«ФОРМИРОВАНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ДОУКАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»
методическая разработка

Впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога, нацеленный на повышение качества образования.  В документе указаны профессиональные компетенции педагога  дошкольного образования (воспитателя),   отражающие специфику работы на   дошкольном уровне образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_09.04.2021.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

РМО 09.04.2021г.

1

«ФОРМИРОВАНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ДОУКАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ  КАЧЕСТВА

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

2

Последние изменения в дошкольном образовании касаются практически всех функций образовательных процессов  и, в первую очередь,   профессиональной деятельности  педагога. Впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога, нацеленный на повышение качества образования.  В документе указаны профессиональные компетенции педагога  дошкольного образования (воспитателя),   отражающие специфику работы на   дошкольном уровне образования.

Дошкольное образование, в отличие от образования на других возрастных этапах развития, рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми.  

3

Современное образование характеризуется активнымв ключением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приёмов взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.

Педагогу необходимо быть компетентным, т.е. обладать значительным набором знаний, умений и навыков в области педагогики и психологии для успешной работы с детьми; - также педагог должен обладать своего рода педагогической «зоркостью», а именно уметь замечать сдвиги в развитии ребенка, даже малейшие, уметь предвидеть перспективу и динамику дальнейшего развития и становления личности ребенка;

4

Профессиональная компетенция педагога – способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач. (Профессиональный стандарт педагога)

  Уровень компетенции педагогов должен определяться их способностью решать сложные непредсказуемые ситуации.Совершенствование  педагогической компетенции воспитателей ДОУ  - это целенаправленный процесс, ориентированный  на профессиональное развитие педагогов,  формирование необходимых качеств   в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним, как профессионалам.

               Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

5

Профессиональная компетентность педагога включает в себя:

  • систему теоретических знаний педагога и способов  их применения в конкретных педагогических ситуациях,
  • ценностные ориентации педагога, а так же
  • интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к системным областям знанийи др.).

На слайде

Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

  • образовательной;
  • учебно–методической;
  • социально–педагогической

6

На слайде

Образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

  • осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:

  • знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
  • умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой

7

На слайде

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

  • планирование  образовательной работы;
  • проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:

  • знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
  • умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
  • владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления»,  формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

8

На слайде

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

  • консультативная помощь родителям;
  • создание условий для социализации детей;
  • защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

  • знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
  • умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

9

В профессиональном стандарте педагогазаявленыновые компетенции педагога:

  • Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
  • Участие в разработке Программы развития ДОУ;
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования (адаптированные образовательные программы);
  • Освоение русского языка  детьми, для которых он не является родным;
  • Готовность учить всех без исключения детей: работа с детьми, имеющими проблемы в развитии  (ОВЗ), детьми-инвалидами, другими социально запущенными и социально уязвимыми детьми, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Необходимость совершенствовать   свою  профессиональную компетенцию обусловлена современными требованиями, а они таковы, что полученных однажды знаний недостаточно. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт «Образование для всех,   образование через всю   жизнь…».                                                                                

10

Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

На слайде

  • и самое главное - самообразование, являющееся составной частью системы непрерывного образования,  связующим   звеном между базовым образованием и периодическим  повышением  квалификации.

Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой, пополнять и расширять свои знания? Педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет. Это обязывает каждого специалиста, независимо от полученного образования, заниматься самообразованием

11

Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая  самой личностью, приобретение систематических знаний в какой-либо области (педагогический словарь).

Критериями самообразования являются:

                   -эффективность профессиональной деятельности,

                   -творческий рост педагога,

                   -внедрение новых педагогических технологий в  образовательный процесс.

Только путём самообразования и  творческих поисков педагог  придёт к своему мастерству.  Сформированность  профессиональной компетенции даст  возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, быть конкурентоспособными,а главное, повышать качество дошкольного образования.

12

Таким образом, современный воспитатель – это:
- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

Хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогики, постоянная работа над собой - вот необходимые условия достижения педагогом высокого профессионального мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...

Слайдовая презентация к консультации«Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»

Показ слайдовой презентации, сопровождающий консультацию "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования",-одно из условий эффективного проведения и усвоения ма...

Статья "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса."

       Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения....

Консультация для воспитателей Тема: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из харак...

Консультация для воспитателей Тема: «Формирование и повышение профессиональных компетенций воспитателя как необходимое условие качества образовательного процесса»

Становление новой системы дошкольного образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способный...

Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса.

Современному педагогу необходимобыть профессионально компетентным,творчески активным, конкурентноспособным, уметь позиционироватьсебя в условиях дошкольногоучреждения, на муниципальном, областном ивсе...

Консультация для воспитателей "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса"

Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Не развивающийся педагог никогда не воспита...