Развитие мелкой моторики в детском саду
статья

Развитие мелкой моторики в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Павлова Ольга Павловна

Воспитатель

ГБДОУ «Детский сад № 16» Красносельского района

Развитие мелкой моторики в детском саду

Мелкая моторика – тонкие движения кистей и пальцев рук. Развитие мелкой моторики рук - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития общества. Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего развития каждого ребёнка. Так известный педагог В.А. Сухомлинский говорил о том, что «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». А это значит, что во время манипуляций с предметами у ребёнка развивается не только речь, но и мышление, память, внимание и другие психические процессы.

Теоретические аспекты проведения занятий по развитию мелкой моторики в ДОУ

Одной из современных проблем стало увеличение количества детей с различными нарушениями речевого развития. Поэтому и воспитатели, и родители должны помогать ребёнку преодолевать сложности в формировании речевой функции. Важной частью такой работы является использование упражнений для развития мелкой моторики.  Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника. Это и является основной целью занятий в детском саду.

Диагностика развития мелкой моторики рук в детском саду

Для правильного планирования работы по развитию мелкой моторики рук воспитатель должен проводить диагностику развития данной сферы. Диагностика проводится по следующим критериям:

  • Статические нагрузки на мускулатуру кисти рук. Выполняются упражнения, в которых ребёнок должен удерживать пальцы в определённом положении при счёте до 10.
  • Динамические нагрузки. Даются задания с ножницами и по ровному отрыву бумаги (проверяется скоординированная работа обеих рук).
  • Величина тонуса мышц кистей рук. Упражнение на сжатие двумя или одной рукой какого-то предмета, можно сжимать ладонь воспитателя.
  • Умение координировать движения руки. Вдевание нити в ушко иголки, упражнение на быструю смену двух статических положений кисти руки (кулак — ребро).

Диагностика исследования мелкой моторики проводится в три этапа.

Этап 1. Выявление кинетического праксиса

На этом этапе выполняется ряд упражнений (после показа взрослого). При выполнении сложных упражнений взрослый сначала помогает ребенку принять правильную позицию пальцев. Далее воспитанник действует самостоятельно.

Упражнения для диагностики кинетического праксиса

• «Петушок»

Ладонь вверх, указательный палец упирается в большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх.

• «Кошечка»

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

• «Зайчик»

Вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони.

• «Флажок»

Четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – соединить, а большой палец опустить, тыльная сторона ладони повернута к себе.

• «Вилка»

Вытянуть вверх три расставленных врозь пальца (указательный, средний и безымянный), большой палец удерживает мизинец на ладони.

Упражнения выполняются по очереди каждой рукой.

Обработка результатов

Результаты оцениваются по трехбалльной системе (для каждой руки отдельно). Затем результаты по каждой руке складываются и делятся на два (средний балл за выполнение движения).

Этап 2. Определение графического навыка

• оценка умения правильно держать карандаш.

• определение четкости линии (задание «Проведи дорожку»: линия с нажимом, без нажима, тонкая, прерывистая, широкая, ломаная и т. п.).

Этап 3. Определение развития уровня координации рук и глаз

• Смена движений рук: менять ладонь – рука – кулак.

• Выкладывание рисунка из счетных палочек по образцу.

Диагностика проводится в индивидуальном порядке, все задания показывает педагог, а затем их выполняет ребенок. Оценка проводится по трехбалльной системе:

1 балл – ребенок не справился с заданием;

2 балла – справился с заданием при помощи взрослого;

3 балла – справился с заданием самостоятельно.

Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей 4–5 лет

Диагностика проводится в три этапа.

Этап 1. Выявление уровня развития кинетического праксиса

Для выявления уровня развития кинетического праксиса используется тест на определение лишних движений. В ходе тестирования у ребенка включаются не нужные для данного задания движения мышц, т. е. возникают так называемые синкинезии. Таким образом, видно, насколько движения руки дифференцированы.

Условия проведения теста

На листе бумаги обрисовываются ладони ребенка. Далее педагог просит воспитанника поднять один палец, при выявлении лишних движений руки на листе ставятся отметки.

Начинать тест следует с правой руки, при этом нужно соблюдать такую последовательность движений: 5–1–2–4–3 (где 1 – большой палец, а 2 – указательный и т. д.).

Результаты тестирования

• Подсчитывается количество отметок на каждой руке.

• Складывается полученный результат.

• Проводится оценка уровня развития кинетического праксиса:

– низкий уровень – 1 балл (свыше 9 лишних движений);

– средний уровень – 2 балла (6–8 лишних движений);

– высокий уровень – 3 балла (меньше 5 лишних движений).

Этап 2. Выявление графического навыка

Тест проводится при помощи раскрашивания картинки цветными карандашами.

Критерии в оценке графического навыка:

– умение правильно держать карандаш;

– не заходить за линии контура;

– раскрашивать в одном направлении, при необходимости менять его;

– степень нажима на карандаш;

– уровень напряжения руки и пальцев.

Оценка уровня развития графического навыка:

– низкий уровень – 1 балл (ребенок не может справиться с заданием);

– средний уровень – 2 балла (ребенок раскрашивает в хаотичном направлении, заходит за контур, кисть руки напряжена, зажата);

– высокий уровень – 3 балла (ребенок равномерно раскрашивает рисунок, рука движется свободно, кисть не напряжена).

Этап 3. Определение развития уровня координации рук и глаз

Для проведения тестирования необходим образец выкладывания рисунка из счетных палочек. Ребенку предлагается узнать, что нарисовано на картинке, и при помощи счетных палочек выложить такой же рисунок самостоятельно.

Оценка результатов:

– низкий уровень – 1 балл (ребенок не может справиться с заданием);

– средний уровень – 2 балла (ребенок выполняет задание, не соотнося при этом свою работу с образцом);

– высокий уровень – 3 балла (ребенок справляется с заданием полностью).

Развитие мелкой моторики рук в детском саду:

Задачи занятий по развитию мелкой моторики в детском саду

  • Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развитие тактильной чувствительности рук.
  • Формирование способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Развитие речи, улучшение произношения звуков.
  • Развитие мышления, воображения, ориентировки в пространстве, памяти, внимания.
  • Овладение жизненно важными умениями, бытовыми навыками.
  • Подготовка руки к письму.
  • Развитие умения создавать поделки из различных видов материала (пластилина, бумаги, круп, пуговиц и т. п.).
  • Снятие психоэмоционального напряжения.

Таблица: приёмы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп

Группа

Приёмы

Первая младшая

  • Массаж кистей рук,
  • пальчиковая гимнастика,
  • собирание мелких предметов,
  • лепка колбасок, лепёшек,
  • вылавливание предметов ложкой или совком,
  • проталкивание мелких игрушек через отверстие,
  • постройка башни из кубиков.

Вторая младшая

  • Пальчиковые игры,
  • нанизывание бусинок или пуговиц на нитку,
  • собирание матрёшки, пирамидки,
  • поиск предмета в тарелке с рисом,
  • сматывание нитки в клубок,
  • выдавливание фигурок из пластилина с помощью трафарета.

Средняя

  • Пальчиковые игры,
  • конструирование из счётных палочек и строительных игрушек,
  • собирание мозаик и пазлов,
  • инсценировка стихов с помощью рук,
  • рисование.

Старшая

  • Упражнения с использованием массажных резиновых мячиков с шипами,
  • изображение на картонке с отверстиями чисел методом шнуровки,
  • плетение из цветных шнурков,
  • аппликация семенами, крупами, макаронными изделиями,
  • конструирование из камушков, природного материала,
  • решение логических задач со счётными палочками,
  • изготовление украшений из пуговиц, бусинок.

Подготовительная

  • Пальчиковая гимнастика,
  • игры с мелкими предметами,
  • собирание мелкой мозаики,
  • изобразительная деятельность,
  • раскрашивание картинок,
  • изготовление оригами,
  • рисунки по клеточкам,
  • графический диктант,
  • рисунки по точкам,
  • работа с ножницами,
  • определение на ощупь что спрятано под салфеткой,
  • проведение по лабиринту шарика с помощью указки.

Игры на развитие мелкой моторики в детском саду

Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами. Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью. В детском саду упражнения по развитию мелкой моторики можно совмещать с разминкой занятия.

Виды игр по развитию мелкой моторики в ДОУ

Вид игры

Пальчиковая гимнастика со стихами и потешками

Пальчиковые игры (гимнастика для рук)

Игры на развитие тактильных ощущений

Самомассаж рук с мягким мячом, шишками, орехами, карандашами

Шнуровка, откручивание крышек, болтов

Игры с прищепками, скрепками, нитками, пуговицами

Творческий труд, игры с бумагой, рисование

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного развития мелкой моторики существует достаточное количество разнообразных видов и форм деятельности. Воспитатель может выбирать подходящие методоы и приемы развития мелкой моторики в зависимости от возрастных и личностных особенностей ребенка ребенка. Лепка может иметь место быть с самого раннего возраста ребенка, затем необходимо вводить аппликацию, позже уже добавляются усложненные виду продуктивной деятельности, оригами, ниткопись, нанизывание бус и шитье. Продуктивные виды деятельности являются неотъемлемой частью при развитии мелкой моторики. А ее формирование, в свою очередь развивает речь, логическое мышление, память, произвольное внимание. Все занятия с ребёнком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу.

Список использованных источников:

  1. Александра Артемьева: Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Методическое пособие, Сфера, 2017 г.
  2. Багрянская А. Е. Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2.1. — С. 2-3. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2183/ (дата обращения: 13.01.2018).
  3. Губанихина Е. В., Шикина К. Д. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 167-170. — URL https://moluch.ru/archive/80/13846/ (дата обращения: 13.01.2018).
  4. Давыдова Г.И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Изд-во «Скрипторий», М., 2008г.
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Изд-во «Мозаика-Синтез», М., 2015г.
  6. Разунова Ю.В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности., СПБ-Каро, 2007г.
  7. Стародуб К.И., Ткаченко Т.Б. Лепим из пластилина. Ростов на Дону, 2003г.
  8. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику., Изд-во ЭКСМО, М., 2007г. 
  9. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки, Изд-во «Академия развития – Академия холдинг», Ярославль, 2015г.
  10. Шкицкая И.О.Аппликация из пластилина. Ростов на Дону, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия средней группы детского сада по программе «Детство». Тема: Развитие мелкой моторики на занятиях ИЗО деятельности.

Конспект открытого занятия средней группы детского сада по программе «Детство» Тема: Развитие мелкой моторики       на занятиях ИЗО деятельности Воспитатель дошкол...

Перспективное планирование игр и упражнений по развитию мелкой моторики в средней группе детского сада

В данном материале расписано по месяцам планирование работы по развитию мелкой моторики в средней группе....

Статья на тему:«Развитие мелкой моторики у детей средней группы детского сада» — из опыта работы воспитателя

«Развитие мелкой моторики у детей средней группы детского сада» — из опыта работы воспитателя...

Развитие мелкой моторики посредством бисероплетения для дошкольников (в детском саду и дома).

Бисероплетение, как и любое творческое занятие, способствует самовыражению и постоянному творческому росту ребенка. Переплетая бусинки, дети непроизвольно их считают, добавляют или убавляют ряды, знак...

Использование игровых технологий для развития мелкой моторики рук в коррекционных логопедических группах детского сада.

в статье описана совместная работа воспитателя и логопеда в логопедической группе...

Развитие мелкой моторики в детском саду для детей с ДЦП

Известно, что в последние годы значительно увеличилось количество детей с ДЦП. Данная тема для меня наиболее актуальна сегодня.                    ...