Интеграция физической и интеллектуальной активности дошкольников
статья

Маликова Лениза Ильгизаровна

В статье дается описание понятия «интеграции» в системе дошкольного образования, определено влияние двигательной активности  дошкольников на их интеллектуальное развитие, рассмотрены особенности и способы интеграции физической и интеллектуальной активности дошкольников в образовательном процессе ДОО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция физической и интеллектуальной активности дошкольников

Маликова Лениза Ильгизаровна

Республика Башкортостан, г. Октябрьский, МАДОУ детский сад № 26

Воспитатель

Аннотация: в статье дается описание понятия «интеграции» в системе дошкольного образования, определено влияние двигательной активности  дошкольников на их интеллектуальное развитие, рассмотрены особенности и способы интеграции физической и интеллектуальной активности дошкольников в образовательном процессе ДОО.

Ключевые слова: интеграция, физическая активность, интеллектуальная активность, интегрированное занятие.

Integration of physical and intellectual activity of preschool children

Malikova Leniza Ilgizarovna

 Republic of Bashkortostan, Oktyabrsky, MADOU kindergarten No. 26

Mentor

Abstract: the article describes the concept of «integration» in the system of preschool education, determines the influence of motor activity of preschoolers on their intellectual development, considers the features and methods of integration of physical and intellectual activity of preschoolers in the educational process of preschool education.

Keywords: integration, physical activity, intellectual activity, integrated activity.

Дошкольный возраст является важным этапом в развитии детей: закладываются основы в формировании личности, происходит формирование и развитие творчества, физической активности, умственных и интеллектуальных способностей дошкольников.

Важное значение отводится процессу развития интеллектуальной активности детей. В настоящее время от человека требуется владение знаниями, а также умениями самостоятельного добывания и оперирования знаниями, творческого мышления. Интеллектуальная активность способствует формированию у детей нестандартного мышления.

В настоящее время отмечается ухудшение здоровья у дошкольников, что является результатов воздействия неблагоприятных экологических и социально-экономических,  а также педагогических факторов.

К педагогическим факторам относятся, в первую очередь, постоянное увеличение интенсивности и объема нагрузки на детей. Такие нагрузки связаны с содержанием образования, режимом пребывания в ДОО, в частности, сокращение дневного сна, прогулки, двигательной и самостоятельной игровой деятельности.

Одним из направлений в совершенствовании системы дошкольного образования является переход к непрерывности двигательной активности детей в процессе обучения. Полагаем, что решение данной проблемы возможно двумя способами:

- количественный способ – расширение детской двигательной активности путем выделения дополнительных часов на проведение физкультурных занятий в ДОО. Такой способ приводит к сокращению времени, которое отводится на познавательную деятельность в образовательном процессе, что приведет к снижению интеллектуальной активности детей;

- качественный способ – интегрированный подход в организации занятий в ДОО. Данный способ позволяет осуществлять одновременно физическое и познавательное развитие детей, что повышает уровень их интеллектуальной и физической активности. Также он дает возможность для сокращения общей продолжительности и количества занятий, решая при этом поставленные педагогические задачи.

Интеграция образовательных областей, в нашем случае «Физическое развитие» и «Познавательное развитие», представляет собой процесс, ведущий к связанности, взаимовлиянию и взаимодействию процессов развития физической и интеллектуальной активности у детей, и обеспечивающий целостность в образовательном процессе.

Интеграция образовательных областей является одним из принципов дошкольного образования, который определен в ФГОС ДО [5]. Интеграция дает возможность для перестройки всей образовательной системы в ДОО и основана на объединении образовательных областей.

Разработка методических и организационных основ в интеграции интеллектуальной и двигательной деятельности дошкольников в ДОО базируется на закономерностях в психомоторном развитии детского организма и заключается в разработке системы, которая обладает большим экономическим, оздоровительным и образовательным эффектом.

Механизм интеграции в образовательной деятельности дошкольников в ДОО дает возможность для увеличения времени, которое отводится программой ДО на физическое воспитание и способствует развитию двигательной и интеллектуальной активности, повышается качество процесса образования.

Интеграция интеллектуальной и двигательной деятельности дошкольников, проводимая в форме физкультурного занятия отличается выгодно от иных видов занятий, в которых познавательная деятельность реализуется с угнетением моторики. Существенная особенность интегрированной формы в занятиях – значительное увеличение времени для решения интеллектуальных и двигательных задач, с отсутствием необходимости проведения дополнительной организованной формы занятия. В процессе интеграции различные компоненты учебной деятельности положительно взаимодействуют, к примеру, освоение математических представлений и физической подготовленности. Механизмами в данном взаимном влиянии являются чередование физической нагрузки с активным отдыхом, наличие новизны, отсутствие монотонности в образовательной деятельности, что способствует повышению у детей физической и интеллектуальной активности.

Интеграция физической и интеллектуальной активности дошкольников при занятии физическими упражнениями решает эффективно оздоровительные и образовательные задачи.

Н.В. Орлова указывает в своих работах, что между уровнем физической активности, мышление, речевым развитием и словарным запасом существует прямая зависимость [3, с. 214]. Исследования детской мозговой деятельности, проведенные Л.Н. Вахрушевой, позволили установить, что движение является важнейшим элементом в обучении. Во время физической активности происходит активизация мозга. Физические упражнения способствуют укреплению и росту новых мозговых клеток. Также автором установлен факт: сидячий образ жизни у детей, который длится без перерывов, приводит к снижению у них концентрации внимания, а также к проблемам с поведением и дисциплиной. Физическая активность, которая реализуется с помощью движений, способствует расширению кровяных сосудов, доставляющих глюкозу, воды и кислород к мозгу. Иными словами, при осуществлении детьми движения в мозг поступает наибольшее количество информации [1, с. 32]. Итак, можно сказать, что физическая активность оказывает благоприятное влияние на познавательное развитие и повышает интеллектуальную активность дошкольников в процессе обучения. Под воздействием двигательной активности, физических упражнений, в детском организме происходит интенсивный синтез активных биологических соединений, улучшающих сон, улучшает настроение у детей, повышает их физическую и умственную работоспособность [2, с. 51]. Таким образом, научно доказано, что физическое и интеллектуальное развитие тесно друг с другом связаны.

Важной задачей, которая стоит перед педагогами ДОО, является поиск оптимальных технологий, которые позволяют обеспечить интеграцию физической и интеллектуальной активности дошкольников.

В ДОО интеграция физической и интеллектуальной активности дошкольников может быть реализована при осуществлении различных видов деятельности:

- включение эстафет, подвижных игр, физических упражнений на занятиях по познавательному развитию;

- включение в физические игры заданий, позволяющих закрепить знания, которые получены дошкольниками на занятиях по математике, развитию речи и пр.;

- проведение интегрированных занятий по определенной теме, которые позволяют объединить в себе задачи физического и интеллектуального развития дошкольников;

- разработка, внедрение в практику интегративной образовательной программы, которая охватывает всю детскую деятельность в ДОО [4, с. 311].

Опишем примеры по интеграции занятий по физкультурному и познавательному развитию. На занятиях по физкультуре дети сталкиваются с математическими отношениями, которые приводят к необходимости проявления интеллектуальной активности: возникает необходимость сравнения предметов по форме и величине либо определения, где правая и левая сторона. В связи с этим, при предложении дошкольникам различных физических упражнений, необходимо не только развивать их физическую активность путем предоставления физической нагрузки, а также, при формулировке заданий следует обратить внимание на различные математические отношения, предложить детям выполнить упражнения по устным инструкциям, без использования образца. В качестве дополнительных предметов, применяемых обычно при выполнении упражнений, целесообразным будет использование объемных и плоских геометрических фигур, карточек, на которых изображены части суток, времена года, цифры.

К примеру, в процессе упражнения дошкольников на физкультурных занятиях  в прыжках, возможно повышение их интеллектуальной активности путем использования заданий, формирующих количественные представления. Для этого можно предложить детям следующие инструкции при выполнении прыжков:

- подсчитайте количество прыжков до квадрата;

- при осуществлении прыжков из обруча в обруч, необходимо назвать, какой по счету будет обруч красного (синего, желтого и пр.) цвета;

- подпрыгните на 2 раза больше, чем количество дней в одной неделе (для детей старшего дошкольного возраста).

Рассмотрим примеры интеграции физической и интеллектуальной активности дошкольников путем проведения эстафет и игр на занятиях по физкультуре в ДОО. Данные упражнения можно применять в работе с детьми старшего дошкольного возраста:

1. «Дом» - проводится эстафета, в которой детям предлагается как можно быстрее выстроить дом из деревянного конструктора – происходит активизация движений детей, позволяющих развивать такие физические качества, как быстрота, ловкость, гибкость; активизируются интеллектуальные способности – наглядно-образное мышление, пространственное восприятие.

2. «Съедобное – не съедобное» - дети рассаживаются на скамейку, педагог с мячом встает напротив. Педагог называет предмет и бросает одновременно мяч первому ребенку. Ребенку необходимо поймать мяч, если предмет съедобный и отбить – если несъедобный. Игра позволяет активизировать двигательную активность детей (развивает ловкость, быстроту реакции) и одновременно развивает логическое мышление.

3. «Цвет» - определяется игровая зона, за пределы которой нельзя выходить во время игры. Водящий закрывает глаза, встает спиной к играющим и называет цвет. Играющие должны быстро найти предмет с таким цветом и взяться за него. Кто не нашел названного цвета, убегает от водящего. Игрок, которого поймали, становится водящим. Данная игра позволяет развивать у детей ловкость, быстроту, силу в процессе бега и одновременно активизирует мыслительные способности ребенка (при поиске предмета с названным цветом).

4. «Найди пару» - детям раздаются разноцветные флажки и кружочки (пара каждого предмета). На сигнал педагога дети начинают бегать. После того, как дети услышали звук свистка, каждому ребенку необходимо найти себе пару в соответствии с цветом флажка либо кружочка и взяться парой за руки. Эта игра активизирует двигательную активность детей, развивая ловкость, быстроту и силу, и способствует активизации мыслительной деятельности.

5. «Хлопки» - дети ходят по кругу. Ведущий хлопает в ладоши. При хлопке один раз, детям необходимо принять позу ивы (ноги ставят на ширину плеч, руки разводят слегка в локтях и направляют вниз, голову наклоняют к левому плечу); при хлопке два раза дети принимают позу лягушки (приседают, пятки ставят вместе, колени и носки направляют в стороны, руки располагают на полу между ногами); при хлопке три раза дети принимают позу аиста (стоят на одной ноге, разводят руки в стороны); при хлопке четыре раза – возобновляется ходьба детей. В данной игре также активизируется двигательная деятельность детей – ходьба, стойка в позах (развитие ловкости, гибкости, выносливости), а также образное мышление, логичность, глубина и пытливость ума (интеллектуальные способности).

Разработка интегрированного занятия является довольно сложным процессом. Педагогу следует уделить внимание психическому и физическому развитию детей; дозировке материала, которая осуществляется, исходя из физического состояния детей, уровня их физической подготовленности и интеллектуального развития; времени отдыха и нагрузки.

Таким образом, реализация интегрированной технологии в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, дает возможность для нового, эффективного, доступного для детей освоения большинства разделов в образовательной программе. Интеграция физической и интеллектуальной активности дошкольников позволит поддержать и сохранить их здоровье с одновременным развитием познавательных способностей, мышления, творчества, а также эффективно решить образовательные задачи с экономией времени для образовательного процесса и повысить интерес детей к занятиям.

Список литературы

  1. Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста / Л.Н. Вахрушева. – М.: Форум, 2016. – 96 c.
  2. Микляева, Н.В. Физическое развитие дошкольников. Ч.2. Формирование двигательного опыта и физических качеств / Н.В. Микляева. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 176 c.
  3. Орлова, Н.В. Психофизиологические условия развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста / Н.В. Орлова // Молодой ученый. – 2020. – № 6. – С. 214-219.
  4. Рощупкина, Н.А. Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС / Н.А. Рощупкина // Молодой ученый. – 2017. – № 46. – С. 311-313
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155. [Электронный ресурс] // Федеральный институт развития образования. – Режим доступа: https://fgos.ru/. – (Дата обращения: 17.09.2021).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль и место сказкотерапии в психическом, физическом и интеллектуальном развитии дошкольников»

Консультация для родителей о роли сказки в воспитательном процессе: как правильно рассказать сказку, чтобы добиться нужного результата; какую выбрать сказку....

"Интеграция математического развития и двигательной активности дошкольников через игру"

Дорогие коллеги! Работая с детишками более 20 лет, разработала   немало развивающих игр, пособий.Очень мне близка тема «Интеграция математического развития и двигательной активности». Хочу с...

Интегративный подход в реализации задач по физическому и интеллектуальному развитию дошкольников

В статье отражается вариант интеграции  О. о. "Физическая культура" и "Познание" ("Первые шаги в математику")...

Дидактические подвижные игры, как форма интеграции физического и интеллектуального развития дошкольников в современном дошкольном образовании России.

Дидактические подвижные игры являются оригинальной формой совмещения задач интеллектуального и физического развития....

Дидактические подвижные игры, как форма интеграции физического и интеллектуального развития дошкольников в современном дошкольном образовании России.

Дидактические подвижные игры способствуют развитию приёмов умственной деятельности. Это своеобразное средство воспитания и обучения, отвечающее особенностям и возможностям маленького ребёнка. Их основ...

Статья "Интеграция физического и экологического воспитания дошкольников"

В статье рассматривается актуальность этой проблемы....