"Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка"
проект (старшая группа)

Юлия Васильевна Ташкина

«Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»

Научные современные исследования показывают, что талант и одаренность закладываются еще в дошкольном возрасте. В каждом ребенке есть талант, но добьется он успеха или нет, во многом будет зависеть от того, как он использует свою одаренность.

       Детство – очень важный период в жизни каждого человека. И от того, как прошло детство в решающей степени, зависит каким станет сегодняшний малыш.

          В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»

Научные современные исследования показывают, что талант и одаренность закладываются еще в дошкольном возрасте. В каждом ребенке есть талант, но добьется он успеха или нет, во многом будет зависеть от того, как он использует свою одаренность.

       Детство – очень важный период в жизни каждого человека. И от того, как прошло детство в решающей степени, зависит каким станет сегодняшний малыш.

         В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

 Актуальность и перспективность заключается в том, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

 Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели ДО, и ставит перед собой цель развитие личности дошкольника, его творческих способностей.

Создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что, театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Цель: Формировать и совершенствовать коммуникативные умения и навыки детей через вовлечение их в театральную деятельность.

 Для реализации своей педагогической идеи, развития творчества и знаний детей, я поставила перед собой следующие задачи:
 Образовательные:
1.Изучить и проанализировать положения, лежащие в основе работы над данной проблемой.
2.
 Формировать у детей умение передавать мимикой, позой, жестом свои эмоции.

Развивающие:
1.Развивать в детях самооценку и уверенность в своих способностях. 

2.Развивать и совершенствовать все стороны речи: чистое произношение всех звуков, расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь.

Воспитательные: 

1.Воспитывать дружеские взаимоотношения.

2.Воспитывать навыки театральной культуры.

3.Умение работать в коллективе, индивидуально, доводить начатое дело до конца.

Оздоровительные:

1.Укреплять здоровье детей, использую, здоровье-сберегающие технологии;

 2.Благотворно и положительно влиять на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.

3.В основе моей педагогической работы я применяю принципы, которые направляю на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию детей:

- принцип поэтапности (переходим от простого к сложному)

- принцип наглядности (развиваю у детей образную память)

- принцип индивидуализации (учитываю темперамент, характер ребенка)

- принцип сравнения (ищем новые варианты, новые техники и материалы)

- принцип связи с реальной жизнью

Ведущая педагогическая идея опыта  

Ведущая педагогическая идея моего опыта  разработана на основе ФГОС, которая направлена на  создание условий  формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

ЦЕЛЬ: способствовать формированию творческой личности; 

развивать речь и коммуникативные навыки у детей; создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе, приобщить детей к театральному искусству, театрализованной деятельности.

 Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. Поэтому педагог обязан:

  • создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);
  • приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
  • создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Новизна опыта работы:

Новизна и своеобразие  моего педагогического опыта в том, что я использую театрализованную деятельность не только в форме развлечений, праздников,  игр - драматизаций, но в нетрадиционных формах работы с детьми, которую раскрыла в проектной деятельности. Конечно, в условиях работы детского сада нельзя требовать создания большого, сложного спектакля, который по силам профессионалам, это и не возможно, и не нужно. Пусть это будет маленькая сказка, показанная на доске фланелеграфа, небольшая сценка, разыгранная с помощью детских игрушек, или короткий спектакль театра картинок, теневого театра. Важно, чтобы такие показы проводились систематически и при этом использовались все виды кукольного театра.   

Технология опыта:

Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

В процессе обучения детей театральной деятельности перед воспитателем встают две основные задачи: во-первых, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, и, во-вторых, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействие тем, о ком он услышал.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

 Наиболее в развитии театрализованной деятельности я использую следующие формы и методы работы:

  • чтение и рассказывание сказок;
  • серии занятий по сказкам;
  • заучивание пословиц, стихов;
  • НОД по изо-деятельности: лепка, аппликация, рисование;
  • дидактические игры: «Узнай сказку», «Узнай героя», «Хорошо – плохо», «Добро – зло», «Волшебные рукавички», «Найди пару», «Кто я?»
  • сюжетно – ролевые игры: «Волшебная палочка», «Ковёр – самолёт».

подвижные игры: «Вежливый ручеёк», «У медведя во бору», «Кривое зеркало», «Солнечные лучики», «Волк во рву», «Хитрая лиса», «Кот и мыши», «Не оставайся на земле», «Ловля обезьян», «Лесные пятнашки».

  • игры – драматизации: инсценировка «Лучшие друзья», «Теремок», « Под грибом», «Изобрази героя», игровая ситуация «Что я умею», пантомимическая игра «Угадай , кого встретил щенок?», игра-имитация «Угадай, кто просился под грибок»
  • оформление альбома с детскими рисунками «Добрые герои сказок»;

проблемные ситуации «Как бы ты поступил?»;

  • игры – беседы «Если бы у тебя была волшебная палочка», «Если бы ты попал в сказку», «Мои поступки», «Какие они сказочные герои?»;
  • консультации для родителей;
  • посещение кукольного театра, библиотек;
  • литературные праздники, викторины.

  Объект исследования:  Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры.

Предмет исследования: приобщаю детей к формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание воспитанников. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Гипотеза исследования: Развитие речи ребенка и его эмоциональное благополучие в театрализованной деятельности будет развита, если будут созданы следующие условия:

  • В группе будет создана богатая предметно – развивающая среда;
  • Разработана система занятий;
  • Дети комфортно будут чувствовать себя в детском саду;
  • Работа будет проводиться в тесном контакте с родителями.

Распределение театрализованной деятельности по возрастным группам:

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.

В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Вначале это будут короткие инсценировки, например, портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми.    Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.

В средней  группе ребёнок постепенно переходит:

 - от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;

 - игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;

 - игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);

 - создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.

Театрально - игровые этюды и упражнения по «Угадай, что я делаю», положительно влияют на развитие психических качеств детей: восприятия, ассоциативно - образного мышления, воображения, памяти, внимания. В ходе такого перевоплощения происходит совершенствование эмоциональной сферы; дети мгновенно, в рамках заданного образа, реагируют на смену музыкальных характеристик, подражают новым героям. Импровизация становится основой работой на этапе обсуждения способов воплощения образов героев, и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Развивается режиссёрская игра. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.

В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.

Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины.

Конспект ОД включает в себя следующее содержание театрализованной деятельности в образовательный процесс

 Беседы с детьми.

  • Совместные наблюдения.
  • Рассматривание сюжетных  картин,  иллюстраций, изображений.
  • Чтение художественных произведений.
  • Задания по тестам.
  • Темы окружающей  нас действительности.
  •  Литературные темы (которые включают в себя сказки, стихотворения, малые фольклорные жанры, рассказы, загадки, потешки).

 Теоретическая база опыта.

  1. «Детство» - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Научные редакторы: Т.И.Бабаева, А.Г. Гогобиридзе, З.А.Михайлова.
  2. «Мы в Мордовии живем» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования. Авторы: О.В.Бурляева, Л.П.Карпушина и др.
  3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 
  4. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
  5. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., «Театрализованные игры в детском саду» М., 2000
  6. Михайлова М.А., «Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы» Ярославль, 2002.
  7. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения.
  8. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».
  9. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.
  10. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой.
  11. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников.

      На занятиях  с применением театрализованной деятельности в образовательном процессе  я использую следующие методы и приемы:          

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
  • упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

 Непременными условиями формирования театрализованной деятельности в работе должны быть:

  • индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
  • особенности его эмоционально-личностного развития;
  • интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • возрастные и полоролевые особенности.
  • единства социально-эмоционального и когнитивного развития;
  • насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
  • постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
  • наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
  • совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

 Анализ результативности.

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности, я добилась положительных результатов в работе по данной теме. Дети понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, с удовольствием рассказывают знакомые литературные произведения, охотно вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, с удовольствием участвуют в инсценировках.

Была намечена и проведена большая работа с родителями – это создание уголка театрализованной деятельности. Родители приносили сшитые своими руками костюмы сказочных героев, атрибуты для театра. 

Проводились совместные с родителями и детьми праздники, развлечения и викторины по литературным произведениям. Главной целью этой работы является – сблизить родителей и детей через совместную деятельность. 

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

  • насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
  • постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
  • наличия интересных и эффективных методов и приёмов работы с детьми;
  • совместное участие в данном процессе детей и педагогов.  

 Адресные рекомендации по использованию опыта.

Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка разместила на сайте:

https://ds-2-staroshaygovo.nubex.ru/  

1. «Мой театральный уголок»

2. Драматизация  русской народной сказки    «Теремок»

3."Мишка в гости к нам пришел!"

4. Проект «Круглый, словно шар земной – Не соскучишься со мной»

https://nsportal.ru/sokorova-yuliya-vasilevna 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка

«Театрализованная деятельность в детском саду».Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность ...

План саморазвития по теме: « Театрализованная деятельность – как средство развития креативной личности ребенка»

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности...

План самообразования воспитателя средней группы Исаевой Ю.Е на 2018-2019 учебный год на тему «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА».

АктуальностьВ динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ  ДОУ, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи образования...

"Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка" Методическая разработка

Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка" Методическая разработка...

Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка (работа по самообразованию)

1. Актуальность темы. Современному обществу необходимы люди, готовые к принятию и созданию принципиально новых идей. Таких людей называют креативными. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ...