Методические рекомендации по созданию развивающей среды в ДОУ
консультация (старшая группа)

Плахова Елена Петровна
Методические рекомендации по созданию развивающей среды в ДОУ
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchaya_sreda.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по созданию развивающей среды в ДОУ

Выполнила: воспитатель

Плахова Е.П.

МБДОУ детский сад «Алёнка»

г. Кирсанова Тамбовской области

ПЛАН

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Понятие «предметно-развивающая среда»……………………………..5
  2. Современные подходы к формированию предметной

развивающей среды дошкольных учреждений…………………………6

  • основные принципы построения развивающей среды…………….. 8
  • основные критерии отбора игровых материалов

и оборудования………………………………………………………..11

  1. Организация  развивающей среды в возрастных группах

детского сада………………………………………………………………13

Литература…………………………………………………………………….


ВВЕДЕНИЕ

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, временем первоначального формирования  физических и психических качеств, необходимых человеку в течении всей последующей жизни, -  качеств и свойств, делающих его человеком.

Особенностью данного периода, отличающей его от последующих этапов развития ребенка, является то, что в это время закладываются основы общего развития, служащего фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, для усвоения различных видов деятельности. В дошкольном детстве формируются не только качества и свойства психики, определяющие характер поведения ребенка, его отношение ко всему происходящему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее.

Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности-игре, речевом общении, рисовании,  конструировании, музыкальной деятельности и др.

Познавая себя, свои способности, умения, ребенок учится анализировать и делать выводы о своих возможностях; материал пор предметному миру заставляет ребенка задумываться о многом: о происхождении предметов, о силе разума человека, о свойствах, назначении, качествах предметов и т.д.

В ДОУ этот мир представляет предметно-развивающая среда, которая обеспечивает защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.


1. ПОНЯТИЕ

«ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА»

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.

Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов, таких как Т.В. Антонова, Т.Н. Доронова, Л.М. Кларина и др.

Сам термин «развивающая среда» стал очень популярен и используется многими авторами. Однако понятие «среда» не имеет четкого и однозначного определения в мире науки. Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле.

Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно и долговременно на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет).

Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук С.Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельности ребенка».

В данном случае понятие «предметная среда» выступает в узком смысле своего значения, т.е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир. Предметно-пространственная среда предполагает понимание ее как совокупности предметов. В предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. По словам Леонтьева – главнейшее условие психического развития ребенка – присвоение им общественно-исторического опыта человечества.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических», эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых.


2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. Учет неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей дает педагогам возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании. Успех решения педагогических задач в контексте преобразований, заложенных программой развития учреждения, предопределяется таким важным факторам, как развивающая среда.

Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей в развивающих  центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.

В этих условиях развивается не только интеллект, развивается нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности дошкольника.

Конечно, педагогам приходится постоянно проявлять творчество, потому что в условиях импровизации работа по готовому рецепту невозможна. Каждый – и ребенок, и воспитатель – обучает себя и друг друга, и именно это позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников. Это обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям,0 к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Основные положения личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых с детьми отражаются в принципах построения развивающей среды.

  1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта. Часто этому препятствуют принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребенок: воспитатель находится в позиции «сверху» даже физически, а ребенок «снизу», т.е. взрослый «диктует» свою волю, управляет, командует ребенком. При этом контакт между ними вряд ли возможен. В то же время задушевное общение ребенка и взрослого, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Здесь важно иметь разновысокую мебель.

Кроме того, важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребенком, и с группой в целом. Но при этом важно помнить, что одни дети лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой» дистанции, другие на более «длинной». Причем, это  зависит еще и от разных причин. В связи с этим планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.

  1. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

Это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия – творцами своей личности и своего здорового тела.

  • использование больших модульных наборов;
  • использование центров песка и воды;
  • использование мастерских;
  • использование инструментов для уборки;
  • использование стен для рисования.
  1. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды.

В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроения детей, а также с учетом возраста и разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образую новые помещения. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды и т.д.

  1. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности.

  1. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа «Я» (зеркала).

  1. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерес группы развивает вкус, чувство прекрасного.

  1. Принцип открытости-закрытости.

Этот принцип представлен в нескольких аспектах. Открытость Природе – такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Это зеленая комната с живыми растениями и живущими домашними животными.

Открытость Культуре – присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.

Открытость Обществу – обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители.

Открытость своего «Я». Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию «Я – образа».

  1. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами.

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОТБОРА ИГРОВЫХ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ

В целях развития личности и защиты интересов детей Министерство образования РФ совместно с Художественно-техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек.

Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:

  • провоцировать ребенка на агрессивное действие;
  • вызывать проявление жестокости по отношению к игрушкам и к персонажам игры (людям, животным);
  • провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
  • вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

  • остроумность образа (дизайн, высокий художественно-эстетический уровень);
  • многовариативность;
  • обобщенность;
  • полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетом игры);
  • дидактические свойства;
  • разнообразие по уровню сложности;
  • использование различных фактур.

Предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей.

Развивающая среда – это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпростран6ств, создающих наиболее благополучные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.


3. Организация  развивающей среды в возрастных группах

детского сада

Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея — цель, которой руководствуется коллектив педагогов детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей. 

Младшие группы детского сада. Возраст от 2 до 4 лет — это период физического укрепления, быстрого развития психики и начала формирования основных черт личности ребенка. Обстановка в младших группах детского сада должна быть прежде всего комфортной и безопасной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки (особенно дети третьего года жизни), они предпочитают стабильность в этом отношении. Не нужно часто переставать оборудование в младших группах, лучше тщательно спланировать обстановку в помещении до прихода детей. Дети младших групп еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, но не вместе. Отводите место для одновременной деятельности не более 2—3 детей, а также учитывайте возможности организации совместной деятельности взрослого и ребенка, поскольку взрослый — основной партнер трехлетнего ребенка в играх и занятиях.

У младших детей активно развивается двигательная деятельность, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем движения еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому пространственная организация среды должна учитывать для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения. Для стимулирования двигательной активности желательно поставить в групповой комнате горку со ступеньками пологим спуском, укрепить оборудование для пролезания, подлезания, перелезания. Хороши для этого, например, пластиковые кубы с отверстиями или лабиринты, подойдут также трапециевидные столы с круглыми отверстиями в боковинах. Если детей в группе не больше десяти и позволяют условия, повесьте качели, предварительно проверив их надежность. Для малышей надо иметь два-три очень крупных, ярких вдувных мяча и несколько мячей меньших размеров — эти игрушки хорошо стимулируют ходьбу. Хорошо, если в группе есть одна-две коляски для кукол, один-два больших автомобиля (на которых может кататься сам ребенок), а если позволяет пространство, — трехколесный велосипед.

Маленький ребенок активно входит в предметный мир и с интересом изучает его. Игрушки и предметы в группе должны отражать богатство и многообразие этого мира. Важно помнить, что ребенок многое видит впервые и воспринимает наблюдаемое кик образец, своего рода эталон, с которым будет сравнить все увиденное позже.

Поэтому предметы, игрушки, их изображения должны соответствовать реальным объектам мира, быть приближенными к ним по внешнему облику.

В этом возрасте закладывается база для развития интеллекта — сенсорные способности ребенка. Поэтому предметная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы желательно подбирать чистых цветов, четкой и несложной формы, разных

размеров, они должны быть выполнены из разнообразных(но безопасных для здоровья ребенка)материалов. Хорошо, если можно извлекать из предметов звуки, чувствовать их аромат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость или мягкость и другие

свойства.

Для развития мелкой моторики необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки ит. п. С этой же целью можно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления.

Игра — любимая и естественная деятельность младших дошкольников — в этом возрасте у них только начинает развиваться. Игрушки для малышей должны быть прежде всего функциональными и носить обобщенный характер. Например, важно, чтобы автомобиль имел кузов, колеса, кабину, чтобы его можно было катать, все остальное (вид автомобиля, назначение) для ребенка не важно. В группе для четырехлетних детей уже можно использовать игрушки, отражающие реальную жизнь (например, машина «скорой помощи», грузовой и легковой автомобили, кукла-доктор и т. п.).

Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчок к активному действию — внешний стимул. Поэтому необходимо размещать материалы на открытых полках, а сами материалы должны быть внешне привлекательными, яркими, броскими,

и довольно часто их нужно менять (не реже одного раза в неделю). Не следует выкладывать сразу все материалы, в этом случае выбор игры для ребенка затрудняется, а наведение порядка на полках потребует слишком много времени и усилий. Те материалы, которые в ближайшее время не будут востребованы, лучше хранить не в группе, а в подсобных помещениях — раздевалке, кладовке.

Рекомендуется в младших группах отводить место для игр с песком, водой, глиной, красками. Эти игры требуют специального оборудования. Материалы для таких «неопрятных» игр лучше размещать ближе к источнику воды; обязательно в этом месте нужно постелить пластиковый ворсистый коврик, иметь несколько комплектен защитной одежды (халатики, нарукавники, старые папины рубашки). Если нет возможности приобрести специальное оборудование для игр с водой и песком, можно в детском столике с одной стороны вырезать отверстие для таза или ведра (в которых будут находиться песок, вода или глина, краски), а с другой — закрепить лист оргстекла, на котором ребенок будет действовать с этими материалами. Рядом в коробку, в контейнер или на полку поставьте необходимые предметы: емкости для переливания поды, резиновые надувные мелкие игрушки, игрушки-забавы для игр с водой (плавающие игрушки, мельнички и др.), шарики для пинг-понга, поролоновые губки, формочки, ведерки, штампики и т. д.

Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных картинок. Конечно, должны быть и мозаика (для трехлетних детей - крупная пластиковая, для четырехлетних - магнитная и крупная гвоздиковая), и пазлы из 3—12 частей, и наборы кубиков из 4—9 штук, и развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат»), и игры с элементами моделирования и замещения.

Для рисования, к которому ребенок в этом возрасте начинает проявлять все более активный интерес, лучше всего иметь специальные самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон простых белых обоев и восковые мелки. Эти материалы хороши тем, что способствуют развитию первых изобразительных умений и не создают проблем в организации: не пачкают руки, не требуют частой смены, восковые мелки не осыпаются на пол.

Практически каждый ребенок младшего возраста испытывает интерес и влечение к книжке с яркими картинками. Так как пальчики у детей еще неумелые, действия импульсивные и плохо скоординированные, насыщайте среду книгами с прочными листами из плотной бумаги, из полиэтилена или

вложите картинки, изображающие предметы и несложные сюжеты, в прозрачные пленочные «карманы». Такие «книги» сохранятся дольше и принесут детям много радости и удовольствия.

Обязательно в группе должны быть материалы для режиссерских и театрализованных детских игр: мелкие игрушки, плоскостные фигурки животных, людей, сказочных персонажей; для проведения развлечений с детьми — теневой и плоскостной театры, перчаточные куклы.

Маленький ребенок познает не только окружающий предметный и природный мир, но и людей, в том числе себя.

В группе надо иметь места, где крепятся фотографии, картинки, на которых изображены люди разного возраста (дети, взрослые),пола (мужчины, женщины), с выражением различных эмоциональных состояний (грустные, веселые, смеются, плачут), с разной внешностью (прическа, одежда, обувь и т. п.); можно вывешивать фотографии детей группы и их семей. Очень полезно иметь в группе много зеркал в разных местах (не менее 4—5) — чтобы каждый малыш мог видеть себя среди других детей, наблюдать за своими движениями, мимикой, внешним видом (кстати, маленькие дети забывают про слезы, когда видят свое отражение в зеркале). А уголок ряженья позволит ребенку направленно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.

Средняя группа детского сада. Детям исполнилось четыре года. Предметно-пространственная среда для детей этого возраста имеет своеобразие, связанное с особенностями развития дошкольников этого возраста. И одной из таких особенностей является яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста все отчетливее начинают проявлять черты более старшей возрастной ступени. Вследствие этого развивающая среда в средней группе должна сохранять некоторые особенности среды для маленьких детей, но в то же время носить черты обстановки, характерной для группы старших дошкольников.

Выросли физические возможности детей: движения и стали более координированными, уверенными, разнообразными. Дети испытывают острую потребность в движении. Необходимо предусмотреть в группе возможности для разнообразной двигательной деятельности. Вследствие этого предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств — чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами по 2—4 человека. Игры, игрушки, пособия размещаются таким образом, чтобы не мешать свободному перемещению детей..

Можно создать в группе «дорожку движения», или «физкультурную тропу», — трассу, где с помощью моделей, знаков, картинок, фотографий будут указаны двигательные задания для выполнения их ребенком. Задания надо периодически менять, подбирая не совсем обычные упражнения для стимулирования интереса и желания выполнить их, «тропы» прокладывать там, где дети не помешают другим играющим.

Нужно помнить, что именно на пятом году жизни заявляют о себе первые нарушения осанки. В тех местах, где дети много времени проводят в одной позе (например, долго сидят), необходимо повесить различные «мобили» или нарисовать на стене ладошки на разной высоте и ввести правило: поиграл - встань, подними руки, подпрыгни, дотянись до подвески и можешь играть дальше.

На пятом году жизни проявляется высокий интерес к сюжетно-ролевой игре, это время ее расцвета. Замечено, что дети среднего дошкольного возраста, играя, любят как-то обозначить свою игровую территорию. В связи с этим часто возникают конфликты — когда не участвующие в игре дети пытаются либо игнорировать установленные играющими границы игрового пространства, либо просто занять часть игровой территории. Чтобы избежать этого, можно использовать легкие раскладные ширмы (1—2 на группу), цветные шнуры, заборчики из брусков и кирпичиков, игровые коврики. Ребенок средней группы, как и младший дошкольник, любит многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты. Поэтому, если сюжет игры воспроизводится с увлечением, не надо побуждать детей к новой игре, вносить новые игрушки, другие атрибуты.

Пятилетний ребенок придает большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. Поэтому в игровых наборах для средней группы должны быть куклы разных полов и профессий, мягкие игрушки (котята, лисята, собачки, зайцы, медведи и др.) разных, лучше не очень крупных, размеров; наборы мебели (крупной и для игр на столе), посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробок разного размера и разнообразной формы, бечевок, катушек, лоскутков ткани, палочек, трубок и пр. Все это найдет применение в игре и будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества.

Для развития воображения можно порекомендовать вместо некоторых реальных предметов предложить предметы-заместители, имеющие определенное сходство с оригиналом, например: геометрические объемные фигуры — «овощи», брусок — «утюг», палочка — «градусник», коробка — «телевизор».

Для того чтобы воспитать у детей привычку после игр убирать игрушки на место, целесообразно приобрести пластиковые контейнеры или корзины- Ребенку легче собирать игровой материал в них, чем укладывать его в коробки с крышками или раскладывать на полку.

Так же как и в младшем возрасте, важно отвести место для  ряженья, куда добавляются предметы-украшения (разнообразные бусы, короны, банты и т. п.), детали для обозначения профессии, пола, подчеркивания имиджа (бескозырка, шляпа-цилиндр, темные очки, галстуки, парики из старых капроновых колготок, платки, шарфы, цельные куски материи для драпировок). Сюда же можно внести элементы костюмов сказочных героев, маски животных.

Увеличивается количество крупного модульного материала (поролоновых блоков, коробок, валиков, подушек и пр.): дети очень любят сами выстраивать для себя пространство, видоизменять его. Для этой цели подойдут каркасы с набором полотнищ тканей разного цвета, а также ширмы.

Более разнообразным становится материал для строительных и конструктивных игр. Усложняются форма деталей, способы крепления, появляются тематические наборы («Город», «Поезд» и др.).

Среди дидактических игр прежде всего должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (типа «Танграм»,пазлы из 6—18 частей), на сериацию по разным свойствам, игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр рекомендуется составлять достаточно разнообразным и постоянно менять его (1 раз в 2 месяца). Примерно 15% игр должны быть предназначены для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.

В среднем дошкольном возрасте у детей проявляется высокий интерес к языку, речи. В связи с этим группу оснащают техническими средствами (диапроектором, фильмоскопом, диктофоном, магнитофоном или проигрывателем) и учат пользоваться ими самих детей. При этом внимание следует уделять книгам, среди которых должны быть представлены не только произведения художественной литературы, но также познавательная и справочная литература для детей, обучающие книги и рабочие тетради.

В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого, они ожидают поддержки и похвалы, хотят услышать и увидеть одобрение своих действий. Поэтому важно найти место, где ребенок мог бы выставить, повесить свою работу, украсить ею групповую комнату.

Усиливается познавательная активность дошкольников. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: Почему? Зачем? Для чего? Некоторый опыт познания окружающего у ребенка уже есть, но он требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения. С этой целью в группе организуется «сенсорный центр» — место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств. Например: музыкальные инструменты и шумовые предметы — можно слышать; книги, картинки, калейдоскопы — можно видеть; баночки с ароматизированными веществами, флаконы из-под духов — можно узнать по запаху и т.п.

Игры с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом, пеной организуются в специальном месте для детского экспериментирования.

В среднем возрасте важно учить ребенка элементарному планированию своей деятельности. В групповом помещении необходимо размещать опорные схемы, которые помогают ребенку самостоятельно выбирать деятельность и следовать этому выбору, например «планы-паутинки»: лист, куда крепятся знаки — «визитные карточки» ребенка (фотография, имя, рисунок) — и обозначения выбранной им деятельности.

Средний возраст — начало сензитивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению. В среде группы надо использовать знаковую символику, модели для обозначения предметов, действий и их последовательности. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что все можно обозначать не только словами, но и графически. Например, вместе с детьми определите последовательность разных видов деятельности в течение дня в детском саду и придумайте, как их обозначить.

Чтобы каждый ребенок лучше запомнил свой адрес, улицу, город, сделайте схему, на которой будут обозначены детский сад, улицы и дома, где живут дети группы. Проложите маршруты, которыми дети идут в детский сад; напишите названия улиц, разместите на схеме другие здания, которые есть в округе; придумайте с детьми, как обозначить детскую поликлинику, канцелярский магазин, «детский мир».

В среднем дошкольном возрасте у ребенка силен интерес к познанию себя, определению своего места в этом мире. Важно помочь ему осознать свои особенности, умения; уточнить его представления о семье, людях разного возраста, пола, национальности, профессии, об эмоциональных состояниях людей. В этом может содействовать самостоятельное изготовление и размещение в группе на специально выделенном для этого месте плакатов, подборок иллюстраций, фотографий, например: «Какой я?», «Люди такие разные и одинаковые», «Я плачу и смеюсь».

Старшие группы детского сада. При переходе ребенка в старшую и в особенности в подготовительную группу меняется его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддержать это его ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к организации окружающей обстановки, спрашивая их мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекать детей в сам процесс преобразований.

Предметно-игровая среда старших групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам. Центр конструирования и искусства, центр игры, центр природы и экспериментирования, математическая игротека, центр грамотности - вот основной перечень таких центров.

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Это должно учитываться при организации среды группы: в нее вносится содержание, расширяющее личный опыт ребенка. Например, через книги и предметы ребенок знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом людей — представителей разных народов и эпох, с жанрами живописи и другими видами искусства.

Возраст 5—7 лет характеризуется активизацией ростового процесса, происходит так называемый «ростовой скачок»: за год ребенок может вырасти на 7—12 сантиметров, при этом особенно активно растут конечности. Необходимо уделять внимание подбору мебели по росту ребенка и в течение года 2—3 раза корректировать ее высоту.

К старшему дошкольному возрасту повышаются координированность и ловкость движений, поэтому пространство группы желательно разбить на небольшие полузамкнутые микропространства (на 3-6 человек), поставив стеллажи торцом к стенкам и хорошо закрепив их. У детей должна быть возможность изменения пространственной организации среды, поэтому лучше приобретать стеллажи и шкафы на колесиках, чтобы дети вместе с воспитателем могли по собственному замыслу несколько раз в год менять пространственную организацию среды.

Игра продолжает оставаться для старших дошкольников любимым видом деятельности, возможности участия детей в разнообразной игровой деятельности расширяются, этому способствует накопленный игровой опыт. Предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.

В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты: бытовые (магазин, семья), трудовые (моряки, строительство дома, доктор, школа), общественные (праздники, путешествия), содержание любимых литературных произведений и кинофильмов. Атрибутика игр для старших дошкольников должна быть более детализированной. Так, для игры в «семью» необходимо иметь разнообразные приспособления для приготовления пищи, все необходимое для правильной сервировки стола, бытовые приборы, характерные для наших дней. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры, и дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. «Развернуты» только те игры, в которые дети в данный период времени играют (игры могут длиться несколько дней и даже недель).

Поставьте в группе коробку с «бросовым» материалом, пластиковой и картонной упаковкой, обрезками бумаги, ткани, меха, кожи, картона и др. материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов Важно поддерживать инициативу ребенка в изготовлении атрибутов для игр, предлагать дополнить игровые материалы новыми самостоятельно изготовленными игрушками.

На шестом-седьмом годах жизни дошкольники начинают интенсивно осваивать режиссерскую игру, которая превращается в развернутую форму коллективной деятельности. В отличие от сюжетно-ролевой игры, в которой дети воспроизводят преимущественно профессиональную жизнь людей и их отношения, такие игры опираются на более широкий социальный опыт — впечатления, полученные из сказок, мультфильмов, телефильмов. Становление режиссерской игры вносит неоценимый вклад в развитие личности ребенка, способствуя переходу на новый уровень воображения. Для развития режиссерской игры необходимо выделить специальное место, где бы разыгрывались сюжеты (можно изготовить «сцену» с кулисами из большой картонной коробки), набор игрушечных персонажей размером примерно в ладонь взрослого, «бросовый» материал и инструменты, а также некоторые схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.

Изобразительная деятельность — одна из самых любимых у детей. Кроме обычных материалов (бумага, картон, карандаши, фломастеры, краски, кисти), необходимо включить схемы — способы создания образов с помощью разнообразных техник. Желательно иметь пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов Рядом или в других местах группы надо отвести место для демонстрации созданных детьми работ. Можно крепить детские работы не только на стенках, но и подвешивать с помощью нитей к потолку, заполняя работами воздушное пространство группы.

Игры с песком, водой, снегом, камешками, глиной также должны быть представлены в группе, так как перед педагогом стоит новая задача: показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, и прежде всего - микроскопа.

Важную роль в развитии старших дошкольников играет конструктивная деятельность. Включите в среду группы конструкторы и строительные наборы, выполненные из разного материала (пластика, дерева, металла), напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности.

Возрастает роль книги как источника новых знаний. Так же как и в средней группе, наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, энциклопедии (общие и тематические) для дошкольников. Желательно расставить книги в алфавитном порядке, как в библиотеке, или по темам (природоведческая литература, сказки народные и авторские, литература о городе, стране и т. п.). Воспитатель учит детей выбирать книгу, правильно пользоваться ею. Необходимо иметь материалы для починки книг. Целесообразнее размещать книжный утолок в самом спокойном, хорошо освещенном месте группы, поставив там небольшой столик и стулья или диванчик.

Следует помнить, что позвоночник ребенка 5—7 лет очень чувствителен к деформирующим воздействиям, поэтому особое внимание следует уделить укреплению мышц спины — это очень важно для будущих первоклассников. Если позволяют средства и площадь, приобретите спортивный комплекс. Также следует предусмотреть возможность разнообразных способов организации детских игр: не только за столами, но и стоя, сидя, лежа на полу.Естественно, для этого потребуются коврики или напольные подушечки, игровые материалы для горизонтальных и вертикальных (на ковролине) поверхностей.

У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Его надо поддерживать и развивать. Включите в среду группы школьную атрибутику (ранцы, обучающие тетради, линейку, ручку и карандаш, колокольчик для звонка и прочее), подберите книги, в которых рассказывается о школьной жизни, вместе с детьми изготовьте альбомы с рисунками, фотографиями и рассказами о школе.

Важная задача — развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Детям необходимо показывать рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Чаще обсуждайте успехи и достижения ребенка, фиксируйте их зримо для ребенка — знаками, рисунками или пиктограммами.

Умение планировать очень пригодится ребенку и в школе, и в жизни вообще. Это умение можно развивать, предлагая ребенку определить, чем он будет заниматься в течение дня, в течение недели. План фиксируется разными способами (записывается воспитателем или обозначается с помощью картинок). Для этого в группе надо иметь список имен детей, выставляя напротив каждого имени карточку с планом.

Необходимо развивать у ребенка представления о его собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдение. Желательно каждый месяц обсуждать с детьми какую-либо тему, связанную с ребенком, его интересами. Например, темы «Моя семья», «Автопортрет», «Что я люблю и что не люблю», «Я умею, я хочу научиться...», «Мой любимый праздник», «Что мне в себе нравится и не нравится» и другие. Эти темы надо не только обговаривать, но и записывать, зарисовывать, делать фотообзоры. Можно привлечь к этому родителей.

Старших дошкольников привлекает возможность изменения внешнего вида — имиджа. Для этого можно внести в группу специальные краски (грим), парички из ниток, старых колготок, детали, одежды взрослых людей (шляпы, галстуки, длинные пышные юбки, солнцезащитные очки, шаль, пилотку стюардессы, капитанскую фуражку и т.д.). Не забудьте про зеркало!

На шестом году жизни ребенка совершенствуются нервные процессы — возбуждение и торможение. Это благоприятно сказывается на возможностях саморегуляции: дети начинают чаще поступать «как надо» и воздерживаться от нежелательных действий, возрастает произвольность поведения. Поэтому значительное место должно отводиться играм с правилами.

Обязательно в группе должна быть игротека для самостоятельных игр с игровыми материалами, способствующими познавательному и математическому развитию детей: дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочные действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»), на следование и чередование и др. Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Также должны быть представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, психических процессов, в особенности внимания, памяти, мышления. Для развития мелкой моторики (а это очень важно для подготовки мышц руки к письму) очень хороши разнообразные мозаики, пазлы из 48—120 деталей, книги-раскраски, трафареты, обводки и другие подобные материалы.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют интерес к кроссвордам, познавательным заданиям. На ковролине с по мощью тонких длинных лент-«липучек» можно выкладывать сетки кроссвордов и крепить здесь же листок с картинками или текстами заданий. Нужны также буквы, которые могут крепиться к ковролину.

Важная задача — развитие фонематического слуха. С этой целью воспитатель может предлагать детям в течение дня подбирать предметы и игрушки, названия которых или начинаются с определенного звука, или этот звук есть в середине, в конце .

Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны. Внесите в группу герб своего города, края, герб и флаг страны. А рядом можно прикрепить фотографии, записанные взрослыми рассказы детей об родных местах, о людях тех мест и их обычаях.

Необходимо продолжать развивать представления детей об эмоциональных состояниях людей (радость, симпатия, усталость, печаль, огорчение, любовь, одобрение...). В этом помогут картинки, фотографии, кукольные персонажи. Неплохо также иметь игры, в которых дети сами конструируют эмоциональные проявления людей (такие игры уже выпускаются промышленностью).

Творческое следование советам поможет создать в группе обстановку, которая облегчит труд воспитателя и позволит достичь высоких результатов в воспитании и обучении маленьких детей.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Корепанова М.В. Программа развития ДОУ: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009г.
  2. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практическое пособие / Л.Н. Павлова, - 2-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2007г.
  3. Предметно пространственная среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – СПб., «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2077г.
  4. Ресурсы Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО

Данные методические рекомендации предназначены педагогам муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения города Бузулука «Детский сад № 2» для оптимальной организации предметно-прос...

Методические рекомендации по созданию развивающей среды в группе по технологии М.Монтессори

Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды...

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО. Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленн...

Методические рекомендации по созданию развивающей среды в группе

Эти рекомендации по созданию уголков в группе...

Методические рекомендации по созданию развивающей среды ДОУ, при изучении ПДД.

Осознанное отношение ребенка к своему здоровью и жизни активно формируется в период его социализации, следовательно роль ДОУ  в формировании у детей безопасного образа жизни трудно переоценить.Пр...

Методические рекомендации по созданию развивающей среды совместно с родителями воспитанников.

Данные методические рекомендации предназначены педагогам организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО. Чтобы достичь качественного показателя содержательно-насыщен...