Традиции и обычаи русского народа
проект (подготовительная группа)

Крахмаль Светлана Владимировна

 Проект для детей старшего дошкольного возраста. Проект длительный. на 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _traditsii_i_obychai_russkogo_naroda.docx51.6 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

«Традиции и обычаи русского народа» 

 старший возраст

Проект подготовила воспитатель  подготовительной группы

 Крахмаль Светлана Владимировна

  Воспитание ,созданное своим народом и основанное на народных началах ,  имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах     К Ушинский.

Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

«Традиции и обычаи русского народа»

В наше время остро стоит вопрос духовно – нравственного воспитания дошкольников. Сегодня на  первое место выходит благосостояние людей, а не его духовный мир, искажено понятие доброты и милосердия.  Возрождение экономической мощи и духовной силы России  связано с возрождением традиций  духовно – нравственного воспитания. Так, Закон РФ «Об образовании» предъявляет общие требования к содержанию образования в образовательных учреждениях, в том числе дошкольных. В частности в Законе подчёркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества: формирование нравственной личности    Среди важнейших задач воспитания Концепции модернизации Российского образования называется формирование гражданской ответственности, российской идентичности, духовности, культуры и т.д.

       В нашем современном, быстро меняющемся мире каждое поколение детей становится совершенно иным, чем предыдущие дети. Подражание западным нормам  жизни, привели к потере морально-нравственных норм и ценностей. Склонность детей к равнодушию страшна. Растёт число детей с особыми образовательными потребностями  (повышенная агрессия или полная незаинтересованность в происходящем). У части родителей слабая педагогическая состоятельность, обилие разнообразного, часто неоднозначного с педагогической точки зрения информационного поля, повышенный тревожный фон взаимодействия семьи и детского сада. Становится ясным и  очевидным, что, без духовности, которую несут в себе русские народные традиции, обряды, праздники, творчество, нам не обрести согласия в обществе.  Не воспитать детей патриотами своей родины, так как из их душ,  исчезает сострадание, сочувствие - вечные ценности. И без духовно нравственного воспитания  нам никак не обойтись. Необходимо привести в соответствие  ФГОС ДО содержания  деятельности  ДОО, обеспечения преемственности и взаимодействие с семьями воспитанников.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и дошкольного образовательного  учреждения. Семья характеризуется непрерывностью и продолжительностью воспитательных отношений между людьми разного возраста, жизненного опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в обществе.

ДОО - как общественный институт не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих воспитанников.

Взаимодействие детского сада и семьи в проектной деятельности является одной из форм успешной работы

Одной из успешных форм  сотрудничества с родителями в нашем детском саду является  проектирование (или метод проектов) в этой форме работы принимают участие дети и  их родители, педагоги ДОО.

Срок  реализации   проекта– 1 год (сентябрь 2020года –  май 20 21года).

Вид проекта - практико-ориентированный. Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое   развитие участников образовательного процесса.

Гипотеза проекта:

Использование педагогами и родителями   ГБДОУ ЦРР детский сад 33 средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц, сказок, песен, поговорок и т.д.), художественной литературы в НОД и в совместной деятельности с детьми, ознакомление с культурой страны и родного края  - будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

Цель проекта

Разработать и апробировать модель  воспитания дошкольников через приобщение  детей к русской народной  культуре, направленную на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи реализации проекта:

- Формирование  духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

- Обогащение  словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

- Воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- Воспитание  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  народным  играм, праздникам;

- Формирование   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других  национальностей;

- Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Инновационная направленность проекта.

 Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре. 

Новизна проекта

      Проект  ориентирован на вступивший в силу ФГОС ДО в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОО программе,  как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей  на основе проектного метода.

Ожидаемые результаты  реализации проекта.

для детей:

-       обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего  личностного развития;

-       пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

-        формирование чувств национального достоинства;

-       развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов:

-       совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного  учреждения в вопросах  духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

-       объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре;

-       разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию;

для родителей:

-       реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

-       объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного  развития и воспитания детей;

-       создание системы социального партнёрства ДОО и семьи в вопросах духовно-нравственного  воспитания детей.

Участники проекта

- воспитатели;
- музыкальный руководитель; 
- дети в возрасте от 4до 5 лет;
- родители (законные представители).

Механизмы реализации проекта.

- Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;

- Формирование партнерского сообщества сотрудников  ДОУ, детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.

Взаимодействие с семьей:

  1. Консультирование родителей о темах, критериях отбора и методах сбора информации для детей.
  2.  Привлечение родителей к сбору литературы.
  3. Организация выставок детских работ.
  4. Совместное творчество с детьми по изготовлению поделок для выставок.

Методы реализации проекта.

1.Наглядно-действенный метод:

- показ сказок (педагогами, детьми);

- рассматривание  книжных иллюстраций, репродукций;

- наблюдение, экскурсии, целевые прогулки.

2. Словесно-образный метод: 

- чтение литературных произведений;

- загадывание и отгадывание загадок;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
-  проведение  викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3.Практический метод:

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

- проведение  разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, народные игры  и др.);
- разбор  ситуаций;
- изготовление кукол самокруток «Берегиня»;
- проведение  экскурсий различной направленности;
- организация  вечеров с родителями.
 

 Этапы реализации проекта  «Традиции и обычаи русского народа».

1. Подготовительный этап

  • Диагностика;
  • Определение цели и задач проекта;
  • Изучение литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом;
  • Составление плана;
  • Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
  • Создание развивающей среды.

2. Основной этап

  • Совместная деятельность с детьми;
  • Привлечение и совместная деятельность с родителями;
  • Индивидуальные консультации родителей по участию в мероприятии;
  • Участие в праздниках, обрядах;
  • Участие в творческих конкурсах;
  • Участие в проектной деятельности.
  •  3. Завершающий этап
  • Диагностика;
  • Презентация проекта «Традиции и обычаи русского народа».

Деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников построена с учетом следующих принципов:

1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;

2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал.

3.  Деятельность - знания, которые ребенок  усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности.

4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

6Непрерывность  и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Ресурсы, необходимые для запуска проекта:

  1. Обеспечение материально-технических условий;
  2. Подбор литературы, произведений русского народного творчества, наглядного материала;
  3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
  4. Подборка народных подвижных и дидактических игр;
  5. Использование  мультимедийных презентаций  в НОД;
  6. Разработка мини проектов по темам народных праздников
  7. Подборка музыкального сопровождения.

М есяц

тема

 Формы  и содержание работы с детьми

Работа с родителями

сентябрь

Хоть холоден сентябрь батюшка –да сыт

Образовательные

-Формировать представление об осени,на основе ознакомления с существенными  признаками сентбря,народным земледельческим календарем.

-Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх

-развивать общие речевые навыки,зрительное восприятие в процессе игрового общения.

-Активизировать речевую деятельность путем развития доказательной речи.

Воспитательные :воспитывать внимательное и бережное отношение к природе, к труду взрослых, любовь к художественному слову

Развивать эмоциональную сферу.

Словарная работа : сентябрь, хмурень, заморозки, голубика, клюква. брусника. брусена.кафтан.тулуп.

Рябина –именинница

_Знакомить детей с русскими народными украшениями

-Развивать мелкую моторику при помощи изготовления бус  из рябины

-Воспитывать произвольное внимание

Не печь кормит, а руки

Закрепить знания детей о русской печке.кухонной утвари,об овощах на русском столе, Расширять словарный запас

Капустонька

Познакомить детей с праздником Воздвиженья (27 сентября)с традицией устраивать капустные вечеринки.Расширять словарный запас.воспитывать доброту, дружелюбие,смекалку. Взаимопомощь в процессе игр соревновательного характера.

Игровые обучающие  ситуации,наблюдения.загадки

Игра малой подвижности « Овощи-фрукты»,Игра «Что осень в корзинке принесла»

«Огородник и воробей»

Беседа: о народных приметах

Рассматривание иллюстраций с изображением девушек в народной одежде с украшениями,загадки про рябину..

Изготовление бус из рябины,поделок

Пословицы,поговорки  о хлебе, НОД-Хлеб всему голова. П,и «Арина»,рассматривание репродукции И.Шишкина «Рожь».Беседа «Земелюшка-матушка»

Знакомство с куклой «Зерновушка « или « Стригушка»

Беседа о капустных вечеринках.Развлечение «Капустные вечеринки с элементами русского фольклора». п,и Огородник и воробей»,»Капустонька»

«Вейся,вейся капуста»-хоровод,пословицы,поговорки

Прослушивание р.н песен

  Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении

Конкурс работ « Осенние Дарилки»

Консультации для  родителей«Фольклор и его значение в воспитание детей».

Октябрь

Октябрь грязник –ни колеса .ни полоза не любит

Образовательные

-Продолжать формировать представление об осени на основе знакомства с существенными признаками октября,народным земледельческим календарем.    Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх,знакомство с пословицами и поговорками.

-Развивать общие речевые навыки,зрительное восприятие в процессе игрового общения

-Учить фантазировать ,используя в качестве основы игровую ситуацию.

Воспитательные: Воспитывать внимательное  и бережное отношение к живтному миру ,любовь к художественному словуи произведениям русского народного творчества.

-Развивать эмоциональную сферу.

Словарная работа :октябрь.за вихры дерет,валится сухостой,листобой.грязник. ветродуй,мокрохвост.хлебник, конопатить,посиделки,частушки.

Покров (14 октября)

Познакомить детей с народным праздником Покрова Пресвятой Богородицы.с Покровскими ярмарками.

Приобщать к традициям и обычаям русского народа.

Развивать интерес к народным праздникам и русскому фольклору

Как рубашка в поле выросла. 10 ноября –День прасковьи Льняницы

Рассказать детям о выращивании  и обработке льна.,ткачестве. Развивать  художественно эстетическое восприятие произведений народного творчества ( льняные вышитые изделия,русский костюм)

Дать представление о русском национальном костюме

Народные приметы,пословицы,поговорки.загадки,

Беседа об осени,Рассматривание иллюстраций.

Творческая деятельность:рисование,аппликация

«Осенний пейзаж»

П/И «Горелки», « Плетень»

Беседа «Покров пришел,зима скоро».Чтение Аксакова «Аленький цветочек»,

Приметы,пословицы,песенка-игра «Где был Иванушка?»

П/и-»Гори,гори ясно»,Колечко,У дядюшки Трифона.

Исполнение частушек

Развлечение «Осенины»

НОД « Как рубашка в поле выросла»,хоровод « Уж я сеяла,я сеяла ленок»пословицы и загадки о льне.

п/и Прялица.Плетень,Дрозд

Прослушивание рн песен:»Ой ты прялица».»Пряха».»Вот те гребень»

Чтение К .Ушинский « Как рубашка в поле выросла»,

рассматривание  иллюстраций к ней.

Покровская ярмарка

Совместная творческая деятельность «Плетение кушаков

Изготовление тряпичной куклы

 « Зайчик» мастер класс

Ноябрь

Ноябрь –ворота зимы

-Формировать представление об осени на основе знакомства с существенными признаками ноября,народным земледельческим календарем.

_ Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх знакомство с пословицами и поговорками.

-Развивать общие речевые навыки,зрительное восприятие в процессе игрового общения

-Учить фантазировать ,используя в качестве основы игровую ситуацию.

Воспитательные: Воспитывать внимательное  и бережное отношение к живтному миру ,любовь к художественному словуи произведениям русского народного творчества.

-Развивать эмоциональную сферу.

Словарная работаноябрь,полузимник, листогной.красногрудые снегири, пернатые гости,суетливые чечетки

Семья вместе-душа на месте

Дать знания об истоках нравственности .которые зарождаются в семье-дети помощники в семье,у девочек и мальчиков свои обязанности.Объяснить выражение «Семейный очаг»

Кузьминки-осени поминки   (14 ноября)

Дать детям знания о ремеслах.их значении в жизни человека.Продолжать приобщать к истокам русской национальной культуры.Воспитывать трудолюбие

Народные приметы,пословицы,поговорки

П\И «У дядюшки Трифона», «Воробьи,вороны»,

«Золотые ворота»

Пословицы,поговорки о семье.Исполнение рнп по выбору педагога.Речевое упражнение «Скажи какая …»НОД «Семейный очаг»,беседа о семье.Прослушивание колыбельных песенок

п/И-«Бабушка Маланья», У дядюшки Трифона

Беседы о семье «Дружная семейка»

Слушание рнп « Было у матушки двенадцать дочерей»

Пословицы о семье.Прослушивание и заучивание Колыбельных песенок,потешек.

П// «Как у дедушки Трифона»,»Бабушка Маланья»

«Сижу –посижу»

Рисование «Моя семья».Чтение « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,»Гуси-Лебеди».Составление рассказов «Моя семья»Скажи про маму ласково-речевое упражнение. Упражнение « Моя мечта…..»

НОд беседа о ремеслах рассказ  о празднике Кузьминки,Слушание р.н п «Во кузнице..»хоровод»На горе- то калина..»

Загадывание загадок о предметах быта,пословицы,поговорки о труде и учении

П,и-Кошка-мышка.Хороводная игра « По –за городу гуляет»

Чаепитие с баранками.

Составление генеалогического древа

Декабрь

Декабрь год кончает-зиму начинает

Образовательные

Формировать представление о зиме на основе знакомства с существенными признаками  декабря и народным земледельческим календарем.

Учить устанавливать разнообразные связи в природе.

_ Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх знакомство с пословицами и поговорками.

-Развивать общие речевые навыки,зрительное восприятие в процессе игрового общения

-Учить фантазировать ,используя в качестве основы игровую ситуацию

Воспитательные:воспитывать  внимательное и бережное отношение  к природе и труду взрослых, любовь к художественному слову  и продуктивной творческой деятельности

Словарная работа: декабрь, лютень,студенец.налог,залог,выкуп,зимний солнцеворот, разгорание солнца

14 декабря  День Наума Грамотника

Познакомить детей с историческим праздником грамоты

Прививать любовь к русскому языку  и гордость за него

Развивать речевые умения

Традиции празднования Нового года на Руси

Активизировать речевую деятельность.

Народные приметы,пословицы,поговорки,Обучающая ситуация «Декабрь год кончает-зиму начинает.Чтение р.н ск.Морозко».

Беседы- диалоги

Словесная игра «Кузовок»ЭП/И «Два Мороза»

Творческая деятельность:рисование аппликация из полосок,«Снежинки»,

Слушание рнп « Ой ты зимушка,сударушка»

Пословицы о грамоте и знаниях рассказ педагога о книгопечатании, беседы о появлении  письменности на Руси. Игра  словесная«Кузовок»,Развлечение «  Грамоте учиться,всегда пригодится»,игра»

Пословицы о грамотности и обучении.Скороговорки,загадки.

Упражнение :выложить из палочек или нарисовать первую букву своего имени.Угадай какая буква?

Беседа « Как пришел к нам Новый год ?»

Творческая деятельность « Новогодняя открытка»

Просмотр новогодних м/ф…

П/и «Два Мороза»,

Рассматривание новогодних открыток

Конкурс новогодних поделок

Создание коллекции новогодних открыток

Январь

Январь-зимы государь

Образовательные

Формировать представление о зиме на основе знакомства  с существенными  признаками января

Поддерживать  и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира

Развивать общие речевые навыки зрительное восприятие в процессе игрового общения.

Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к природе и труду взрослых, любовь к художественному слову и продуктивной творческой деятельности.

Словарная работа:январь,лютый,государь.тулуп. птичьи замашки ,на лучине нагар, Рождество,Крещенье,святки,сочельник,колядки.

7 января –Рождество 19 января-крещение

- Знакомство с традициями и обычаями русского народа.Познакомить детей с русским народным праздником «Зимние Святки» традициями ряжения,колядования.Вызвать интерес к разучиванию колядок и их обыгрыванию.Воспитывать гостеприимство и умение быть благодарным

Знакомство с пословицами ,поговорками и приметами января.

- Знакомство с блюдами народной кухни

- Русские народные игры «Рыбаки и рыбы», «Змейка», «Горелки», «Гори - гори ясно»

Беседы о  зиме,о природе.о приметах и пословицах,о поведении зверей и птиц.

Чтение  сказок « Морозко», « Снегурочка»

Беседа «Добро и зло в русских народных сказках»

Беседа о Рождестве и традициях ,связанных с этим праздником. Заучивание колядок.Рассматривание атрибутов ( мешок для угощений, костюмы, маски)

Игра « Заморожу»

Развлечение « Святки»

Инсценировки небылиц.Разучивание  колыбельных песен. Слушание народных песен (по выбору)

Изготовление из бумаги ангелочков

Видео урок

«Как сделать куклу –закрутку»

Февраль

Февраль –рог зиме сшибает

Продолжать формировать представление о зиме на основе знакомства с существенными признаками февраля ,народными приметами,пословицами.расширять словарный запас через участие в народных играх , знакомства с пословицами и поговорками.

Развивать общие речевые навыки.

Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к природе и труду взрослых, любовь к художественному слову и продуктивной творческой деятельности.

Развивать  эмоциональную сферу.расширять художественно-творческие способности.

Познакомить детей с небылицами  как жанром устного народного творчества.учить понимать юмор .

Словарная работа :февраль,снежная поземка. Снеговей, сугробы оседают,зимобор, снежень.вьюговей, бокогрей, свадебник.

Народные приметы,пословицы,поговорки

Рассказ о феврале, о  происхождении народных названий.

Речевая игра « Четвертый лишний»»Скажи наоборот»

П\И «Горелки»,»Кошки-Мышки»

Разучивание и инсценировки небылиц.

Творческая деятельность Рисование .аппликация«Февральские метели»

 

Подготовка театрализации «Репка»  или ( по выбору воспитателя)

Подготовка костюмов

Театрализованное представление для родителей  по сказке «Репка»

март

Март и снегом сеет и солнцем греет

Продолжать формировать представление о весне на основе знакомства с существенными признаками  марта ,народными приметами,пословицами.расширять словарный запас через участие в народных играх , знакомства с пословицами и поговорками.

Развивать общие речевые навыки , путем развития доказательной речи.

Воспитательные

Развивать эмоциональную сферу.Воспитавать любовь к художественному слову, и продуктивной творческой деятельности

17 марта –Герасим грачевник.22 марта -Сороки

Расширить представления о перелетной птице,-граче.Познакомить с обрядом «закликания весны

Учить изготавливать птиц из бумаги.

Едет Масленица дорогая

Познакомить детей с русским народным праздником масленица.основным героем-масленица,обрядовой едой-блинами,песнями о масленице, играми.Развивать художественное восприятие детей.

Словарная работа:март,утро весны, утро года, солнечник,капельник, зимобор, синицы тенькают, день весеннего равноденствия.

Народные приметы,пословицы,поговорки

Рассказ о  марте, о  происхождении народных названий.Рассматривание картин и иллюстраций о весне.

п/и «Дрозд»

чтение рн ск «Ворона» слушание пения птиц на прогулке . рассматривание картины А.Саврасова « Грачи прилетели»

Изготовление грача из бумаги.( или другого материала).Обыгрывание обряда закликания весны.

Сороки- беседа, выпекание  жаворонков из пресного теста или лепка из пластилина. Заучивание  веснянок. Загадки про птиц.

Развлечение Сороки

.п\и « Золотые ворота», Летает не летает, Две тетери,

- Исследование характерных особенностей русских национальных костюмов

- Руссский народный православный праздник «Масленица»-рассматривание картин В.Кустодиева « Масленица»

- Выставка «Куклы наших бабушек»

- Мини-музей «Сокровища бабушкиного сундука»

Подготовка к выставке « Куклы наших бабушек»-сбор материала

- Мини-музей «Сокровища бабушкиного сундука»

Консультация - практикум для родителей «Играйте с детьми в народные подвижные игры»

апрель

 Идет матушка весна –отворяй-ка ворота

Продолжать формировать представление о весне на основе знакомства с существенными признаками   апреля ,народными приметами,пословицами.расширять словарный запас через участие в народных играх , знакомства с пословицами и поговорками.

Развивать общие речевые навыки , путем развития доказательной речи.

Воспитательные

Развивать эмоциональную отзывчивость  на весенние явлении я природы.Воспитавать любовь к художественному слову, и продуктивной творческой деятельностиПоказать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусств.

Словарная работа:апрель,ледолом, снегогон, цветень, березень, распушились почки,солнце играет,пробуждение природы, Благовещение

 Светлая Пасха

Создавать условия для ознакомления с культурой русского народа.

Приобщать к общечеловеческой культуре через ознакомление с библейским сюжетом.

Обеспечивать положительный эмоционально-психологический настрой  

Народные приметы,пословицы,поговорки

Рассказ об апреле, о  происхождении народных названий.Рассматривание картин и иллюстраций о весне И.Левитан « Большая вода»

п/ и Филин и пташки.,Пчелки и ласточки,Золотые ворота, Аленький платочек

Рассказ воспитателя о празднике

Подготовка к православному празднику «Светлая Пасха» (рассказ воспитателя «Вербное воскресенье»

просмотр презентаций «Самое-самое в Пасхе», «Церкви и храмы на Руси», просмотр мультфильмов о Пасхе, истории возникновения праздника)

НОД по ручному труду на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка».

«Урок доброты»  Тема: «Прощеное воскресение. Беседа по сказке «Два жадных медвежонка».


«Праздник - праздников» - развлечение для дошкольников  

П\и Эстафета с яйцами в ложке.Катание яиц. Волчок. Чоканье яйцами.Ручеек,

Конкурс для родителей и детей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».

Май

Ай,ай,месяц май

Продолжать формировать представление о весне на основе знакомства с существенными признаками   мая ,народными приметами,пословицами.расширять словарный запас через участие в народных играх , знакомства с пословицами и поговорками.

Развивать общие речевые навыки , путем развития доказательной речи.

Воспитательные

Развивать эмоциональную отзывчивость  на весенние явлении я природы.Воспитавать любовь к художественному слову, и продуктивной творческой деятельности Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального

Красна птица перьем, а человек уменьем

Познакомить детей с русской избой.,предметами обихода. С трудом хозяев дома,распределением обязанностей среди членов семьи.Поддерживать интерес детей к сказке.поэтическому слову,развивать чувство юмора.Формировать навыки выразительного исполнения колыбельных песенок.Способствовать поддержанию позитивного эмоционального настроя.

Словарная работа :май,юность года, месяц дождей, месяц зеленого шума.цветень. песенник, страда.Горница,ставни, наличник, лавка, крыльцо, люлька, конек,

Диагностика с целью выявления уровня  сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ по направлению духовно – нравственное воспитание

Народные приметы,пословицы,поговорки

Рассказ  о мае, о  происхождении народных названий,загадки

Иллюстрации  с изображением березовой рощи.скворца,скворечника. Альбомы Весна, Птицы,Обитатели леса, Цветы)

Игра : Назови приметы весны,

Рассказывание сказок  Как старик домовничал,

Просмотр м/ф Золушка, Маша больше не лентяйка, Маша и волшебное варенье, Федорино горе, Домовенок Кузя,

Речевое упражнение « У кого какой дом»,»Скажи наоборот»

Литературная викторина « Отгадай сказку»

НОД-Всяк дом хозяином славится

Рассказ воспитателя «Родной дом»

 ( сопровождается видеосюжетами)Рассматривание изображений русской избы снаружи и убранства внутри.Рассматривание предметов быта.Обыгрывание потешки «Где варилась каша?»

Речевое упражнение « Где спряталась лисичка?»

(макет печки,лисичка.Предлоги – под, над,за, перед. на, возле, около,у, в –печке

В свободной деятельности изготовление куклы «Отдарочек на подарочек» или «Младенчик»

Публикация на сайте «Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Анкетирование родителей. Итоговая диагностика.

 

Используемая литература:

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От

рождения до школы». Издательство «Мозаика – синтез» 2015г.

2.И.А.Бойчук.Т.Н.Попушина «Ознакомление  детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством» Изд «Детство-пресс» 2009г

3.Н.Г.Пантелеева «Народные праздники в детском саду».Издательство Мозаика – синтез Москва 2014г.

4.М.Ф.Литвинова «Русские народные игры». Москва «Просвещение» 1986г.

5. «Истоки»        Л. А. Парамонова

6. Д.И. Латышина «Живая Русь»  часть 1, часть 2

8.  Г. М. Науменко  «Фольклорный праздник»,   ЛИНКА-ПРЕСС  Москва,  2000.

9.  Подвижные игры с пением в детском саду. Хороводы, инсценировки. Москва.2002.

10. Н. Зарецкая,  З. Роот  «Праздники в детском саду»,  Москва, 2003.

11.И.А.Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа»Изд «Детство-пресс « 2013г

 16. Т. А. Шорыгина «Православные праздники для детей сценарии и беседы»,  Москва - СФЕРА.2001.

 17. Частично использованы материалы интернет ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздники, традиции и культура народов Севера ханты и манси.

Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов Севера. Знакомитьс произведениями  национациональных поэтов.Познакомить с праздниками народов ханты и манси. Воспитывае...

Знакомство дошкольников с традициями обско-угорских народов

материал из опыта работы по приобщению детей к традициям обско - угорских народов в ДОУ...

Физичексое воспитание детей дошкольного возарста с применением традиций и культуры народа саха"

В матеиале описывается рабочая программа секции по ОФП детей старшего дошкольного возрста "Игры предков" ("Обугэ оонньуулара")...

Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья

Материал содержит актуальность, цель, задачи, перспективный план на два года, ожидаемые результаты....

Приобщение детей к традициям и культуре народов поволжья

Одним из направлений работы МДОУ "Детский сад №121" является приобщение детей к традициям и культуре народов Поволжья как части патриотического воспитания. Мы знакомим детей с русской, татарско...

Фото-отчет о подготовке и проведении 23 февраля. Знакомство с традициями и культурой народов Севера-ханты и манси (фото). Экскурсия в библиотеку (фото)

1. Фото-отчет о подготовке и проведении 23 февраля2. Знакомство с традициями и культурой народов Севера-ханты и манси3. Экскурсия в библиотеку...

ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ОБЫЧАЯМ, ТРАДИЦИЯМ И ПРОМЫСЛАМ НАРОДОВ РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Раскрывается значение декоративно-прикладного творчества для эстетического и духовного воспитания подрастающего поколения и повышения интереса к народным промыслам, обычаям и традициям народов России....