Готовность дошкольников к школе.
проект

Согияйнен Лариса Александровна

Одной из наиболее важных целей моей работы считаю, чтобы ребята пошли в школу всесторонне подготовленными, не только физически, умственно, но и психологически. Важно, чтобы они не боялись школы, могли найти контакт с одноклассниками и учителями, могли успешно адаптироваться к школьной жизни. Для реализации данной задачи была организована экскурсия в школу, ребята присутствовали на праздничной линейке, посвящённой дню знаний. Кроме того, большинство детей группы посещали «Малышкину школу». Мною проводились беседы «Я иду в школу», «Что такое школа», сюжетно-ролевая игра «Школа». В результате подготовки детей к школьному обучению, был проведён опрос среди детей и родителей, который показал – для ребенка создаются условия, при которых он желает идти в школу, но для успешного последующего обучения (мотивационной готовности) ему не хватает понимания, зачем ему обучение. С определением проблемы появилась потребность в проекте. Целью проекта стала подготовка к осознанному обучению в школе, я показывала значение знаний в жизни человека, старалась зародить в ребенке стремление учиться в школе, познавать новое, больше читать, экспериментировать. Но в традиционной работе по подготовке ребенка к школе я заметила растерянность детей – не было ясности в вопросе «зачем?». В результате, был проведён опрос среди детей и родителей. Из двадцати опрошенных детей: 2 – сказали «чтобы быть умным», 1 – «учиться в университете», 17 - не смогли дать ответ. Двадцать пять родителей (в том числе коллеги и родители детей старшей группы) отвечали на вопрос: «Зачем учиться в школе?». Большинство взрослых не готово сразу ответить на этот вопрос, или отвечают просто «чтобы быть умным» - 9 человек, 6 - человек сказали «для получения хорошо оплачиваемой профессии» и 1 - «чтобы быть интересным собеседником, добиваться своей высокой цели». Из чего можно сделать вывод – для ребенка создаются условия, при которых он желает идти в школу, но для успешного последующего обучения (мотивационной готовности) ему не хватает понимания, зачем ему обучение. С определением проблемы появилась потребность в проекте.                           Проектная деятельность.                                                                                                        Проект «Зачем учиться в школе?» Целью проекта стала подготовка к осознанному обучению в школе, я показывала значение знаний в жизни человека, старалась зародить в ребенке стремление учиться в школе, познавать новое, больше читать, экспериментировать. Задачи проекта: • Дать представление о значении знаний в общении людей • Воспитывать ребенка уверенного в возможности осуществления мечты с помощью знаний • Развивать в детях способность рассуждать, высказывать свое мнение • Способствовать закреплению понятия – профессионал – это знающий человек. Работая над реализацией проекта, мной были выбраны три основных направления, в которых ребенок осознавал: 1. он многому научился, много знает, но обучение в школе дает еще больше знаний, которые помогут стать компетентным, интересным собеседником; 2. школа – ступень дальнейшего профессионального роста; 3. знания помогают человеку реализовать мечты. Работая по первому направлению, была запланирована встреча с детьми младшей группы, но в связи с карантинными мероприятиями встреча состоялась со средней группой. Предполагалось показать разницу в умениях детей разных возрастов, но воспитанники средней группы оказались с высокой самооценкой и «сдаваться» не собирались, чем свели к минимуму наглядность примера. Но после в беседе дети говорили, что со старшими «братьями», взрослыми им интереснее (можно узнать много нового, любопытного, многому научится), и самим им нравиться «учить» младших. В следующем направлении помогли родители, рассказав детям о своих профессиях, о том какие учебные заведения они закончили, для того чтобы стать «профессионалами». Было приятно услышать от приглашенного на встречу художника, архитектора Георгия Иванова, что дети многое умеют и задают интересные вопросы. Итогом данного направления стало, беседа с детьми «Кем ты хочешь стать?» В которой большинство детей определились с выбором профессии, объяснили почему. Третье направление стало для меня наиболее творческим, примеров в литературе и интернет источниках не нашлось. Для более доступной подачи материала, была создана презентация. Ребята вспоминали сказочных героев, что им помогает в борьбе со злом и проводили аналогии с современными «помощниками» созданными руками человека. Фантазировали, чтобы они хотели изобрести, чего им не хватает для реализации их изобретений. Я обратила внимание, что после занятия дети продолжали фантазировать по предложенной схеме и даже пытались реализовать свои фантазии в игре. В течение всего проекта я давала возможность детям быть услышанными, делать выводы, рассуждать… Таким образом, к окончанию проекта дети ждали поступления в школу с нетерпением для того, чтобы получить новые знания. 93% родителей отметили желание у детей учиться вообще и в школе в том числе, 73% отметили интерес к литературе по подготовке ребенка к школе.  По результатам диагностики педагога- психолога: 1. Готовы к обучению в школе - 90% 2. Условно готовы - 10%  В журнале «Столичное образование» №23 2011г, была напечатана статья «Зачем учиться в школе?», в которой я коснулась проблемы мотивационной подготовки детей к школе, о возможном использовании в работе сказки. Ведь сказка – это особая реальность, помогающая ребенку переживать, чувствовать, сравнивать, анализировать. На семинаре «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года», я рассказала об опыте своей работы: «Подготовка детей к обучению в школе». В выступлении раскрыта работа по речевому развитию дошкольников и о проекте. Интересным было посещение открытых уроков, где можно увидеть детей в новом статусе «ученик». Встречая своих воспитанников с родителями, общаясь с преподавателями школ, я рада слышать, что мои дети успешны и учатся с интересом.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О готовности дошкольника к школе.

О готовности дошкольника к обучению в школе....

Консультация для родителей по теме: "Готовность дошкольника к школе"

Консультация для родителей по теме: "Готовность дошкольника к школе"...

«Формирование речевой готовности дошкольников к школе»

Готовность детей к школе формируется задолго до поступления в школу и включает не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний и представлений об окружающем, но и определенный уровень ...

Готовность дошкольников к школе

Готовность к школе включает в себя несколько компонентов:- психологическая готовность- физическая готовность...

Проект "Готовность дошкольников к школе"

Проект как подготовить детей к школе....

Консультация. "Ваш ребенок идет в школу". Игры на определение уровня готовности дошкольника к школе.

Не стоит бояться, поступления в школу ребенка, главное создать прочный тандем между: ребенком – родителем– учителем, а для подготовки к школе Вам необходимо не упустить врем...

Итоговое родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС»

В рамках закона об образовании вышел «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования”, коротко — ФГОС, и он вступил в силу с 1 января 2014года, в данный...