Ниткография как средство познавательно-речевого развития дошкольников
методическая разработка

Опарина Татьяна Геннадьевна

Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т. е. «рисование» с помощью нити.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_no42._smart-praktika.nitkografiya.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления №42 «Аленький цветочек» города Лесосибирска»

«НИТКОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

«Еще не все колеса изобретены: мир слишком удивителен, чтобы сидеть, сложа руки»

Номинация «Развивающее детство»

Опарина Татьяна Геннадьевна

Воспитатель

первой квалификационной категории

Лесосибирск-2022

Вся система воспитательно-образовательной работы детского сада предусматривает формирование готовности ребенка к школьному обучению. Важным направлением работы дошкольных учреждений является речевое развитие. Проблема речевого развития дошкольников существовала всегда. Но в настоящее время эта проблема является одной из самых актуальных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с нарушением  в развитии речи. Всем педагогам, которые работают с детьми дошкольного возраста, очень хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Это неоднократно подчеркивалось педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Ребёнок с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития мелкой моторики. Это рисование (мелки, карандаши, краски), лепка, работа с ножницами, которая требует точности движений и силы, всевозможные мелкие конструкторы, мозаики, игрушки, штриховки, обводки.  Одной из технологий развития речевой активности и совершенствования мелкой моторики детей можно считать метод ниткографии.

Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т. е. «рисование» с помощью нити.

Корни ниткографии можно обнаружить у народа уичоли. С древних времен индейский народ уичоли, проживающий в центральной Мексике, изготавливает своеобразные картины из пряжи.

 «Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми», по сравнению с обычным контурным изображением. Работая с мягкой и пушистой нитью, дети успокаиваются, у них появляется интерес к рисованию, созданию своих изображений. Я обратила внимание, что манипуляции с нитью вызывают у детей неподдельный живой интерес и желание рассказать о том, что у них получается.

В связи с этим решила применить эту технику в работе с детьми и поставила для себя следующую цель: использование техники «Ниткография» в познавательно-речевом развитии дошкольников.

Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических задач:

1. совершенствовать зрительное восприятие детей;

2. развивать зрительно-моторную координацию;

3. формировать плавность, ритмичность и точность движений;

4. подготавливать руку ребенка к письму;

5. развивать речь;

6. расширять знания детей по основным лексическим темам.

В работе с детьми по ниткографии я ориентируюсь на методические пособия: Ольги Андреевны Новиковской и Анжелики Витальевны Никитиной.

Для работы с детьми эту технику несколько упростили. Выкладывается только контур изображения, который не нужно приклеивать. Для того, чтобы нити принимали и сохраняли нужную форму, их выкладывают на специальных экранах. В качестве экрана могут быть использованы: листы бархатной бумаги, отрезы ковролина или фланели, на крайний случай, можно просто застелить стол хлопчатобумажной скатертью без рисунка. Мы с детьми в качестве экрана используем обычный лист бархатной бумаги. Ольга Андреевна Новиковская предлагает размер индивидуального экрана для ниткографии 20 на 20 см.  

Сами нитки для ниткографии могут быть любыми по цвету и толщине. Толщина нитей подбирается в зависимости от возраста ребенка, чем младше ребенок, тем нить толще. Для детей двух-трехлетнего возраста подойдет шнурок толщиной примерно 4–5 мм. Важно, чтобы нитка или шнурок легко изгибались и не были скользкими. Длина нити для работы приблизительно 25-30 см [3].  

Занятия ниткографией открывают для ребенка возможность, выполнять игровые упражнения без страха допустить какую–либо ошибку, так как на бархатном экране её очень легко исправить и добиться нужного результата. Это очень важно для ребёнка. В этом случае он не фиксирует своё внимание на неудачах, а ощущает психологический комфорт от быстрого исправления.

Этапы обучения ниткографии. 

  1. Обучение рисованию с помощью нити начинается с работы по готовому образцу. Ребенок выкладывает нить по контуру фигуры (поверх).
  2. Далее предлагается готовая «картинка», для того, чтобы он её скопировал на экран. 
  3. Когда ребенок научился выкладывать простейшее изображение по образцу можно переходить к «рисованию» по представлению [1]
  4. После ребенок может заполнить пространство внутри контура. Заполнить изображение ребенок может на любом из этих этапов.

О.А.Новиковская в своих пособиях не предлагает 4 этап он добавлен мной самостоятельно.

Как же ниткографию можно использовать в познавательно-речевом развитие детей? Предлагаю вашему вниманию несколько игр в этом направлении.

Например, игра «Выложи фигуру по контуру». Для этой игры нам необходимы, вырезанные из бархатной бумаги геометрические фигуры, наклеенные на картон, нити.  Просим ребенка выложить нить поверх контура фигуры. Предлагаем описать фигуру, цвет, размер. С помощью этой игры мы закрепляем представления о геометрических фигурах, цвете и величине, а также развиваем связную речь, описывая фигуру.

Следующая игра носит название «Спор (или сравнение)». Для этой игры нам необходимы карточки, на которых изображены контуры различных предметов, ниточки и индивидуальные экраны. Сначала мы ребенку предлагается выложить контур любого изображения по картинке на экран. Назвать предмет. А затем двое детей могут сравнить свои картинки.  С помощью этой игры у детей развивается умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине, а также дети развивают умение классифицировать предметы.

Также можно поиграть в игру «На что похоже?» или «Ассоциация». Для этой игры нужен экран и ниточки. Ребенку необходимо выложить нитку на экран в свободном порядке (можно несколько нитей взять). После ребенок рассматривает получившийся рисунок, думает и называет на что похоже получившееся изображение. Эта игра, кроме моторных навыков, развивает воображение.

 Следующая игра, в которую можно поиграть с детьми «Отгадай и нарисуй». Педагог загадывает какой-нибудь предмет, который находится в помещении. Чтобы угадать, что это за предмет, детям нужно задавать про него вопросы, а педагог на них отвечает «да» или «нет». Нельзя задавать вопросы «Что это такое?» или «Что это?» Такие вопросы не засчитываются. После того как дети угадывают предмет, нужно выложить контур этого предмета. Первоначально можно выкладывать на столе картинки с предметами, которые вы будете загадывать детям.  Когда дети усвоили вариант игры с картинками, можно предложить детям другой вариант. А также можно предложить детям задумать предмет, а воспитатель будет угадывать, что это за предмет, т.е. наоборот, после того как предмет отгадан дети также рисуют контур предмета. Игра развивает умение детей классифицировать предметы, учит находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки. Развивает умение формулировать вопросы.

Также можно поиграть в игру «Отгадай загадку». Детям объединяются в компании, каждая компания придумает свою загадку, а отгадку рисует ниточкой, друг другу не показывают. Далее каждая компания озвучивает свою загадку и после ее отгадывания, показывает изображение отгадки. Игра развивает у детей логическое мышление, находчивость, сообразительность, быстроту реакции, помогает расширить и уточнить представления об окружающем мире (на одну из лексических тем), обогащает словарь по теме.

Данные игровые задания и упражнения с использованием ниткографии являются у нас частью занятий – как фронтальных, так и индивидуальных по «Формированию целостной картины мира» и «Формированию элементарных математических представлений».

Ниткография является одним из средств-помощников при изучении лексических тем. Вырисовывая контуры овощей, фруктов, животных и т.п., ребята подбирают ниточки соответствующего цвета: «рисуют» красное яблоко, оранжевый апельсин, зелёный огурец, жёлтого льва, белую кошку, при этом проговаривают, что у них получилось. В старшем дошкольном возрасте данный метод хорош при изучении букв и цифр.

Также с помощью ниткографии мы пересказываем сказки и рассказы. Воспитатель читает текст первый раз, затем задает ребенку вопросы по тексту. После этого ребенок выкладывает контурное изображение главных героев. Текст прочитывается ещё раз. Ребенок пересказывает рассказ с опорой на свои «рисунки».

В дальнейшем, когда у детей появится определенный навык в работе с нитью, переходим  к иллюстрации рассказа по ходу повествования.

На следующем этапе соединяем пересказ и изобразительную деятельность. Для этого прошу детей пересказать знакомый сюжет и проиллюстрировать его следующими одна за другой картинками, выполненными с помощью нити.

Также ребенку можно предложить «нарисовать» всё что ему хочется, а затем сочинить рассказ о том, что он изобразил.

Данные приемы я использую на непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, чтению художественной литературы, на систематических занятиях кружка «Волшебная ниточка», который проводятся 1 раз в неделю.  Основной целью таких приемов является развитие связной речи и расширение словарного запаса детей, формирование у них познавательных процессов.

Для детей старшего дошкольного возраста помимо заполнения пространства рисунка цельными нитками, доступны и другие способы ниткографии: ниткопись, (рисование по белому листу бумаги ниткой, которую предварительно обмакивают в краску), аппликация мелко нарезанными нитками (вместо цельных ниток используются кусочки, то есть нити нарезаются небольшими отрезками, которыми засыпается пространство рисунка).

Для поддержания у детей интереса к манипулированию с нитью и закрепления у них умений выкладывать изображения были привлечены и родители, для которых были проведены консультации «Ниткография», «Влияние ниткографии на развитие мелкой моторики», составлена памятка «Рисование цветными нитями». С целью поделиться с коллегами работой в техники «ниткографии» провела для них семинар-практикум на тему «Ниткография как средство познавательно-речевого развития детей» и мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования – ниткография».

Использование техники «Ниткография» с детьми дошкольного возраста имеет свои результаты:

- занятия ниткографией способствовали развитию мелкой моторики воспитанников, подготовки руки к письму;

- ниткография в сочетании с живым рассказом, научила маленьких слушателей составлять план повествования с помощью своих несложных контурных «рисунков»;

- в процессе выполнения рисунка нитью слуховая память подкрепилась и другими видами запоминания — зрительным и двигательным;

- речь детей стала более связной, приобрела форму диалога, пополнился их словарный запас, дети стали более общительнее со взрослыми и сверстниками;

- воспитанники закрепили свои знания и представления в рамках основных лексических тем;

-  у детей формировались такие качества как трудолюбие, усидчивость, кропотливость.

Таким образом, ниткография помогает воспитывать интерес к окружающему, стимулирует познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, работа с мягкой нитью снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. У детей, увлеченных ниткографией, повышается способность к произвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе, что особенно необходимо для детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство познавательно-речевого развития дошкольников»

По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение...

Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольника.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социаль...

План по самообразованию на тему «Эксперимент как средство познавательно-речевого развития дошкольников».

План по самообразованию на тему«Эксперимент как средство познавательно-речевого развития дошкольников»....

Консультация «Предметно-развивающая среда, как средство познавательно-речевого развития дошкольников»

Речь -удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобыпользоваться им.Г. Гегель...

Семинар - практикум "Ниткография как средство познавательно-речевого развития детей"

 Один из методов познавательно-речевого развития, который я использую в своей работе – это техника «Ниткография»....

Мастер-класс "Речевые игры как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников"

Мастер-класс по теме: "Речевые игры как средство познаватено-речевого развития младших дошкольников"...