Игры для детей с глубокой умственной отсталостью
материал

Иванова Любовь Геннадьевна
Игривые упражнения для двигательно-моторной, зрительно-слуховой, коммуникативной и тактильной стимуляции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnye_igry.docx78.19 КБ

Предварительный просмотр:

        

Игры для детей с глубокой умственной отсталостью.

  1. Игра  « Щикатушки» ( стимуляция тактильных ощущений)

Цель: Развитие тактильных ощущений обучающегося, стимулируя его реакции на прикосновения.

Взять руку ребенка и пощекотать: 
Здесь пень (запястье),
Здесь колода (локоть),
А здесь ключевая водица (подмышки).

2. Игра: «Пальчики»  ( двигательно – моторная стимуляция)

Цель: Развитие  мелкой моторики.

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
- Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца. 

3. Игра: « Работа»  ( стимуляция тактильных ощущений)

 Цель: Развитие тактильных ощущений обучающегося ,стимулируя его реакции на прикосновения.


Ивану Большаку – дрова рубить.
Ваське-Указке – воду носить.
Мишке Среднему – печку топить.
Гришке Сиротке – кашку варить.
Крошке Тимошке – песенки петь,
Песенки петь и плясать.
- Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот. 

  4. Игра: «Флажок» (двигательно – моторная стимуляция)

Цель:  Учить держать флажок, фиксировать и действовать с ним.
Я в руке флажок держу.                                                                                             И ребятам им машу.
Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижаты друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони от себя. Помахать «флажком».

5. Игра: «Зайка барабанщик» (зрительно- слуховая стимуляция)

Цель:  Развитие зрительного и слухового внимания)                                              Трам -пам-пам, трам –пам-пам –                                                                                             Зайка бьёт в барабан.                                                                                                          Трам -пам-пам, трам –пам-пам –                                                                                             Кто бьёт в барабан?

Учитель произносит стихи ,показывает движения с игрушкой, бёт в барабан, двигая его в разных направлениях. Воспитанник следит за действиями педагога.

6. Игра: «Кто у нас любимый» (коммуникативная стимуляция)

Цель: помогать узнавать своё имя; развивать эмоциональную сферу.

Ребёнок лежит на спине, лицом к взрослому.

Кто у нас любимый?  (Погладить руки ребёнка.)                                                          Кто у нас счастливый? (Погладить ноги ребёнка)                                                           Женечка (имя ребёнка) счастливый!                                                                              Женечка (имя ребёнка) любимый!                                                                               Погладить всё тело ребёнка.

7. Игра: «Пирожки»  ( двигательно – моторная стимуляция)

Цель: Развитие  мелкой моторики.

У печи, печи, печи-
Испечем мы пироги.                                                                                             Ладушки, ладушки                                                                                                   испекли оладушки.
- Ладошками имитировать движения лепки пирожков и оладушек.

8. Игра: « Весёлые пальчики»  ( стимуляция тактильных ощущений)

 Цель: Развитие тактильных ощущений обучающегося,  Мелкой моторики; стимуляция его реакции на прикосновения.


Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.
- На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.

 9. Игра: «Кисель» (стимуляция обонятельной чувствительности)

Цель: Развитие обонятельной чувствительности.                                                           Тили-тили, тили-тель                                                                                                     Варим вкусный мы кисель.                                                                                                               С апельсинами для Сашеньки (нюхаем апельсин),                                                                                     А с лимонами для Лисоньки (нюхаем лимон)

Круговыми движениями руки  имитируем  размешивание, совместно с ребёнком.

 10. Игра:  «На лошадке ( двигательно-моторная стимуляция)

Цель: Активизировать мышечный и вестибулярный аппарат.                                         Педагог, удерживая ребёнка за спину и плечи, качает его на своих коленях вверх – вниз.                                                                                                                                   На лошадке скок- поскок                                                                                                             Скачет маленький ездок.                                                                                                         Через рощу, через бор,                                                                                                                          Через поле , через двор!                                                                                             Движения взрослого ускоряются.                                                                                              Вот конюшня, вот сарай…                                                                                                       Тпру – у! Приехали… Слезай.                                                                                        Движения замедляются до полной остановки.

Используемая литература:

  • Е.А. Савельева «Солнышко на ладошке», Пальчиковые и жестовые игры для детей от 0 до года, Москва 2012 г.
  • Е. А. Савельева «Весёлые лошадки», Стихотворные игры для детей 2 – 3 лет, Москва 2013 г.

 

Разнообразные  игры.

Игра "Нету!"

Вам понадобится

  • мягкие разноцветные игрушки
  • коробка
  • Простыня, полотенце или ткань

   1.Возьмите несколько мягких разноцветных игрушек и положите их в корзину так , чтобы малыш их не видел.

   2. Достаньте одну игрушку из коробки и покажите их малышу. Держите игрушку поближе к своему лицу и разговаривайте с ребенком, привлекая его внимание.

   3. Когда малыш будет рассматривать игрушку, накройте её тканью.

   4. Скажите ему: "Нету!"

   5. Подождите пару секунд, затем быстро снимите ткань с игрушки и радостно воскликните:"А вот и она!"

   6. Повторите с разными игрушками.

 

   После того как вы спрятали игрушку несколько раз, уберите ее. Понаблюдайте за тем, как ребенок на это отреагирует. Затем опять покажите ему игрушку. Чтобы заинтриговать малыша, прячьте игрушки в разных местах.

   Если ваш малыш расстраивается, когда игрушка исчезает, прячьте ее медленно, чтобы он мог ее видеть.

 

Игра "Смотри"

   Эта игра хороша тем, что ребенок учится держать голову (В моем случае ребенок начал держать в 1,5 месяца, а в 2 уже уверенно).

   Для этого вам понадобятся яркие игрушки (где-то 10) .

   Расставьте на верхний уровень (полка, горка, стенка) в ряд. Поднесите малыша к игрушкам и расскажите эмоционально про каждую. "Вот лягушка, ква, ква, ква", "Вот уточка кря, кря,кря", "Вот зайчик попрыгайчик".

   Показывайте, но не переусердствуйте, малыш может устать, и ему будет не интересно.

 

Игра "Сорока-белобока"  

                       Сорока-белобока

                       Кашу варила,

                       Деток кормила:

                       Этому дала, этому дала,

                      Этому дала, этому дала,

                      А этому не дала:

                     Ты дров не рубил, воды не носил,

                     Каши не варил.

   Приговаривая, водите пальчиком ребенка по его ладошке, при словах "этому дала" загибайте мизинец, затем безымянный палец, средний и указательный, при словах "а этому не дала" поверните большой палец и пощекочите ладошку ребенка.

 Игра "Мое отражение"

http://1.bp.blogspot.com/-h43wCPl4icg/TV_Ioj1VZUI/AAAAAAAAACA/1KgDYA7bV80/s320/3302002_.jpg

 

   Ничто нет вызывает у ребенка такого удивления, как открытие своего удивления, как открытие своего отражения. Ребенок удивляется, и оно удивляется, ребенок машет ручками, и оно машет.  Малыш качает головой, и оно качает. Это тоже открытие мира и познание себя, пусть еще и неосознанное. 

    Затем пускать зайчиков, показывать в зеркале игрушки, крутить и поворачивать зеркало, менять его размер. Следите, чтобы оно было безопасным.

    Позже малыш начнет узнавать свое отражение в нем. Это будет вызывать неописуемую радость с включением двигательного и голосового компонента. Он будет заигрывать с отражением, разговаривать с ним.

     

Игра "Знакомимся с телом"

 

   Малыш в этом возрасте в основном прислушивается к себе, к своему организму. Он не знает, что у него есть ручки, ножки, животик. Эта игра связана с множеством прикосновений к ребенку, она помогает ему скорее осознать части своего тела.

   Малыш лежит на спине на руках у мамы. Возьмите его ручки и поднесите ко рту. Скажите:"Пальчики вы, пальчики". Прикоснитесь к ним щекой. Затем поцелуйте пальчики на ножках. Подуйте на них, проведите его пальчиками по своим губам.

     Прикоснитесь своим носом к носику ребенка. Скажите: "Это чей тут животик?". Поцелуйте малыша в животик. Называйте другие части тела малыша и целуйте их.   

    Игра развивает доверие, приносит радость общения друг с другом.

 

Игра "Пум-пурум"

   Для ребенка характерно так называемое "ротовое внимание при общении". То есть ребенок старается ответить, вступить в разговор, двигая губами, открывая и закрывая рот. Он выражает радость всем телом, энергично двигая руками и ногами. Поощряйте его на эмоциональное общение, вытяните губы, пропойте низким голосом "бу-у-у-у", затем высоким - "пи-и-и-и". Покачайте головой, сказав "пум-пурум-пум-пум". Пощелкайте своим языком, надуйте щеки, нахмурьте брови, наморщите лоб.

     Игра развивает речевое общение и взаимопонимание. Не забудьте повторить за ребенком все его звуки, поиграйте в диалог. 

 

Игра "Игры со зверюшками"


  Ребёнок лежит на животе. Возьмите в руки игрушечную кошку или собачку. Поставьте ее сначала на расстоянии метра.   

   Постепенно медленно приближайте игрушку к ребенку, читая напевно стишок:

             Вот пришла к нам кошечка, 

            Маленькая крошечка.

   Пусть он зафиксирует игрушку взглядом, прислушивается к вашему голосу.

  Во второй части игры положите малыша на пеленальный столик. Приближая и удаляя игрушку, прочитайте пестушку еще раз.

Игра "Маленькие ножки"

   Чтобы стимулировать эти движения, положите что-нибудь ему в ножной конец кровати, например большую мягкую игрушку, пищащую игрушку или вашу собственную руку. Каждый раз кладите в ноги малышу что-нибудь одно.

   Возьмите шуршащий полиэтиленовый пакет и вложите в наволочку. Подушку поместите в кроватку в ножки малыша так, чтобы малыш ударял по ней ножками.

   Игра стимулирует ползание на спине и укрепляет мышцы ног.

     

Игра "Неваляшка"

http://1.bp.blogspot.com/-nUsjOCwl3TQ/TWDQ5_Jnm-I/AAAAAAAAACU/EVDSnlqEwnI/s200/%25D0%259D%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BB%25D1%258F%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25B0.jpg

 

Ребёнок лежит на животе, вы - вне поля зрения. Покажите ему неваляшку на расстоянии метра, покачайте ее. Привлеките внимание ребенка мелодичными звуками, издаваемыми игрушкой при покачивании. Переместите ее медленно на метр вправо, затем- влево. Если малыш не фиксирует взгляд, медленно приближайте ее до расстояния его вытянутой руки. Пусть он погладит ее с вашей помощью, поводит пальчиком по глазкам, носику. Смотрите, чтобы малыш не испугался - это может произойти, если игрушка слишком большая (большие игрушки чаще возбуждают детей) или издает резкие, чересчур громкие звуки.  

   Игра развивает зрительный анализатор, речевое и эмоциональное общение.

   Аналогичные игры можно производить с музыкальной шкатулкой, говорящими куклами, рычащим медвежонком и т. д.

     

   Игра "Далеко и близко"

   Посмотрите ему в глазки и произнесите любой напевный слог: "ла-а-а" или "на-а-а". Сделайте паузу, ожидая ответной реакции ребенка- двигательной, мимической, жестовой, звуковой. Медленно отклонитесь вправо, пропойте опять этот же слог,но басом. Затем влево, опять пропойте, но высоким голосом, пропищите "ла-а-а". Приблизьте свое лицо так близко, чтобы носом коснуться носика ребенка. Теперь отдалитесь подальше, но чтобы малыш вас видел и не отвлекался.

   Игра имеет важное значение для социального развития, эмоционального общения, развития зрительного и слухового анализатора.

   

     

     

 Игра "Пальчиковая гимнастика"

   Ее делают с месячного возраста. Она важна для развития мелкой моторики, развития речи. К тому же, массируя пальчики и показывая их ребенку, вы даете возможность получить представление о его собственном теле. Перебирая пальчики на руке ребенка, тихонько напевайте:

                  Этот пальчик танцевал,

                  Этот пальчик рисовал.

   То же можно проделать с пальцами ног. 

           

   

 

 

Топотушки      

  Это несложное упражнение снимает физиологический гипертонус ножек и готовит малыша  к выполнению более сложных упражнений. Ребенок лежит на спинке. Нужно захватить его ножки ниже колена и легонько "потопать" пяточками по поверхности. Выполняйте движение нежно, но легкий толчок все же должен быть. Выполняя это упражнение, не старайтесь сгибать или разгибать ножки.

              Побежали по дорожке

              Наши маленькие ножки.

             Ножки, ножки, 

             Вы куда бежите?

             В лесок, на мошок,    

             Избушку мшить, 

             Чтоб не холодно жить! 

 

Перебираем пальчики


   Это очень простое и полезное упражнение, доставляющее ребёнку удовольствие. Ребенок лежит на спинке. Мама держит одной рукой ножку малыша а другой перебирает пальчики ("горошки"), пока не доходит до "фасольки"-большого пальчика.

    Пальчики можно не только растирать, но и оттягивать вверх и в стороны - это развивает мелкие мышцы стопы, а также способствует стимуляции рефлекторных точек в зоне стопы.

             Горошка, горошка, горошка

             Горошка-

             Фасолька!

             Горошка, горошка, горошка,

             Горошка-

             Фасолька! 

 

Покачивание на мяче

  Возьмите большой надувной мяч. Положите его на большую кровать или диван.

   Положите ребенка на мяч животом. Ручки должны свободно лежать перед грудью. можно придерживать малыша за голеностопы правой рукой, левой рукой - в области лопаток. Если ножки разведены широко в стороны, малыша придерживают в области поясницы. Покачайте мяч в различных направлениях: вперед-назад, в стороны и по кругу. Размах движений должен быть небольшим, чтобы ребенок не соскользнул. 

Ай, качи, качи, качи!

Глянь: баранки-калачи!

Ай, баранки-калачи!

С пылу, с жару, из печи -

Все румяны, горячи!

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи!

Ай, кач, кач, кач!

И тебе я дам калач!

Ай, качи-качишки, 

Дам и кочерыжки!

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа.Презентация.Групповая работа воспитателя,направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью

Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению он не только познает другого человека, но и самого себя....

Методическая разработка по теме "Групповая работа воспитателя, направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью, проживающих в ДДИ".

Для формирования коммуникативной компетентности требуется специальная система работы в воспитательно-образовательном процессе детских домов – интернатов.Основной формой для развития основ общени...

Диагностика для детей с глубокой умственной отсталостью

Диагностика для детей с глубокой умственной отсталостью...

Развитие навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью в условиях лекотеки

Имеется достаточно большая группа детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательн...

Игры для детей с глубокой умственной отсталостью

Игровые упражнения по тактильной, коммуникативной, зрительно-слуховой и двигательно-моторной стимуляции....

Открытый урок по коммуникативной стимуляции для детей с глубокой умственной отсталостью "Одуванчик"

Занятие посвещенное ознакомлению детей с первыми признаками весны....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для детей с глубокой умственной отсталостью и тяжёлыми множественными нарушениями развития "Учимся играя"

Для детей с интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся в условиях детского дома-интерната, т. е находящихся в условиях социальной депривации, игра является не только возможностью социального в...