«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях семьи»
статья (средняя группа)

   Сенсорное развитие  — это развитие  восприятий,   представлений   об объектах, явлениях и  предметах окружающего мира.  От того,  насколько точно ребёнок научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем. Каждый человек приходит в этот мир, как чистая книга. Дошкольный  возраст - это    период приобщения ребенка к познанию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях семьи»

                                                                                   Сенсорное развитие  — это

развитие  восприятий,   представлений   об объектах, явлениях

и  предметах окружающего мира.  От того,  насколько точно

ребёнок научится воспринимать предметы и оперировать

полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Каждый человек приходит в этот мир, как чистая книга.

Дошкольный  возраст - это    период приобщения ребенка к познанию.


Сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно  формируются  эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и  материалов, их положение в пространстве.

Занятия по сенсорике, направленны на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: 
-является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

 -совершенствует двигательные функции (развитие общей, ручной, моторики)

- тактильно- двигательное восприятие,

-развитие слухового восприятия,

-развитие зрительного восприятия,

-восприятие формы, величины, цвета,

-восприятие особых свойств предметов  (вкус, запах, вес),

-восприятие пространства и времени;

-развивает наблюдательность; 
- готовит к реальной жизни; 
- позитивно влияет на эстетическое чувство; 
- является основой для развития воображения; 
- развивает внимание; 
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; 
- влияет на расширение словарного запаса ребенка; 
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора,самовыражение. 
В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои
задачи.

В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные и речевые умения- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова-названия величин и форм.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие - умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

Игры, которые способствуют  усвоению сенсорных эталонов, развивают наблюдательность, внимание, влияют на развитие зрительной, слуховой, образной памяти.

Ценность этих игр и упражнений не только в том, что дети познают свойства: цвет, форму, величину, - но и в том, что, благодаря заложенному в играх элементу самоконтроля, они позволяют организовать более или менее самостоятельную деятельность  детей, развивать умение играть рядом с другими, не мешая им.

Гармоничное всесторонне развитое становление личности ребёнка невозможно обеспечить без тесного сотрудничества с родителями. Поэтому главными задачами по оптимизации взаимодействия с семьями воспитанников являются:

-         Повышение педагогической компетентности родителей в области педагогики и психологии.

-         Привлечение родителей к совместному участию воспитательно-образовательного процесса.

-         Оказание помощи родителей в формировании современной предметно-развивающей среды в группе, создании условий психологически комфортной жизнедеятельности детей в группе.

С целью повышения педагогической компетентности родителей, создания единой стратегии воспитания и развития детей, вовлечения родителей в жизнь детского сада применяю различные технологии педагогического взаимодействия с семьей. Мониторинг изучения семьи, особенностей семейного микросоциума позволяет осуществить дифференцированный подход и индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение каждой семьи.

Установление отношений, основанных на доверии между родителями и педагогами, помогает реализовать единую стратегию формирования сенсорной культуры детей – как базисную основу к успешному развитию умственных способностей дошкольников.

При работе с родителями затруднения исходят от одного общего – отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и родителями, а также недостаточной их педагогической компетентностью. Я задумалась, как направить деятельность родителей и педагога  в интересах их детей, как сделать ее успешной.

В своей работе с детьми дошкольного возраста считаю главным:

-         Полное принятие ребёнка таким, каков он есть.

-         Пошаговое развитие сенсорной культуры во всех сферах деятельности ребёнка.

-         Тесное сотрудничество с семьей.

Одним из ведущих направлений является психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания. Применение современных педагогических технологий сотрудничества с семьей позволяет  мне активизировать отношения, основанные на взаимопонимании и взаимодоверии.

Я ознакомила родителей с содержанием и значением необходимости формирования сенсомоторной культуры детей дошкольного возраста. Я предложила родителям осуществлять эту работу в трёх направлениях:

-         Массаж, специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев.

-         Обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания.

-         Формирование моторики в специально созданных ситуациях с использованием настольных и пальчиковых игр.

Рекомендации  для родителей по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста в семье.

 

  1. Задавайте ребёнку как можно больше вопросов.
  2. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка.
  3. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.
  4. Проводите совместные наблюдения и опыты.

 

 Рекомендации для родителей по созданию развивающей среды в семье.

 

    В дошкольном возрасте в развитие ребёнка важную роль играет насыщенность окружающей его среды. Желательно чтобы ребёнка окружали игрушки из различных материалов – дерева, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п.

    Необходимы игрушки контрастных размеров, игрушки различной формы. Развивающую среду необходимо пополнить разрезными картинками, кубиками с картинками, парными картинками, пирамидками, формами – вкладышами, шнуровками и т.д.

Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, мы, прежде всего, должны думать о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постараться донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели.

Совместная деятельность с родителями по развитию сенсомоторной культуры малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

                                           Литература:

      1.Детство:Комплексная образовательная  программа дошкольного образования   «ДЕТСТВО» /  Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.-СПБ.ОО «ИДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС»,2016.-352с

      2.Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста.

     3.ВенгерА., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной

культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988.

  1. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет. Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ».
  2. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшеговоспитателя, №5-2008
  1. Метлева JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей». СпБ.: «Детство-Пресс», 2005. Саду» №3-2007
  2. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», М.,1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои презентации на тему: "Психолого - педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста"

—сенсорное развитие у детей дошкольного возраста может быть более успешным, если создать педагогические условия:—- осуществление его в процессе содержательной деятельности.—- сенсорное воспитание наиб...

Методическая разработка на тему "Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях семьи"

Данный материал дает возможность воспитателю проконсультировать родителей о роли и значимости развития музыкально-творческих способностей детей, дать практические советы родителям, каким образом разви...

Консультация для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ»

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребност...

Задачи и средства художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях семьи

В процессе художественно - эстетического воспитания решаются две задачи: совершенствование всех составных частей эстетического сознания (эстетический вкус и идеал, эстетические потребности) и формиров...

«Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ»

Доклад «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ» в рамках проведения месячника «За опытом в детский сад»...

Система сенсорного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ.

Разработка системы сенсорного развития детейЦель – решение задач сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада.Задачи:развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все ...