Духовно-нравственное воспитание дошкольников по средствам традиций русской народной культуры.
рабочая программа (младшая группа)

Васькина Виктория Михайловна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 11 Выборгского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

Перспективный план работы  по самообразованию

Васькиной Виктории Михайловны

                                Воспитатель второй младшей группы         

Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников по средствам традиций русской народной культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2023 год

Культура каждого народа не бесценна и не забыта. Она должна развиваться и включаться в современную жизнь подрастающих поколений. Народная культура донесла до наших дней древние традиции, которые не должны быть стерты современной массовой культурой.

Без исторической памяти – нет традиций,

Без традиций - нет культуры,

Без культуры - нет воспитания,

Без воспитания - нет духовности,

Без духовности - нет личности,

Без личности - нет народа как исторической личности.

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда актуальна, именно поэтому данная тема стала для меня интересна.

Детей дошкольного возраста приобщать к народной культуре, лучше всего через народные праздники, традиции.

 Дети знакомятся с народными традициями, а затем вносят полученные знания, опыт в свою ежедневную деятельность. Мудрость народной культуры делает их более осведомленными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает, готовит их к будущей жизни.

Воспитывать уважение к окружающим, желание помочь. Умение раскаиваться в плохих поступках, мириться, учить ласковому отношению к животным - поможет ознакомление с русскими народными песнями, сказкаи, пословицами, хороводами, играми.

Цель работы по самообразованию:

- Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей по средствам народных традиций и творчества.

- Развивать устную речь ребенка, обогащать его словарь изучая русские народные песни, пословицы.

- Сформировать у детей представления о семейных и народных традициях, народных праздниках.

- Воспитывать у детей любовь и интерес к народной  культуре, народному творчеству, обычаям, народным играм, использовать в работе все виды фольклора ( сказки,  песни, потешки, пословицы, былины, поговорки, загадки).

Задачи работы по самообразованию:

1. Изучение  учебной, справочной и научно-методической литературы по данной теме.

2. Подготовить предметно - пространственную, развивающую среду в группе (картотеки, д./игы).

3. Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях дома и детского сада.

4. Повысить уровень педагогической  компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников.

5.Разработать тематический проект по духовно-нравственной направленности.

6. Участие в вебинаре по  духовно-нравственной  направленности.

7. Представить спектакль по русским народным сказкам «Заюшкина избушка».

Методы работы:

-Игровой метод.(д/игры).

-Наглядный метод (предметы старинные)

-Практический метод (театрализованная сценка)

Этапы работы :

1. Информационно-диагностический:

- сбор информации в соц.сетях

- изучение методической литературы;

2. Творческий:

- разработка картотек, д./игр по данной теме

- театрализация по русской народной сказке

3. Итоговый

- диагностическое обследование детей в процессе наблюдения;

- итоговое совместное мероприятие с детьми и родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план  работы по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Методическая работа

Формы работы

2023-2024г. Работа с детьми.

Форма отчета

Изучение и подбор литературы.

Диагностика с целью определения уровня знаний

детей по теме.

 

Сентябрь

 

Октябрь

Список использованной

литературы.

Вебинары, семинары по данной теме.

Создание предметно-

развивающей среды.

В течении года

Наличие картотеки игр по народному творчеству, дид./ игры

Изучение наглядных предметов(деревян.ложки)

 Развитие устной речи ребенка, обогащение его словаря.

В течении года

Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

Беседы о трудолюбии и лени на примере пословиц и поговорок;

Оформление альбома «Русский народный костюм» при участии родителей.

«Начинаем готовиться к празднику.

«Новый год у ворот »

 

Ноябрь - Декабрь

«К нам гости пришли» с/р игра

(Кукла в русском костюме); Разучивание колядок, игр к празднику;

Презентация для детей «Новый год на Руси» Творческая выставка детских работ

Сравнение игрушек (картинок) русского Николы и Санта – Клауса – чем похожи и в чем отличие;

Изучаем русские традиции

«Русский самовар и чаепитие на Руси.»

Январь -Февраль

Конкурс рисунков «Рождественская сказка»

Беседа с детьми «Кто любит чай в семье, когда пьют, как, какой и т. д»

Рассматривание коллекций чая;

Народные промыслы «Хохломские узоры»

 

 

Март

Создание мини-музея «Народные промыслы» Игра – путешествие « В музее  народного творчества»

Мастерим подарки для мам.

Великий праздник-Пасха

Апрель -Май

Знакомить с народным обрядовым праздником

Пасхой, ее обычаями, традициями. Ввести в

словарь новые слова и их значение. Развивать

творческие способности. Воспитывать уважение к

народным традициям

Работа с родителями

Совместный просмотр семейных фотографий, рассказы о родственниках

В течении года

Фотоотчет.

Конспекты консультаций.

Совместный просмотр семейных фотографий, рассказы о родственниках.

Октябрь

Рассказы детей о семье, развиваем речь.

«Вечера долгие, руки умелые, головушки умные»

Ноябрь - Декабрь

Подарки и поздравления мамам к Дню Матери

Мамина школа «Волшебный лоскуток»

Папки-передвижки дляродителей: «Украсим нашу группу» (привлечение родителей к украшению группы, изготовлению атрибутов для новогоднего праздника

 

«Пришла волшебница зима»

Зимние забавы

Масленица

Январь -Февраль

 

«Ждем весну. Готовимся к Масленице»

 

Март - Май

Фоторепортаж «Я и моя мама»

Консультация: «Посеешь привычку – пожнешь характер»

 

Отчет по самообразованию

Май 2024 г.

 

 

Список используемой литературы : 1. Бойчук И. А., Попушина Т. Н. Ознакомление детей младшего и среднего

дошкольного возраста с русским народным творчеством. – 2-е изд., испр. –

СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2013. – 352 с.

2. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским

народным творчеством. Подготовительная к школе группа. Перспективное

планирование, конспекты занятий, бесед. – СПб.: ООО ««ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2013. – 416 с.

3. Лыкова И.А., Шипунова В.А.Народный календарь. ОСЕНЬ (книга для

педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.- 96 с.

4. Лыкова И.А., Шипунова В.А.Народный календарь. ЗИМА -

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

Дошкольному детству принадлежит основополагающая роль в развитии духовности ребёнка, освоении социо - культурных норм и национальных культурных традиций.  В современной жизни мы все меньше ...

Опыт работы по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"

Считаю, что новизна моего опыта заключается в следующем:- использование интерактивных форм, методов и приемов, которые сделают  русскую  народную культуру для ребят и родителей по-настоящему...

Результативность опыта по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"

На результативность моего опыта по патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к русской народной культуре оказывают влияние следующие факторы:Ø пространственно-развивающая среда в группе...

Проект на тему: «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»

Проект направлен на:1.Знакомство детей с русскими народными праздниками, которые отмечают в разные времена года. 2.Формирование представления о традициях народных праздников, в которых фокусируются на...

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)

Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»...

Проект " Духовно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения к русской народной культуре"

ПРОЕКТДуховно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения к русской народной культуре...