и синего цвета. Второй ребенок в это время выполняет задания с остальными бабочками, то есть сначала он группирует желтых и зеленых бабочек, потом — синих и желтых, затем — красных и синих и, наконец, — зеленых и красных.

Воспитатель вопросами, указаниями помогает детям выполнить задание, самостоятельно исправить ошибки: «У тебя все бабочки правильно посажены? Посмотри внимательно, что ты сделал неправильно. Не торопись!»

Особое внимание необходимо обратить на способ выполнения задания. Некоторые дети берут по одному предмету в том порядке, в котором они предложены, и размещают объекты в соответствии с их цветом. Этот способ более перспективен, хотя он и сложнее, так как дети много сравнивают, сопоставляют объекты между собой.

Другие ребятишки отбирают бабочек одного цвета, размещают их на соответствующей части игрового поля, затем эту же операцию производят с бабочками другого цвета.

Некоторые дети выполняют задание и первым, и вторым способами. Взрослый следит, чтобы дети не мешали друг другу.

 

 

Игра «Найди бабочкам крылья»

Цель: Учить определять название различных цветов; работать над умением дифференцировать различные цвета, опираясь на зрительные ощущения, то есть развивать зрительное восприятие.

Для игры нужно приготовить листы картона с наклеенными на них половинками разных по цвету и форме бабочек, а так же вторые половинки этих же бабочек. Для каждого ребенка нужно по одному такому листу (на листе — 3 -5 половинок различных бабочек) с аналогичными половинками крыльев.

В этой игре дети должны помочь бабочкам вернуть свои крылья, то есть выбрать из предложенных половинок какое-нибудь крыло и совместить его с аналогичной половинкой таким образом, чтобы в результате получилась целая бабочка.

Воспитатель раздает листы с большим количеством бабочек (а значит, с более сложным заданием) детям более старшего возраста или детям сильной подгруппы, соответственно листы с меньшим количеством бабочек — младшим детям.

При выполнении этого задания допускается любая помощь воспитателя, особенно она важна младшим детям- После того как дети выполнят задание, можно сменить стимульный материал, предложив им другие листы с бабочками.

Игра «Подбери по цвету»

Цель: Учить обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов; учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные», названия цветов; продолжать формирование простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Вариант 1

У каждого ребенка должна быть карточка (30x20 см), разделенная на шесть клеток (10x10 см) разных цветов: мелкие картонные силуэты игрушек - по одному каждого цвета.

Воспитатель говорит:

— Дети, мы будем играть в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у вас игрушки. Что это? (Показывает синий телефон.) Правильно, телефон. А это — что? (Показывает красный.) Правильно, тоже телефон. А чем они отличаются? (Держит телефоны рядом.)

Если дети затрудняются в ответах, воспитатель помогает.

— Они совсем одинаковые? А в чем разница? Правильно, один из них синий, а другой — красный, они отличаются по цвету.

Так же выясняются цвета остальных игрушек.

— А теперь подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна.

Прикладывает поочередно красный телефон к красной и синей клеточке и спрашивает детей, на какой из них телефон «спрятался». То же проделывает с синим телефоном.

Дети выполняют задание, воспитатель проверяет и оценивает результат работы.

Игра «Подбери по цвету»

Вариант 2

В данном случае необходим следующий материал: кукла; те же карточки-«коврики» для каждого ребенка; по две игрушки- силуэта каждого цвета, в том числе одинаковые игрушки разных цветов и разные игрушки одного цвета. Кроме картона, можно использовать и другие материалы (плотную ткань, пластмассу, пластилин и т.д.).

Воспитатель напоминает детям, что они уже один раз играли в игру «Подбери по цвету».

— Сегодня у вас такие же коврики, только больше игрушек, которые надо спрятать. На каждой клеточке спрячется по две игрушки. Подберите сначала красные игрушки и положите на красную клеточку, потом — оранжевые и так все остальные. Когда вы закончите, мы с куклой Таней посмотрим, как вы подобрали игрушки. В конце игры кукла Таня объясняет: «Сегодня вы подбирали игрушки по цвету, хотя они были совсем разные и из разного материала. Все очень хорошо играли, только сначала некоторые ребята ошибались, но потом они тоже все сделали правильно

Игра «Подбери по цвету»

Вариант 3

Для данного варианта игры нужно приготовить куклу, а также раздаточный материал для малышей: карточки-«коврики», по две-три геометрические фигуры каждого цвета разной формы, величины (используются разные материалы).

Воспитатель говорит:

— Дети, сегодня мы опять будем играть в игру «Подбери по цвету», только я вам раздала не игрушки, а фигурки разной формы. Разложите их по клеточкам коврика так, чтобы их не было видно. У вас есть по две фигурки одинакового цвета, на такую же клеточку вы их положите. Есть и по три фигурки одного цвета, значит, на такой же клеточке их нужно положить рядом. А теперь начинайте раскладывать, а мы с куклой Таней будем смотреть, что у вас получится.

Кукла Таня подводит итог.

Игра «Воздушные шары»

Цель: Познакомить с шестью цветами, развивать словарь: названия шести цветов спектра — «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый».

Для игры нужно приготовить фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона (15x0,5 см) шести цветов, шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см). Это ниточки и шарики. Каждому ребенку раздают: полоску белой бумаги с наклеенными цветными полосочками (ниточками) в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов. Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в игру «Воздушные шары».

— Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета.

Воспитатель берет один из шариков и прикладывает к ниточке того же цвета. После этого двое-трое детей по очереди « привязывают» остальные шарики и называют цвет каждого. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему, хвалит: «Вот как у Тани хорошо получилось: синий шарик привязан к синей ниточке».

Затем быстро раскладывается раздаточный материал (кружочки на подносах), и ребята самостоятельно проделывают ту же работу. Воспитатель проходит по рядам и помогает исправить допущенные ошибки.

 

ФОРМА, РАЗМЕР, ЦВЕТ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Игра «Кто что делает?»

Цель: Учить на основе сравнения и практических тренировок различать и изображать различные цвета и формы; развивать зрительное восприятие.

Для этой игры потребуются сюжетные картинки, на которых изображены люди и животные в действии. Например: девочка моет посуду,

кошка умывается, мама стирает;

заяц бежит, белка прыгает;

собака несет палочку, машина везет кирпич;

бабушка вяжет носки, мама шьет;

корова лежит, кошка спит;

девочка подметает пол, мальчик чистит ботинки;

бобер строит плотину, мастер чинит машину.

Воспитатель вывешивает сразу несколько картинок одной группы (они перечислены на одной строке). Дети их рассматривают.

Педагог называет, представленное на каждой картинке действие. После этого он задает вопросы детям относительно содержания этих картинок, побуждая дошкольников к активизации глагольного словаря. Например: «Что делает девочка?» Или: «Что делает кошка?» Когда один из детей ответит на вопрос, воспитатель просит изобразить пантомимой, то есть руками, мимикой, телом, это действие. Затем выставляются картинки другой группы. С ними проводится аналогичная работа.

 

 

Игра «Рыбки и медузы» (игра на формировании понятия «столько же»

Цель: Учить обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета предметов, учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные», названия цветов.

Для этого упражнения нужен фланелеграф и силуэты разноцветных рыбок и медуз, обклеенные с обратной стороны бархатной бумагой для закрепления их на фланелеграфе.

Воспитатель прикрепляет на фланелеграф двух рыбок и говорит, что у каждой рыбки есть подружка — медуза. Взрослый прикрепляет под каждой рыбкой по одной медузе такого же цвета и говорит, что он положил медуз столько же, сколько рыбок. После этого воспитатель спрашивает детей, какого цвета эти рыбки и медузы. Дети отвечают. Затем все рыбки и медузы убираются. После этого педагог просит выйти одного из детей и прикрепить красную, синюю и желтую рыбки. Потом вызывается другой ребенок, которого просят прикрепить столько же медуз (каждой рыбке по одной подружке-медузе красного, синего, желтого цвета). Другие дети называют цвета прикрепленных медуз.

После этого все картинки снова убираются.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят задание по нахождению такого же числа предметов, то есть пока не найдут для рыбок подружек-медуз.

Игра «Рыбки и аквариумы»

Цель: Научить понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами: «на», «под», «в», «около», «из», «из-под».

Для игры нужно приготовить два аквариума (большой и маленький) на ножках, дощечки, положенные на каждый аквариум, и несколько игрушечных рыбок разного цвета.

Сначала отрабатывается понимание предлогов, связанных со знакомой для ребенка ситуацией. Воспитатель просит одного из детей положить красную рыбку на маленький аквариум (то есть на дощечку), другого — положить желтую рыбку в большой аквариум, третьего — достать желтую рыбку из большого аквариума, четвертого — достать зеленую рыбку из-под маленького аквариума и т.п. Аналогичные задания должны выполнить все дети группы.

Затем производится дифференциация предлогов в — на, под — из-под, из — от, около — за: воспитатель каждому ребенку теперь дает уже по два задания, в каждом из которых используются предлоги дифференцируемой пары. Например: «Саша, положи зеленую рыбку за большой аквариум, а потом положи синюю рыбку около маленького аквариума».

После того как дети справятся с выполнением этого задания, педагог просит каждого дать ему ту рыбку, местонахождение которой он опишет, а затем назвать цвет рыбки. Например, взрослый просит: «Аня, принеси мне, пожалуйста, ту рыбку, которая лежит в маленьком аквариуме. Какого она цвета?» Все дети выполняют по две-три такие просьбы Если ребенок ошибается, воспитатель просит других детей помочь ему исправить ошибки или сам показывает, где лежит искомая рыбка.

Игра «Сложи дорожки» (работа с кубиками из набора «Сложи узор»)назвать, где один предмет, а где много. я. Цель: Учить определять название различных цветов, работать над умением дифференцировать различные цвета, опираясь на зрительные ощущения, то есть развивать зрительное восприятие.

Для этого упражнения потребуются игрушечный зайчик и наборы кубиков из игры Никитиных «Сложи узор». Их можно сделать самим: деревянные кубики, размером 3x3x3 см, раскрасить таким образом, как показано на рисунке. Таких кубиков в каждом наборе должно быть 16; для этого упражнения достаточно восьми кубиков для каждого ребенка.

Детям нужно сложить из кубиков дорожки разного цвета: белую и желтую.

Воспитатель показывает детям зайчика и говорит:

— Зайчик хочет побегать по дорожкам. Давайте сейчас сделаем зайчику из кубиков разные дорожки. Посмотрите на кубики: они раскрашены с разных сторон по-разному, но все кубики одинаковые. Если повернуть каждый из кубиков, то можно найти грань любого цвета. В какие цвета раскрашены ваши кубики? (Дети перечисляют четыре цвета.) Сначала сделаем зимнюю дорожку.

Какого цвета снег зимой? (Белого.) Правильно, значит, сейчас мы сделаем белую дорожку.

Воспитатель поворачивает кубики таким образом, чтобы сверху оказалась белая грань, и выстраивает их один за другим.

— Получилась ровная белая снежная дорожка. Зайчик может по ней пробежать. Сделайте и вы такие же дорожки, тогда зайчик пробежит и по вашим дорожкам.

Дети делают белые дорожки. Тем, кто быстрее других справился с этой задачей, воспитатель дает зайчика, которого ребенок проводит по дорожке.

— А теперь давайте и вы сами пройдите по этой дорожке (показывает, как можно пройти по ней двумя пальцами — указательным и средним, переступаем поочередно то одним, то другим).

Дети тоже шагают пальчиками по белой дорожке.

— Теперь наступило лето, снег растаял, зайчику захотелось побегать по теплому песку. Какого цвета песок? Правильно, желтого. Давайте теперь сделаем желтую дорожку.

Воспитателю уже не надо показывать, как строить дорожку, дети должны сами пытаться проделать работу, аналогичную построению белой дорожки. Если же они затрудняются, педагог показывает построение дорожки. Остальные действия те же, что и в первом случае.

 

 

 

Игра «Отыщи фигуру»

Цель: Учить детей обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов; учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные», названия цветов; продолжать формирование у детей простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Для игры каждому ребенку понадобятся наборы геометрических фигур разного цвета (красного, синего, желтого и зеленого), размера (большие и маленькие) и формы (круги, квадраты и треугольники).

Воспитатель сначала просит найти среди различных по цвету и форме фигур круги, затем треугольники, квадраты. Потом фигуры перемешиваются, и педагог просит детей найти все фигуры красного цвета, затем желтого, синего и зеленого цветов.

Фигуры снова перемешиваются, и дети теперь ищут маленькие фигуры, потом большие.

Если дети хорошо справляются с заданием, можно дать им попробовать найти фигуру по двум, а затем по трем признакам.

Например, описание фигуры с двумя признаками: красные круги (цвет и форма), маленькие треугольники (размер и форма), большие синие фигуры (размер и цвет). Примеры описаний фигур с тремя признаками: маленький желтый квадрат, большой зеленый треугольник и т.п.

Игра «Найди свое место»

Цель: Учить обращать внимание на цвет, форму и величину предмета, устанавливать тождество и различие признаков однородных предметов.

Для игры нужно приготовить снежинки разной формы и размера (по 5 снежинок каждой формы и размера) для прикрепления их на фланелеграфе.

Воспитатель прикрепляет на фланелеграфе четыре снежинки разной величины по порядку (слева направо), от маленькой к большой. Затем он показывает детям еще одну снежинку (самую большую) и просит одного из детей разместить ее в нужном месте (то есть справа от остальных).

После этого воспитатель проводит аналогичную работу со снежинками другой формы. Когда дети научатся размещать в нужном месте снежинки, которые больше других по размеру, им предлагается найти место самой маленькой снежинки в ряду других, а затем и место снежинок, промежуточной величины.

Игра «Размещение вкладышей, различающихся по величине и форме, в соответствующих отверстиях»

Цель: Учить обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Обращать внимание детей на форму и размер предметов. Учить сравнивать объекты с учетом двух свойств — величины и формы.

Для игры потребуются восемь-десять досок с отверстиями, вкладыши (по одному комплекту на ребенка) — большие и малые круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы.

Для выполнения задания дети объединяются по двое. Воспитатель составляет две доски вместе продольными сторонами. В одной имеются четыре больших и пять маленьких круглых отверстий, в другой — четыре больших и пять маленьких квадратных отверстий. Доски присоединяются одна к другой таким образом, чтобы отверстия одной величины располагались по диагонали. Так, если крайними правыми окажутся малые квадраты, то левее будут находиться большие квадраты, верхними левыми будут малые крути и верхними правыми — большие круги.

Составив доски вместе, воспитатель берет соответствующе вкладыши четырех разновидностей и обращает внимание детей на то, что сегодня у них новый, большой дом и есть много игрушек (вкладышей). Далее он поясняет, что все окна в домике можно закрыть, но сначала надо внимательно посмотреть: окна есть большие и маленькие. Воспитатель жестом показывает величину разных отверстий, затем объясняет, что окна отличаются не только по величине, но и по форме. Показывая на круглые отверстия, взрослый поясняет: «Вот такие, круглые». Продемонстрировав квадратные гнезда, подчеркивает: «А эти окошки вот такие, квадратные».

Далее взрослый подзывает к своему столу двух детей, предлагает им взять по любому большому вкладышу, отыскать подходящие окошки и закрыть их, затем просит маленькими вкладышами этой же формы закрыть соответствующие отверстия.

Игра «Отгадай, кто нарисован»

Цель: Развивать наблюдательность, активное внимание.

Для игры нужно приготовить картинки с фрагментарным или силуэтным изображением животных и знакомых детям предметов (10-20 картинок).

Воспитатель показывает малышам эти картинки, а они должны догадаться, что хотел нарисовать художник. Тот ребенок, который первым догадается о содержании картинки, получает приз — карандаш. Выигрывает тот, у кого за игру накопится больше карандашей.

Лучше, если педагог подготовит не одно, а несколько изображений каждого предмета (в разных стадиях создания рисунка), тогда, даже если дети не догадаются о содержании рисунка по первой картинке, им можно будет предъявить вторую или третью, на которых изображение уже близко к завершению.

Игра «Классификация по форме»

Цель: Учить сравнивать объекты с учетом двух свойств — величины и формы.

Развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться; учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Для этой игры используются пластиковые или деревянные геометрические фигурки различного цвета и формы (круг, квадрат, треугольник). Фигурки перемешиваются, а затем воспитатель предлагает детям выбрать из этого множества все круги. Дети ищут и выбирают круги. Эти круги складывают отдельно от других фигурок. Затем так же выбирают все треугольники, складывая их отдельно от кругов и квадратов. Педагог спрашивает детей, как называются те фигурки, которые остались (квадраты). Затем воспитатель просит взять круги и выложить из них червячков (или цепочки). Если дети затрудняются, он показывает, как это делается. После этого взрослый просит взять квадраты и построить из них башни, а затем взять треугольники и сложить из них волчок, или юлу.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: Формировать умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять. Учить точно выполнять инструкции воспитателя, развивать общую моторику.

Для данной игры нужен любой непрозрачный мешочек, в который могут уместиться игрушки, знакомые детям, кубики, пуговицы и другие предметы, узнаваемые на ощупь. Игрушки складываются в мешок, и детям предлагают, не глядя в мешок, взять рукой один из предметов и определить, что это за предмет.

Если ребенок правильно определит предмет, он берет его себе. Если неправильно, бросает его обратно в мешочек. К мешочку подходят все дети по очереди. Игра продолжается до тех пор, пока в мешке не кончатся все игрушки. Выигрывает тот ребенок, которому  удалось собрать больше игрушек.

 

Игра «Запомни порядок кружков»

Цель: Учить обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов; учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные», названия цветов; продолжать формирование простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов.

У меня есть кружки. Их много, полная шкатулка. Перед вами лежат кружки, и у меня есть кружки, эти кружки лежат в шкатулках. В каждой вашей шкатулке нужно расположить кружки в определенном порядке, так же, как у меня.

Каждому из детей раздают набор картонных кругов в коробке из-под конфет (2 красных, 2 желтых, 2 синих и, 2 зеленых).

У педагога должны быть карточки, на которых все круги расположены в определенном порядке. Педагог показывает одну карточку за другой, дети запоминают расположение кругов. Педагог убирает карточки, дети выкладывают круги в своих коробках.

Игра «Найди такую же деталь»

Цель: Учить определять название различных цветов; работать над умением дифференцировать различные цвета, опираясь на зрительные ощущения, то есть развивать зрительное восприятие. Закреплять умение детей сравнивать предметы по величине, осуществляя выбор из двух величин одинаковой формы.

В этой игре используются детали любого детского конструктора(«Лего», «Пилот» и др.). Важно, чтобы детали каждого цвета и формы были в нескольких экземплярах (их количество должно быть не меньше, чем число детей вместе с воспитателем).

Все детали перемешиваются и выкладываются на стол или на ковер. Затем педагог берет одну из деталей и просит всех найти такую же. Дети ищут детали конструктора, ориентируясь по форме и цвету, и дают найденные фигуры взрослому. Взрослый складывает эти детали отдельно и предлагает найти следующую фигуру. Игра продолжается до тех пор, пока не будут рассортированы все детали.

Можно усложнить игру. В этом случае детали, которые найдены детьми, не убираются, а кладутся обратно к оставшимся. Таким образом, детям приходится выбирать нужные детали не из убывающего раз за разом набора, а из одной и той же совокупности.

То есть сложность задания не уменьшается, как в первом варианте, а остается неизменной. Если используются детали конструктора «Лего», в конце игры можно предложить каждому ребенку выбрать любую группу деталей (то есть деталей одинаковой формы и цвета) и построить из них все, что они захотят и смогут. Их постройки должны состоять из одинаковых фигур, но даже из одинаковых деталей можно построить довольно оригинальные конструкции. Из полученных сооружений устраивается выставка. Конечно, педагог обязательно должен похвалить каждого стоителя за его архитектурное произведение.

Игра «Помоги куклам найти свои игрушки»

Цель: Учить обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов; учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные», названия цветов; продолжать формирование простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Для игры нужно приготовить восемь небольших кукол, одетых в однотонные платья восьми цветов, мячики и кубики восьми цветов (красные, синие, желтые, зеленые, оранжевые, фиолетовые, белые, черные).

Воспитатель поочередно в соответствии с последовательностью цветовых тонов в спектре показывает детям куклы в разноцветных платьях (красном, оранжевом, желтом, зеленом, синем, фиолетовом, черном, белом). Рассматривая вместе с детьми очередную куклу, педагог обращает внимание на красоту ее платья.

Куклы выстраиваются на столе воспитателя в радужный ряд. Куклы в белой и черной одежде находятся по краям. Черный цвет ярче оттеняет красный, а белый — фиолетовый.

Любуясь куклами, воспитатель поясняет детям, что у каждой куклы красивая одежда, а когда они все вместе, то так красиво, словно солнышко яркое светит и сияет радуга.

Затем взрослый говорит детям, что у каждой куклы есть свои игрушки: мячики и кубики. Но они все перепутались, и надо помочь куклам найти свои игрушки.

Воспитатель ставит на стол перед каждым ребенком по кукле и предлагает выбрать мячики такого цвета, какого цвета платье у куклы. Дети, сидящие за одним столом, выбирают мячики из общего материала. |

После того как все найдут мячики и положат их рядом с куклой, малышам предлагают отобрать из общего материала кубики.

В ходе игры воспитатель регулирует поведение детей, напоминая им, чтобы они не торопились, не хватали игрушки руками, а вначале внимательно смотрели на них, находили глазами нужные и только после этого брали их для куклы.

В конце игры педагог предлагает детям посадить всех кукол рядышком на столе, напоминая, что у каждой куклы есть свое место. Не называя цвет, воспитатель просит принести куклу то одного, то другого ребенка. Когда все куклы будут размещены в соответствии со спектральной последовательностью, взрослый предлагает детям принести для кукол вначале мячики, затем кубики.

Игра «Что изменилось?»

Цель: Учить обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов.

Для этой игры нужно приготовить карточки с изображением грибов разного цвета и размера.

Педагог объявляет детям, что сейчас грибы будут играть с ними в прятки. Воспитатель выставляет ряд картинок с разными грибами (4 картинки) и просит детей внимательно посмотреть на них и запомнить, какие грибы на них нарисованы.

Через несколько секунд воспитатель незаметно для детей меняет один из грибов на другой (например, вместо гриба с красной шляпкой ставит гриб с коричневой шляпкой) и спрашивает, что изменилось (какой гриб появился и какой был здесь раньше).

Сначала лучше менять цвет грибов, а потом — размер, так как изменение цвета детям заметить легче. Игра продолжается до тех пор, пока все грибы не поменяют цвет и размер.

 

В МИРЕ ЗВУКОВ

Игра «Где позвонили?»

Цель: Учить определять направление звука, развивать координацию движений и чувство ритма. Развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться;

стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы; развивать волевое внимание, а также внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Для игры нужны несколько колокольчиков (или дудочек, звоночков).

Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагается закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой.

Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит:

«Пора», — и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Игра «Найди игрушку»

Цель: Учить определять направление звука, развивать координацию движений и чувство ритма. Развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться;

стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы; развивать волевое внимание, а также внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Вариант I

Для игры нужна небольшая яркая игрушка или кукла.

Дети стоят полукругом. Педагог показывает малышам игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время воспитатель прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку.

По сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребенку, у которого за спиной спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. Когда игрушка будет найдена, водящим назначается другой ребенок.

Игра «Найди игрушку»

Вариант 2

Для игры нужна небольшая яркая игрушка или кукла.

Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети (или воспитатель) ему говорят:

Кукла Таня убежала,

Вова, Вова, поищи,

Как найдешь ее, то смело

С нашей Таней попляши.

Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают.

Ребенок находит куклу и пляшет с ней,

 

 

Описание материала: дидактическое пособие будет полезно для педагогов, родителей. Предназначено для детей младшего дошкольного возраста. Особенно актуально играть с детьми  осенью,  в процессе изучения темы «Овощи и фрукты».

Задачи: закреплять умение различать овощи и фрукты, правильно их называть, знать место произрастания, формировать сенсорные представления.

Процесс изготовления игры:

Сначала рисуем изображение овощей, фруктов на картоне белого цвета, затем вырезаем внутри – получаем трафарет.

Заготавливаем цветные прямоугольники 

Затем готовим коробку, в которой будет храниться дидактическая игра

Начинаем играть.

1 вариант игры

Дети раскладывают перед собой контуры овощей и фруктов, рассматривают их, называют, что изображено. Далее "раскрашивают" картинки, используя прямоугольники из картона разных цветов.

Затем называют раскрашенные овощи и фрукты:

зелёный огурец, красный помидор, жёлтая репка.

2 вариант игры

Сначала предложить «раскрасить» картинки.  Затем  предложить разложить их на 2-е группы, назвать одним словом (овощи или фрукты).

3 вариант игры

Найти овощи или фрукты, которые можно раскрасить в разные цвета. Предложить назвать, что получилось:

например, жёлтое яблоко, красное яблоко, зелёное яблоко.

Описание: дидактические пособия сделаны своими руками, нацелены на развитие мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера у детей младшего дошкольного возраста. В процессе игры совершенствуется координация движений, гибкость кистей рук, пространственное ориентирование, формируются понятия «вверху», «внизу», «справа», «слева». Согласно принципу интеграции образовательных областей, могут быть использованы педагогами при реализации образовательных областей, таких как: «Социализация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание». 

Процесс изготовления:

1. Взять фанеру. Выпилить нужного размера основу для игры прямоугольной формы.  

2. Натянуть на фанеру ткань. Обшить цветной тесьмой места видимых швов. 

3. Из разноцветных салфеток «Чистюля» сделать яркую аппликацию в виде любого животного, насекомого или героя из сказки, приклеить с помощью двойного скотча на основу.

4. Взять колечки от бутылок с растительным маслом или от коробок с соком. 

5. По определённому контуру прикрепить с помощью канцелярских гвоздиков или саморезов колечки. 

6. Просунуть цветной шнурок.

Игра-шнуровка «Черепаха»

Задачи:

-формировать у детей навыки шнурования по кругу;

- развивать координацию движений,

- мелкую моторику рук;

- способствовать усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"

Ход игры: воспитатель показывает ребёнку, как можно сделать красивым узор на панцире черепахи. Начать шнуровать предлагает от середины (шнурок на начале завязан бантиком). Затем постепенно продевать шнурок в последующие колечки, которые располагаются по кругу. Можно в ходе шнурования использовать такие термины, как «вниз», «вверх», «влево», «вправо». Затем предлагает выполнить шнурование ребёнку.

Игра-шнуровка «Бабочка»

Задачи:

- развивать тонкие движения пальцев обеих рук;

- подвести к умению шнуровать обувь (шнурование, завязывание шнурка на бант) ;

- воспитывать трудолюбие, усидчивость

Ход игры: воспитатель показывает ребёнку, как можно зашнуровать туловище бабочки. Можно шнуровать, начиная как сверху вниз, так и снизу вверх. Затем предлагает попробовать зашнуровать ребёнку

Дидактические  игры с песком для дошкольников

Описание работы: данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, которые работают с детьми среднего дошкольного возраста, а также родителям. Данная игра может быть использована в совместной игровой деятельности воспитанников и педагога, а также как часть непосредственно организованного образовательного процесса.

Задачи: Развивать воображение, мышление, прививать способность к анализу, тренировать логику. Учить детей владеть своими руками, развивать мелкую моторику. Воспитывать доброту, инициативу,  воспитывать усидчивость и терпение.

Для того что бы ваши занятия проходили успешно, интересно, взрослый должен тщательно к нему подготовиться: подобрать необходимый материал, подготовить подносы с песком, объяснить что рисовать можно пальчиком, палочками, объяснить, что после каждого рисунка поднос следует аккуратно встряхнуть, что бы поверхность опять стала ровной. И конечно нужно знать, что игры с песком должны проводиться под контролем взрослых.

Дидактические  игры с песком для дошкольников

Игры на подносе с песком: «Солнышко»

Выучить с детьми считалку. Приготовить поднос с песком. Нарисовать солнышко и семь лучиков.

Утром солнышко проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать –

Раз, два, три, четыре, пять

Можно провести беседу, назови похожие слова на слово «солнце»

Например: Солнечный, солнышко, солнечная,  подсолнух. Или на что похоже солнышко?

«Флажок»

Рассказать с детьми стихотворение Агнии Барто « Флажок» Предложить детям нарисовать флажок. Можно нарисовать много флажков.

Горит на солнышке

Флажок,

Как будто я

Огонь зажёг

 

 

«Рыбка»

Загадать загадку

В воде она живёт,

Нет клюва, а клюёт

Побеседовать, названия рыб, которые живут в реке или в озере (пресной воде) и рыб которые живут в море или океане (в солёной воде)

Запомнить название рыб: пресноводные рыбы – плотва, пескарь, лещ, щука, карп, сазан, сом.

Морская рыба – это сельдь, палтус, треска, лосось, акула. Можно предложить детям самостоятельно нарисовать разных рыб.

«Цыплята»

Рассказать стихотворение В. Берестова « Цыплята»

Куда-Куда? Куд- куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд - куда вас понесло!

Беседа. Кто как кричит? Что умеют делать цыплята?

Предложить детям нарисовать двух цыплят, сначала  рисуем большой кружок, а сверху маленький туловище и голова. Теперь рисуем ноги ,клюв, хвостик.

Можно поиграть в игру « Назови ласково»

Например: Курица – курочка, Гусь – гусёнок, Петух –петушок.

«Котик и козлик»

Рассказать и выучить с детьми стишок В. Жуковского « Котик и козлик»

Там котик усатый,

По садику бродит,

А козлик рогатый

За котиком ходит

Рисуем с детьми сначала котика, а потом козлика. Можно детям задавать вопросы:  Чем они похожи? Чем отличаются? Как рисовать котика: нарисовать овал большое, затем сверху круг – это туловище и голова. Теперь рисуем лапки и хвост. А козлика размером побольше – с длинными рогами, маленьким хвостиком.

«Мышка»

Загадать загадку.

Живёт в норке, грызёт корки.

Не большие ножки, боится кошки.

Рисуем мышку. Туловище у мышки овальное, головка вытянутая, длинный хвост. Можно придумать, слова похожи по звучанию на слово «мышка»

(книжка, шишка, мишка)

«Тучка»

Прочитать стихотворение В. Маяковского «Тучкины штучки»

Плыли по небу тучки.

Тучек четыре штучки:

От первой до третьей – люди,

Четвёртая была верблюдик.

К ним, любопытством объятая,

По дороге пристала пятая

От неё в небесном лоне

Разбежались за слоником слоник

И не знаю, спугнула шестая ли,

Тучки взяли все – и растаяли

И следом за ними, гонясь и сжирав

Солнце погналось – жёлтый жираф

«Жук»

Прочитать детя стихотворение

- Жук, жук пожужжи,

Где ты прячешься, скажи?

- Жу, жу,жу,жу

Я на дереве сижу

-Жук, жук, покажись!

Надо мною покружись!

- Жу, жу, жу, жу

Я летаю и кружу.

Напомнить, как рисовать жука. Тело у жука овальное, крылышки сложены, как два полукруга, нарисовать маленькую головку, а теперь дорисуем много лапок. Поговорить с детьми, где можно увидеть жука?

«Осьминог»

Прочитать стих Г. Сапгира

Восемь ног у осьминога

Говорит улитка:

- Много!

Восемь ног ему зачем?

Я б запуталась совсем!

На подносе с песком рисуем осьминога. Для этого сначала нарисуем круг, потом немного стираем низ и выравниваем верхнюю часть, получится шапочка, и рисуем длинные щупальцы.

Можно провести беседу. Где живёт осьминог? А кто ещё живёт в море?

Запоминаем с детьми морских обитателей: рыба, медуза, краб, кальмар, морская звезда.

И так мы можем подвести итог, что такие игры способствуют развитию предметной деятельности (улучшает сенсорное развитие детей), развивает тактильную чувствительность, такие игры учат детей владеть своДанные игры можно проводить и в ходе НОД, и на прогулке.

Игра  «ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Цель: учить детей называть диких и домашних животных, а также их детёнышей, классифицировать их, закрепить умение сравнивать, находить сходство и различие;

развивать речь; память, внимание; зрительное восприятие;

 воспитывать любовь к природе.

1 вариант игры:

Воспитатель предлагает детям взять  игрушку, назвать это животное и «поселить» там, где оно живёт. Если это дикое животное, то ребёнок ставит карточку возле ёлочки, а если домашнее возле дома.

2 вариант игры:

Воспитатель предлагает детям помочь животным. Необходимо найти малышей, которые потерялись. Дети работают парами. Один ребёнок берёт животное, второй ищет. Дети должны назвать животное и его детёныша.

Игра  «ЧЕЙ МАЛЫШ? »

Цель: закрепить знания о домашних и диких животных, их детенышей, кто как кричит; упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать умение соотносить  детенышей с большым животным.

Ход игры:

Воспитатель называет животное, а дети должны назвать детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

 

«ЧТО УМЕЮТ ДЕЛАТЬ ЗВЕРИ? »

Цель: расширять в сознании смысловое содержание слова; учить создавать самые разнообразные словесные сочетания.

Ход игры:

Дети превращаются в зверей. Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно, получает картинку с изображением животного.

- Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу и т. д. - Я собака, кошка, медведь и т. д

 «КТО ГДЕ ЖИВЕТ»

Цель: умение группировать животных на домашних и диких.

Ход игры:

Воспитатель ставит две модели- хозяйского двора и леса. Выбираются двое детей – один ищет и ставит домашних животных, другой – диких.

 «ГДЕ ЧЕЙ ХВОСТ? »

Цель: закрепить знания детей о частях тела животных.

Ход игры:

Воспитатель раздает детям карточки с изображением хвостов животных. Дети берут со стола карточку и подбирают соответствующее животное: волк, заяц, лиса, медведь и т. д.

 «КТО ЧЕМ ПИТАЕТСЯ? »

Цель: закрепить знания о животных.

Ход игры:

Дети подбирают  для животных соответствующую картинку: для кошки – молоко в миске, для собаки – косточка, для коровы – трава.

 «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель: учить подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Ход игры:

Воспитатель показывает  игрушку - животное, а дети должны назвать животное и подобрать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Заяц – зайчонок, зайчишка…

Волк – волчонок, волчок…

Корова – коровушка, коровка…

«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

Цель: дифференцировать домашних и диких животных по их основным признакам.

Ход игры: Перед детьми выставляются животные, дикие и домашние вместе. Дети должны определить, какое животное лишнее

- Коза, корова – домашние животные. Они живут рядом с человеком. Лиса – это дикое животное, она живет в лесу. Лиса – лишнее животное. И т. д.

 «КАКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИНОШУ»

Цель: закрепить знания о домашних животных, какую пользу они приносят человеку.

Ход игры:

Воспитатель называет домашнее животное, дети должны сказать, какую они приносят пользу. Правильно ответившему ребенку дается фишка. В конце игры фишки подсчитываются, называется победитель.и, тренировать логику.

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как заниматься 2-летним ребенком для развития мышления ,памяти и моторики ?

Постигать мир, общаться с окружающими, приобретать полезные навыки ребенок сможет посредством активных занятий, которые будут с ним проводиться. Основной целью таких занятий является развитие у ребенк...

План по самообразованию на тему: "Развитие логического мышления, посредством сенсорного развития"

Детство – самая счастливая  пора жизни человека. Дошкольник очень энергичен и активен. Его притягивает практически всё, он пытается многое узнать и понять. Ещё в раннем детстве закладываютс...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ .Понятие сенсорного развития.

Сенсорное развитие (чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к ...

Презентация "Сенсорное развитие – как основа умственного развития детей. Игры на развитие сенсорного восприятия".

 Одной из задач умственного воспитания ребёнка является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.   Познание начинается с чувств...

Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мышления, памяти и развитие речи через мелкую моторику рук у детей раннего возраста»

Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мышления, памяти и развитие речи через мелкую моторику рук у детей раннего возраста» Цель: показать методы и приёмы работы с детьми п...