"Свойства воды". Нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности для детей 5-7 лет
план-конспект занятия (старшая группа)

Кочеткова Злата Сергеевна

Совершенствование представлений детей о жидком состоянии воды. Накопление у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды. Развитие речи, мышления, любознательности. Воспитание экологической культуры. Развитие умения делать выводы, умозаключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_svoystva_vody.attestatsiya.docx224.08 КБ

Предварительный просмотр:

Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.

Количество детей: подгруппа

Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.

Программное содержание:

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

Развивать речь, мышление, любознательность;

Воспитывать экологическую культуру;

Развивать умение делать выводы, умозаключения;

Воспитывать аккуратность при работе.

Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, лимон, молоко, картинка, краски, кисточка, растительное масло,  салфетки, счетные палочки, слайды на тему: «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой.

Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.

Ход занятия:

( Дети стоят полукругом)

 Восп-ль: Давайте отгадаем загадку, чтобы узнать, чему посвящается наше занятие: (слайд 1)

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.   (вода)

Восп-ль: Правильно, мы поговорим сегодня о воде.

Кому и зачем  нужна вода?

Дети: людям, животным, растениям, рыбам.

Восп-ль: Ребята, а что было бы,  если бы не было воды. Что бы произошло? Как вы думаете?

Ответы детей

Восп-ль: Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!

     Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжова и показывает картинки о воде:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся,

Мы привыкли,что вода

Наша спутница всегда.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

 Без нее нам не прожить.

Но сейчас давайте поиграем в игру «побери словечко».

Игра «Подбери словечко»

Восп-ль: ребята, я вам поочередно кидаю мячик, а вы подберите пожалуйста слова-действия с слову ВОДА. Вода что делает?

Дети : капает, течет, замерзает, тает, льётся, струится, стекает.

Восп-ль: а где находится вода, где можно ее встретить?

Дети : в море, в реке, в озере, в океане.

Восп-ль: но в море и океане вода какая? (соленая), а вот в реке, озере вода не соленая, она пресная.

Восп-ль: Ребята, у воды есть свои свойства, а какие, мы скоро  узнаем.

- Для этого, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять её свойства.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.  Давайте разделимся на группы по 2 – 3 человека. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются  за  столы.)

Прежде чем приступить к работе, давайте потренируем наши пальчики, ведь им  сейчас придётся немного поработать.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Вода-водица»

Водичка-водичка

(моем ручки),

Умой мое личико

  (ладонями «умываем» лицо),

Чтобы глазки смотрели

     (пальчиками проводим под глазками),

Чтобы щечки краснели

   (трем ладонями щеки),

Чтоб улыбался роток

(широко улыбаемся).

Чтоб кусался зубок

(пощелкаем зубами),

Приступим к нашему исследованию.

 

 Опыты:

Какой формы вода?    

         На столе стоит колба и широкий бокал. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей).

Восп-ль: А имеет ли форму вода? Для этого возьмем  бутылочку и наполним ее водой. Нальем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода –жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.

Какого цвета вода?    

Восп-ль: Та группа детей, кто будет определять цвет воды, подойдите вот к этому столу. На столе два стакана – один с водой, а другой с молоком.

- Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку?    (ответы детей)  А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

 Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.

Вода –  растворитель.  

Восп-ль: А есть ли у воды вкус?  Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – сок лимона. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Вывод: своего вкуса у воды нет.

Восп-ль:  Ау воды есть запах? (дети нюхают стакан с простой водой и с соком лимона) У воды появился запах. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?   (ответы детей)

Вывод : у воды запаха нет.

Восп-ль: А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

Восп-ль: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного погуляем, мы с вами пойдём к реке. (ортопедическая коррекционная физкультминутка)

Физкультминутка:

К речке быстрой

К речке быстрой мы спустились,

                                   (шагаем на месте)

                                                    Наклонились и умылись.

                                   (наклоны вперед, руки на поясе)

                                                     Раз, два, три, четыре,

                                    (хлопаем в ладоши)

                                                     Вот как славно освежились.

                                    (встряхиваем руками)

                                                       Делать так руками нужно:

                                                       Вместе – раз, это брасс.

                                    (круги двумя руками вперед)

                                                       Одной, другой – это кроль.

                                    (круги руками вперед поочередно)

             Все, как один, плывем как дельфин.

                                    (прыжки на месте)

                                                         Вышли на берег крутой

                                    (шагаем на месте)

                                                          И отправились домой!

 Восп-ль: Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

        Обращает   внимание детей на стакан, где растворяли муку.

Восп-ль: Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

Восп-ль: Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?

Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус, мы пьем только чистую, фильтрованную воду.

Восп-ль: Давайте сядем на стульчики.

Восп-ль: С фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

Показ  мини-презентации о грязной речке.

Потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается. А какая это вода пресная?

Восп-ль: Пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому  в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.

Восп-ль: А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

 

Мелкая моторика

Восп-ль: Как мы уже знаем, летом в природе идут дожди. А что такое дождь? Правильно, это множество капелек воды. А что произойдет с этими капельками зимой? Да, они замерзают и с неба падают и кружатся снежинки. У вас на столах лежат счетные палочки, давайте выложим из них снежинки, какие вам больше нравятся. На экране слайды снежинок.

Дети составляют снежинки из палочек.

Восп-ль: И в заключении нашей сказки, я хочу сказать следующее:

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги –

Мы ведь на планете не одни!

Итог занятия.  

 Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: (какими?)

-прозрачная

-нет запаха

-без вкуса

- растворитель.

Выводы.

-  Для жизни человека вода имеет очень важное  значение.

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе (Познавательно-исследовательская деятельность.)

Тема: «Свойства воды»

Вашему вниманию было представлено итоговое интегрированное ОД по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность в средней группе с интеграцией образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, направленное на развитие исследовательских навыков, способствует накоплению у детей конкретных представлений об основных свойствах воды, воспитывает к ней бережное отношение. Использование в образовательном процессе детского экспериментирования позволяет мотивировать детей на познавательную активность.

На НОД присутствовало 12 детей ( девочек, мальчиков). Уровень развития детей достаточный, взаимоотношения благоприятные, дети дружные.

Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды

Задачи: Обучающие:

• ознакомить детей со свойствами воды: прозрачность; безвкусная, не имеет запаха, уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни

Развивающие:

• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

• закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, трубочками.

• развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;

• активизировать и обогащать словарь детей существительными. прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;

• стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к воде.

• воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;

Для проведения данной НОД были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства с учётом размещения и перемещения, подготовлен материал: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, лимон, молоко, картинка, краски, кисточка, растительное масло,  салфетки, счетные палочки, слайды на тему: «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой.

При выборе темы и материалов я опиралась на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ.

НОД осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приёмы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.

Санитарные требования к проведению ОД соответствовали нормам Сан ПИН. В группе перед ОД была проведена влажная уборка и проветривание. Во время ОД соблюдалась техника безопасности, дети не занимали статического положения, постоянно находились в движении. Деятельность по времени составляла согласно данной возрастной группе (25 минут). Длительность и структура выдержаны, осуществлялось чередование деятельности.

Структура НОД выстроена таким образом, что все её части взаимосвязаны между собой и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно - образовательному процессу. Для достижения результатов я опиралась на возрастные и психологические особенности данного возраста. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи решались в единстве. Основные этапы чётко переходили от одного к другому. Применялись различные способы включение детей в образовательный процесс: интонирование речи, игровые ситуации,. Для активизации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера (Почему, Какая какие, и т. д.,). В процессе образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей, умением согласовывать слова в предложении. На протяжении всего времени проведения данной НОД прослеживалась интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие (эмоционально откликаться при восприятии музыки), физическое развитие (подвижная игра), социально-коммуникативное развитие (закрепить навыки поведения в общении, самостоятельно выражать доброжелательность) .

Во время НОД старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Я старалась быть в позиции  «рядом».

Таким образом, цели и задачи, поставленные на НОД – достигнуты. Я удовлетворена участием детей в НОД. Считаю, что мне удалось достичь желаемого результата через реализацию всех поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности с использованием приемов ТРИЗ "Свойства воды".

Продолжать знакомить детей со свойствами и строением воды – жидкости и  Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении модели воды...

"Свойства воды и воздуха» (Опытно -исследовательская деятельность в подготовительной группе).

- познакомить детей со свойствами воды: не имеет форму; вода-жидкость;    пар, лед  тоже вода; соленая и пресная вода, может растворять предметы; дать элементарные пре...

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами воды»

В данной работе представлен конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», тематический раздел «экспериментирование»...

занятие познавательно – исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды».

Цель: Развитие у детей познавательного интереса к поисково – исследовательской деятельности через знакомство со свойствами воды....

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Свойства воды".

Задачи:-побуждать желания детей активно и изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадка и предложения;-способствовать умению детей определять физические свойства воды(запах, вку...