Анализ эффективности АООП для детей с задержкой психического развития за 2019 – 2020 учебный год.
методическая разработка (старшая группа)

Панова Наталья Владимировна

Целью коррекционно-развивающей работы является  создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания детей с  ЗПР в соответствии с их возрастными, индивидуально - психологическими и соматическими особенностями; всестороннее изучение и развитие речевой деятельности детей, формирование высших психических функций для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе, дальнейшей социальной адаптации. АООП в МБДОУ № 11  для детей с ЗПР  содержит  материал  для  организации  коррекционно-развивающей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_effektivnosti_aoop_dlya_detey_s_zpr_2019_-_2020_g.docx33.14 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ эффективности образовательной программы для детей с ОВЗ (АООП для детей с задержкой психического развития) за 2019 – 2020 учебный год.
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 11 разработана в соответствии  с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;
- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13;

- с Уставом МБДОУ «Детский сад №11», утвержденным распоряжением администрации г. Троицка Челябинской области 14.06.2016г.

В программе использованы основные положения Примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также парциальных образовательных программ для дошкольников с нарушениями развития:

- Программа по подготовке к школе детей с задержкой психического развития: Старший дошкольный возраст. С.Г.Шевченко и др.; Москва, Школьная пресса, 2004 год.

- Примерная адаптированная основная программа  для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/ Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др.; Под редакцией профессора Л.В. Лопатиной. – СПб., 2014. (ФИРО)

- Программа Т.Б. Филичевой,  Г.В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи» (I год обучения, старшая группа), технологией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (II  год обучения)

Применяемые программы не нарушают целостности педагогического процесса, обеспечивают создание условий для сохранения, укрепления и развития физического и психического здоровья ребенка, его творческих способностей, и приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Программы предусматривают организацию детской жизни в трех формах: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей в течение дня.

Целью коррекционно-развивающей работы является  создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания детей с ОНР и ЗПР в соответствии с их возрастными, индивидуально - психологическими и соматическими особенностями; всестороннее изучение и развитие речевой деятельности детей, формирование высших психических функций для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе, дальнейшей социальной адаптации.
АООП в МБДОУ № 11  для детей с ЗПР  содержит  материал  для  организации  коррекционно-развивающей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет и предполагает  2 года обучения.

Основными плюсами данной Адаптированной программы являются:
•    выявление особых образовательных потребностей детей с  ограниченными возможностями здоровья,  обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии;
•    осуществление индивидуально – ориентированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей;
•    возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в ДОУ;
•    осуществление коррекционного процесса  в различных видах деятельности:
    игровой (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры),
    коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
     познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними),
    восприятие художественной литературы и фольклора,
    самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
    конструирование из разного материала (включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал),
     изобразительной (рисование, лепка, аппликация),
    музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах),
    двигательной  (овладение основными движениями).
•    эффективность коррекционно-педагогической работы осуществляется совместной деятельностью всех специалистов ДОУ: логопеда, дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога, медицинского работника и родителей.
Коррекционная работа осуществляется по 4 направлениям: диагностическая, коррекционно-развивающая, консультативная, информационно-просветительска
Данные направления осуществляются структурированно, последовательно, комплексно, в системе.

Характеристика содержания:
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей с ОВЗ;
- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
- анализ успешности коррекционно- развивающей работы.
Коррекционно- развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ЗПР коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения (сенсорное развитие детей; развитие  пространственного восприятия; ознакомление с окружающей действительностью; ознакомление с художественной литературой; развитие элементарных математических представлений.
 Развитие речи содержит: развитие фонетико-фонематической системы языка детей; обогащение словаря; формирование у них грамматической структуры речи;  развитие связной речи и формирование навыков речевого общения; развитие навыков звукового анализа речи; обучение грамоте.)
- коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
-
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ; единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОВЗ;

- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ.
Информационно – просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации). Направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОВЗ, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.

Главная идея АООП заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ЗПР при тяжёлых нарушениях речи.

Основными задачами АООП является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текста различных жанров детской литературы, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
   Реализуя данную программу, учитель-логопед проводит коррекцию недостатков в развитии воспитанников, имеющих тяжелые формы нарушений речи, тренирует органы артикуляционного аппарата, проводит работу по совершенствованию слухового восприятия и внимания, проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной адаптации детей, индивидуально консультирует воспитателей и родителей.

Важной составляющей обеспечения эффективности коррекционно-образовательной работы является работа  по взаимодействию с  родителями.

Основными целями работы по взаимодействию с семьями воспитанников являются:

  1. создание единого коррекционно – развивающего пространства;
  2. сплочение семьи, побуждение родителей к анализу своей воспитательной деятельности, приобретение необходимых знаний, умений, способствующих повышению их педагогической компетентности.

  При консультировании ребёнка с отклонениями в развитии и его родителей ставятся конкретные задачи:

  1. выявить возрастные и индивидуальные особенности развития ребёнка; определить причину первичных и вторичных отклонений в развитии;
  2. выявит позицию родителей по отношению  к ребёнку и способы взаимодействия родителей со своим ребёнком;
  3. организовать педагогическую помощь родителям;
  4. повысит уровень их компетентности в области психолого – педагогических знаний о закономерностях развития ребёнка;
  5. разработать индивидуальную коррекционную программу воспитания и обучения  для ребёнка.

Мониторинг занимает особое место в воспитательно-образовательном  процессе и играет роль индикатора результативности оздоровительного, коррекционно-развивающего и образовательно-воспитательного воздействия. Диагностико-консультативная деятельность специалистов и воспитателей предполагает решение задач комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной и речевой деятельности; эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка. Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и как средство оптимизации этого процесса, определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия.

Углубленное всестороннее обследование позволяет выстроить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы.

Основные задачи обследования детей:

- качественных особенностей психического развития ребёнка;

- выявление "уровня обученности", т.е. степени овладения знаниями,

- умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями;

- определение характера динамики развития и обучаемости;

- дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического и медицинского наблюдения и изучения динамики развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

В период подготовки ребенка к школьному обучению специалисты определяют параметры школьной зрелости и выбирают наиболее эффективную форму школьного обучения.


Важным звеном обеспечения эффективности коррекционно-образовательной работы является
работа психолого – педагогического консилиума ДОУ (ППк), которая отвечает за:
•    своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих особенности психофизиологического и речевого развития;
•    выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности дошкольников (речи, памяти, внимания, работоспособности и других психических функций);
•    изучение эмоционально-волевого и личностного развития воспитанников;
•    составление индивидуальных рекомендаций по развитию детей с особенностями речевого и психофизиологического развития, оценка их эффективности;
•    организация взаимодействия между педагогами и специалистами, участвующими в деятельности консилиума.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

освоения АООП

с детьми старшей, подготовительной группы с ЗПР

1 

В течение учебного года коррекционно-развивающие занятия посещали 15 детей (первый, второй год обучения). Основной диагноз детей F 94.0, F 84.9, F 80.0 – 15 детей.  Из данных детей имели  речевое заключение: Нарушение речи системного характера ( II – III уровень речевого развития) – 15 детей (при стёртой форме дизартрии – 10, при дизартрии - 4). Сложный дефект (нарушение слуха (кохлеарная имплантация), НОДА, парциальная недостаточность компонентов психической деятельности) – 1 ребёнок. Аутоподобное поведение – 2 ребёнка. Из них 2 ребёнка с инвалидностью.

Выпуск в школу – 11 детей, все дети поступают в общеобразовательную школу, 4 ребёнка продолжают обучение в ДОУ по Адаптированной основной общеобразовательной программе VII вида с речевыми заключениями: Нарушение речи системного характера  I – IV уровень речевого развития – 7 детей. Для детей с инвалидностью составлены индивидуальные программы развития (ИПР) в соответствии с их особенностями.

Данные

кол-во детей

полное исправление нарушений речи

значительные улучшения речи

незначительные улучшения речи

Общее кол-во детей, посещавших занятия

15

Выбыли в течение уч. года

-

-

-

-

Выпускники

11

5

45%

6

55%

-

-

Продолжить обучение

4

0

0%

2

50 %

2

50%

             

Диагностика готовности к школьному обучению – 18% - высокий уровень, 64% - средний уровень, 18% - низкий уровень.

Результаты мониторинга уровня развития детей показали:

нормальное развитие – 7 детей (2 – высокий уровень,  5 – средний уровень, 2 – низкий уровень);

задержка психического развития – 4;

снижение познавательной деятельности – 2.

Динамика развития:  положительная – 9, относительно положительная – 4, незначительная – 2.

Работа по данной программе позволяет детей с ОВЗ на выходе из детского сада максимально приблизить к предполагаемой модели выпускника, соответствующей ФГОС:
•    Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
•     Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.
•      Эмоционально отзывчивый.
•     Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
•       Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
•      Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
•      Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
•      Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
•      Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

9

19

1 Критериальная  таблица  оценки

АООП для детей с задержкой психического развития

Образовательная организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11»_________________________________________________

Наименование программы: адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Срок реализации программы: 2 года  

Направленность программы: коррекционно – педагогическая _________________________

Уровень освоения программы: старший дошкольный возраст______________________

Уровень реализации программы: дошкольное образовательное учреждение Троицкого ГО, группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

Параметры

Выводы, рекомендации

1.

Оформление программы

1.1.

Титульный лист

Титульный лист программы отражает следующие сведения: наименование образовательного учреждения (согласно Уставу); грифы, согласования и утверждения программы (согласно локального акта); наименование учебного предмета; указание возрастных ограничений; уровень освоения программы; сведения о составителе  программы;  год разработки (дополнения).

1.2.

Эстетичность

Программа оформлена в формате MS Office, шрифт: Times New Roman,  кегль 12, межстрочный интервал – 1,15, использованы графические программы

1.3.

Наличие внутренней рецензии

Имеются сведения о практической апробации программы, отзыв администрации образовательного учреждения, отзыв родителей (законных представителей) воспитанников.

1.4.

Структура программы

выдержана

2.

Общая характеристика содержания программы

2.1.

Актуальность

Обоснована необходимость реализации данной программы, практическая значимость, критерии ограничения на участие в освоении программы, условия и гарантии прав участников программы

2.2.

Целостность

Применяемая программа не нарушает целостности педагогического процесса, обеспечивает создание условий для сохранения, укрепления и развития физического и психического здоровья ребенка, его творческих способностей, и приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

2.3.

Прогностичность

Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде  целевых ориентиров дошкольного образования,  которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка с ЗПР.

2.4.

Конторолируемость

Проведение и обработка результатов мониторинга результативности, методические отзывы, анкетирование родителей, детей об  общеобразовательной программе. Информационные справки.

2.5.

Реальность

Предлагаемые методические средства и приёмы заявленным целям обучения соответствуют. Предлагаемые формы и задания на формирование указанных в программе  «работают».

Количество понятий, осваиваемых на занятии достаточно.

Воспитательная направленность содержания курса обеспечена.

2.6.

Количество подачи материала

Содержание основных разделов программы представлено полностью. Содержится краткая характеристика методов обучения и способов достижения результатов. Они соответствуют целям программы и планируемым результатам. Тематическое планирование разработано.

3

Характеристики содержания структурных элементов программы

3.1.

Пояснительная записка

Программа содержит пояснительную записку. В пояснительной записке отражены назначение программы, цели её освоения для данной категории детей.

3.2.

Цель, задачи

Цели и задачи программы соответствуют федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано.

3.3.

Содержание программы

Содержание программы соответствует поставленным целям и задачам и  коррекционной направленности обучения. Программа составлена по возрастным группам, дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей с ЗПР. В программе выделена работа с родителями. Предусматривается охрана жизни и укрепление здоровья ребенка.

3.4.

Условия реализации программы

Обеспечены условия реализации программы: учебно – методические, кадровые, материально – технические, информационные.

3.5.

Методики и технологии обучения и воспитания

Предлагаемые методические средства и приёмы заявленным целям изучения соответствуют.

Количество понятий, осваиваемых на занятиях достаточно.

Воспитательная направленность содержания курса программы обеспечена.

3.6.

Предполагаемые результаты и критерии их оценки

Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде  целевых ориентиров дошкольного образования,  которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка с ЗПР. Оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Инструментарий для мониторинга  – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка (приложение: мониторинг, карта развития ребёнка)

Продолжительность мониторинга:

- стартовая диагностика: I – IV неделя сентября (1 год обучения); I – II неделя сентября (2 год обучения);

- промежуточная диагностика: III неделя января;

- итоговая диагностика: III – IV неделя мая.

3.7.

Литература

Программа сопровождается перечнем учебно – методической литературы.

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет) на 2019-2020 учебный год

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д...

Адаптированная образовательная программа (для детей с задержкой психического развития) на 2019-2020учебный год для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

Адаптированная образовательная программа для детей с расстройствами психологическогоразвития (далее ЗПР) представляет собой целостную систематизированную модель для организациипедагогического процесса...

Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития на 2019-2020 учебный год

Программа учителя-дефектолога расчитанная для детей с задержкой психического развития в группе компенсирующей направленности...

Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития с учетом психофизических особенностей ребенка с признаками РАС на 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для ребенкас задержкой психического развития, с учетом психофизических особенностей ребенка с признаками расстройства аутистического спектра...

3. Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) на 2019-2020 уч.г.

Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельнос...