Метод "Мозговой штурм в работе с детьми в ДОО"
консультация

Одним из эффективных средств организации, проведения и отслеживания результатов обучения детей является метод "Мозгового штурма", так как дает возможность смело высказывать свои мысли, развивать идеи друг друга, преодолевать страх перед критикой, страх ошибиться, развивает умение позитивно оценивать идеи других, умение сотрудничать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_mozgovoy_shturm_v_rabote_s_detmi_dou.docx56.42 КБ

Предварительный просмотр:

Метод «Мозговой штурм в работе с детьми ДО»

     Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей, посещающих детские сады.

     Воспитателю необходимо определить такие способы и формы организации образовательного процесса, которые позволяют в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат — усвоение воспитанниками материала. Одним из эффективных средств организации, проведения и отслеживания результатов обучения детей является метод «Мозговой штурм» (один из методов технологии ТРИЗ), так как дает возможность смело высказывать свои мысли, развивать идеи друг друга, преодолевать страх перед критикой, страх ошибиться, развивает умение позитивно оценивать идеи других, умение сотрудничать.

    Автором метода «Мозговой штурм» стал морской офицер из США Алекс Осборн. Метод «мозгового штурма» еще называют «мозговой атакой», имея в виду атаку на задачи.

     Но существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления. Эта легенда придает методу наряду с красивым названием еще некий героический шарм, столь важный для детей.

     Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна, которое совершало рейсы между Америкой и Европой, переправляя из Америки военную технику и продукты питания. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны и была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Против вооруженной до зубов лодки судно было беззащитной мишенью для учебной стрельбы. По традициям времен Великих географических открытий Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул.

     Что делать?

     Один из членов экипажа предложил «гениальную» идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, мчащейся к борту судна, надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет от судна. (Известно, что торпеда пробивает обшивку торговых судов и взрывается внутри судна.) К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно «отдул» сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе. Осборн задумался: бредовая идея спасла жизни, что-то здесь есть! Может быть, в любой идее есть рациональное зерно

Осборн решение проблемы разделил на два этапа:

   *генерирование идей без всякой критики;

   *осмысление, критика, анализ идей и выработка решения.

     Почему Осборн сделал так? Он нашел решение противоречия:

   *противоречие 1: если новые идеи жестко критиковать, то они приобретут «прочность», улучшатся, но при этом у «генераторов идей» пропадет всякая охота генерировать новые идеи, а генерировать их надо;

   *противоречие 2: если новые идеи не критиковать и не обсуждать, то это не отбивает охоты генерировать новые идеи, но принимать сырые идеи к исполнению без критики неразумно.

Как быть?

      Осборн эти два процесса - генерирование и критику - разнес во времени и поручил разным людям. Это, помимо основного эффекта (у генераторов сохранилась охота генерировать, а идеи будут спокойно осмыслены), дало сверхэффект: появилась возможность для этих двух операций подобрать людей с нужными способностями.

     Говорят, так родилась идея создания метода мозгового штурма, который в 1960-е годы был очень популярен, его считали самым перспективным, преподавали в университетах и выработали много модификаций.

     На современном этапе этот метод снова стал актуален, причём, как для взрослых, так и для детей, начиная с дошкольного возраста.

     «Мозговой штурм» — это метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических.

Он позволяет в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат — усвоение воспитанниками материала.

Технология может быть использована:

*на этапе изучения и закрепления нового материала;

*для организации совместной деятельности воспитателя с детьми при решении задач образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;

*в рамках исследовательской работы технологию можно использовать на этапе постановки проблемы.

Основная цель «Мозгового штурма» — помочь детям «расковать» сознание и подсознание, стимулировать воображение, чтобы получить наибольшее количество необычных, оригинальных идей.

Цели:

     * Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.

     * Научить детей смело высказывать свои идеи «на людях».

     * Научить детей фантазировать.

     * Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.

     * Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она слабая.

     * Оценить общую активность детей.

                 

 Достоинства метода мозгового штурма:

     * Метод весьма прост, доступен и детям, и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников, кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения сеансов и виды мышления.

     * Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект - увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект "коллективного" ума) и возможности развивать идеи друг друга.

     * Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.

     * Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.

     * Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.

     * Можно научить слушать товарищей, уважать и свое и чужое мнение, сдружить группу.

     * Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.

     *  Можно научить детей позитивной критике.

     * Метод почти не требует от преподавателя предварительной подготовки к занятиям.

     

 Недостатки метода мозгового штурма:

     * Не пригоден для решения сложных проблем и трудных задач.

     * Метод мозгового штурма не имеет критериев оценки силы решений.

     *Отсутствует четкий алгоритм целенаправленного движения к сильному решению.

     * Процессом решения надо искусно управлять, чтоб он шел по направлению к сильному решению. Велика роль ведущего штурма - от него зависит половина успеха.

     * Бывают затруднения при определении авторства хороших идей. Поэтому этот щекотливый вопрос следует оговорить до начала штурма.

Методические рекомендации
     Перед проведением «Мозгового штурма» педагогу необходимо:
Учитывать возрастные особенности детей при подборе тем.
Собрать информацию по теме обсуждения.
Подобрать наглядность.
Разработать вопросы к детям.
Продумать варианты организации продуктивной деятельности.
Продумать оригинальные решения обсуждаемой проблемы.
Быть готовым к появлению непредвиденных педагогических ситуаций.
Познакомить детей с правилами игры.
     
При проведении «Мозгового штурма» необходимо:
 1. Мозговой штурм проводить с группой детей не менее 5 и не более 20 человек.
2. Строить систему работы по обучению ребенка умению слушать другого.
3. При повторении выдвинутых идей не фиксировать на них внимания.
4. При затруднении детей в решении заданной проблемы обращаться к более активным детям, внести наглядность по теме обсуждения, заранее подготовить провокатора (взрослый, старший ребенок).
5. Необходимо поощрять свободное ассоциирование: чем более «дикой» кажется идея, тем она интересней. Идей должно быть как можно больше.
6. При большом количестве выдвинутых идей предложить детям самостоятельную их разборку в продуктивной деятельности; индивидуально обсудить каждую идею в другие промежутки времени.

     А также для проведения «Мозгового штурма» должна предшествовать предварительная работа. Детей следует познакомить с правилами и ходом игры. Для лучшего усвоения и наглядности, целесообразно введение символического обозначения. Символы можно придумать вместе с детьми.

https://moluch.ru/th/blmcbn/441/441.001.png

     Для наиболее полного усвоения и соблюдения правил мозгового штурма, а также хода деятельностного этапа составить с детьми алгоритм технологии.

Возможный порядок проведения мозгового штурма в группе:


https://moluch.ru/th/blmcbn/441/441.002.png

* выслушать проблему;

* подумать над её решением;

* разделиться на «Создателей идей» и «Экспертов»;

* рассказать свою идею;

* выслушать и обсудить идеи;

     * выбрать идею.

     Технология содержит всего четыре шага:

1. Постановка задачи.

2. Выдвижение идей.

3. Обсуждение идей.

4. Принятие решения.

       Рассмотрим этапы технологии более подробно:

  1. Постановка задачи. 

     Разделить детей на две группы. Одна группа – «генераторы идей», другая группа – «проницательные аналитики», или «эксперты».

Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Поставить обеим группам задачу. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета. Попросить «генераторов» высказывать свои решения, а «аналитиков» внимательно слушать, запоминать все идеи, но молчать!

  1. Выдвижение идей

      Идеи высказываются без доказательств и объяснений. Можно выдвигать любые идеи, даже абсурдные, так как они могут послужить трамплином к сильному решению. Каждому дается право на ошибку. Обсуждение идей запрещается. Все идеи детей надо умудриться записать на доске или запомнить. Уместен диктофон.

         3.Обсуждение идей.

     Следующий этап - анализ идей и выработка решения. Когда идеи иссякнут, надо дать слово «аналитикам». Для работы на этом этапе приглашаются другие люди - аналитики, которые не спеша, с учетом конкретных условий и требований постановщика задач, анализируют предложенные идеи на предмет содержания в них рациональных соображений. Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения. Обязательно предоставьте возможность каждому ребенку защитить свое решение, найти ему оптимальную область или условия применения. Это очень важный момент - вырабатывается умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами. Похвалите всех детей, отметьте самых активных и остроумных.

        4. Принятие решения.

     Из всех идей выдвинуть самую важную, ту, которая даст плодотворный результат при решении поставленной задачи.

      Надо отметить большую роль руководителя обсуждения. Он должен хорошо знать цели и предмет обсуждения, быть терпеливым, благожелательным и остроумным. От того, как он настроит аудиторию и будет управлять процессом генерирования, зависит успех обсуждения. Желательно, чтобы руководитель сказал о важности хорошего решения для постановщика задач, стимулировал наградой за сильное решение. Руководитель должен следить за уровнем идей. Если стали поступать только банальные, практичные идеи без "изюминки", он должен либо сам предложить фантастическую идею, либо предложить группе в течение 5-10 минут генерировать только фантастические, сказочные идеи. Руководитель должен следить за развитием "цепочек идей", не допускать "потери идеи": если кто-то предложил новую идею, открывающую новое направление, и все забыли про старую цепочку идей, то надо найти подходящий момент и вернуться к старой идее.

        Примерные вопросы к детям при обсуждении:

* Какая идея наиболее подходит?

* Подходит ли эта идея? Почему?

* Давайте подумаем вместе?

* А как сделать, чтобы? 

* Как вы думаете, если…?

          * Какие условия отбора?

     В следующий раз поменяйте детей ролями. Скоро выявятся лучшие «генераторы» и «аналитики».

     Вообще говоря, делить ребят на две группы не обязательно, обе операции могут выполнять одни и те же дети, но только операции надо разнести во времени.

     Темы для обсуждения.

      Для детей 3-4 лет

по хорошо известным сказкам -Как выгнать лису из зайкиной избушки? -Как спасти колобка от лисы? -Как зайке не намокнуть под дождем? -Как не дать медведю залезть на теремок и развалить его?

      Для детей 4-5 лет - из ближайшего бытового окружения -Как мышкам достать сыр из-под носа кота? -Нужно украсить группу, а украшения пропали. Что делать? -Как уберечь продукты от мышей? - С собачкой надо гулять зимой, но у нее очень короткая шерсть.

     Для детей 5-7 лет - с элементами фантазии. -Как сохранить кусочек зимы летом? -Каким образом устроить птицеферму на дне океана? -Как выбраться из комнаты, если тебя закрыли? - Чем и на чем рисовать, если в группе кончилась бумага и сломались все карандаши? Проблемы формируются самими детьми.

     

     Универсальная тема в любой группе: - спасение любимого героя из сказки.

                                         

Памятка №1

Методические рекомендации
Перед проведением «Мозгового штурма» педагогу необходимо:
Учитывать возрастные особенности детей при подборе тем.
Собрать информацию по теме обсуждения.
Подобрать наглядность.
Разработать вопросы к детям.
Продумать варианты организации продуктивной деятельности.
Продумать оригинальные решения обсуждаемой проблемы.
Быть готовым к появлению непредвиденных педагогических ситуаций.
Познакомить детей с правилами игры.
             
При проведении «Мозгового штурма» необходимо:
 1. Мозговой штурм проводить с группой детей не менее 5 и не более 20 человек.
2. Строить систему работы по обучению ребенка умению слушать другого.
3. При повторении выдвинутых идей не фиксировать на них внимания.
4. При затруднении детей в решении заданной проблемы обращаться к более активным детям, внести наглядность по теме обсуждения, заранее подготовить провокатора (взрослый, старший ребенок).
5. Необходимо поощрять свободное ассоциирование: чем более «дикой» кажется идея, тем она интересней. Идей должно быть как можно больше.
6. При большом количестве выдвинутых идей предложить детям самостоятельную их разборку в продуктивной деятельности; индивидуально обсудить каждую идею в другие промежутки времени.

                                         

Памятка №2

Символические обозначения при подготовке к проведению «мозгового штурма».

https://moluch.ru/th/blmcbn/441/441.001.png

                                                   

Памятка № 3

Алгоритм проведения «мозгового штурма» с детьми дошкольного возраста.

1.Обозначение темы для обсуждения. Выделение проблемной ситуации (задачи), которая ставится перед детьми в общем виде (надо сделать, узнать, помочь.). Деление детей на группы («создатели», «эксперты»).

2. Работа «создателей». Высказывание нескольких возможных решений поставленной проблемы для получения полного впечатления о том, что необходимо решить (мы можем разобрать, попробовать на прочность и другие качества, изменить эти качества). Фиксация идей.

3. Работа «экспертов» и «создателей». Обсуждение идей. Объявление списка факторов, которые можно улучшить (какие ресурсы у нас есть). Формулирование способов решения проблемы (как можно сделать).

4.Совместное принятие окончательного решения. Самоанализ деятельности.

https://moluch.ru/th/blmcbn/441/441.002.png

     * выслушать проблему;

* подумать над её решением;

* разделиться на «Создателей идей» и «Экспертов»;

* рассказать свою идею;

* выслушать и обсудить идеи;

* выбрать идею.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для старшей группы Использование мозгового штурма в работе со сказкой "Кот, петух и лиса"

Занятие для старшей группы Использование мозгового штурма в работе со сказкой "Кот, петух и лиса"Задачи. Развивать творческое воображение, связную речь. Учить детей высказываться, предложить свою конц...

Технологии работы с детьми: психологические аспекты работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения

Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети - это практически единственный привилегированный "класс" в нашем обществе. Но вот что с ним ...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

Brainstorming. Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Повседневную жизнь невозможно представить себе без интерактивных технологий. Использование их в дошкольном образовании, безусловно, позволяет расширить творческие возможности воспитателя в совместной ...