Рекомендации родителям по воспитанию слабослышащего ребенка
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Васильева Нелли Андреевна

 

Уважаемые родители!
Проблема раннего обнаружения нарушения слуха у детей очень важна, и ей уделяется огромное значение. Однако, после выявления нарушения слуховой функции у ребёнка, перед родителями стоит вопрос, что же делать дальше? Как воспитывать и обучать своего ребёнка?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям

по воспитанию слабослышащего ребенка

https://schakiryanova-mdou11.edumsko.ru/uploads/34400/34342/section/732054/.thumbs/vospitatel_.jpg?1517563303

 Уважаемые родители!
Проблема раннего обнаружения нарушения слуха у детей очень важна, и ей уделяется огромное значение. Однако, после выявления нарушения слуховой функции у ребёнка, перед родителями стоит вопрос, что же делать дальше? Как воспитывать и обучать своего ребёнка?

Очень часто родители детей с нарушением слуха жалуются на плохое поведение своих  детей: ребенок капризен, упрям, непослушен, устраивает истерики, всего боится. Обучать и развивать ребенка из-за этого поведения сложно. Поэтому очень важно научиться вести себя с ребенком так, чтобы помочь ему справиться с проблемами поведения.http://zvezdakomi.ru/media/cache/f7/31/4f/f4/1e/33/f7314ff41e3390587a07318993a54cd9.jpg

Действительно, многие глухие дети выглядят более непоседливыми, упрямыми. Это связано с тем, что они не слышат речи взрослого, которая помогает им понять, что можно, а что нельзя, научиться искать оценку взрослых своим действиям. Если слышащий малыш, заинтересовавшись чем-то, попросит маму показать и объяснить «что это?», то глухой ребенок будет стараться сразу потрогать предмет. Он не понимает объяснений словами. Если родители не понимают этого и все время оттаскивают его от разных интересных вещей, то любознательный малыш будет проявлять упрямство. Глухой малыш чаще боится, потому что не слышит речи других людей и не понимает, что происходит. А его истерики возникают нередко потому, что он не понимает, за что его наказывают. Многих конфликтных ситуаций можно избежать если уметь правильно общаться с ребенком, учитывая его особенности. 

Вот несколько советов по воспитанию малышей с нарушенным слухом:  

1.      Справляемся со сверхактивностью

  • Учите малыша понимать простые фразы и требования слухозрительно в сопровождении с жестом. Используйте выразительные мимику, голос, жесты,поощряя правильные («Молодец», «Хорошо», «Красиво») и осуждая неправильные действия ребенка («Ай-яяй», «Нельзя»). Чем быстрее малыш начнет понимать мимику, речь слухозрительно и на слух, тем меньше он будет нуждаться в непрерывных действиях, чтобы знакомиться с окружающими предметами и общаться с людьми.
  • Регулируйте режим дня и тщательно его придерживайтесь. Распорядок, повторяясь день за днем, помогает ребенку понять, что происходит и что ему нужно делать в определенное время. Это уменьшает его беспокойство.
  • Успокаивайте ребенка вечером — успокаивающая теплая ванна, стакан теплого молока с ванилью, успокаивающая музыка, пробежка вокруг дома (для старших детей).
  • Подумайте, не предъявляете ли вы к ребенку противоречивые требования? Ссоры между родителями, избалованность, ревность к брату или сестре может быть причиной такого поведения.
  • Используйте двигательную активность в «мирных» целях. Например, ребенок не хочет убирать игрушки — сделайте из этого соревнование «Кто быстрее и больше уберет игрушек».
  • Играйте с ребенком в подвижные игры. Особенно хорош гимнастический комплекс — шведская стенка, качели и пр. Это позволит малышу использовать энергию для развития крупной моторики, координации движений, что ему так необходимо.

Если все это не помогает, проконсультируйтесь с неврологом — повышенная двигательная расторможенность может быть следствием нарушений нервной системы (органического поражения мозга, минимальной мозговой дисфункции). Возможно, ребенок нуждается в неврологическом лечении.  

2.      Приучайте ребенка  к порядку и дисциплине

  • Соблюдайте строгий режим дня. Режим помогает ребенку понять, что ему нужно делать в определенное время. Ребенок чувствует себя увереннее, более послушен.
  • Постоянным должно быть и ваше хорошее и спокойное отношение к ребенку — он должен быть уверен в вашей любви.
  • Приучайте ребенка к дисциплине — соблюдению общепринятых правил поведения, но учитывайте возможности малыша. Малыш до 3 лет не может сдерживать своих чувств. Если он испытывает гнев, сердится, то он бросает игрушки, царапается, кусается, кричит. Если вы будете делать то же самое, он будет считать, что так и нужно себя вести. Надо просто отвлечь его внимание чем-то другим.
  • Запрещайте малышу только тогда, когда вы уверены, что он понимает что вы ему запрещаете
  • Вы должны быть уверены, что то, что вы запрещаете, надо запретить.  Иначе ребенок почувствует вашу неуверенность и не послушается.
  • Запретов не должно быть много, но если вы запрещаете, то должны быть последовательны. Если вы не уверенны в том, что следует запрещать, а что можно разрешать, посоветуйтесь со специалистом, другими родителями

3.      Что делать с агрессивностью, упрямством, истериками

  • Прежде всего, надо подумать о возможной причине и попытаться ее устранить. Причиной агрессивности у малыша может быть ревность по отношению к брату или сестре, ему кажется, что родители любят и обращают на них больше внимания. В более старшем возрасте ревность возникает потому, что брат слышит, а он нет, и значит, брату легче общаться с родителями. Не сравнивайте их друг с другом в отрицательном тоне («он хороший, а ты ведешь себя плохо»). Старший, слышащий ребенок тоже может ревновать — ему кажется, что они только и занимаются малышом, а о нем забыли. Очень важно привлечь старшего ребенка к занятиям и заботе о малыше и не забывать о проявлении любви к старшему ребенку. Агрессивность может быть также способом привлечения внимания, если малыш чувствует, что родители его отвергают или не обращают внимания. Некоторые дети проявляют агрессию (могут ударить, укусить человека, бросить в него что-либо, бросить игрушку на пол и т. п.), если им что-то или кто-то не нравится. Никогда не реагируйте смехом на агрессивное поведение ребенка по отношению к другим людям, животным или игрушкам, хотя иногда внешне эта ситуация может выглядеть немного комичной. Ребенок воспринимает ваш смех как одобрение, и его агрессивное поведение будет повторяться.

4.       Надо ли наказывать малыша?

  • Сначала попробуйте устранить причины плохого поведения в соответствии с советами 1, 2, 3. В большинстве случаев их соблюдение значительно уменьшает проблемы с поведением ребенка.
  • Наказывайте как можно реже. До 2 лет наказывать бесполезно. До 3 лет физические наказания недопустимы.
  • Причина наказания должна быть понятна ребенку.
  • Наказание применяется сразу после проступка, иначе ребенок забудет, что он сделал не так, и не поймет, почему его наказывают.
  • Наказание должно быть естественным. Если ребенок разрисовал стены фломастером — уберите фломастер. Когда даете ему фломастер, дайте большой лист бумаги и порисуйте вместе с ним.
  • Физические наказания не желательны. Вспомните: вас наказывали? Вам это нравилось? Вам это помогло? А что бы вам помогло?
  • Если вы не думаете наказывать ребенка, не угрожайте ему, это снижает эффект.
  • Не наказывайте ребенка лишением любви. Любовь и защищенность- главные потребности ребенка в раннем возрасте, их отсутствие вызывает агрессию.
  • Наказывать малыша редко более эффективно. Частые наказания перестают оказывать действие.
  • Подумайте: почему я часто наказываю ребенка? Может, у меня слишком высокие требования? Может, я вымещаю на нем свои злые чувства? Почему он стал агрессивным, упрямым?

http://detsad-253.ucoz.ru/_pu/13/77698009.jpg

Используемая литература:

И. Королева, П. Янн «Дети с нарушениями слуха». - СПб.: Издательство КАРО, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слабослышащий ребенок

Один ребенок из тысячи рождается со сниженным слухом. C возрастом число слабослышащих детей увеличивается — сказываются перенесенные болезни или лечение препаратами, вредно действу...

Результат первичного обследования слабослышащего ребенка 6 лет

Речевые дефекты у позднооглохшего ребенка 6 лет....

Основные методы обучения и воспитания слабослышащих детей

Основные методы обучения и воспитания слабослышащих детейНачиная воспитывать и обучать ребенка с нарушением слуха, родители должны сделать самый ответственный выбор - выбор методики обучения. От вашег...

Организация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада

Я продолжаю верить, что если детям предоставить необходимые инструменты для достижения успеха, они преуспеют даже за пределами своих самых смелых мечтаний! (Дэвид Виттер)...

Особенности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога со слабослышащим ребенком дошкольного возраста

В статье рассказывается об опыте работы педагога-психолога со слабослышащим ребенком...

Ложь. Причины лживого поведения. Рекомендации по воспитанию правдивого ребенка

​​Нужно знать, что детская ложь не проявляется неожиданно и сама по себе. Ребенок учится лгать так же, как всему остальному. То есть у нас, взрослых. И воспитывают, убеждают ребенка не только слова, с...

Рекомендации по воспитанию гиперактивного ребенка

Информация для родителей в формате буклета на тему воспитания гиперактивных детей...