Программа музея "Путешествие в мир кукол"
методическая разработка

Павлова Ольга Николаевна

Программа музея "Путешествие в мир кукол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_muzeya.docx61.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

начальная школа - детский сад п. Красная Горка

        Рыбинского района Ярославской области»

СОГЛАСОВАНО

Директор МОУ начальная школа-

детский сад п.Красная Горка

_____________И.В. Комарова

                                                                                   «___» __________ 2020 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по теме: «Путешествие в мир кукол»

для детей среднего, старшего и подготовительного к школе возраста, учащихся начальной школы

   Составитель : Павлова О.Н.

                         воспитатель группы старшего дошкольного  возраста

СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цель и задачи реализации Программы

1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы

1.4.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики. Характеристики особенностей развития детей среднего, старшего и подготовительного к школе возраста.

1.5.

Планируемые результаты освоения Программы, конкретизирующие требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей

РАЗДЕЛ II

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Разделы и экспонаты:

2.2.

Руководитель музея 

2.3.

Структура управления музеем

2.4.

Календарно-тематическое планирование

Содержание деятельности

Мероприятия с детьми и родителями

2.5.

Образовательная область

Методические приёмы

2.6.

Способы, методы и формы реализации программы

2.7.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

РАЗДЕЛ III

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Материально-техническое обеспечение

3.2.

Примерная сетка посещения мини-музея

РАЗДЕЛ IV

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

                                                         РАЗДЕЛ  V

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ

(ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ)

                                                         РАЗДЕЛ VI

СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

6.1.

Механизм оценки получаемых результатов

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

В современное время в дошкольном образовании идет интенсивное обновление педагогического процесса. Практически в каждой дошкольной организации происходят инновационные преобразования, связанные с внедрением новых программ, технологий, получение нового статуса, поиском эффективных моделей организации образовательной деятельности, ориентированной на объединение воспитания и обучения на основе социокультурных ценностей, принятых в обществе правил, норм в интересах человека, семьи, общества. Для формирования ценностных, социализированных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранилище социокультурного опыта.

  • Роль музея в формировании и социализации определяется его специфическими особенностями;
  • Музей – панорама человеческой жизни, раскрывающая общечеловеческие и личностные ценности (взаимопомощь, сочувствие, достоинство, самоуважение).
  • В музейных материалах представлены характеры и судьбы людей прошлого и настоящего, мотивы их поступков, модели их поведения, служащие ребенку культурными эталонами для подражания.
  • Экспонаты музея воспринимаются как продукты творческой деятельности человека, как результат его взаимодействия с окружающим миом, с другими, с самим собой в разных жизненных ситуациях;
  • В музее ребенок познает социальные явления и противоречия жизни, совершает внутренний акт самоопределения, изменения себя, соотнося свои взгляды, представления, ценности с нормами людей других эпох и культур, используя для этого социокультурный потенциал. В социально-личностном становлении ребенка значительная роль принадлежит искусству, которое организует духовный мир человека, определяет систему моральных и эстетических ценностей.
  • Создание музейной среды в дошкольной организации с помощью обучающихся и их родителей, социальных партнеров предоставляет уникальную возможность приобщения к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе любой интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями. Таким образом, на вопрос «Зачем это необходимо детям?» можно ответить следующее: музейная педагогика научит детей, и не только их, ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса, социализации личности.

Музейная среда и деятельность – это те механизмы, которые активизируют культурогенную память индивида, делая его наследником многовековой культуры, расширяя познавательные горизонты.

В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса, для выявления наклонностей и раскрытия личности.

Содержание проекта рабочей программы выстроено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «Детство». Комплексная образовательная программа дошкольного образования. Разработано в соответствии с ФГОС. Автор: БабаеваТ.И

1.2. Цель и задачи рабочей программы

Цель: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно - кукла в различном ее проявлении как промышленной, так и авторской.

Задачи:

  • Привлечение родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада;
  • Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
  • Обогащение предметно-развивающей среды детского сада;
  • Знакомство с историей и традициями на Руси; знакомство с особенностями народного быта;
  • Включение родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развитие познавательной активности детей;
  • Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;
  • Воспитание у детей интереса к культуре своих предков, культуре предков России и мира;
  • Патриотическое воспитание; художественно-эстетическое воспитание;
  • Воспитание у дошкольников основ толерантности; воспитание представлений о взаимосвязях разных культур.

1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса

  • Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
  • Принцип опоры на интересы ребёнка;
  • Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип последовательности;
  • Принцип сотрудничества и взаимоуважения;
  • Принцип интеграции;
  • Принцип вариативности и разнообразия;
  • Принцип безопасности;

При разработке и реализации программы использованы материалы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.

Особенности развития детей среднего дошкольного возраста (4-5лет)

Дети 4–5 лет всё ещё не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо и не надо себя вести.

Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном. Таким образом, поведение ребёнка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.

В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру. К 4—5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.

К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре.4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый .В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во весь случай ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображённых на предъявляемых ему картинках.

В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера.

Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответа в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребёнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной.

С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребёнка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребёнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.

В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.

Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети задумывают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения.

Компоненты основной образовательной программы, соответствующие структуре основной программы в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» - это учебный план и календарный учебный график.

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (5-7лет)

Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.

На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становится его высказывания.

Развивается общение как вид деятельности. Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая.

У детей этого возраста уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения. Ребенок овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств, 5 – 6-летний дошкольник может сдержать слезы, скрыть страх и т.д. Он усваивает «язык» чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций.

Конструирование, рисование, лепка – это наиболее свойственные дошкольнику занятия. Но в этом возрасте формируются и элементы трудовой деятельности, основной психологический смысл которой состоит в следующем: ребенок должен понимать, что он делает нужное, полезное для других дело трудиться. Приобретенные к пяти годам навыки самообслуживания, опыт труда в природе, изготовления поделок позволяют детям больше участвовать в делах взрослых. Старшие дошкольники могут переходить от выполнения отдельных поручений к выполнению постоянных обязанностей: убирать свой игровой уголок, поливать цветы, чистить свою одежду и обувь. Вместе с выполнением таких заданий к ребенку придут и первое познание радости собственного труда – дела, сделанного для общего блага.

Еще одна деятельность, элементы которой усваиваются в дошкольном детстве, - это учебная деятельность. Основная особенность ее состоит в том, что, занимаясь ею, ребенок изменяется сам, приобретая новые знания и навык и. В учебной деятельности главное – это получение новых знаний.

Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует увлеченно. Вместе с тем вообразить что-то намеренно, подключая волю детям этого возраста нелегко.  

Ведущим видом деятельности выступает сюжетно – ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции. Старший ребенок – дошкольник уже может сначала отобрать все предметы, необходимые ему для игры в доктора, а только затем начинать игру, не хватаясь уже в процессе ее то за одну, то за другую вещь. Наряду с сюжетно – ролевой игрой – ведущей деятельностью в дошкольном детстве – к концу дошкольного возраста у детей появляются игры с правилами: прятки, салочки, круговая лапта и др. Умение подчиниться правилу формируется в процессе ролевой игры, где любая роль содержит в себе скрытые правила. К концу дошкольного возраста у ребенка в игре формируются те качества (новообразования), которые становятся основой формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

На шестом году жизни у ребенка появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения. Это новое изменение в деятельности и ее целях называется произвольностью психических процессов и имеет решающее значение и для успешности последующего школьного обучения, и для всего дальнейшего психического развития. Ведь подчинение школьным правилам как раз и требует произвольности поведения. Это означает умение ребенка действовать в соответствии с каким – либо образцом (или правилом) и контроль им своего поведения. Именно в игре, при выполнении какой-либо роли ребенок, с одной стороны, следует образцу, а с другой – контролирует свое поведение. Взрослея, малыш учится организовывать сам себя. Поведение его как бы освобождается от игровой ситуации. Игры с правилами более содержательные у старших дошкольников. К шести – семи годам меняется отношение детей к нарушению правила. Дети все более строго относятся к точному следованию правилам игры. Они настаивают на ее продолжении, даже если она успела надоесть всем участникам. И находят в этой рутинной игре какое-то удовольствие.

В старшем дошкольном возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и чаще, все смелее и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать. Именно у детей 5-6 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!»

При переходе к старшему дошкольному возрасту отмечается особенно интенсивное развитие словесной памяти. Дети запоминают словесный материал почти так же хорошо, как наглядный. Работа со словесным материалом играет большую роль при обучении в школе, поэтому в старшем дошкольном возрасте следует обратить внимание и на развитие словесной памяти.

Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т.п.) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в нем.

К концу дошкольного возраста у ребенка начинает развивается понятийное, или логическое, мышление. Ребенок начинает интересовать не только те явления, которые он видел непосредственно перед собой, а обобщенные свойства предметов окружающей действительности. Детей интересуют причины и следствия в отношениях предметов, проявляется интерес к «технологии» их изготовления. Ребенок уже способен оторваться от непосредственно увиденного, вскрыть причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы. Постепенно расширяя представления детей об окружающем. Для развития познавательных интересов большое значение имеет собственное участие ребенка в самых различных видах деятельности.

К концу дошкольного возраста ребенок может уже довольно долго выполнять какую-либо деятельность, пока она ему интересна, не требует никаких внутренних усилий, основываясь только на непроизвольном внимании. Произвольность и опосредованность внимания в дошкольном возрасте достигается с помощью игр.

К шести годам жизни у ребенка достаточно сформирован механизм сопоставления воспринимаемой действительности и слова педагога, в результате чего понижается способность к внушаемости. Дети способны отстаивать свою точку зрения, понимать комические ситуации. По данным исследований, старшие дошкольники в характерных жизненных ситуациях самокритичнее, требовательнее к себе, чем младшие школьники в новой для них учебной деятельности. Важные изменения в личности ребенка связаны с изменением его представлений о себе (его образе – я) и осознанием отношений к нему окружающих.

Старший дошкольный возраст - это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Одновременно, он весьма благоприятен для формирования морального облика ребенка, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни.

Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста отличается еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Их отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее. Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая; формируются и элементы трудовой деятельности – навыки самообслуживания, труд в природе и др. Ведущим видом деятельности является сюжетно - ролевая игра, игра с правилами. В игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка заключается в появлении произвольности психических процессов – способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами – восприятием, вниманием, памятью и др. Происходит изменение в представлении о себе, его образе – я.

1.5. Планируемые результаты освоения программы.

  • ребенок проявляет интерес к настоящему и прошлому в мире;
  • ребенок проявляет любознательность по отношению к истории;
  • с удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием окружающего мира;
  • с удовольствием участвует в разных видах деятельности на материале народной культуры, в том числе праздниках, театральных постановках, проектах, выставках;
  • самостоятельно может рассказать об экспонатах, находящихся в музее;
  • - у детей должно появиться желание увидеть, услышать, пощупать, попробовать, а также совершить открытие и желание что-нибудь сделать своими руками для музея;

2. Содержательный раздел

2.1. Разделы и экспонаты:

         В музее представлены следующие разделы: «Куклы в национальных костюмах России», «Традиционные народные тряпичные куклы» ( куклы – обереги, обрядовые куклы, игровые тряпичные), « Куклы из глины», «Куклы из дерева»  (матрешки и городецкие куклы), «Куклы статуэтки», «Бумажные плоскостные куклы»,  «Театральные куклы».

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей и находятся в свободном доступе у детей. Коллекции находятся на полках экспозиционных стендов. На нижних полках  находится игротека - где собраны игры и атрибуты для игровой деятельности детей, журналы, дидактические игры, а также различные материалы для изготовления тряпичных кукол.

2.2. Руководитель музея: Павлова Ольга Николаевна –воспитатель группы старшего дошкольного возраста.

2.3. Структура управления музеем:

Общее руководство деятельностью музея осуществляет директор начальной школы-детского сада.

Координирует деятельность Музея заместитель директора ОУ по воспитательной работе.

Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом по образовательному учреждению.

 Текущую работу музея осуществляет Актив (совет) музея.

2.4. Календарно-тематическое планирование

Содержание деятельности

Мероприятия с детьми и родителями

Сентябрь

Вводная экскурсия «День рождения музея»

Цель: познакомить воспитанников и учащихся с экспонатами музея, понятием «кукла-игрушка», сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков . Развивать творческие и познавательные способности детей через приобщение к музейному искусству.

Консультация для родителей «Музей в ДОУ»

 Ответственный - руководитель музея Павлова О.Н.

Октябрь

Тематическая экскурсия

Знакомство с музейной коллекцией тряпичных кукол. «Куклы наших прабабушек».

Цель: знакомство с историей народной тряпичной куклы, с ее различными видами, воспитание интереса к народным промыслам, развитие творческих и познавательных способностей дошкольников;

- развитие коммуникативных способностей детей;

Просмотр презентации «Домашние обереги»

Мастер-класс  «Изготовление куклы-закрутки»        .        

Цель: приобщение детей к народной культуре через совместное творчество со взрослыми.

Ответственный – Павлова О.Н.

 Тематическая экскурсия: «Знакомство с народными промыслами».

Ноябрь

«Игрушки, придуманные природой», «Русская глиняная кукла»

Художественно - продуктивная деятельность: лепка «Дымковская красавица»,  изо-деятельность  «Русская матрешка».

Цель: знакомство с историей дымковской игрушки, формирование умения создавать узоры по собственному замыслу, знакомство детей с русской матрешкой.

Задачи:

- воспитание интереса к изделиям народных промыслов, уважения к труду народных мастеров;

-развитие эстетического восприятия, творческих способностей;

- воспитание нравственно-патриотических чувств, посредством знакомства дошкольников с русскими матрёшками ,интереса к народному быту и изделиям декоративно - прикладного искусства, фольклору России.

 Круглый стол для родителей «Использование кукол разных видов в игровой деятельности дома».

 Ответственный Павлова О.Н.

Декабрь.

НОД «Что носили в старину на Руси»

Знакомство с куклой ручной работы Марьюшкой в русском национальном костюме».

НОД  «История русского костюма. Роспись силуэтов русских красавиц»

Цель: знакомство детей с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; учить сравнивать, описывать, делать выводы; способствовать развитию речи; воспитывать интерес и уважение к русской культуре

Родительское собрание «Использование кукол разных видов в игровой деятельности дома».

Презентация «Знакомство с традициями народного костюма».

Январь

Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению обереговой куклы «Рождественский ангел» 

Предложить родителям создать альбомы «Народная игрушка», иллюстрации о декоративно - прикладном искусстве; Формировать знания, умения,  практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.

 Ответственный – Павлова О.Н.

Тематический вечер «Рождественские посиделки».

Тематическая экскурсия «История фарфоровых кукол».

Цели:

-  знакомство с историей возникновения кукол ; технологией изготовления фарфоровой куклы.

Театрализованный досуг по ознакомлению детей с обрядовыми куклами на Руси «В гостях у Марьи Искусницы»

Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.

На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

Февраль

Музейный урок «Куклы народов Мира».

Куклы – статуэтки (фарфоровые и керамичекие кулы)

Цель: знакомство с историей возникновения кукол; технологией изготовления фарфоровой куклы.

Совместная деятельность по ознакомлению детей с обрядовыми куклами на Руси «В гостях у Марьи Искусницы»

Цель: знакомство с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.

Задачи:

На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

Развлечение « В гости к куклам»

 Ответственные - воспитатели групп, руководитель музея.

Март

НОД Знакомство с куклами в национальных костюмах.

Цель:

 -  познакомить детей с куклами в национальных костюмах. Выяснить с детьми, что одежда каждой национальности имеет свои отличительные особенности.

- формировать  познавательные интересы к богатому наследию прошлого через знакомство с национальными костюмами;

Тематическая экскурсия праздник Масленицы».

Игровая программа «Первые лучики солнышка».

Апрель

 НОД Знакомство с куклами народов Мира.

Цель:

- знакомство с разнообразием кукол разных народов, национальными костюмами, орнаментом;

- формирование толерантного сознания, развитие  познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, воспитание дружелюбного отношения к людям разных национальностей.

 Ответственный – Павлова О.Н.

Презентация «Наряды народов России»

Тематическая экскурсия «Знакомство с куклами из различных материалов (резиновыми, бумажными, пластмассовыми)».

Презентация «Производство кукол на фабрике игрушек»

Май

День открытых дверей- к Международному Дню Музея.

    Ответственный – Павлова О.Н.

Фотовыставка « Я и моя кукла», «Куклы моей мамы».

Итоговый праздник куклы в музее «Волшебный мир, где правят куклы»

    Ответственный - Павлова О.Н.

2.5. Способы, методы и формы реализации программы:

Специально-организованная деятельность в форме занятий:

*занятия-экскурсии;

*обзорные занятия;

*занятия-диалоги.

*практический метод

Совместная деятельность ребенка и взрослого:

*музейные праздники,

*экскурсия-концерт,

*экспресс-выставки семейных коллекций;

*детские творческие работы в экспозиции музея,

*организация мини-музея в детском саду.

Самостоятельная, творческая деятельность ребенка:

*сюжетно-ролевые игры в «мини-музее»,

*дидактические игры.

  1. . Основные принципы построения программы:

- Возрастная адресность музейно-образовательной деятельности: педагогический процесс строится согласно возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников; педагог знает законы ближайшего развития, определяющие возможности детей, опирается на них при организации воспитательных отношений.

- Принцип гуманизации: принцип социальной защиты растущего человека, принцип очеловечивания отношений воспитанников между собой и с педагогами, когда педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав ребенка и уважения к нему.

- Диалогическое взаимодействие взрослых и детей в музейной среде: переход от монологической педагогики к педагогике диалога.

Программа предполагает проведение двух занятий в месяц во второй половине дня. Продолжительность занятий в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут. Общее количество занятий в год – 21.

Срок реализации программы: 2 года.

2.7. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

     В ходе реализации данной программы подразумевается активное участие    родителей. 

3. Организационный раздел

3.1. Материально - техническое обеспечение

В соответствии с ФГОС, материально-техническое обеспечение программы включает в себя;  оборудование, оснащение, помещения для проведения программных мероприятий; технические средства (аудио, видео; мультимедийный, проекторный, компьютерный экран), оборудование для проведения мероприятий.

Учебно-методический комплект:

Основная образовательная программа ДОО, комплексно-тематическое планирование, методические пособия для педагогов по темам мини-музеев, наглядно- дидактические пособия, электронные образовательные ресурсы,

положения о конкурсах, фестивалях, выставках; методические рекомендации и разработки; тематические и индивидуальные консультации.

4. Условия реализации программы

            Первыми для детей могут стать мини-музей «Игрушки-забавы» и музей декоративно-прикладного искусства (уголок дымковской игрушки в группе; русская горница; музей одного предмета – матрешки и т.д.). Коллекции художественно-образных игрушек, изделия народных мастеров и местных умельцев пробуждают у них интерес к фольклору, искусству быта и коллекционированию.

             Перед посещением музея дети слушают рассказы-предыстории о предметах быта, народного творчества, о произведениях; к примеру русскую народную cказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», рассматривая картину В. М. Васнецова «Аленушка».

             Путешествуя по экспозициям музеев, посещая выставки частных и семейных коллекций, дошкольники знакомятся с картинами, рукотворными изделиями, учатся собирать предметы красоты, приобщаясь к искусству коллекционирования.

              После городского музея проводятся занятия в мини-музеях ДОУ, на которых дети закрепляют свои впечатления. Они рисуют, лепят, конструируют и оформляют свои выставки и мини-музеи, приглашая гостей. Школьники с удовольствием выступают в роли экскурсоводов перед дошкольниками, перед сверстниками.

               После каждого занятия в мини-музее ДОУ дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно рассмотреть экспонаты, задать вопросы.          

               Все обозначенные выше положения являются общими принципами организации музейно-образовательной деятельности в детском саду и ее планирования.

               В процессе планирования своей работы педагог конкретизирует общие задачи Программы на каждый месяц с учетом продвижения детей, их промежуточных достижений. Он наполняет эти задачи содержанием, предусматривает формы работы и организацию предметной среды. Одни и те же задачи развития детей решаются на разном содержании. Последнее очень важно, поскольку только успешная реализация таких общих задач может привести к достижению показателей развития, заданных в Программе.

               Важно также планировать работу с родителями:  проводить целевые беседы, рассказывать о том, какие именно музеи и выставки Рыбинска целесообразно посетить с ребенком дошкольного возраста, какие учесть организационные аспекты такого семейного похода и взаимодействия с ребенком непосредственно в залах музея, например, доверить своему ребенку на какое-то время роль «экскурсовода». На активность педагогов родители, как правило, реагируют взаимной активностью.

                 Таким образом, соединение эмоциональных переживаний детей от посещения музея с ответными чувствами родителей начинает выступать реальной опорой для пробуждения отзывчивости на прекрасное и помогает более активному вхождению духовности в повседневный быт семьи.  

5. Знания и умения воспитанников (ожидаемый результат)

к шести годам ребенок :

- проявляет желание посещать музеи, с интересом рассматривает их экспозиции;

- понимает, что музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры;

- эмоционально воспринимает экспонаты, понимает художественное содержание доступных ему произведений;

- отвечает полным ответом на поставленные вопросы, способен к обобщениям и классификациям.

к семи годам ребенок :

- способен почувствовать красоту героических образов живописи и обаяние природы в пейзажах;

- дифференцирует объекты искусства по сюжетам, образам и средствам выразительности;

- может интерпретировать воспринимаемые произведения искусства и воплощать свои впечатления в изобразительной деятельности;

- владеет родным языком; умеет составлять самостоятельно рассказы об увиденном, услышанном на экскурсиях в музее, на выставке, на природе;

- способен к активной поисковой, исследовательской деятельности.

6. Система отслеживания результатов

Показатели оценки:

  • адекватная ориентировка ребенка в различных жизненных ситуациях, социальное благополучие воспитанника;
  • дети-экскурсоводы: сформированность обобщенного представления о предметах, явлениях, ситуациях; сформированность мыслительных процессов, основ эмоциональной, сенсорной культуры;
  • умение составлять самостоятельно рассказы об увиденном, услышанном на экскурсиях в музее, на природе;
  • способность детей к активной поисковой исследовательской деятельности.

На каком основании:

  • наблюдения музейного педагога;
  • наблюдения воспитателей;
  • обследования педагога-психолога; учителя-логопеда;
  • тематическая проверка .

Критерии эффективности:

Состояние игровой деятельности ребенка, его социальный опыт.

Эстетическая, сенсорная культура ребенка.

Уровень речевого развития.

Интерес воспитанника, его семьи к музеям, общественной жизни.

Интерес детей к истории своего города, уважительное отношение к сверстникам, взрослым, его окружающим, природе.

Степень овладения педагогическими основами музееведения.

Участие ребенка, его семьи в создании экспозиции в музее.

6.1. Механизм оценки получаемых результатов

        Дошкольное музееведение ставит своей целью формирование у детей личностного, эмоционального отношения к культурному наследию своей страны. Решает задачи формирования художественно-исторического мышления; основ эмоциональной, сенсорной культуры; развития речи, социальной сферы ребенка, художественного восприятия, понимания языка искусства.

        Важным компонентом проверки знаний, умений и навыков служит диагностика, определяющая индивидуально-психологические особенности личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития. Процедура диагностики состоит из сбора психодиагностической информации и постановки диагноза для последующих рекомендаций. Получить нужную информацию можно при длительном изучении ребенка (или детей) в условиях образовательного учреждения, а также при кратком обследовании с применением ряда методик, например беседы, серии игровых заданий, теста.

Уровень знаний может быть высоким, средним, низким.

      Высокий уровень – имеется определенный объем фактических основ музееведения, делаются попытки составлять самостоятельно рассказы об увиденном, услышанном на экскурсиях в музее, на выставке, на природе. Ребенок способен почувствовать красоту народных кукол, знает национальные праздники русского народа, традиции и обычаи. Может изготовить своими руками простейшую народную куклу.

     Средний уровень – знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только проявляет желание посещать музеи, с интересом рассматривает экспозиции, но и эмоционально воспринимает экспонаты, понимает их художественное содержание. Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, способен к обобщениям, классификациям. 

    Низкий уровень – ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания о музее; отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ; затрудняется в интерпретировании увиденного.

Список литературы

  1. Алиева Т. И., Антонова Т. В. И др. Программа «Истоки»:Базис развития ребенка-дошкольника. – М.: Просвещение, 2003.
  2. Дыбина-Артамонова, О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Уч.-метод.пособие. Самара, 1997.
  3. Дыбина, О.В. Что было до…:Игры-путешествия в прошлое предметов. М., 1999.
  4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 1998.
  5. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура: Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. М., 2003. .
  6. Морозова А. Н., Мельникова О. В. Музейная педагогика. Из опыта  методической работы. М.: ТЦ Сфера, 2007.
  7. Панкратова, Т.Н. Окружающий мир и музей. М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание и развитие детей среднего дошкольного возраста в театральной деятельности по программе «Кукляндия» с использованием нетрадиционных кукол.

"Кукляндия" -это волшебная страна, где дети играют с куклами, куклы оживают в их  руках, а дети ощущают себя волшебниками.Я представляю вам материал с использованием интересной технологии уч...

Дополнительная образовательная программа настольного театра кукол «Театр в чемоданчике»

Занятия детей в театральном объединение  развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят со множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, комму...

Тематическое планирование недели «В гостях у кукол: одежда» по программе «Истоки» (младшая группа)

Тема недели: «В гостях у кукол: Одежда»3 неделя ноября, младшая группа №28.Понедельник, «15» ноября 2021 г.ПИТАНИЕ.Закреплять умение: есть ко...

Тематическое планирование недели «В гостях у кукол: предметы домашнего обихода» по программе «Истоки» (младшая группа)

Тема: «В гостях у кукол: предметы домашнего обихода»2 неделя ноября, младшая группа №28Понедельник, «8» ноября 2021 г.есть аккуратно: есть котлету...

Программа кружка "Театр кукол"

Данная программа расчитана на работу с воспитанниками ДОУ в возрасте от 2 - до 4 лет...

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста"Театр кукол Сказка"

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Театр кукол Сказка" длядетей  от 3 до 7 лет....