Консультация для педагогов ДОУ "Как бороться с психоэмоциональным напряжением?"
консультация

Профессия педагога связана с повышенным уровнем ответственности, самоотдачи и самоконтроля, а значит и с высокой психоэмоциональной нагрузкой. Если долго находиться в состоянии эмоционального напряжения, можно очень быстро прийти к профессиональному выгоранию и полному разочарованию в своей работе. Расскажем, как этого не допустить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_ped_kak_borotsya_s_psihoemots_napryazheniem.docx205.77 КБ

Предварительный просмотр:

Как бороться с психоэмоциональным напряжением?

Консультация для педагогов

Профессия педагога связана с повышенным уровнем ответственности, самоотдачи и самоконтроля, а значит и с высокой психоэмоциональной нагрузкой. Если долго находиться в состоянии эмоционального напряжения, можно очень быстро прийти к профессиональному выгоранию и полному разочарованию в своей работе. Расскажем, как этого не допустить.

Что такое эмоциональное напряжение?

C:\Users\User\Desktop\Tehniki-snyatiya-emotsionalnogo-napryajeniya-dlya-vospitateley001.jpg

Само по себе эмоциональное напряжение  — нормальное психофизиологическое состояние, которое позволяет человеку демонстрировать адекватные эмоциональные реакции на внешние и внутренние раздражители. Например, если перед человеком встает нестандартная задача или ему что-то нужно сделать в условиях дефицита времени, организм мобилизует силы и резко повышает умственную и физическую активность.

Кратковременное эмоциональное напряжение не вызывает проблем с физическим и психическим здоровьем. Но воспитатели часто находятся в нем на протяжении всего дня, а иногда не могут вернуться в нормальное состояние и по окончании смены. В этом случае напряжение сначала переходит в яркие отрицательные эмоции (включая гнев). На следующей стадии эмоциональные реакции, напротив, угнетаются – человек испытывает постоянную тоску, апатию, усталость, подавленность. Запущенные случаи эмоционального перенапряжения приводят к развитию неврозов, профессиональному выгоранию, развитию психосоматических расстройств.

Из-за чего у педагогов возникает эмоциональное выгорание?

Чаще всего причинами эмоционального напряжения у воспитателей становятся проблемы во взаимодействии с воспитанниками – дети нарушают дисциплину, вступают в конфликты, подвергают себя и окружающих опасности. Эта проблема особенно актуальна для начинающих специалистов, при работе в переполненных группах по 20-40 человек, при отсутствии помощников.

Нередко причиной эмоционального перенапряжения воспитателя становятся конфликты с коллегами – разногласия во взглядах на педагогическую деятельность, непродуманные требования и нововведения, увеличение нагрузки и ее несправедливое распределение, излишний контроль.

Негативно сказываются на эмоциональном состоянии воспитателя конфликты с родителями детей. Причем одинаково стрессовым получается и общение с семьями, которые не занимаются с ребенком, и с теми, кто излишне опекает своего малыша и постоянно вмешивается в работу сотрудников ДОУ.

Помимо проблем в общении с окружающими к эмоциональному выгоранию приводят разочарование в выбранной профессии и конкретном месте работы, неудовлетворенность заработной платой, низкий социально-психологический статус воспитателя.

Симптомы эмоционального перенапряжения

  • Физические проявления: чувство постоянного утомления, усталости, истощения, проблемы со сном, невнимательность, рассеянность, психосоматические расстройства.
  • Психологические проявления: негативное отношение к работе, чувство вины, напряженность, раздражительность, беспокойство, тревожность, апатия, пессимизм, гнев, неуверенность в себе, плаксивость, обидчивость.
  • Поведенческие проявления: неприязнь к профессиональным обязанностям, отсутствие желания общаться с людьми, стремление к уединению, эмоциональная отстраненность во всех сферах жизни.

Что делать педагогу, чтобы не прийти к профессиональному выгоранию? Техники профилактики и снятия эмоционального напряжения

Чтобы снизить уровень психоэмоциональной нагрузки, рекомендуем:

  • Нормализовать режим дня и перейти к здоровому образу жизни. Сон меньше 8 часов в сутки, неполноценное и нерегулярное питание, отсутствие прогулок на свежем воздухе ослабляют организм, не дают ему полноценно сопротивляться стрессовым ситуациям. Поэтому для профилактики эмоционального перенапряжения обязательно нужно привести в порядок свой режим дня, в том числе сон и питание.
  • Менять деятельность для эффективного отдыха. Если постоянно заниматься одним и тем же, прокручивать в голове неприятные ситуации, эмоциональное напряжение усиливается и грозит срывами и выгоранием. Поэтому после работы, в выходные, в отпуске старайтесь не заниматься профессиональными задачами, не проводить время за компьютером или у телевизора. Переключайтесь на любую другую деятельность, которая приносит пользу и удовольствие – общайтесь с семьей и друзьями, ходите в гости, посещайте музеи и театры, читайте художественную литературу, уделяйте время хобби, гуляйте, занимайтесь тем, что вам нравится.
  • Использовать техники релаксации. Выбирайте то, что подходит для расслабления именно вам. Это могут быть медитации, музыко- и звукотерапия, цветотерапия, рисуночные методики, например, арт-раскраски, дыхательная гимнастика, ручной творческий труд. Многим помогают ванна с ароматной пеной, баня, СПА-процедуры, массаж.
  • Физическая нагрузка. Любая физическая активность уравновешивает эмоции, стабилизирует психологическое состояние. Не обязательно ходить в спортзал или бассейн, можно 2-3 раза в неделю гулять или бегать в парке, заниматься дома по видео-урокам (много уроков от тренеров доступны бесплатно на YouTube — вы сможете попробовать разные варианты и выбрать самые подходящие для вас).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Создание условий для психоэмоционального благополучия как фактора психического здоровья ребёнка с ОВЗ.

В данной консультации раскрывается вопрос создания безопасных социально-психологических условий для психоэмоционального благополучия ребёнка с ОВЗ...

Консультация для педагогов "Как бороться с детскими капризами"

Многие педагоги часто сталкиваются в своей работе с капризами детей. Это стало своего рода «бичем» XXI века....Давайте вместе разберемся в понятии "каприз", причинах его возникно...

Консультация для педагогов и родителей " Весенняя депрессия. Как бороться с весенней депрессией"

Настроение угнетенное, постоянно хочется спать, работа утомляет, а дома нет ни сил, ни желания чем-либо заниматься. Нет, это не лень, это проявления весенней депрессии.Отчего возникают депрессивные со...

Консультация для педагогов «Как бороться со стрессом в период самоизоляции»

В настоящее время мы сейчас находимся в состоянии «информационного заражения», когда люди склонны разжигать тревогу друг в друге. Информация, поступающая от одних людей к другим, влияет на...

Консультация для педагогов «Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников»

Консультация для педагогов «Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников»...

«ФОРМИРОВАНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ДОУКАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

Впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога, нацеленный на повышение качества образования.  В документе указаны профессиональные компетенции педагога  дошк...

Консультация для педагогов "Деструктивное поведение ребенка.Как с ним бороться"

Помщь воспитателям в работе с детьми с нарушением поведения...