«Культура самовыражения воспитателя детского сада и его индивидуальная культура»
статья на тему

Василевская  Светлана Алексеевна

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно  - исторического развития. Но какие бы реформы не проходили, в итоге они, так или иначе, замыкается на конкретном исполнителе – преподавателе. Именно он является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Для успешного введения в практику различных инноваций педагог  должен обладать необходимым уровнем профессионализма и высокой педагогической культурой.

  В наше нелегкое время нравственные ценности уходят на второй план. ФГОС направлен на духовно – нравственное развитие, воспитание обучающих, ориентирован на становление личностных характеристик. 

По моему мнению, одной из главных задач дошкольного возраста является становление нравственных основ личности.

Деятельность педагога представляет собой уровень реализации ценностей в воспитании. Педагогом в той или иной ситуации оказывается человек, способный продемонстрировать в доступной для воспитанника форме способ преодоления обстоятельств этой ситуации в гармонии личного и общественного.

Педагог должен создавать для воспитанника условия, позволяющие ему раскрыть, реализовать потенциалы своего развития на данном этапе и при данных обстоятельствах. Педагог  обязан направлять усилия на поддержание и развитие  человеческого в ребенке.

Я считаю что, обретение этих ценных качеств невозможно, если у педагога отсутствует культура самовыражения, которая, формируется под действием индивидуальной культуры воспитателя.

С психолого-педагогических позиций феномен самовыражения можно рассматривать как стремление каждого человека продемонстрировать другим людям свои индивидуально-личностные особенности, характеристики, с тем, чтобы создать определенное представление о себе, реализовать, познать себя.

·        К характеристикам феномена «культура самовыражения» мы относим следующие:
- в основе культуры самовыражения лежат особенности самовыражения человека;
– основой самовыражения является самоорганизуемая деятельность;
– к характеристикам самоорганизуемой деятельности человека относятся автономность, независимость и самореализация субъекта самовыражения в ходе ее выполнения, позволяющие судить об ее особенностях;
– в процессе осуществления самоорганизуемой деятельности человек управляет своим поведением, но при этом на него влияют другие люди и обстоятельства;
– осуществление самоорганизуемой деятельности предполагает наличие у человека готовности к ней, для формирования которой необходимо развивать у субъекта самовыражения способности к организации, выполнению, коррекции этой деятельности;
– самоорганизуемая деятельность должна давать возможность человеку продемонстрировать свои индивидуальные, личностные особенности и, в то же время, не противоречить нормам культуры общества, в котором он живет;
– на особенности, способы и результаты самоорганизуемой деятельности субъекта самовыражения влияет культура, в которой он живет и его индивидуальные особенности, стремления, желания, предпочтения;
– культура самовыражения человека является основополагающей частью его индивидуальной культуры.

Что же означает культура самовыражение воспитателя? И почему это понятие связывают с индивидуальной культурой?

Приведём некоторые высказывания.

«Самовыражение – «широкий круг вербальных и невербальных поведенческих актов, которые человек использует ля передачи информации о себе другим лицам и создания определенного образа себе».

                                                                                     И. П. Шкуратова

«Самовыражение – это поведенческие, эмоциональные и вербальные проявления, которые личность совершенствуют интуитивно. Самовыражение личности как самопроизвольный акт возможно лишь при условии свободного, естественного, гармоничного человека».                                                                                                  А. Ф. Яфальян

Из выше сказанного  можно  сделать вывод, что самовыражение имеет педагогический смысл в рамках культуры, в рамках норм жизни общества. Культура самовыражения очень важна в профессии любого педагога. Именно благодаря культуре самовыражения личность включается в социальное взаимодействие, выполняет в нём свои роли, регулировать межличностные отношения.

Ведь самовыражение важно не само по себе, а в контексте того, что происходит с человеком и вокруг него. В процессе самовыражения поведение человека во многом определяется внутренними особенностями, представлениями, убеждениями.

При необходимости, культура самовыражения позволяет человеку  оказывать влияние на  других людей или изменять собственное поведение с целью успешного поведения  своих целей.

Я хотела бы передать другим что ценно и значимо для меня, пронести это  через всю свою жизнь.

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров и поэтому процессу воспитания необходим поворот к жизненно – важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности и потребительству.

   Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет воспитатель. Именно он должен быть в первую быть гармонически сформирован, как личность.

Считаю, что воспитатель должен помочь ребенку раскрыть окружающий мир, сформировать у детей конкретные представления о нормах отношений между людьми, о себе как об одном из представителей человеческого рода, о людях, об их чувствах, правах и обязанностях. Сформировать внимание ребенка к себе, понимание своей сущности, понимание того, что он – человек, осознание своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок научится видеть других людей, понимать их поступки, чувства, мысли, у него будут сформированы определенные нравственные мотивы поведения, которыми он в свою очередь будет руководствоваться в своих поступках.

Воспитатели, обладающие высокой культурой самовыражения как правило, широко эрудированные люди, они хорошо ориентируются в специальной литературе, по праву слывут знатоками педагогической теории и практики.

«Педагог – это тот человек, который должен передать новому поколению накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней».

А. В. Луначарский

Из высказывания прихожу к выводу о необходимости создании  условий  для непрерывного образования и самообразования педагогов.

 

У воспитателя обязательно должна быть душевная чуткость, любовь к детям, неотъемлемое качество – справедливость, он обязан быть требовательным и иметь чувство юмора,  доброжелательным и тактичным.

Все эти компоненты, а также характер, нравы, обычаи, привычки, сознание и самопознания, знания, умения и  навыки, интеллект и чувства человека – называется его индивидуальной культурой.

Все это помогает  создать психологически комфортный климат каждому ребенку. Ведь на каждом возрастном этапе ребенок ждет от воспитателя проявление разных качеств. В годы раннего  и дошкольного детства от воспитателя требуется ласка, внимание, эмоциональное общение. Младшие дошкольники мотивируют положительное отношение добротой, ценят как организатора. Для старших детей воспитатель выступает с новой стороны. Они ценят его за справедливость и хорошее отношение ко всем детям, за деловые качества: «много знает», «интересно рассказывает».

Но особенно дети ценят доверие воспитателя к ним, предоставление им самостоятельности, инициативы в выполнении ответственных и трудовых поручении.

Существование у педагога культуры самовыражения, играет основополагающую роль в индивидуальной культуре любого человека.

Каждый человек занимающейся педагогической деятельностью, может считаться его носителем, демонстрирующим и передающим представителям подрастающего поколения в силу своих профессиональных обязанностей, способов поведения, деятельности, общения, отношения к жизни.

Поведение педагога должно соответствовать нормам культуры общества.

Педагог даже не осознавая этого всегда находится в ситуации самовыражения, поэтому у него должна быть правильно сформирована индивидуальная культура с преобладанием нравственных качеств.

Без самовыражения личность лишена возможности реализовать свою значимость, ценность.

На основе требований ФГОС ДО в ДОУ большое внимание направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Что бы научить всему этому ребенка в наставнике должны быть сформированы характер, нравственность и убеждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл эссе23.12 КБ

Предварительный просмотр:

 «Культура самовыражения воспитателя детского сада и его индивидуальная культура»

Вид работы (эссе)

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно  - исторического развития. Но какие бы реформы не проходили, в итоге они, так или иначе, замыкается на конкретном исполнителе – преподавателе. Именно он является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Для успешного введения в практику различных инноваций педагог  должен обладать необходимым уровнем профессионализма и высокой педагогической культурой.

  В наше нелегкое время нравственные ценности уходят на второй план. ФГОС направлен на духовно – нравственное развитие, воспитание обучающих, ориентирован на становление личностных характеристик.  

По моему мнению, одной из главных задач дошкольного возраста является становление нравственных основ личности.

Деятельность педагога представляет собой уровень реализации ценностей в воспитании. Педагогом в той или иной ситуации оказывается человек, способный продемонстрировать в доступной для воспитанника форме способ преодоления обстоятельств этой ситуации в гармонии личного и общественного.

Педагог должен создавать для воспитанника условия, позволяющие ему раскрыть, реализовать потенциалы своего развития на данном этапе и при данных обстоятельствах. Педагог  обязан направлять усилия на поддержание и развитие  человеческого в ребенке.

Я считаю что, обретение этих ценных качеств невозможно, если у педагога отсутствует культура самовыражения, которая, формируется под действием индивидуальной культуры воспитателя.

С психолого-педагогических позиций феномен самовыражения можно рассматривать как стремление каждого человека продемонстрировать другим людям свои индивидуально-личностные особенности, характеристики, с тем, чтобы создать определенное представление о себе, реализовать, познать себя.

  • К характеристикам феномена «культура самовыражения» мы относим следующие:
    - в основе культуры самовыражения лежат особенности самовыражения человека;
    – основой самовыражения является самоорганизуемая деятельность;
    – к характеристикам самоорганизуемой деятельности человека относятся автономность, независимость и самореализация субъекта самовыражения в ходе ее выполнения, позволяющие судить об ее особенностях;
    – в процессе осуществления самоорганизуемой деятельности человек управляет своим поведением, но при этом на него влияют другие люди и обстоятельства;
    – осуществление самоорганизуемой деятельности предполагает наличие у человека готовности к ней, для формирования которой необходимо развивать у субъекта самовыражения способности к организации, выполнению, коррекции этой деятельности;
    – самоорганизуемая деятельность должна давать возможность человеку продемонстрировать свои индивидуальные, личностные особенности и, в то же время, не противоречить нормам культуры общества, в котором он живет;
    – на особенности, способы и результаты самоорганизуемой деятельности субъекта самовыражения влияет культура, в которой он живет и его индивидуальные особенности, стремления, желания, предпочтения;
    – культура самовыражения человека является основополагающей частью его индивидуальной культуры.

Что же означает культура самовыражение воспитателя? И почему это понятие связывают с индивидуальной культурой?

Приведём некоторые высказывания.

«Самовыражение – «широкий круг вербальных и невербальных поведенческих актов, которые человек использует ля передачи информации о себе другим лицам и создания определенного образа себе».

                                                                        И. П. Шкуратова

«Самовыражение – это поведенческие, эмоциональные и вербальные проявления, которые личность совершенствуют интуитивно. Самовыражение личности как самопроизвольный акт возможно лишь при условии свободного, естественного, гармоничного человека».                                                                                        А. Ф. Яфальян

Из выше сказанного  можно  сделать вывод, что самовыражение имеет педагогический смысл в рамках культуры, в рамках норм жизни общества. Культура самовыражения очень важна в профессии любого педагога. Именно благодаря культуре самовыражения личность включается в социальное взаимодействие, выполняет в нём свои роли, регулировать межличностные отношения.

Ведь самовыражение важно не само по себе, а в контексте того, что происходит с человеком и вокруг него. В процессе самовыражения поведение человека во многом определяется внутренними особенностями, представлениями, убеждениями.

При необходимости, культура самовыражения позволяет человеку  оказывать влияние на  других людей или изменять собственное поведение с целью успешного поведения  своих целей.

Я хотела бы передать другим что ценно и значимо для меня, пронести это  через всю свою жизнь.

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров и поэтому процессу воспитания необходим поворот к жизненно – важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности и потребительству.

   Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет воспитатель. Именно он должен быть в первую быть гармонически сформирован, как личность.

Считаю, что воспитатель должен помочь ребенку раскрыть окружающий мир, сформировать у детей конкретные представления о нормах отношений между людьми, о себе как об одном из представителей человеческого рода, о людях, об их чувствах, правах и обязанностях. Сформировать внимание ребенка к себе, понимание своей сущности, понимание того, что он – человек, осознание своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок научится видеть других людей, понимать их поступки, чувства, мысли, у него будут сформированы определенные нравственные мотивы поведения, которыми он в свою очередь будет руководствоваться в своих поступках.

Воспитатели, обладающие высокой культурой самовыражения как правило, широко эрудированные люди, они хорошо ориентируются в специальной литературе, по праву слывут знатоками педагогической теории и практики.

«Педагог – это тот человек, который должен передать новому поколению накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней».

А. В. Луначарский

Из высказывания прихожу к выводу о необходимости создании  условий  для непрерывного образования и самообразования педагогов.

У воспитателя обязательно должна быть душевная чуткость, любовь к детям, неотъемлемое качество – справедливость, он обязан быть требовательным и иметь чувство юмора,  доброжелательным и тактичным.

Все эти компоненты, а также характер, нравы, обычаи, привычки, сознание и самопознания, знания, умения и  навыки, интеллект и чувства человека – называется его индивидуальной культурой.

Все это помогает  создать психологически комфортный климат каждому ребенку. Ведь на каждом возрастном этапе ребенок ждет от воспитателя проявление разных качеств. В годы раннего  и дошкольного детства от воспитателя требуется ласка, внимание, эмоциональное общение. Младшие дошкольники мотивируют положительное отношение добротой, ценят как организатора. Для старших детей воспитатель выступает с новой стороны. Они ценят его за справедливость и хорошее отношение ко всем детям, за деловые качества: «много знает», «интересно рассказывает».

Но особенно дети ценят доверие воспитателя к ним, предоставление им самостоятельности, инициативы в выполнении ответственных и трудовых поручении.

Существование у педагога культуры самовыражения, играет основополагающую роль в индивидуальной культуре любого человека.

Каждый человек занимающейся педагогической деятельностью, может считаться его носителем, демонстрирующим и передающим представителям подрастающего поколения в силу своих профессиональных обязанностей, способов поведения, деятельности, общения, отношения к жизни.

Поведение педагога должно соответствовать нормам культуры общества.

Педагог даже не осознавая этого всегда находится в ситуации самовыражения, поэтому у него должна быть правильно сформирована индивидуальная культура с преобладанием нравственных качеств.

Без самовыражения личность лишена возможности реализовать свою значимость, ценность.

На основе требований ФГОС ДО в ДОУ большое внимание направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Что бы научить всему этому ребенка в наставнике должны быть сформированы характер, нравственность и убеждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методика проведения индивидуальной творческой проектной деятельности старших дошкольников по технологии «Intel@Обучение для будущего»: консультация для воспитателей детского сада.

   Проектный метод обучения  – это всегда сочетание деятельности педагога и педагогических приемов активизации деятельности детей. По классификации, предложенной Н.Е. Верак...

Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.

Организовать  индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации  индивидуальной работы со всей группой одновреме...

«Современная образовательная ситуация и самовыражение воспитателя детского сада»

«Нелегко быть педагогом,Малышей учить.Нужно здесь не столько строгим,Сколько чутким быть».Переориентация современного дошкольного образования ставит педагогические коллективы детских садов перед необх...

Индивидуальный план самообразования воспитателя детского сада на 2016-2021гг.

Индивидуальный план самообразования воспитателя детского сада на 2016-2021гг....

Методическая разработка для инструкторов по физической культуре и воспитателей детских садов «Инновационные подходы в организации спортивных игр и соревнований для дошкольников в условиях ДОО»

Методическая разработка для инструкторов по физической культуре и воспитателей детских садов поможет  применить современные образовательные технологии при решении задач по формированию у дет...

Проявление гносеологического компонента культуры самовыражения воспитателя в детском саду

Данная статья знакомит педагогов с положениями учения о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности как таковой и в частности, познавательной деятельности дошкольников....