Развитие мелкой моторики в детском саду для детей с ДЦП
статья (младшая, средняя группа) на тему

Иванова Людмила Викторовна
Известно, что в последние годы значительно увеличилось количество детей с ДЦП. Данная тема для меня наиболее актуальна сегодня.                                                                                                    
Развитие мелкой моторики рук ребенка — один из показателей психического развития ребенка. Рука человека выполняет различные функции. Если человек что-то не может высказать словами, то ему помогают руки, так как язык жестов — самая первая речь человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики в детском саду для детей с ДЦП.

Иванова Л. В.

Воспитатель, г. Москва

Известно, что в последние годы значительно увеличилось количество детей с ДЦП. Данная тема для меня наиболее актуальна сегодня.

Развитие мелкой моторики рук ребенка — один из показателей психического развития ребенка. Рука человека выполняет различные функции. Если человек что-то не может высказать словами, то ему помогают руки, так как язык жестов — самая первая речь человека.

В прогрессе функций мозга ребенка в первые годы жизни большая роль принадлежит движению рук. Первый научный анализ влияния   специфических движений рук на развитие языка дал Сеченов.     Исследования Кольцовой доказали, что при движениях пальцами у детей усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга, то есть совместная активность моторных и сенсорных речевых зон. Чем больше движется рука, тем быстрее развивается мозг ребенка.

В работе я использую различные дидактические игры и пособия для развития детей через развитие мелкой моторики. Вот некоторые из них.

1. Пальчиковые игры.

Виды пальчиковых игр:

  • Пальчиковые игры с предметами;
  • Активные игры со стихотворным сопровождением;
  • Игры-манипуляции;
  • Пальчиковые кинезиологические игры;
  • Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
  • Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.

Например:

  •  Сейчас предлагаю вам поиграть вместе со мной в пальчиковую игру со стихотворным сопровождением. Называется игра «Две лягушки».
  •  Выполняйте движения вместе со мной.
  • Во время данного упражнения дети проговаривают и выполняют движения пальчиками.

2. Игры Воскобовича В. В.

Его развивающие игры достаточно разнообразны. Игры развивают у детей познавательный интерес, внимание, память, воображение, образное мышление и мелкую моторику. Вот например:

3. Шнуровка.

Известно, что шнуровка — идеальная игрушка для укрепления пальцев и всей кисти ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости.

(Раздаю детям шнурки толщиной в мизинец ребенка). Говорю, сейчас поиграем в игру «Узелки». Завяжите на своих шнурках 6 узелков. Держим шнурок за верхнюю часть и перебирая пальцами узелки, нужно назвать 6 основных цветов. (12 узелков — 12 месяцев года, геометрические формы, названия деревьев и т. д.)

4. Использование живого песка.

Детей очень привлекает живой песок. Это невероятное вещество. Он достаточно вязок, чтобы даже дети могли из него лепить любые фигурки.   Он может сыпаться сквозь пальцы, и его состав безвреден для детей, не содержит бактерий и не токсичен. Живой песок является отличным тренажером для развития воображения и мелкой моторики.

5. Рисование на манке.

Во время рисования у ребят снимается напряжение, зажатость. Занятие с крупами влияют на тактильное восприятие дошкольников.

Дети могут рисовать непосредственно пальцами, ладонью, ребром ладони, при этом развивается мелкая моторика рук, а также координация, воображение, улучшается память. Сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. То есть определение предметов на ощупь не менее важно для развития дошкольников. Рука дает много информации: о весе, мягкости-твёрдости, гладкости-шероховатости, сухости-влажности.

Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Занятия в детском саду показывают, что большинство детей имеют кинестетический тип восприятия.  Для детей очень актуальны такие игры:

Игра называется «что это». Прошу выйти двоих и поиграть со мной. Дети шупают фигурки под тканью и пытаются их опознать.

При этом я задаю вопросы:

  •  Что ты можешь сказать об этих фигурках?
  •  Чем они различаются?
  •  Есть среди них похожие?
  •  Найди твердый предмет, мягкий.

Игру можно проводить как с одним ребёнком, так и с двумя-тремя.

Следующая игра называется «Пощупай и угадай». Это ящик с отверстиями для рук, который предоставляет широкие возможности для организации игр на тактильное распознавание и описание словами предметов, которые спрятаны в ящике.

Таким образом актуальность данной темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики и сенсомоторики в целом, у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский образовательный проект:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

  Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...

Развитие мелкой моторики, как средство коррекции у детей с ОНР

Статья предназначена для родителей и педагогов. В ней раскрывается методика работы с детьми по развитию мелкой моторики....

Аппликация как средство развития мелкой моторики и подготовки к школе детей с речевой патологией.

Усвоение ребенком любых необходимых ему в жизни умений и навыков протекает значительно легче, если они являются для него привлекательными, представляющими какой-то интерес. В подобных случаях он сам а...

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)

Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности  и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...

Педагогический опыт по теме «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у детей с задержкой психического развития»

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой нарушение сроков формирования психических и познавательных функций у ребенка, отставание в темпе освоения различных видов деятельности....

Учебно-методическое пособие по теме:«Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у детей с задержкой психического развития»

У детей с ЗПР страдают все предпосылки успешной деятельности, имеют место эмоционально-волевые нарушения, что в свою очередь приводят к снижению общей активности и низкой мотивации детей. Следует конс...

Развитие мелкой моторики в детском саду

Развитие мелкой моторики в детском саду...