Развитие мелкой моторики, как средство коррекции у детей с ОНР
статья (подготовительная группа) по теме

Артемьева Лилия Юрьевна

Статья предназначена для родителей и педагогов. В ней раскрывается методика работы с детьми по развитию мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_melkoy_motorike.docx15.51 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Развитие мелкой моторики , как средство коррекции у детей с ОНР»

По словам В.А. Сухомлинского: « Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Истоки пальчиковых игр лежат в народной педагогике. Многие учёные (М. И. Кольцова, Е. И. Есенина, В. М. Бехтерева и др.) считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Было установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость  речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность.

Возрастные нормы развития тонкой моторики рук.

 4-5 лет

 Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения.

 Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения.

Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения.

 Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы.

Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела).

 Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку.

 Определяет предметы в мешочке на ощупь.

 Лепит из пластилина (2-3 части).

 Шнурует ботинки.

Поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца; поглаживание всех пальчиков большим; движения щепоть-ладонь, переходящее в ладонь-щепоть;

 5-6 лет

 Аккуратно вырезает картинки.

Пишет буквы и числа.

Копирует сложные рисунки, буквы и цифры

 Дополняет недостающие детали к картинке.

Бьет молотком по гвоздю.

 Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.

Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.

Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.

 Поочередные удары ребрами прямых ладоней по столу; различает большой палец и мизинец.

 6-7 лет

 Полностью владеет мелкой моторикой, может выполнять сложные движения (завязывание

 шнурков, игра на клавишном или струнном инструменте, заплетение кос, штопка и т.п.) Свободно различает большой палец, мизинец и указательный.

При обследовании и в процессе наблюдений учитываются: общий вид ребенка, осанка, отношение к речевой инструкции, активность, ориентировка в пространстве, координация слова с движением, наличие патологических или сопутствующих речи движений, состояние мышечного тонуса, признаки утомляемости, темп движений, упражняемость в моторных навыках.

Качественное управление мышцами рук достигается при наличии следующих условий:

1. В умении ощущать движения мышц.

2. Достаточной эластичности мышц.

3. В достаточном уровне сформированности переключаемости движений, которая зависит от

своевременного дифференцированого торможения в коре головного мозга.

4. В осознанном выполнении движений.

5. В достаточно зрительно-моторном контроле.

Ежегодно в сентябре месяце мною проводится мониторинг  уровня

сформированности мелкой моторики пальцев рук путем выполнения простых диагностических

заданий. Критерии оценок подбирались в зависимости от возраста ребенка, уровня развития и

степени нарушений. Мониторинг необходим, чтобы определить зону ближайшего развития, и выявить какую помощь можно оказать ребенку в дальнейшем, а так же дать необходимые рекомендации родителям для работы в домашних условиях.

Выявлены низкие показатели в умении управлять своими руками и пальцами при манипуляции с мелкими предметами, в работе с материалами по изобразительной деятельности, в пальчиковых играх и упражнениях. Частично отсутствует координация движений. У детей наблюдается моторная недостаточность.

Группа, в которой я работаю является коррекционной речевой, поэтому особое

внимание я уделяю развитию мелкой моторики.

 Целью своей работы считаю: преодоление речевых нарушений  у детей через развитие мелкой моторики рук.

 Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:

-выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики,

-развивать тактильную чувствительность рук детей,

-сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей,

-совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры,

-сформировать элементарные специфические графические навыки,

-подготовить руку ребенка к письму,

-повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр  для детей старшего возраста.

В группе созданы условия для дальнейшего всестороннего развития детей. Содержание работы по развитию мелкой моторики реализуется различными способами: пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, графические упражнения, пальчиковый и теневой театры, самомассажи, рисование по манке, выкладывание из палочек, различные мозаики и пазлы, в изобразительной деятельности используются нетрадиционные техники, различные дидактические игры на развитие мелкой моторики.

В итоге у детей повысился интерес к различным дидактическим и пальчиковым играм. Ребята

стали с удовольствием разучивать стихи и потешки, в которых подобраны движения к каждому

слову текста. Систематическая совместная деятельность по изобразительному искусству и

конструктивному праксису помогают детям формировать контроль над тонусом мышц пальцев и кистей рук. Развивают умение ориентироваться на плоскости, выполнять задания по образцу,

развивать координацию движений. Улучшилось эмоционально-психическое состояние, дети

стали более активно проявлять свои имитационные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:«Развитие мелкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

«Развитие мелкой моторикикак средство коррекцииобщего недоразвития речи у детейдошкольного возраста....

Презентация "Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта"

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта....

Проект: Развитие мелкой моторики как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе....

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

Развивать общую и мелкую моторику у детей необходимо, учитывая возможности детей и характер нарушения речи. Пальчиковые игры и упражнения, упражнения на развитие общей моторики позволяют детям овладев...

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»

Презентация «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»

КРАТКОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХНАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»...