План по самообразованию
учебно-методический материал (старшая группа)

Иванова Светлана Владимировна

Тема: «Социализация дошкольников

 посредством

 сюжетно-ролевой игры"»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_sotsializatsiya_doshkolnikov.docx47.2 КБ

Предварительный просмотр:

Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение

«Выборгский комплексный центр социального обслуживания населения»

План по самообразованию

Тема: «Социализация дошкольников

 посредством

 сюжетно-ролевой игры"»

Начало работы: сентябрь 2021г.

Окончание работы: май 2022г.

Выполнила:

Иванова Светлана Владимировна Воспитатель

отделения социального обслуживания

 несовершеннолетних и семей с детьми

                                                                       

г.Выборг

2021 г.

Общие сведения о педагоге

ФИО педагога: Иванова Светлана Владимировна

Дата рождения: 09.10.1969г.

Должность: воспитатель

Образование:  среднее- специальное

Опочецкое  педагогическое училище Псковской области . В 1996 году окончила полный курс названного училища по специальности «Дошкольное образование» .

Место работы : ЛОГБУ «Выборгский КЦСОН»

Специальность по диплому: воспитатель в дошкольных учреждениях

Профессиональная переподготовка:. Диплом о профессиональной переподготовке . В Академии дополнительного образования  «Консалтинг Групп» по программе «Общая педагогика: теория и методика обучения в условиях реализации ФГОС» от  13.11.2019 г.

Общий трудовой стаж : 32 год

Стаж работы в должности воспитателя : 20 лет 

Стаж работы в данном учреждении: 1 год.

Категория: нет

Общие сведения по теме самообразования

«Социализация дошкольников

посредством

сюжетно-ролевой игры"»

 Актуальность выбранной темы:

Социализация- это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живет, учится взаимодействию, умению строить отношения вначале в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.                                                                                                         Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко, но это путь обучения, иного нет. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что конечно, ему не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность моделирующая жизнь взрослых.                                Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Дошкольный возраст- это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, высокая восприимчивость детей дошкольного возраста.        Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга - то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.        Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра, но и занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков - все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное - значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею.                                        Социальное развитие способствует не только развитию личности, но и развитию интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь,  безусловно душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность вашего ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя будет ощущать, и наша задача - правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки. Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально компетентная личность. Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

Цель работы по теме:  Повышение собственного профессионального опыта в процессе изучения темы, открытие нового приоритетного направления в работе с детьми. дошкольного возраста по сюжетно- ролевой игре.

Задачи: 

1.Повысить собственный уровень знаний путем изучения различной литературы и информации в интернет- ресурсах по данной теме самообразования.

2.Повысить уровень знаний по данной теме у родителей воспитанников, создать условия для творческой активности родителей;

3. Организовать обогащение предметно-пространственной развивающей среды;

4.Разработать перспективный план работы с детьми воспитательно – образовательного процесса и систему работы по разделу «Сюжетно – ролевые игры». Применить эти разработки на практике.

5.Определить эффективность разработанной системы сюжетно-ролевой игры.  

6.Пополнить предметно-развивающую среду.

7.Оформить папки-передвижки для родителей.

8.Создать картотеку сюжетно-ролевых игр.

9.Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках проведения мастер-классов, семинаров и т. п.

 Предполагаемые результаты :

- Повышение качества проводимой работы с детьми;

-Разработка конспектов, сценариев, пособий;

-Разработка дидактического материала, наглядности;

-Проведение семинаров, консультаций, мастер-классов;

-Обобщение опыта работы по исследуемой  теме;

- Повышение своей профессиональной компетенции,

    высокого общекультурного уровня;

Форма самообразования –индивидуальная.

Этапы работы над темой:

На основании поставленных задач были определены этапы работы над темой.

 Практический этап:

1. Работа с детьми по плану.

2. Составление картотеки.

3. Оформление центра сюжетно-ролевых игр.

4. Пополнение предметно-развивающей среды по сюжетно-ролевым играм.

Обобщающий этап.

1. Диагностика детей на конец года.

2. Анализ данных по итогам учебного года.

Внедренческий этап.

  1.  Презентация и отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

             2.     Мастер-класс  для педагогов по теме самообразования « Методика руководства СРИ + показ сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы Кати».

             3.   Перспективное планирование для детей 5-7 лет (старшая группа)

Количество занятий: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц;

Продолжительность занятия: 30 минут.

Формы работы

Самореализация

С детьми

С родителями

Сентябрь

Изучение методической литературы по теме самообразования .

Изучение материалов на сайтах:

-« Дошколенок.ру»

- «Маам.ру»

Doshvozrast.ru Подборка детских художественных произведений.

Чтение художественной лит-ры, просмотр мультфильмов.

Беседа  «Значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте».

Октябрь

Создание картотеки «Сюжетно-ролевые игры» для дошкольников. Написание цикла конспектов-занятий по сюжетно-ролевой деятельности для младших дошкольников.

1. Игровая ситуация: «Кто такой друг? и почему с ним нужно делиться».

2.Разучивание с детьми игр на создание безконфликтной обстановки в группе: «Прости меня, друг», «Мы любим друг друга».

Папка-передвижка  «Роль семьи в нравственном воспитании ребенка».

Ноябрь

Оформление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Аптека», «Магазин», «Парикмахерская», «Гараж».

1. Просмотр мультфильма «Бабушкин день рождения».

3.Игровое упражнение: «Накрой на стол».

4.Игровая ситуация: «Как правильно встречать гостей».

Консультация  для родителей «Учим ребёнка общаться».

Декабрь

Мастер-класс  для педагогов по теме самообразования « Методика руководства СРИ + показ сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы Кати».

1. Беседа-рассуждение с детьми: «Что такое хорошо и что такое плохо».

2.Разучивание с детьми игры-упражнения на создание безконфликтной обстановки в группе«Обратись к товарищу вежливо».

3. Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»

Оформление папки-передвижки  «Роль игрушки в детской игре».

Январь

 

Выступление на методическом часе «Использование игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста».

1.Беседа на тему: «В тесноте, да не в обиде».

2. Викторина: «Моя любимая сказка». Цель: Воспитывать любознательность к русским народным сказкам. Драматизация сказки «Теремок» детьми группы.

Консультация на тему « Чему учат сюжетно-ролевые игры».

Февраль

Организация выставки рисунков, выполненных совместно с родителями «Любимая игрушка».

1.Сюжетно-ролевая игра «Кафе». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к игре.

3.Интервью с детьми«Каким должен быть вежливый человек»

Анкетирование для родителей «Игры ваших детей».

Март

Инсценировка сказки «Заюшкина  избушка» совместно родителей с детьми.

Сюжетно-ролевая игра: «Дочки-матери».

Инсценировка сказки «Заюшкина  избушка» совместно родителей с детьми.

Апрель

Организация фото-выставки «Как мы играем».

1. Беседа- размышление: «Кому важно быть внимательным на дороге?»

2. Просмотр мультипликационного фильма по ПДД «Уроки тетушки Совы».

3. Экскурсия по улице Приморской (наблюдения за пешеходным переходом, перекрестком, светофором, транспортом, пешеходами).

4. Сюжетно-ролевая игра: «Я - шофер, вы – пешеходы».

Организация фото-выставки «Как мы играем».        

Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к игре.

Май

Самоанализ о проделанной работе, презентация и отчет на педагогическом совете.

Консультация для родителей на тему : «Какие игрушки нужны детям». Консультация  « Игры детей летом( использование природного материала)».

План работы над темой самообразования на 2021-2022г.

1 .Подготовительный этап

Содержание работы

Сроки выполнения

1

Определение темы по самообразованию

август 2021

2

Постановка целей, задач работы

3

Предполагаемый результат

2 .Аналитический этап

Содержание работы

Сроки выполнения

1

Ознакомление, изучение, подбор материала по теме самообразования

сентябрь 2021–

май 2022

Обзор материалов в интернет ресурсах

2

Разработка плана работы с детьми

сентябрь 2021

Разработка плана работы с родителями

Разработка плана работы с педагогами

3 .Организационный этап

Содержание работы

Сроки выполнения

Теоретическая часть

1

Изучение литературы, методических материалов, опыта работы коллег;

Накопление, изучение обобщение и систематизация полученных знаний из разных источников.

сентябрь 2021- апрель2022

Практическая часть

1

Создание картотеки «Сюжетно-ролевые игры» для дошкольников.

октябрь2021- апрель2022

Выступление на педагогических советах, методических часах, родительских собраниях.

Участие в мастер-классах, просмотр вебинаров.

Оформление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Аптека», «Магазин», «Парикмахерская», «Гараж».

2

Для детей:

Чтение художественной литературы.

сентябрь 2021- апрель2022

Ежедневно сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Семья», «Больница».

Беседы с детьми, викторины.

3

Для родителей:

1.Беседа  «Значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте».

2. Папка-передвижка  «Роль семьи в нравственном воспитании ребенка».

3. « Консультация  для родителей «Учим ребёнка общаться».

4. Оформление папки-передвижки  «Роль игрушки в детской игре».

5. Консультация на тему « Чему учат сюжетно-ролевые игры».

6. Анкетирование для родителей «Игры ваших детей».

 Организация выставки рисунков, выполненных совместно с родителями «Любимая игрушка».

7. Инсценировка сказки «Заюшкина  избушка» совместно родители с детьми.

8.Организация фото-выставки «Как мы играем».

9 . Консультация для родителей на тему : «Какие игрушки нужны детям».

10. Консультация  « Игры детей летом( использование природного материала)».

Сентябрь 2021г.

Октябрь 

Ноябрь

Декабрь

 Январь 2022 г.

Февраль

Март

 Апрель

 Май

Июнь

4

Для педагогов:

Выступление на методическом часе: ««Использование игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста».

 2022

Проведение мастер-класса «« Методика руководства СРИ + показ сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы Кати»

Декабрь 2021

4. Завершающий этап

Содержание работы

Сроки выполнения

1

Анализ работы

Май 2022

2

Оформление опыта работы по теме.

Систематизация теоретической части.

3

Систематизация практического материала, составление главы «Приложение» (конспекты, мастер-классы, консультации, фотоматериалы)

4

Представление программы по теме самообразования на педагогическом совете.

5. Презентационный этап

Содержание работы

Сроки выполнения

1

Отчет о проделанной работе в форме презентации «Социализация дошкольников

посредством сюжетно-ролевой игры»

Май 2022

Список  используемой литературы :

1. Богачкина Н. А., Молодцова Е. Е., Огурцова Л. А., Петровская В. Н., Ткаченко И. В. "Ролевые игры для детей"

2.Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М.: Просв, 1983.

3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».

4. Вераксы Н.Е. Программа «От рождения до школы»

5.  Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. – Москва 2009.

6. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. – Ставрополь, 1993.

7. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов-на-Дону, 2006.

8. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя/Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 3-е изд., испр. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96 с.

9. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 – 74

  .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...