Отчет по самообразованию за 2020-2021гг.
материал

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_2020-_2021g.docx660.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад "Родничок" комбинированного вида

ОТЧЕТ  ПО  САМООБРАЗОВАНИЮ  

МУЗЫКАЛЬНОГО  РУКОВОДИТЕЛЯ

Черновой  Татьяны  Евгеньевны

за 2020 - 2021 учебный год

Актуальность

  В настоящее время актуально высказывание одного из современных психологов Абрахама Маслоу, который пишет: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен дети нуждаются в гибкости независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять пока удовлетворительное решение не будет найдено». 

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.

     Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитаниядетей дошкольного возраста.  Подобный подход получил распространение во всём мире.В элементарном музицировании ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом творцом, создателем музыки.

Тема: «Элементарное музицирование, музыка, речь, движение»

 Цель: Научить детей простейшим навыкам элементарного инструментального музицирования, формировать способности детей к самовыражению через все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально - ритмические движения.

Задачи:

- Развивать у детей ритмический слух: повторять ритм по показу педагога, придумывать самостоятельно ритмический рисунок;

 - Определять музыкальные жанры: марш, песня, танец; уметь давать характеристику произведения;

 - Формировать у детей понятие звуковысотного слуха: низкий, средний, высокий; динамические оттенки: тихо, громко; мажорный и минорный лад;

 - Различать на слух тембр разных инструментов: дудочки, металлофоны, ксилофоны, барабаны, маракасы, треугольники, трещотки, аккордеон;

 - Учить детей простейшим стихотворно-песенным импровизациям на основе знакомого текста или мелодии: колыбельная, песня, марш;

 - Развивать фантазию детей при передачи танцевальных движений под аккомпанемент детей - музыкантов, со сменой танцоров и музыкантов поочерёдно;

 - Уметь раскрывать игровые образы через ритмопластику;

 - Слушать и понимать двухчастную форму произведения;

 - Прививать любовь к музицированию и коллективному творчеству, постоянно поддерживать интерес к игре на шумовых инструментах;

- Приобщать детей к классической музыке, сочинять простые музыкальные импровизации к сказкам, играть всем вместе, по одному, вместе с музыкальным руководителем.

По итогам мониторинга на начало отчетного периода было выявлено:

низкий уровень - 19,6 % (10 чел.)

ниже среднего -19,6 % (10 чел.)

средний уровень - 58,8% (30 чел.)

высокий уровень - 0 чел.

В мониторинге принимали участие дети группы "Радуга" ( 28 чел.) и группы "Капитошка" (23чел.)

Критерии  мониторинга:

- Ритмическое восприятие;

- Слуховое восприятие;

- Динамическое восприятие;

- Тембровое восприятие;

- Стихотворно-песенное импровизирование;

- Танцевально-двигательное импровизирование;

- Музыкально-игровое импровизирование;

- Импровизированное музицирование.

По теме моего самообразования был разработан долгосрочный творческий проект "Чудесный мир звуков"  для детей старших групп. В основе проекта лежит идея творческого музицирования как коллективной синкретической деятельности (пение, ритмизованная речь, игра на детских музыкальных инструментах, танец – импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, спонтанная импровизированная театрализация). Принципиальная новизна работы по проекту состоит в разработке структуры творческой деятельности детей как учебной. Проект предполагает системную реализацию игрового подхода в обучении. Игровое обучение – это скрытое обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат. 

Выбрав тему по самообразованию «Элементарное музицирование», я более детально приступила к ознакомлению и изучению соответствующей методики и литературы. Особое внимание обратила на программу Т. Тютюнниковой «Элементарное музицирование». Программа эта создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала. Я и раньше включала в практику своей работы элементы этой программы, а теперь использую разработки автора более системно и углублённо.

Чтобы у детей не пропадал интерес я  применяю  различные формы работы. Разыгрывая какую-нибудь сказку или инсценировку, предлагаю детям «украсить» её всевозможными звуками (как музыкальными, так и шумовыми). Предлагаю им подумать, какие инструменты могли бы более точно передать сказочный образ или природное явление. Детям очень нравятся творческие задания для шумового оркестра: передать в музыке цокот копыт, волшебные падающие снежинки и т.д.                                            

C:\Users\Админ\Desktop\2020-2021 уч. год\ФОТО 20-21 год\стихи-шумелки ст.гр\IMG_1979.JPGC:\Users\Админ\Desktop\2020-2021 уч. год\ФОТО 20-21 год\стихи-шумелки ст.гр\IMG_1985.JPG

Нельзя забывать и о телесных «музыкальных инструментах». «Первым инструментом» человека было его собственное тело. Это хлопки, шлепки по бёдрам, груди, щёчкам, притопы, щелчки пальцами, удары ладошками по грудной косточке и др. Звучащие жесты являются самым эффективным средством работы не только с детьми, но и со взрослыми. Можно придумать вместе с детьми самое простое: аккомпанемент из звучащих жестов к дразнилке или потешке. Игры с речевой поддержкой и звучащими жестами способствуют развитию ритмического чувства детей.

Помимо запланированных праздников и развлечений с детьми были проведены досуги по теме самообразования: "Путешествие в страну Кукляндию"

C:\Users\Админ\Desktop\ФОТО\фото праздники\кукляндия Ф.Д\IMG_1620.JPGC:\Users\Админ\Desktop\ФОТО\фото праздники\кукляндия Ф.Д\IMG_1600.JPGC:\Users\Админ\Desktop\2020-2021 уч. год\ФОТО 20-21 год\фото праздники\кукляндия Ф.Д\IMG_1609.JPG

"Карнавал у бумажного короля".

Во всех праздниках и развлечениях использовались игры, песни, танцы, которые дети освоили на протяжении учебного года.

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя.  Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка. Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого. Для этого проводились консультации, беседы, индивидуальные занятия.

Для родителей были проведены консультации: "Что такое шумовой оркестр?"

 "Как изготовить шумелку своими руками?". Дети вместе с родителями делали шумовые инструменты.

Изученная литература по теме самообразования.

-Методическое пособие «Бим, бам, бом» Сто секретов музыки для детей

-«Учусь творить. Элементарное музицирование, импровизация: музыка, речь, движение» Т.Э. Тютюнниковой.

-«Доноткино» Т.Э.Тютюнниковой.

-«Крошечная музыка» Хрестоматия по слушанию музыки для дошкольников.

Т.Э. Тютюнниковой.

-«Природа и музыка», «Настроение, чувства в музыке» О.П. Радынова

Изученная литература помогла мне в подготовке материала для родителей и педагогов, данный материал использовался на родительских собраниях, выступлениях на педсовете, индивидуальных консультациях.

В конце года по итогам мониторинга было выявлено:

низкий уровень - 3,9% (2 чел.)

ниже среднего -9,8% (5 чел.)

средний уровень - 45% (23 чел.)

высокий уровень - 50,9% (26 чел.)

Вывод.

 - При ознакомлении детей с элементарным музицированием была установлена связь между всеми видами музыкальной деятельности;

 - Работа проводилась систематически, постепенно усложнялись программные требования;

- В детях воспитывалась самостоятельность, умение применять навыки в самостоятельной деятельности (стихотворно - песенная импровизация; танцевально-двигательная импровизация; музыкально-игровая).  

 - На праздниках и развлечениях дети исполняют полюбившиеся произведения оркестром, тем самым получая представление о концертном качестве исполнения, воспитании внимания, слухового контроля.

После проведённого анкетирования, пришла к выводу, что следует поддерживать интерес детей и родителей к данной теме, продолжать и дальше приобщать детей к игре на шумовых инструментах и внедрить совместное выступление детей и родителей. Считаю поставленные цели и задачи успешно нами реализованы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование на 2020-2021гг.

Тема: «Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников».«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,м...

План по самообразованию 2020 2021гг

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр....

План работы по самообразованию На 2020-2021гг. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических те...

Аналитический отчет 2020-2021гг. Детский сад №1 "Алёнушка"

Аналитический отчет деятельности педагога-психолога 2020-2022гг. Детский сад №1 "Алёнушка"...

Годовой отчет 2020-2021гг.

Отчёт о проделанной воспитательно – образовательной работе воспитателей старшей группы...

Годовой отчет подготовительная гр."Дракончики" 2020-2021гг.

laquo;Отчёт в подготовительной группе за 2020-2021 учебный год»...