Проявление гносеологического компонента культуры самовыражения воспитателя в детском саду
статья

Савельева Светлана Анатольевна

Данная статья знакомит педагогов с положениями учения о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности как таковой и в частности, познавательной деятельности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проявление гносеологического компонента культуры самовыражения воспитателя в детском саду

     Все, кто хоть однажды имели честь прикоснуться к наукам философия или психология (которая кстати тоже «вышла» из философии), конечно же помнят, что гносеология (от греч. gnosis — знание и logos — учение) употребляется в двух основных значениях: 1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности как таковой; 2) как философская дисциплина, предметом исследования которой является одна форма познания — научное познание (в этом случае используется термин «эпистемология»)

Гносеология  раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Основные принципы: Тождество мышления и бытия (принцип познаваемости мира); диалектика процесса познания; общественная практика (основа познаваемости мира).

Основные разделы: Учение об отражении; учение о познании человеком объективного мира; учение о происхождении и развитии познания; учение о практике как основе познания; учение об истине и критериях ее достоверности; учение о методах и формах, в которых осуществляется познавательная деятельность человека, общества.

Основные формы познания:

Чувственное познание - ощущение, восприятие, представление.

Рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение.

Иррациональные формы познания – интуиция:

Воображение (научное), фантазия (научная).

Следующее понятие «культура». Существует более ста определений данного понятия, но мы возьмем самое близкое к нашей теме - человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). 

По мнению российского философа А.И. Субетто, качество человека во многом определяется особенностями его культуры самовыражения. Основой этой культуры является самоорганизуемая деятельность субъектов самовыражения. Самоорганизуемой деятельностью будем считать деятельность, которую планирует, организует и самостоятельно осуществляет субъект самовыражения. За субъект самовыражения принимается любой человек независимо от возраста, так или иначе выражающий себя.

 Любой человек (личность) имеет отношение к тому или иному обществу, следовательно, вынужден соблюдать правила жизни этого общества, соответственно - выражать себя придерживаясь ценностей культуры этого общества. Выражает он себя, как правило благодаря знаниям.

Психолог А. И. Савенков говорит о трансформируемости познавательных потребностей из поисковой активности человека и желании человека иметь умственные впечатления. А если эту потребность перенести в педагогику, при этом используя все имеющиеся средства образования – успех гарантирован. Думаю, что успешнее всего осуществление произойдет при организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Создание в образовательном процессе условий для получения юными воспитанниками, умственных впечатлений и реализации их стремления к поисковой активности способно задавать  направление самоорганизуемой деятельности субъекта самовыражения, оказывая влияние на ее особенности, способы, результаты. Таким образом, можно говорить о том, что удовлетворение познавательных потребностей оказывает воздействие на те характеристики, которыми может обладать культура самовыражения человека, а в образовании для этого могут быть созданы оптимальные условия.

Далее Савенков говорит о тесной связи проявления познавательной потребности с действием центра положительных эмоций. Значит, осуществление действий, ведущих к удовлетворению стремлений к познанию приносит, с одной стороны, радость от их совершения, с другой – включает субъекта в выполнение познавательной деятельности, с третьей – дает возможность получить именно те знания, которые нужны для осуществления самовыражения в рамках культуры и в соответствии с индивидуально-личностными особенностями того, кто стремится к полноценному самовыражению. Все это позволяет создавать условия, в которых будут складываться разнообразные характеристики культуры самовыражения человека в разные периоды его жизни, а, учитывая, что большое количество времени человек пребывает под воздействием системы образования, можем говорить о положительных ее характеристиках.

 Для удовлетворения нужды личности в приобретении новых знаний существуют разные способы и средства. Их выбор, с одной стороны, создает условия, в которых будет осуществляться самовыражение, а с другой – способствует проявлению имеющихся характеристик культуры самовыражения. Одним из таких средств, которое воспитатель ДОУ может использовать в своей педагогической практике - вовлечение дошкольников в познавательную деятельность. Здесь нужно учитывать специфику формирования этого вида деятельности. По мнению Савенкова познание дошкольником окружающего мира осуществляется в рамках практического поведения и игровой деятельности и направлено на приобретение знаний, навыков и умений, необходимых в повседневной жизни. Их усвоение происходит легко и свободно и не требует, как правило, больших усилий.  

Другой психолог В. А. Крутецкий подчеркивал, что необходимым условием успешности познавательной деятельности является чувство сомнения, возникающее «при несоответствии гипотез и предположений и некоторыми фактами и соображениями». Стимулом познавательной деятельности здесь выступает способность удивляться, соответствующая чувству удивления, появляющемуся «тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным». Эти два чувства в комплексе с чувством уверенности, рождающимся «от сознания истинности и убедительности фактов, предположений, гипотез, которые выяснились в результате всесторонней проверки их», связанные с познавательной деятельностью человека, постоянно сопровождают ее. В них выражается отношение личности к своим мыслям, процессу, результатам познавательной деятельности.

Все мы подвержены эмоциям. А все познавательные процессы, участвующие в выполнении познавательной деятельности под влиянием эмоций, способны деформироваться, приобретать избирательность и направленность. Осуществляется познавательная деятельность на основе сенсорных (ощущение как процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений с его составляющими – поиском, обнаружением, различением, опознаванием), перцептивных (восприятие как процесс обработки сенсорной информации, результатом которой являются отражение окружающего мира в виде совокупности предметов и событий), интеллектуальных (процесс, который в условиях познавательного контакта человека с миром обеспечивает возможность поступления данных в аппарат мышления и их преобразование в информацию) процессов. Следовательно, в деятельности воспитателя детского сада должна присутствовать ориентация на их развитие у дошкольников.

 На первом уровне развития познавательных потребностей тот, кто себя выражает, стремится получить новые впечатления в ходе выполнения самоорганизуемой деятельности. На втором – он демонстрирует заинтересованность в получении новой информации и может соответствующим образом действовать. На третьем – в качестве источника самоорганизуемой деятельности выступает необходимость в усвоении готовых знаний или в исследовательской деятельности для их получения. Следовательно, с педагогической точки зрения, удовлетворение познавательной потребности является источником самоорганизуемой деятельности субъекта самовыражения в образовательном процессе и ведет к появлению в культуре самовыражения определенных особенностей, положительных свойств. По словам Нюттена, говорящего о познавательных потребностях, каждый человек  - «человек-ученый». Воспитатель детского сада никогда не должен это забывать, он должен создавать условия для удовлетворения познавательных потребностей дошколят, что будет вести за собой удовлетворение стремления выразить себя в рамках существующей системы образования, являющейся неотъемлемым компонентом культуры общества. Тем самым у субъекта самовыражения появляется возможность приобщиться к культуре, существующей в образовании, придать свойства своей культуре самовыражения, позволяющие вначале успешно реализовать, проявить себя в этой системе, а затем в любой другой сфере жизнедеятельности.

 Теперь о самом воспитателе. При выполнении познавательной деятельности человек пользуется двумя классами действий: внешними и внутренними, что согласуется с наличием внутренней и внешней стороны в самовыражении. Внешние гностические действия направлены на познание предметов и явлений, которые непосредственно действуют на органы чувств. Их продукты – ощущения и восприятия. На их основе выполняются внутренние гностические действия, в которых задействована память, воображение и мышление субъекта самовыражения. На основании этого можно сделать вывод о взаимосвязи эмоциональной составляющей культуры самовыражения и гностических действий того, кто раскрывает и презентует себя.

Для удовлетворения рассматриваемых стремлений, человеку нужно «соприкосновение» с миром других людей и культуры, «проникновение» в него, сопровождающееся взаимодействием личности с другими личностями, с материальными объектами культуры. В нем будет происходить «обмен духовными ценностями» между взаимодействующими сторонами. Следовательно, проявится ценностный компонент содержания культуры самовыражения воспитателя.

Самоорганизуемая деятельность субъекта самовыражения, в данном случае педагога ДОУ, будет иметь специфические особенности, способы и результаты в зависимости от уровня развития его познавательных потребностей, к которым  следует относить желание получать новые впечатления, любознательность, целенаправленную познавательную потребность.

Итак, психологи настаивают, что познание не просто «сопровождает» большую часть нашего поведения, так что мы осознаем, что делаем в данный момент (актуальное осознавание), но мы также способны размышлять о своем познавательном функционировании и делать само функционирующее «Я» объектом нашего познания (рефлексивное сознание)».

Следовательно, человек стремится не только любым способом выразить себя, но и осознать, как именно он это делает, что приносит ему больший результат, позволяя выбрать оптимальные способы самовыражения, постепенно складывающиеся в его культуру самовыражения. Таким образом, в культуре самовыражения мы выделяем гносеологический компонент (можно говорить о любой личности, но выбрали личность воспитателя дошкольного учреждения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент, "Организация мини-выставки в детском саду"

В работе по патриотическому воспитанию, худежественно-эстетическому развитию, познавательно-речевому создавала мини-выставки в группе с привлечением родителей.Приглашали другие группы , дети проводили...

Межгрупповой долгосрочный проект «Фоновая музыка как важнейший компонент системы музыкального воспитания в детском саду».

Проблема координации деятельности всех участников образовательного процесса и поиск путей ее решения не теряют актуальности и по сей день. Что может стать фактором наиболее эффективной организац...

Консультация для родителей «Влияние культуры самовыражения родителей на культуру поведения ребёнка в детском саду

Консультация для родителей«Влияние культуры самовыражения родителей на культуру поведения ребёнка в детском саду» Роль семьиВасилий Александрович Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок по...

Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление с программой А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду»

На современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России связано сегодня, прежде всего, с ...

Презентация - Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление с программой А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду»

   На современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России связано сегод...

Взаимосвязь в работе инструктора по физической культуре и воспитателя в детском саду.

Виды двигательной активности. Направления работы педагогов. Взаимосвязь в работе инструктора по физической культуре и воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации....

«Культура самовыражения воспитателя детского сада и его индивидуальная культура»

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно  - исторического развития. Но какие бы реформы не ...