Дидактические игры по формированию математических представлений
материал

Дидактические игры  по формированию  математических представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_matematike.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №3

Г.ЯРЦЕВА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Дидактические игры
по формированию
математических представлений

Подготовил воспитатель:

Шейпакова Е.Ю.

2019г.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы: 

  • Игры с цифрами и числами
  • Игры путешествие во времени
  • Игры на ориентирование в пространстве
  • Игры с геометрическими фигурами

Игры на логическое мышление 

    К играм с цифрами и числами относят такие игры как «Путаница», «Какой цифры не стало?», «Что изменилось?», «Исправь ошибку» и т.д. Эти игры помогают детям освоить прямой и обратный счет, способствуют закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. 
   Вторая группа математических игр (игры - путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. А также игры-путешествия помогут расширить представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро-день-вечер-ночь); объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра. 
    Игры на ориентировку в пространстве: «Расскажи про узор», «Путешествие по комнате», «Найди свой домик», «Найди игрушку» и т.д.  С помощью этих игр дети лучше ориентируются в пространстве, быстрее знакомятся с такими понятиями как слева, справа, над, под, вверх, вниз; обозначают словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь и т.д.).
Благодаря играм с геометрическими фигурами такими как «Найди пару», «Что изменилось?» и т.д., дети в непринужденной форме узнают новые геометрические фигуры, достаточно быстро осваивают  классификацию по разным признакам предмета.
     С помощью игр на логическое мышление «Найди лишний рисунок», «Измени по размеру часть», «Чем отличаются», дети учатся строить логические цепочки, делать выводы, стараются  мыслить самостоятельно.

Младшая группа

  • «Лото», «Пазлы» - игры на общий признак предметов; игры на сопоставление предметов; на сравнение равных или неравных групп предметов; на сравнение размеров предметов по разным признакам величины;
  • Квадрат Никитина, Игры Воскобовича  - на закрепление геометрических фигур, на логическое мышление
  • игры на ориентацию в частях суток (день-ночь, утро- вечер)
  • "Найди игрушки", "Разноцветное путешествие", "Найди место" - игры на ориентацию пространственных направлений

Средняя группа

  • Математические пазлы, Лото - игры на общий признак предметов, игры на сопоставление предметов; на сравнение равных или неравных групп предметов; на сравнение размеров предметов по разным признакам величины;
  • «Подбери фигуры для зверят», Квадрат Никитина, Игры Воскобовича, -   на закрепление геометрических фигур
  • «Разные дома» Игра «Найди недостающую фигуру» «Найди лишнюю картинку» «Как это можно использовать?» Игры Воскобовича, Квадрат Никитина - на логическое мышление
  • Лото,  «Найди пару» - на соотношение формы и предметов
  • игры на ориентацию в частях суток (день-ночь, утро- вечер)
  • "Найди игрушки", "Разноцветное путешествие", "Найди место" - игры на ориентацию пространственных направлений
  • игры путешествия во времени

Старшая группа

  • «лото», «Математические пазлы» - игры на общий признак предметов; игры на сопоставление предметов; на сравнение равных или неравных групп предметов;
  • Какой цифры не стало?» «Сколько?» «Исправь ошибку» «Путаница» «Убираем цифру» «Что изменилось?» «Кто первый назовет?» «Считай – не ошибись» «Которой игрушки не стало» и т д. -  игры на счет
  • Лото, «Дом для геометрических фигур»  «Опиши фигуру»  «Подбери фигуры для зверят», Игры Воскобовича,  «Найди пару - на сравнение размеров предметов по разным признакам величины, на закрепление геометрических фигур
  •  «Мозаика»,«Разные дома»  Игра «Найди недостающую фигуру»  «Найди лишнюю картинку»  «Как это можно использовать?» - игры на логическое мышление
  • «Не ошибись », «Цветная неделя», «12 месяцев»,   «Живая неделя»,  «Вчера, сегодня, завтра» - игры на ориентацию в частях суток (день-ночь, утро- вечер), игры на ориентацию пространственных направлений , игры путешествия во времени

Подготовительная группа

  •  Лото, Математические пазлы - игры на общий признак предметов, игры на сопоставление предметов, на сравнение равных или неравных групп предметов;
  • «Путаница», «Какой цифры не стало?», « Что изменилось?», « Исправь ошибку» и т.д. - игры с числами и цифрами
  • Лото, «Мозаика», «Разные дома» Игра «Найди недостающую фигуру» «Найди лишнюю картинку» «Как это можно использовать?» Игры Воскобовича, Квадрат Никитина, Шашки, Шахматы - игры на логическое мышление
  • Лото, «Дом для геометрических фигур» «Опиши фигуру» «Подбери фигуры для зверят» «Найди пару»,мозаика. «Танграм», Игры Воскобовича, Квадрат Никитина - игры на моделирование из геометрических фигур; на сравнение размеров предметов по разным признакам величины, игры с геометрическими фигурами
  • игры на ориентацию в частях суток (день-ночь, утро- вечер)
  •  «Расскажи про узор», «Путешествие по комнате», «Найди свой домик», «Найди игрушку» и т. д. - игры на ориентацию пространственных направлений
  • игры путешествия во времени;
  • "Найди игрушки", "Разноцветное путешествие", "Найди место" - игры на ориентацию по ограниченной территории;

Кубики Никитиных

Достаточно сложная, но в то же время увлекательная игра «Сложи квадрат», разработанная семьей Никитиных, вносит свой вклад в развитие малышей.

Сложить квадрат из кусочков разной формы, порой, непросто даже взрослому, не говоря уже, сколько сил и терпения требуется от самых маленьких игроков.

Посредством игры детишки выполняют сразу несколько упражнений:

  • во-первых, они тренируют цветоощущение, поскольку для того чтобы собрать квадрат, необходимо найти все его части, которые выкрашены в один цвет или оттенок;
  • во-вторых, малыши развивают логику и сообразительность. Чтобы выполнить задание, фигурки нужно переворачивать и менять их расположение;
  • в-третьих, самые маленькие начинают понимать, что из мелких частей не всегда понятной формы можно собрать уже знакомую геометрическую фигуру;
  • ну и, в-четвертых, можно не ограничивать фантазию малыша. Так как составные части квадрата Никитина используются не только в рамках игры «Сложи квадрат». Из фигурок различной формы ребенок может построить домик, елочку, город, составить целую картину и всевозможные узоры, которые используют в качестве декораций в ролевых играх.

Стоит отметить, что игра «сложи квадрат» многоуровневая. В зависимости от количества составных частей, различают квадрат Никитина:

  • 1 уровня - состоит из 2-3 частей;
  • 2 уровня – состоит из 3-5 частей;
  • 3 уровня – состоит из 4-7 частей.

Другими словами, это чудо-изобретение развивает творческие способности, воображение и логическое мышление, как самых маленьких, так и деток постарше. А чтоб порадовать свое чадо новой развивающей игрушкой, вовсе не обязательно ее покупать. Квадраты Никитина легко сделать своими руками

Развивающие игры Вячеслава Воскобовича

Покупка игрушек для детей в современном мире очень ударяет по карману семьи. Хотелось бы, чтобы эти затраты не оказались пустым выкидыванием денег на ветер, а происходит это довольно часто. Ребенок, поиграв пару дней, забывает о новой игрушке, потому что она ему становится неинтересна, надоедает. Совсем другое дело – покупка развивающих игр В. Воскобовича. Его игры имеют множество функций, заинтересуют ребенка самого разного возраста, с их помощью ребенок будет создавать и фантазировать.

Немного о В. Воскобовиче

Вячеслав Владимирович Воскобович, получая образование по специальности инженер-физик, даже не предполагал, что ему придется погрузиться в педагогику. Сделать это ему пришлось для воспитания и всестороннего развития своих сыновей. В начале 90-х годов, во времена перестройки, в магазинах было очень мало качественных игр, купить их было не каждому по карману. Поэтому, когда он стал отцом, он задумался о создании собственных игр, которые будут интересны не только его сыновьям, но и их ровесникам. В этом ему помогло изучение работ Зайцева и Никитиных.

Созданные им игры помогали не только разнообразить времяпрепровождение детей, но и способствовали их полноценному развитию.

Свой метод развития детей сам Воскобович именует технологией. Он внес огромный вклад в педагогику данного периода, став педагогом-новатором времен перестройки. Автор дал название своему методу «Сказочные лабиринты игры».

Спустя небольшое количество времени, создается центр «Развивающие игры Воскобовича». Именно там игры разрабатываются и производятся, также он занимается распространением и внедрением методики.

О методике Воскобовича

Его технология основана на понимании и запоминании полученных теоретических знаний с помощью практических действий, это особая тропа от практической части к теории. На данный момент В. Воскобовича разработал уже более 50 игр. Они представляют собой многофункциональные творческие пособия. Обучаться с помощью них ребенок может весело и непринужденно.

Игры Воскобовича способствуют всестороннему развитию личности. С их помощью процесс обучения чтению и счету проходит гладко и легко. В своей методике автор внимательно относится к развитию творческих способностей детей. Для выполнения предлагаемых заданий ребенку потребуется проявить креативный подход и включить воображение.

Исходя из этого, можно увидеть, что технология разработана на 3 важнейших принципах: интерес-познание-творчество.

Целями и задачами его методики является:

  • способствовать развитию у ребенка заинтересованности и стремлению к познанию нового;
  • развивать умение наблюдать, исследовать окружающий мир;
  • развивать воображение, креативное мышление (способность посмотреть на знакомый объект совершенно другим взглядом, мыслить гибко и оригинально);
  • гармоничный подход к развитию у детей эмоциональности, образного мышления и логики;
  • оказать помощь в развитии математических и речевых умений;
  • формировать начальные представления об окружающей действительности;
  • содействовать психическому развитию;
  • развивать мелкую моторику.

Что представляют собой игры

Вячеслав Воскобович говорит о том, что старается уйти от производства игр для одноразового применения, когда ребенок соберет-разберет и уберет игру подальше. Он стремится к созданию многофункциональных игр, которые будут творчески использоваться ребенком постоянно.

Особенности игр

  1. Разрабатываются в соответствии с интересами ребят. Они занимаются с удовольствием. Малыши постоянно открывают для себя что-то новое, неизведанное ранее.
  2. Каждая игра может использоваться детьми разного возраста, начиная от 2 до 7 лет. Для малышей приготовлены простые задания, для ребят постарше задания усложняются. Чем старше ребенок, тем выше уровень сложности.
  3. Многофункциональность и универсальность. Каждая игра предполагает решение многих задач обучения, способствует всестороннему развитию детей и проявлению творческих способностей.
  4. Предлагаемый готовый дидактический материал систематизирован по возрастам и образовательным задачам.
  5. Ко многим играм предложено методическое пособие, в котором уже можно взять готовый сказочный сюжет с включенными в него заданиями, иллюстрациями и вопросами. Этот момент является ключевым в технологии Воскобовича. Взрослый будет выступать полноправным партнером малыша, несмотря на возраст.
  6. Высокая вариативность. К играм предложено много заданий, начиная с манипулирования и заканчивая сложными развивающими упражнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

«Формирование количественных представлений, представлений о составе числа, числовой прямой у детей с речевыми нарушениями посредством использования дидактических игр в образовательной области «Познание».

Методическая разработка раздела образовательной программы «Формирование элементарных математических представлений. Количество»  («Программа обучения и воспитания в детском саду под ред. М.А. Васи...

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для  фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...

Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"

Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"....

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ" И РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. Автор: учитель – логопед высшей квалификационной категории Гришина Ирина Юрьевна (irinag2121@mail.ru)

  Комплект из 30 цветных таблиц разработан с целью  повышения результативности усвоения детьми сложных понятий, звуков, букв, их последовательности, классификации и т. д., что позволя...