Проект "Знакомство с Филимоновской игрушкой"
проект (средняя группа)

проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filimonovskaya_igrushka.docx34.57 КБ

Предварительный просмотр:


Творческий проект

в средней группе

«Знакомство с Филимоновской игрушкой»



Россия - родина для многих,

Но, чтобы сыном или дочерью

Её себя считать,

Язык, историю, культуру

Своей страны необходимо знать!

Духовный, творческий патриотизм

Мы с детства прививать должны.

Он, как отец и мать, стать должен

Неотъемной частью маленькой души!

Актуальность проекта:

Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях. В наше время самой актуальной темой является, научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Перспективный путь – воспитывать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволяет детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развить интерес детей к традициям и истории русского народа.

Цель:

 - Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами – дымковской и филимоновской игрушками их росписью.

 Задачи:

Образовательные:

 - Познакомить с дымковской и филимоновской игрушками, с элементами их росписи.

 - Формировать навык использования материалов для рисования.        

 - Учить видеть красоту и различие дымковской и филимоновской игрушек.

 - Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.

 Развивающие:

 - Развивать познавательную активность, творческие способности, внимание,  

   любознательность.

 - Умение создавать изображения по мотивам дымковской росписи.

 - Развивать моторику рук и тонких движений пальцев.

 - Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй,

    диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки 

     общения.

 Воспитательные:

 - Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному

   творчеству.

 - Воспитывать уважение к работе мастеров.

Вид проекта: познавательно - творческий.

Тип проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (3 недели)

Участники проекта: воспитатели, родители, дети средней группы.

Краткое содержание проекта

Свою работу мы начали с создания мини-музея, что позволило детям соприкоснуться с миром народно-прикладного творчества не только через иллюстрации, но непосредственно с изделиями народных умельцев. На протяжении всего времени проекта нами были проведены ООД, беседы, народные игры, мастер класс для родителей. Так же родителями была разрисована прогулочная веранда в стиле русской горницы и сделан уголок уединения совместно с кукольным театром. Все это помогло нам приблизить наших воспитанников к народно-прикладному творчеству, сблизить их.

Этапы реализации проекта

I этап. Создание мини-музея народно-прикладного творчества.

Цель: выявить уровень знаний детей о видах народно-прикладных видах искусства, заинтересовать предстоящей деятельностью.

Мною с детьми были вылеплены из пластилина игрушки, в дальнейшем они были расписаны в стиле Дымковской и Филимоновской игрушки. Данная ситуация показала нам, что дети ценят произведения народных мастеров, у них возникает чувство уважения к результатам труда других людей. После этого момента наш мини-музей потихоньку начал пополняться. Ребята могли лично познакомиться с разными игрушками, внести некоторые из них в игровые ситуации, также экспонаты нашего музея послужили источниками вдохновения для творческой деятельности родителей с детьми. Ребята с большим удовольствием стали непосредственными участниками создания изделий народного творчества. Родители тоже пришли на помощь- принесли самовар, 2 дымковские куклы, ручной работы, различную утварь.

II этап. «Поиск информации»

Следующим этапом стал «Поиск информации». Следует отметить, что данный этап строился на интеграции образовательных областей: «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие».

Образовательная деятельность осуществлялась педагогом:

В ходе режимных моментов;

В процессе организации различных видов детской деятельности, при самостоятельной деятельности детей.

На данном этапе ребята пополнили свои знания о народно-прикладном творчестве. Но наша работа сводилась не только к беседам и росписям различных предметов, в процессе режимных моментов дети с большим удовольствием использовали примеры устного народного творчества. Разученные потешки, пословицы и поговорки были использованы в играх, разрешении конфликтов, да и просто для того, чтобы устная речь носила более окрашенный характер. А также была проведена следующая деятельность

  • - Изучение  материала, об истории дымковского, филимоновского промысла.
  • - Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Поиск и накопление  методических пособий по знакомству с дымковской росписью.
  • - Подбор  необходимой литературы, иллюстраций, наглядных  пособий.

Участие родителей в проекте.

III этап – Практический

Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к  народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

ОО«Художественно-эстетическое развитие»

(Лепка)

Темы  «Дымковская уточка»

Продолжать знакомить с дымковскими народными игрушками;  продолжать обучать детей лепить детали общей фигурки, сплющивания, прищипывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей; воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.

(Рисование)

 «Дымковская лошадка»

 

Продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии); упражнять в рисовании элементов дымковского узора; учить самостоятельно выбирать цвета для узора; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Конструирование и аппликация филимоновская роспись «Украшение рубашки для домовенка Кузи».

Отрабатывать навыки сгибания прямоугольника,

формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя знакомые элементы филимоновской росписи.

ОО «Речевое развитие»

(Развитие речи)

 «Опиши дымковскую барышню»,

«Какие мы знаем народные промыслы» «Лошадка (Филимоновская), расскажи какая она»

Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи; совершенствовать диалогическую речь. продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, расширять словарный запас детей.

(Приобщение к художественной литературе)

«Стихи, загадки русские потешки о Дымке и Филимонке,

«Чем знаменито Дымково?»

 В. Фофанов,

«Волшебные игрушки» Т. Неунылова,

Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству

  

ОО«Физическое развитие»

(Физическая культура)

 Пальчиковая гимнастика «Конь», Физминутка «Спал цветок и вдруг проснулся»

Игры:  «Холодно – горячо», «Ворота»

Развивать двигательные навыки детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения, знакомить с русскими народными играми.  

РИД

Д/и «Подбери узор», «Укрась дымковского коня», «Найди лишнее», «Угадай игрушку»

Закреплять знания детей о дымковских игрушках, элементах дымковской росписи, умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона, развивать зрительное внимание, память, обучать рассматриванию узоров.

Образовательная деятельность осуществлялась педагогом:

  • В ходе режимных моментов;
  • В процессе организации различных видов детской деятельности;
  • В самостоятельной деятельности детей.

На данном этапе ребята пополнили свои знания о народно-прикладном творчестве. Но наша работа сводилась не только к беседам и росписям различных предметов. В процессе режимных моментов дети с большим удовольствием использовали: разученные потешки, пословицы и поговорки они же были использованы в процессе игр, разрешении конфликтов, да и просто для того, чтобы устная речь носила более окрашенный характер.

Итог проекта: 

Продукт проектной деятельности:

-Выставка детских работ «Карусель лошадок (дымка)», «Уточка на пруду (дымка)»

-Создание папки образцов дымковских и филимоновских узоров

-Изготовление дидактических игр

Взаимодействие с родителями 

  1. Беседа с родителями "О значении филимоновской игрушки в жизни детей"
  2. Консультация для родителей "Народные игры в семье"
  3. - Сообщение "Влияние народных промыслов ("дымка" "филимонка") на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста"
  4. Мастер-класс на родительском собрании: «Филимоновская лошадка» Активное участие родителей и детей в росписи барышень. Использование дымковской и филимоновской техники. Выставка филимоновских игрушек.

Ожидаемый результат: в ходе  реализации данного проекта  у детей сформируется интерес к дымковской и филимоновской игрушкам. Ребята усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.

Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях.

Планы на будущее: В свободной деятельности продолжать закреплять полученные знания о Дымковской и Филимоновской росписи.

Информационно-методическое обеспечение

1.Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.

2.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1986.
3.Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры.-М.: ЦГЛ,2005.

4.​ Н.С. Голицына, «Конспект комплексно-тематических занятий» ООО «Издательство Стрипторий» 2003 г.

5.​ И.А. Лыкова «Конспекты занятий и методические рекомендации изобразительная деятельность в д/сад» ООО Издательский дом «Цветной мир» 2010 г.

6.​ Л.А. Парамонова, «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» Москва ОЛМА Медиа групп 2014 г.

Беседа  «Чудо Филимоновских свистулек»

Цель: познакомить детей с Филимоновской свистулькой

Расскажите нам, откуда  появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки.

С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Хотите узнать, почему их так называют?

 Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревью Филимоново. Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле. Покупают люди сушку, А на дивную игрушку Смотрят долго, не дыша, До чего же хороша Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы! Пёстрые, яркие, Словно подарки! Вы уже знаете как делают дымковскую игрушку. Посмотрите внимательно, похожи ли эти игрушки? Как вы думаете, делают филимоновские свистульки? Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Игрушки смешные, причудливые и в тоже время простые по выполнению. Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек. Как и у дымковской игрушки у филимоновской есть своя отличительная особенность. Какая? Может, кто из вас догадался? Верно, все они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки. Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть. Лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, сильными руками. Лепят и приговаривают: «Ух, серьезная какая получилась! Сейчас тебя повеселее сделаем. Давайка улыбнись!» вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень. Нас лепили мастера, Нас расписывать пора Кони, барышни, барашки – Все высоки и стройны Сине-красные полоски На боках у нас видны. После обжига игрушки расписывают. Расписывают не кисточкой, а перышком. Краски разводят на молоке. Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. Давайте назовем знакомые. Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», «яркой ягодкой», звездочкой» лучистой или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, елочки и ростки – символ растительности и жизни. лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот. Краски берут не все, что используют для украшения дымковской игрушки. Посмотрите, и назовите те краски, которые используют художники для филимоновской игрушки. Верно, берут краски яркие, летние, солнечные – желтые, красные, малиновые, зеленые, иногда синие и фиолетовые. А теперь давайте рассмотрим филимоновскую барышню. У ее высокая, колоколообразная юбка с незаметным расширением к низу, верхняя часть туловища по-сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая голова заканчивается маленькой, изящной шляпкой. Забавные игрушки изображающие длинноногих и вытянутых солдат в костюмах: френч в талию и полосатые штаны. У всех животных длинные вытянутые шеи с маленькими головами и короткие ноги. Посмотрите на этого оленя, барана: Стоят все на стройных ножках, Вся краса в рожках. Вот такие игрушки мастерят в Филимонове, сохраняя вековые народные традиции. Когда смотришь на филимоновские игрушки собранные вместе, то невольно появляется радостное настроение. Свистульки – петушки, Глиняные зайчики, Кони вороные Гривы расписные. Всем по нраву Глиняные забавы! Давайте посмотрим видеофильм «Наследство деда Филимона» о филимоновской игрушке. Вопросы к детям во время беседы: Какое настроение вызывают филимоновские игрушки? Из какой глины они делаются? Почему игрушки, которые ты видишь, называются дымковскими? Из какого материала они сделаны? Что любили лепить дымковцы? Почему они лепили людей, животных? Какое настроение создают эти игрушки? Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют? Про какие игрушки хотите послушать стихотворение? Филимоновские игрушки.

Филимоновская деревушка!

Со старинной сказкой схожи,

Синий лес, холмы, косогор.

Появились предо мной:

Лепят там из глины игрушку

Их рога на ель похожи,

И расписывают до сих пор.

Цвет их – желтый, голубой,

Да, из красной обычной глины

Темно-красный и зеленый!..

Появляются вдруг на свет

Стройный козлик и олень

Зайцы, конники, павлины

абавлять меня готовы,

И солдатики – войска цвет.

Быть со мною целый день.

Есть среди них фигурка такая

На столе моем охотно

Непонятная для меня,

Отыскали уголок,

Молчаливая, не простая,

 За моей следят работой,

И глаза ее – сноп огня.

Чтобы я устать не мог.

И узор из кругов и линий

И рога у них большие!

Обегает подола край:

 Глаз нельзя от них отвесть.

Красно-черный, порою синий,

- Удивительно живые –

В руки взяв, смотри и играй.

 Не попросят лишь поесть.

Создана рукою умельца,

Говорит все еще она

О младенческих снах земледельца,

Где за солнцем спешит луна.

Нас лепили мастера,

Свистульки – петушки,

Нас расписывать пора.

Глиняные зайчики,

Кони, барышни, барашки –

Кони вороные

Все высоки и стройны.

Гривы расписные.

Сине-красные полоски

 Всем по нраву

На боках у нас видны

Глиняные забавы..

 Добро пожаловать в группу

Расскажите, нам, откуда

 Поглядите, каковы!

Появилось это чудо?

И нарядны, и новы!

Кто придумал эти краски,

Пестрые, яркие,

Словно взятые из сказки.

Словно подарки!

Сундучок тот не простой:

Покупают люди сушку,

 В нем товар расписной.

 А на дивную игрушку

десь спрятались игрушки,

Смотрят долго, не дыша,

Веселые зверюшки.

До чего же хороша!

Мои игрушки.

Со старинной сказкой схожи,

Появились предо мной:

Их рога на ель похожи,

Цвет их – желтый, голубой,

Темно-красный и зеленый!..

Стройный козлик и олень

Забавлять меня готовы,

Быть со мною целый день.

На столе моем охотно

 Отыскали уголок,

За моей следят работой,

 Чтобы я устать не мог.

И рога у них большие!

Глаз нельзя от них отвесть.

Удивительно живые –

Не попросят лишь поесть.

 Филимоновская игрушка.

 Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты – от предков далеких времен.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон.

Н. В. Денисов

Глиняная свистулька.

Птица-свиристелка,

Звонкая поделка

Добро пожаловать в группу

 Ну-ка, ну-ка говори,

 Что там у тебя внутри.

 -Верь, не верь ли , мой хороший,

А в нутрии-то – ничего,

Кроме двух сухих горошин

И дыханья твоего.

Конспект ООД

«Филимоновская игрушка – барашек»

Цель: познакомить с филимоновскими игрушками (птицами, животными).

Задачи

Образлвательные: учить выделять отличительные особенности филимоновских игрушек: Красивые плавные формы, яркие нарядные полосы. Вызвать положительные эмоции и отношение к игрушкам, изготовленными народными мастерами, желание слепить такую игрушк

Развивающие: развивать мелкую моторику рук

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к труду филимоновских мастеров.

Материалы:

Слоеное тесто, стеки, доски, филимоновские игрушки, подставка для демонстрации, карандаш для проделывания отверстия под свисток.

Ход ООД.

Воспитатель:

-Ребята, нам почтальон принес в группу посылку. Давайте откроем ее и посмотрим, что там внутри.

Воспитатель достает из посылки филимоновские игрушки, предлагает детям их рассмотреть. Рассказывает, историю, как появились филимоновские игрушки.

История филимоновских игрушек.

В самом сердце России есть деревня Филимоново. Давным давно прибыл в те места гончар Филимон. Он обнаружил там глину и начал лепить из нее горшки,

место так и назвали Филимоново. Люди к глине этой относились совсем неприветливо. Из за неѐ, многоцветной, урожая не бывало никогда богатого. Жили из за бесполезной земли впроголодь.

Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи.

Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюбилось это занятие. С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мастеров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла.

Гончарили мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их ― свистулечницами, потому что игрушки делались со свистками. Свистулька – еѐ еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьѐм – самая и до сих пор популярная игрушка на Руси. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен. Игрушки «забавки» стоили очень дешево, поэтому их изготавливали очень много, вот и работали они не покладая рук, днем – хозяйство, а вечером – приступали к любимому делу, лепили игрушки. Продавали игрушки на ярмарках, базарах. Весной, как только устанавливалась сухая, ясная погода, эти игрушки обжигали в печах. После обжига игрушки расписывали: барыни, крестьянки, танцующие пары, солдаты, наездники на лошадях. Из животных: коровы, бараны, лошадки, медведи. Из птиц: курицы и петухи. Расписывали эти игрушки полосками, елочками, цветочками. Цвета использовались: красный, желтый, зеленый, голубой, розовый. Все филимоновские игрушки являются свистульками, даже барыни и кавалеры. У зверей и птиц свисток всегда находится в хвосте. У всех этих игрушек длинные шеи.

Дети рассматривают игрушки, слушают рассказ об истории филимоновской игрушки.

Отвечают на вопросы:

- как называются эти игрушки?

- почему их так назвали?

- чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских?

- как расписывали филимоновские игрушки?

- какими элементами?

- какие цвета использовали?

Загадки.

Посмотрите пышный хвост

У него совсем не прост-

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок?

Красной краскою горя,

Как корона у царя. (индюк )

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. ( баран )

Бегут по дорожке

Борода да ножки. (козлик)

Отгадайте-ка ребятки,

Про кого моя загадка?

Разноцветный, голосистый,

Яркий, красочный, пятнистый,

Он как встанет поутру,

Запоет «ку-ка-ре-ку». (петух)

Воспитатель достает из посылки задание для детей для мастеров-умельцев. (Они просят слепить им барашка, потому что сами не успевают).

Выносит слоеное тесто и рассказывает стихотворение.

Стихотворение «Веселая белая глина».

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня.

Собачки, гусары и рыбы

А ну, назави-ка меня?

Дети: Филимоновская игрушка.

Физ. Минутка «Мы игрушки расписные».

Мы игрушки расписные (стоика прямо покачивания плечами)

Хохотушки вятские (улыбаются друг другу с поворотами)

Щеголихи слободские ( поворот вокруг себя)

Кумушки посадские (небольшие приседания)

У нас ручки крендельком (показ рук вперед, на пояс)

Щечки будто яблочки (легкое касание щек)

С ними издавна знаком (стойка прямо)

Весь народ на ярмарке (поклон).

Дети самостоятельно лепят филимоновского барашка.

Воспитатель:

- Вот какие молодцы помогли мастерам – умельцам. Давайте наши игрушки установим на подставку для сушки. Когда они будут готовы, мы отправим их на ярмарку.

Консультация для родителей

«Филимоновская игрушка - жемчужина народного искусства»

Филимоновская игрушка, впервые упоминается в летописи XVI века. В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Гончарили здесь всегда мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их “свистулечницами”, потому что игрушки делались со свистками (демонстрация свистульки). Свистулька – ее еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьем – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси.

Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и ближайших уездных городах. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенным взором: местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки.

После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.

В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек. Создание игрушки – своего рода таинство. Ее образ больше не повторится. Это – авторский подлинник, который не может стать тиражной продукцией. В каждую мастер вкладывает часть своей души, оживляя ее своим сердцем. А выработанный веками стиль и его особенности остаются неизменными. Фигурки очень жизнерадостны, по-весеннему ярки и, как все гениальное, лаконичны. Вот почему иностранные туристы везут из России не традиционную матрешку, а оригинальную филимоновскую игрушку, мотивируя свой выбор тем, что именно с ней в Америку или Австралию уедет частичка русской души.

В старину родители, заботящиеся о моральном здоровье своих чад, покупали им, в награду за хорошее поведение, глиняные фигурки. Счастью ребят не было предела. Современные квартиры буквально завалены всевозможными игрушками, многие из которых называются умными: куклы плачут и разговаривают, солдаты-трансформеры безжалостно стреляют. Безликие «барби» и агрессивные роботы лишают ребенка ярких эмоций и настоящей радости. А простая деревенская филимоновская игрушка, в чем-то несовершенная, где-то простоватая, способна развить в маленьком человеке настоящие человеческие качества. Любовь к Родине и ближнему формируется у человека (даже маленького) с проникновением в глубины культуры того этноса, в среде которого посчастливилось родиться.

В 1,5 года, когда интерес к окружающему миру чрезвычайно велик, подарите ребенку филимоновскую игрушку. Малыш неуклюж и может ее разбить? Не страшно. Это поможет развить в нем сострадание и жалость – качества, без которых человек превращается в зверя. Разбитую фигурку можно склеить. Умелые мамины руки и нежные пальчики малыша "вылечат" игрушку. После этого он начнет ценить то, чему когда-то причинил боль. Вместе с малышом ее можно оживить: придумать сказку о том, откуда она появилась, почему выбрала именно ваш дом, о чем она мечтает. Расскажите ребенку, что она – единственная в мире. Такой больше нет нигде. Ее нужно любить и оберегать.

Знакомить детей с образцами филимоновской игрушки можно с первого года жизни. В младшем дошкольном возрасте можно закреплять названия цветов, учиться проводить горизонтальные и вертикальные линии кистью, карандашом и т. п., составлять орнамент из ритмично чередующихся цветных полос, точек (в том числе из пластилина и цветной бумаги). Для работы с малышом делайте контурные заготовки, рамки для отработки приемов росписи. Лепите вместе с ребенком, поручая ему посильную для него часть работы (отщипывать, раскатывать, загибать и скручивать)

Сколько восторга способна подарить филимоновская игрушка-свистулька даже маленькому ребенку! Свистеть можно на все лады. А это так здорово поднимает настроение! Простая интересная забава, называемая модным словом "арттерапия", снимет детскую напряженность и предотвратит развитие депрессии. Особенно хорошо подарить любимому чаду набор игрушек. Тогда ребенок будет ждать вечера, чтобы вместе с мамой и папой оживить сказку, придумать новую игру и просто весело посвистеть.

В жизни есть много удивительных вещей. Одна из наиболее поразительных – глубокие, умные и проникновенные глаза ребенка, открывающего для себя мир. То, во что вложена чья-то душа обязательно отзовется в его чистом сердце. Простая народная поделка воспитает эстетический вкус маленького человека. Ведь в ней – настоящая красота и гармония. Мир представится воображению ребенка добрым, ярким и правильным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...

"Филимоновские мастера" (роспись филимоновской игрушки)

Сформировать знания детей об особенностях росписи игрушки, ёё колорите,основных элементах узора....

«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с использованием ИКТ и игровых технологий

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...

Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»

Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»Вид проекта: творчески – информационныйПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: дети ...

Проект "Народная игрушка.Филимоновская игрушка""

воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....

Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка»

Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»...