ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРЫ РУССКОГО И БАШКИРСКОГО НАРОДОВ
статья

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются методические особенности проведения работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников средствами этнокультуры русского и башкирского народов. Повышение внимания к духовно-нравственному воспитанию требует совершенствования форм и методов работы с детьми в этом направлении. Проведенный анализ современного педагогического опыта в данном направлении позволил выявить условия духовно-нравственного воспитания школьников и разработать Программу по духовно-нравственному воспитанию младших школьников средствами этнокультуры русского и башкирского народов. Были определены и апробированы формы работы педагога и семьи по усвоению детьми духовно-нравственных ценностей.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Нигаматуллина Л.Т. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРЫ РУССКОГО И БАШКИРСКОГО НАРОДОВ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 4(174). URL: https://sibac.info/journal/student/171/240769 (дата обращения: 16.02.2022).

Скачать:


Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются методические особенности проведения работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников средствами этнокультуры русского и башкирского народов. Повышение внимания к духовно-нравственному воспитанию требует совершенствования форм и методов работы с детьми в этом направлении. Проведенный анализ современного педагогического опыта в данном направлении позволил выявить условия духовно-нравственного воспитания школьников и разработать Программу по духовно-нравственному воспитанию младших школьников средствами этнокультуры русского и башкирского народов. Были определены и апробированы формы работы педагога и семьи по усвоению детьми духовно-нравственных ценностей.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России формулирует главную цель российского общества и национального образования – воспитание детей и молодежи, ориентированное на овладение их основными национальными ценностями и духовными традициями [1].

Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свое Отечество, свою малую родину, свой народ, не может быть решена без приобщения к духовным богатствам своего народа. Таким образом, этнокультура является традиционным этническим средством формирования личности.

«Этнокультурная компетентность - качество личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, которые реализуются через навыки, умения и образцы поведения и способствуют эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию» [2].

Актуальность проблемы разработки педагогических условий для духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами этнокультуры русского и башкирского народов повлекла за собой выявление противоречий:

– на социально-педагогическом уровне между социальным заказом общества в воспитании высококвалифицированных и нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными личными качествами и недостаточным вниманием педагогов к использованию средств этнокультуры для духовно-нравственного воспитания детей;

– на научно-методическом уровне между значительным потенциалом средств этнокультуры русского и башкирского народов в духовно-нравственном воспитания школьников и недостаточной разработанностью методического сопровождения данного процесса в практике современного начального образования.

Анализ актуальности и противоречий определили проблему исследования: каким должно быть содержание программы работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников средствами этнокультуры разных народов?

В муниципальном образовательном учреждении «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа» п. Ишалино Аргаяшского района Челябинской области активно ведется работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся младших классов. Особое внимание уделяется организации праздников и мероприятий: календарных, фольклорных, обрядовых. В центре внимания

- семейный уклад жизни, обряды и обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти;

- костюм;

- история России в произведениях древнерусской литературы и устного народного творчества;

- история родного края;

- работа ансамбля звуковых инструментов;

- связь со школьным центром «Играй гармонь».

Знакомство с музыкой и пением, искусством и ремеслами русских, башкир, мордвы и татар, отражающими любовь к родине, семье и Отечеству, позволяет молодому поколению приобщиться к ценностям родного края.

На основании проведенного констатирующего эксперимента был сделан вывод о необходимости разработки форм работы педагога и семьи в формировании духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе. Основными критериями духовно-нравственного воспитания младших школьников, по нашему мнению, являются его убеждения, моральные принципы, ценности, а также действия по отношению к родственникам и знакомым. Отсюда следует, что духовно-нравственные качества младших школьников следует рассматривать как нормы, правила и требования морали, которые применяются как собственные взгляды, убеждения и мотивы поведения.

Анализ современного педагогического опыта духовно-нравственного воспитания школьников позволил выявить условия духовно-нравственного воспитания младших школьников и разработать Программу работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников средствами этнокультуры русского и башкирского народов.

Нами были определены и апробированы формы работы педагога и семьи по усвоению детьми духовно-нравственных ценностей.  Формирующая работа была направлена на глубокое изучение истории края, традиций народа, родословной своей семьи, норм поведения на каждом этапе обучения.

Программа первого года знакомит первоклассников с темами следующих трех лет: человек и природа; человек и семья; человек и родина. Знакомство с народной культурой вводит нравственные и эстетические ценности своего народа.

Во втором класссе учащиеся знакомятся с изменениями в природе в связи со временами года, устанавливают связь между жизнью человека и природой, знакомятся с представлениями наших предков об окружающем мире, воплощённые в обрядах, обычаях, устном народном творчестве, предметах быта.

В третьем классе учащиеся знакомятся с устройством крестьянского дома и двора, все, что окружает человека, село, деревня. Тема «Жизнь человека в доме и мире» знакомит с понятием «Семейное древо». В центре внимания семейная жизнь, ритуалы, обычаи, которые сопровождают человека от рождения до смерти.

В четвертом классе учащиеся знакомятся с разнообразием культурных традиций России и культуры своего края. Изучают образ русского человека через историю своей семьи. Тема «Родина - Отечество святое» дает возможность  познать историю России в устном народном творчестве через образ городов России и  историю родного края.

Изучение каждой изучаемой темы осуществляется по ключевым вопросам, которое проходит в форме викторин, выставок, театрализованного праздника.

Исходя из полученных результатов, после проведенных нами занятий, представления детей о Родине, а именно: история, традиции, национальные и культурные особенности, нормы и правила поведения, значительно расширились. Уровень сформированности духовно-нравственных качеств учащихся начальной школы изменился в лучшую сторону, т.к. что количество детей с высоким уровнем духовно-нравственной подготовки увеличилось на 45%.

Таким образом, полученные результаты показывают эффективность программы работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников средствами этнокультуры русского и башкирского народов.     Духовно-нравственное развитие детей может быть полноценным только в единстве школьной, внешкольной, семейной и общественно-полезной деятельности. Это требует создания в школе особого нравственного уклада жизни для учеников, учителей и родителей.

 

Список литературы:

  1. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 23 с.
  2. Этнокультурные традиции народов России: многомерность, многомерные компетенции: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. канд. пед. н., проф. С.А. Бронникова. – М. : Бирск, БФ БГУ, 2012. – С.68-73.
  3. Сандабкина, Т.Б. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений младших школьников/ Т.Б. Сандабкина //Вестник Бурятского государственного университета. - 2013, - №15. - С.154.
  4. Ульянова, О.Н. Современные подходы, принципы к построению образовательного процесса в начальной школе/ О.Н. Ульянова -  http://net-edu.ru/node/7261(дата обращения: 01.12.2021).

    Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
    Нигаматуллина Л.Т. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРЫ РУССКОГО И БАШКИРСКОГО НАРОДОВ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 4(174). URL: https://sibac.info/journal/student/171/240769 (дата обращения: 16.02.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Духовно- нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях русского и бурятского народов"

Статья "Духовно- нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях русского и бурятского народов"...

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей по средствам ознакомления с русским народным творчеством

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14342790","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС.

Душа каждого человека  - зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли он, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно- нравственн...

План по самообразованию «Воспитание духовно - нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и дет...

План по самообразованию «Воспитание духовно - нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и дет...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников по средствам традиций русской народной культуры.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 11 Выборгского района Санкт-Петербурга     Перспективный план работы  по самообразованию...