Визуализация музыкальных произведений в процессе восприятия музыки
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Киселёва Галина Юрьевна

Суть данной технологии заключается в систематизации работы по развитию музыкального восприятия дошкольников с использованием выразительных средств и игровых приемов визуального восприятия музыки, позволяющих осуществить реализацию деятельностного подхода в музыкальном воспитании. В неразрывном единстве пения, движения, речи, игры на детских музыкальных и шумовых инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya.doc240.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Визуализация музыкальных произведений в процессе

восприятия музыки.

«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню,

дай мне сделать самому - и я пойму.»

Конфуций

  1. Краткое описание технологии

Суть данной технологии заключается в систематизации работы по развитию музыкального восприятия дошкольников с использованием выразительных средств и игровых приемов визуального восприятия музыки, позволяющих осуществить реализацию деятельностного подхода в музыкальном воспитании. В неразрывном единстве пения, движения, речи, игры на детских музыкальных и шумовых инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.

  1. Проблемы, решению которых будет способствовать разработанная

технология

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Но как понять и обнаружить, какая музыка «звучит в душе ребенка?»– вот главный вопрос.

Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни, но музыка абстрактна. А детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями. Поэтому важно направить юных музыкантов на формирование навыка слушания и оценивания произведения. Умение слышать те созвучия, которые музыка оставляет в душе: волнения, напряжения, творческие переживания, ассоциации, эмпатии.

Восприятие музыки – очень сложный эмоциональный, психофизический и интеллектуальный процесс. Для того чтобы ребенок понимал музыкальный язык, а тем более имел способности выражать его в исполнительской деятельности, нужно помочь ребенку « почувствовать и увидеть музыку» – приобрести «живое звучание» в «живом действии».

  1. Цели и задачи применения технологии

Цель: Обеспечить положительную динамику активного проявления творческих способностей дошкольников через визуализацию музыки.

Задачи: 

1. Воспитывать интерес к музыкальной деятельности и любовь к музыке;

2. Развивать музыкально-сенсорные способности дошкольников в наиболее оптимальных для них условиях;

3. Формировать элементарные музыкальные представления, через игровые взаимодействия;

4. Развивать музыкально-творческие способности детей, потребность к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности.

  1. Актуальность

Современная практика активизации восприятия музыкальных произведений – это продуктивная деятельность. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Процесс активного восприятия музыки предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных игровых взаимодействий с детьми. Это дает педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей. Целью образовательной практики по визуализации музыкальных впечатлений становится выявление музыкальной ткани, ее интонаций и ритмов, пульсации, а также специфических выразительных красок. Для того чтобы помочь ребенку полнее описать свои состояния и ассоциации, чтобы отзвуки собственной души не сводились к банальной оценке «нравится - не нравится», можно применять традиционные методические средства: карточки и иллюстрации. С их помощью выводятся вовне и переводятся в конкретные образы чувства, переживания, ассоциации, творческие импульсы и замыслы внутреннего мира ребенка. Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Развитие у детей осознанности восприятия (эмоционально - оценочного отношения к музыке) ведет к проявлению предпочтений, желания слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность.

В центре технологии - развитие творческого слышания музыки, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально – двигательной, художественной.

Данная технология предполагает и учитывает:

Принцип гуманизма – уважение личности ребенка, построение взаимных отношений на основе общечеловеческих цивилизованных норм и правил;

Принцип психологической комфортности заключается в снятии по возможности всех стрессовых факторов воспитательно-образовательного процесса,   и  создание  в организованной деятельности такой атмосферы, которая помогает ребенку чувствовать себя «как дома»;

Принцип природосообразности – образование в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями восприятия. Сравнение ребенка допускается только с ним самим. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту;

Принцип кулътуросообразности - воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры приобщение ребенка к национальному и мировому культурному наследию;

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственных действиях и поступках, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Кроме ключевых принципов соблюдается:

Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности; развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализовываться в различных формах и видах художественно-творческой деятельности.

Принцип педагогики сотрудничества. Ребенок учится познанию мира, педагог учится постигать ребенка, от обоих требуется терпимость, чуткость, отзывчивость, коммуникабельность.

Принципы организации организованной деятельности. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, вариативный подход.

        Все вышеперечисленные принципы ориентированы:

-на личность ребенка и создание условий для развития его способностей, внутреннего и духовного мира, художественно-эстетического развития;

-на свободное сотрудничество воспитателей и детей, а также детей друг с другом;

-на единство и взаимосвязь содержания образования по всем направлениям.

5. Механизм реализации технологии

Современная практика активизации или визуализации восприятия музыкальных произведений – это практическая деятельность. Данная технология реализуется через активные формы, методы и игровые приемы, которые оптимально раскрывают музыкальный образ и визуализируют музыкальные впечатления. На поверхности понятия «визуализация» лежит интеграция и взаимопроникновение музыкальной, исполнительской и изобразительной деятельности. Детям необходимо творить  и переживать, чтобы понимать. Технология визуализации музыки реализуется через единую образовательную линию: «музыкальное исполнительство - художественная деятельность – досуги - событийные развлечения – кружковая работа - самостоятельная творческая деятельность».

Дошкольный возраст отличает неотъемлемость восприятия от деятельностного осмысления. Поэтому активная практика организуется по принципу: «чувствую – вижу – делаю – понимаю – творю». Для этого как нельзя лучше подходят средства визуализации музыки, которые позволяют увидеть и даже ощутить абстрактные представления, перевести восприятие музыки из созерцательно-интеллектуальной плоскости в практическую. Современное понимание проблемы музыкального развития детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе продуктивной деятельности и музыкально-творческой игры.

Примерные тематические вопросы  

организованной совместной деятельности по

формированию музыкальных представлений

Возрастная группа

Вопрос

Задачи

Методы и игровые приемы визуализации

I группа (5-6 лет)

Какие киты живут в музыке?

Постучим, позвеним, погремим?

 

Для чего нужна музыка?

О чем рассказывает музыка?

Развивать представления детей о музыкальных жанрах,

способность различать музыкальные произведения внутри

одного жанра.

Формировать способность соотносить длительность

музыкального звука с его графическим отображением, развивать чувство ритма

Различать и определять разнообразный характер

музыкальных произведений.

 

Развивать умение определять оттенки настроения и

музыкальные средства выразительности

«Музыка и цвет»

«Украшаем музыку»

Коммуникативные, речевые, музыкальные, ритмизированные игры «Осенний огород», «Гусеница», «Паровозик»; «Звучащие жесты».

Этюды - импровизации «Мы видим музыку»

Восприятие музыки соединяется с движением: тактированием, метрированием, создание модель движения, свободное движение в пространстве, в поиске образа,   использование шумовых музыкальных инструментов, цветных платочков, шарфиков, ленточек, шариков, цветов.

Творческие задания: «Слушаем и играем», «Слушаем и украшаем  музыку»,

II группа

( 6-7 лет)

Как рассказывает музыка?

Где живет песенка?

Кто живет в музыкальном королевстве?


Какие инструменты звучат?

Закреплять способность определять оттенки характера

музыкальных произведений. Развивать способность

соотносить настроение с цветом.

 

Развивать звуковысотный слух, восприятие звуков в

пределах октавы. Учить различать звуки длинные и 

короткие, изображать их графически.

Развивать представление детей о видах искусств.

Познакомить с искусством балета и оперы. Закреплять

представления: театр, оркестр, дирижер.

Познакомить с понятиями: увертюра, оркестровая яма,

пуанты, пачка, дирижерский пульт, балерина.

Знакомство с группами инструментов симфонического

оркестра.

Игры с пиктограммами  

Спонтанных танцы  с султанчики, шляпами, лентами, кубиками.

Рисование и выкладывания орнаментов – для формирования представления о

ритме.

Рисование по воздуху – для отображения звуковысотного восприятия, характера  звуковедения, музыкальных 

характеристик;

Спонтанные и пластические этюды.

Метод «Эмпатии»

Метод  уподоблений характеру.

Работа с цветными карточками. Цветовое уподобление.

Танцевальное уподобление.

Метод погружения в ситуацию.

Игровая ситуация «Узнай инструмент»  

Также активизирую музыкальное восприятие и формирую музыкальные представления следующими методами и приемами:

  • Метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;
  • Метод уподобления характеру звучания (моторно-двигательное, тактильное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное);
  • Метод моделирования музыкального языка;
  • «Хор рук»;
  • Поэтическое музицирование;
  • Коордиционно-подвижные игры;
  • «Звучащие жесты».

6. Перспективы дальнейшего развития

Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, тем гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка.

Дальнейшим этапом углубленного внедрения технологии визуализации музыки станет реализация авторского игрового комплекса «Музыкальная поляна», построенная на одновременном групповом взаимодействии дошкольников в организованной образовательной деятельности по развитию музыкальных способностей, позволяющих осуществить реализацию деятельностного подхода в музыкальном воспитании.

Внедрение технологии активизации восприятия музыки будет способствовать:

  • выражению личного восприятие музыки в разных видах творческой деятельности: музицирование, танец, рисование;
  • повышению интереса детей к музыкальной деятельности;
  • повышению уровня развития музыкально-сенсорных способностей:

чувство ритма, ладовое чувство, тембровый и динамический слух;

  • сформированности элементарных музыкальных представлений;
  • реализации вариативных форм организации образовательного процесса:

«Лаборатория звуков», «Музыкальный вернисаж», «Цветные праздники», «Семейные мастерские».

7. Возможности распространения представленного опыта в других образовательных учреждениях

Данная практика может быть полезна и актуальна музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования, а также преподавателям изобразительной деятельности и воспитателям, так как использует средства, позволяющие организовать совместную исполнительскую и творческую деятельность и находить точки пересечения музыкальной деятельности с разными образовательными практиками.

Список используемой литературы

  1. Алексеева Л.Н., Тютюнникова Т.Э. Музыка: Учебно-наглядные материалы

для детей старшего дошкольного возраста – М.: ООО Фирма «Издательство  АСТ», 1998 г.

  1. Жилин В.А. Речевые упражнения. Авторское пособие, 1999 г.
  2. Ветлугина Н.А. «Художественное творчество и  ребёнок» – М.: Просвещение, 1990 г.  
  3. Каневский В.Н. «Звуки скажут больше, чем слова» журнал «Обруч», №5, 1997 г.
  4. Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и муз, руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1990 г.
  5. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Музыкальные инструменты и игрушки – М.: ТЦ Сфера «Гном и Д», 2000 г.
  6. Синицына Е.И. Умные пальчики. М., 1999 г.
  7. Тютюнникова Т.Э. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» – М.: АСТ, 1999 г.
  8. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: «Мозаика-синтез», 2010 г.
  9. Методический комплект авторских пособий Радыновой О.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогашении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. Влияние музыки в ...

Развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогашении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. Влияние музыки в ...

Формирование эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки Консультация для воспитателей

Данный материал - методические рекомендации для воспитателей о том, какую музыку слушать с детьми, как правильно слушать музыку, как правильно говорить о музыке....

Развитие музыкальности у детей 7-го года жизни в процессе восприятия музыки

ВведениеОсобую актуальность приобретает проблема развития музыкальности у детей дошкольного возраста. Научные исследования свидетельствуют о том, что искусство в частности музыка, играет огромную роль...

Активизация процессов восприятия музыки детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ.

Работа написана для занятий с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ, с целью активизации процессов восприятия музыки детьми....

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность. На сегодняшний день, актуальной формой взаимодействия педагога и ребенка, по-прежнему остается игра, т.к. являет...

Организация музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в процессе восприятия музыки

Выступление из опыта работы «Организация музыкальной развивающейпредметно-пространственной среды в процессе восприятия музыки» (в рамках ММО музыкальных руководителей)...